Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последний меч самурая |
английское название: |
Mibu gishi den |
год: | 2002 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Ёдзиро Такита |
сценаристы: | Такэхиро Накадзима, Дзиро Асада |
продюсеры: | Нодзоми Эноки, Хидэдзи Миядзима |
видеооператор: | Такэси Хамада |
композитор: | Дзё Хисаиси |
художник: | Кёко Хэя |
монтаж: | Нобуко Томита |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 4000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 ноября 2002 г. |
на DVD: | 24 июля 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 23 мин |
Честно сказать, перевод фильма оставляет желать лучшего, но, почитав немного историю Японии, можно понять, какие исторические события описывает этот фильм.
Однако, за обычной манерой самурайских боевиков, с битвами и суровыми взглядами надменных воинов, кроется еще кое-что. Один из них, с виду простоватый, и скупой до денег деревенский самурай, прячет за улыбкой сильную и чувственную душу. Он не находит радости в убийстве других людей, а наслаждение получает от воспоминаний о своей семье, которую он оставил, чтобы прокормить их хорошим жалованием, что может дать Синсенгуми.
С другой стороны, мы видим сурового убийцу-левшу (что уже выделяет его на фоне остальных, ведь в Японии левши мечники — нонсенс). Он легко заберет жизнь даже у того, кто просто взбесил его, и рад тому, что никто не может победить его. Ему вполне подходит, что все его сослуживцы рано или поздно погибнут в бою, против войск Императора, как и он сам.
Оба этих персонажа, как две противоположности, старое и новое течение. Один ценит жизнь, другой с легкостью ее отнимет.
Не буду описывать всего, но несколько моментов даже заставили меня пустить слезу.
Слова: «Не отправлюсь ни на небо, ни в ад. Я буду с вами, всегда с вами!»
Фильм конечно подойдет не всем, да и огрех у него хватает. Но каждый, кому нравится душевное кино — эта картина подойдет.
10 июля 2019
Фильм я пересматривал несколько раз пытаясь лучше разобраться в сюжете. Сначала положительные стороны — хороший антураж, костюмы, декорации, красивая природа. Вроде бы по соответствию событий, деталей фильм приближен к к жанру исторической картины. Главный герой нетипичный самурай — он слишком воспитан, обходителен, но чересчур веселый, болтливый и беззаботный, также и очень жадный. В фильме он влюбляется в девушку, но любовная линия не раскрыта. События связаны с движением синсэнгуми (сторонниками сохранения сегуната) в 1860-е гг. Исторические события показаны в фильме, но как-то смутно, хаотично. Отрицательные стороны: замысловатый и нудный сюжет, нет ясна идея картины, актеры второстепенной величины, не колоритные, понять менталитет японцев сказать сложно, все равно что ничего не сказать. Некоторые поступки и слова героев все равно, что бессмыслица. Поединки не впечатляют, нет спецэффектов, нет переживаний за судьбы героев, когда главный герой умирает — нет ни сочувствия, ни жалости — потому что персонажи какие-то безликие и туповатые. Иногда хочется смеяться над их репликами и поступками. Не хватает динамизма и немного адаптации для неяпонцев. Я немного изучаю историю и культуру Японии, но мне многое в этом фильме не ясно. Если вспомнить более удачные и яркие исторические картины — «Последний самурай», «13 убийц», «7 самураев». Нет какого-то послевкусия, нет ничего запоминающегося.
В общем смотреть не надо, ни разу.
3 из 10
13 октября 2018
«Давайте попьем на счастье. Попей из моих рук».
Фильм — яркий, красивый, динамичный, если сравнивать с работами других режиссеров, снимавших истории о легендарных воинах-самураях. Здесь нет низко поставленной камеры и долгих планов как у Ясудзиро Одзу. Наоборот, монтаж ближе к голливудскому, чем к традиционному японскому кино. Опять же, сама история рассказана очень серьезно. Акира Куросава и Хироси Тэсигахара позволяют себе гораздо больше вольностей и иронии в своих самурайских сагах.
Фильм, герои истории, диалоги романтизированы и поданы как идеально приготовленная чашка чая в ресторане для иностранцев. В кино для своих можно и посмеяться над собой, а вот, в кино на экспорт желательно собрать все штампы: от гейши до харакири, от хокку до цветущей сакуры.
При этом, как раз благодаря подобным допущениям фильм получился очень трогательным. Несмотря на некоторую пафосность монологов, если вслушаться в суть, возникает и сопереживание героям, и ощущение прикосновения к иной культуре, прекрасной в своей уникальной неспешной созерцательности жизни и спокойном отношении к переходу за грань.
Действие фильма перенесено в 19 век. Эпоха самураев подходит к концу, и слезы героев во многом не столько из-за потери друга, близкого сколько из-за необходимости расстаться со старым временем и перейти в новое бытие, где прежний героизм будет неуместен, а попытка искупить смертью содеянное останется непонятой.
В картине есть своя определенная гармония и красота.
«Прекрасна, как на картинке.
Во всей Японии ничего подобного не найти.
Вишня в Мариоке пробивается сквозь камень, чтобы зацвести.
Магнолия в Мариоке цветет даже на Севере.
Посему я хочу, чтобы вы устремились вперед.
Идите непокоренными.
Цветите, как сакура».
26 марта 2015
Бусидо — Кодекс чести самурая:
«
Глава I
Вступление
Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днем и ночью,
с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю
трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги — что
он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он
сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириада зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед, и насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделенной прекрасными качествами. Ибо жизнь мимолетна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина…»
Такова суть воина-слуги и хотя, требования описанные в таком трактате как Бусидо являются идеалом служения господину и обществу в целом, каждый достойный воин считал своим долгом следовать ему.
Бесстрашие перед смертью объясняется влиянием Буддизма, наряду с синтоизмом, имеющего полутора тысячелетнюю историю в Японии.
Канисира Юсимура — один из главных героев фильма, несомненно, является примером доблести и воинской чести истинного воина-слуги! И хотя, чрезмерная привязанность к родственникам, к деньгам и прочему материальному благу, порицается в самурайском кодексе, нельзя не отметить тот факт, что главный герой в полной мере проявил свою любовь и преданность к своему делу, тем самым, сохранив самое важное — он сумел остаться Человеком, не потеряв лицо! Тоже самое могу сказать и о поступке его сына.
Конечно, в силу своего мирского восприятия и непонимания тонкостей законов жизни и смерти, мы бесконечно долго можем обсуждать правильность, разумность образа мышления и жизни, поведения истинных самураев.. Но это ни в коем случае не умаляет их славы и величия!
Отличный фильм. Однозначно, один из лучших фильмов на данную тематику. Рекомендую!
10 из 10
5 декабря 2014
Фильм поставлен по роману Дзиро Асады, написанному в 2000 году. (Надо сказать, что до этого также имела успех ещё одна экранизация этого автора — «Путеец» (или «Железнодорожник»).
Действие фильма происходит во второй половине 19-го века, когда в стране были межусобные распри. Против императора Мейдзи выступили некоторые феодальные кланы, объединившиеся в Северный союз, от которого в последствии откололся клан Акита. Одно из главных мест среди мятежного сёгуната занимал клан Нанбу…
В фильме не так много боевых сцен, которые обычно в большом изобилии присутствуют в лентах на данную тему, а больше показаны нравственные сомнения самураев, на чьей стороне выступить. С одной стороны предать своего сёгуна, это всё равно, что обесчестить своё имя, (да ещё потерять неплохое денежное содержание), а с другой стороны идти против Императорских войск.
Йодзиро Такита (который и в последствии продолжит обращаться к историческим темам), замечательно передал атмосферу и колорит Японии эпохи Мейдзи. В целом фильм смотрится ровно. По моему мнению, только одна слишком натуралистичная сцена, которая вызывает скорее смех — лишняя в этом красивом фильме.
7 из 10
17 августа 2014
Мысль что-то гладко не идет, попробую набросать те отрывки, что крутятся в голове
Итак, повествование идет с двух концов, как бы с разных сторон баррикады. И в образе главного героя выхватываются, как вспышками света в темноте, разные черты — вот он забитый, корыстный и болтливый деревенский самурай, не долженствующий вызывать ничего кроме презрения. А вот — мудрый и душевный учитель. А вот жестокий и бескомпромиссный воин. А вот ответственный и нежный муж и отец. И вот из этих ярких разрозненных вспышек складывается изменчивый, живой человек, не забитый в жесткую линию поведения — он разрывается между чувством и долгом (да, да, классицистический конфликт и обычный такой для японского искусства).
Интересно то, что нет момента окончательного выбора — та-да-та-там, герой принимает решение и гордо идет умирать во имя долга или наоборот под нежную скрипичную музыку выбирает чувство. Выборов в фильме много, герой мечется и так и не определяется до конца. Его выборы скорее диктуются обстоятельствами, а не внутренней потребностью. Фактически внутренний конфликт так и остается не разрешенным. Интересный и неоднозначный такой герой — сильный человек со внутренним надломом, символ своей надломленной эпохи. Актер-протагонист — умница, умеет существовать в кадре молча (для меня очень важное качество).
Общий цвето-звуковой образ фильма мне лично не очень понравился — много навязчивой музыки, слишком яркие цвета.
Затянутость — наверное есть такое, но я, которая вообще не особо любит саспенс, этого не заметила.
В общем — смотреть можно и нужно. Не один раз.
9 августа 2011
На первый взгляд фильм опирается на реальные исторические события, однако это вовсе не историческое кино — это драма. И совершенно неважно, в какой стране, в какое время и при каких внешних факторах она разворачивается — главное, что бы был своего рода конфликт, и он есть. А то, что все это происходит на фоне Японии 19 века — лишь добавляет фильму немного экзотики…
Не стану пересказывать сюжет и рассматривать характеры персонажей, хотя они весьма интересны. Скажу лишь, что это фильм о чести, долге, дружбе и, конечно же, любви. Любви мужчины к женщине, человека к родине. Любви, практически во всех ее проявлениях.
К недостаткам фильма можно отнести лишь его небольшую затянутость, особенно это заметно во второй половине фильма. Так же зрителям мало знакомым с азиатским кинематографом картина может показаться через чур скучной, однако хорошая игра актеров смягчает данные нюансы.
8 из 10
25 июля 2011
Фильм снят красиво. Очень натурально передана Япония конца XIX века. Очень красивые виды природы, да и японского города того времени.
Актёры хорошо сыграли, в лучших традициях Куросавы.
Но под всей этой красотой, скрывается достаточно скучный сценарий. Этот фильм скорее будет интересен самим японцам, в качестве исторической ленты про свою родину. Или для людей, интересующихся японской культурой.
5 из 10
14 января 2006