Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мужчины Сесиль Кассар |
английское название: |
17 fois Cécile Cassard |
год: | 2002 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Кристоф Оноре |
сценарий: | Кристоф Оноре |
продюсеры: | Филипп Жаки, Беатрис Модют, Лоран Петен, Мишель Петен |
видеооператор: | Реми Шеврен |
композитор: | Алекс Бопен |
художники: | Пьер Канитро, Лоран Аллер |
монтаж: | Шанталь Иман |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 мая 2002 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Как некогда Жан-Люк Годар, французский кинокритик Кристоф Оноре с черного хода зашел в мир кино, и в 2002 году снял свою дебютную картину «17 раз Сесиль Кассар» (в русском переводе «Мужчины Сесиль Кассар»). Сегодня о ней мало, кто знает, да и тогда она прошла без особого успеха. Это сейчас у Кристофа много поклонников по всему миру, и он стал едва ли не лицом и хранителем французского духа, наверное, вторым по популярности после Франсуа Озона. Десять лет назад «Сесиль Кассар» вроде бы показали на одной из Каннских программ, но из-за трудности восприятия, заметили, по-видимому, ее лишь телевизионные продюсеры, и предложили Кристофу Оноре снять «Поговорим о Лео».
Что касается непосредственно самой картины, то можно предположить, что «17 раз Сесиль Кассар» описывает приключения Лены из «Моя девочка не хочет» после окончания фильма, который Оноре выпустил семь лет спустя. Кто не знает, его героиню Лену вконец достали родственники, желающие ей счастья, и решающие за нее проблемы, и она, бросив ребенка, уехала в неизвестном направлении. Только если Лена решается на такой экстремистский поступок только в финале, то Сесиль Кассар (Беатрис Даль) начинает с него свой путь. Причиной побега становиться смерть ее возлюбленного мужа, с которой женщина не может смириться. Погружаясь в бездны депрессии, она становится опасной для своего сына Люка, и даже готова исполнить клятву верности и последовать за супругом на небеса.
«Я хочу посмотреть какой-нибудь фильм»
Всё, чем оправдывает Сесиль свой отъезд, оставляя Люка со своей подругой. На этом самая понятная и реалистичная часть «17 раз Сесиль Кассар» заканчивается. И то ее нужно перетерпеть, потому что тяжелые темные кадры, полные исступленного молчания, могут заставить окончить просмотр на первых двадцати минутах. Попытка самоубийства Сесиль оборачивается символическим переходом в параллельную реальность как у Кокто в «Орфее» или у Вуди Алена в «Пурпурной розе Каира». Она входит в озеро, будто в зазеркалье, и начинается фильм, который героиня хотела посмотреть, а на поверку, поучаствовать в нем.
Тулуза, куда она пребывает, наполнена лишь мужчинами. Наверняка по-соседству с ними живут и женщины, но Сесиль почему-то предпочитает их не замечать, и в итоге ни одной из них в кадре не появляется. Сводит знакомство с двумя геями и потихоньку под их опекой восстанавливается. Иногда рекреации мешают рассуждения одного из ее друзей Матье (Ромен Дюри), мечтающего уехать со своим любовником в Париж или за границу.
«Везде одно и то же. В Рейне, в Тулузе, в Монпелье. Везде одни и те же рекламы, одинаковые фасады домов, похожие друг на друга студенческие общежития. Всё одинаковое. И всё гнилое».
Так Сесиль должна понять, что смена места жительства не поможет ее горю, и куда бы она не убежала, призраки будут преследовать ее. Еще Матье загадывает для подруги два желания: чтобы она забыла о смерти мужа, и чтобы не отказывалась от счастья. Это и есть ось главная ось «17 раз Сесиль Кассар»
«Если хотеть быть счастливым — это уже счастье»
Вторит Матье блаженный португалец Тьяго с берега местной реки. Мысль Оноре распыляется на всех героев, кроме Сесиль, все они — одно, некая сила, должная помочь ей. И так тому и быть. Самый депрессивный фильм Оноре по форме, оказывается едва ли не самым оптимистичным по содержанию.
«17 раз Сесиль Кассар», из-за неопытности режиссера, только начинающегося поиска собственного стиля, напоминает рядовое кино европейское кино. Но уже здесь есть сквозные темы для всего его творчества — утрата и «чужие в этом мире». И своеобразные фетиши, встречающиеся практически в каждой его ленте, как те: чтение вслух, гомосексуальные персонажи, изысканный подбор музыкального ряда, в особенности иностранной музыки, чем французы обычно брезгуют.
Последняя часть фильма, кстати, называется, «Эдем, эдем, эдем». Был такой роман у французского писателя Пьера Гийоты, вышедший в 1970 году и сразу же запрещенный французской цензурой на десять лет, за более чем похабное содержание, напрочь состоящее из образов беспрерывного совокупления. Как у Маркиза де Сада, только без отклонений в логическое развитие сюжета. Почему Оноре воспользовался для создания «Сесиль Кассар» именно этой книгой? Мое единственное предположение состоит в том, что «Эдем, эдем, эдем», как и «Орфей» Кокто относились к «Новой волне», традиции которой соблюдает сегодня Кристоф Оноре. Тогда такие великие люди как Мишель Фуко и Ролан Барт выразили поддержку книге Гийоты, признав, что она создана на «ошеломляюще новом языке». То же можно сказать и о дебютном фильме Кристофа Оноре. В нем нет строгого сюжета, он — последовательность почти галлюциногенных образов, реальных для героини, но воспринимаемых зрителем как сон наяву. Будто бы с ней что-то происходит, а потом она отключается, а когда вновь приходит в себя, то видит происходящее в туманной дымке. В этом кроется экспериментаторство Оноре и желание уйти от штампов, к чему стремилась вся «Новая волна». А совсем уже реверансом скандальной книге Гийоты могу послужить эротические сцены в порты, с нищим, льнущимся к двум случайным любовникам. Раньше я бы сказал, что это из Пазолини, но теперь знаю наверняка, из какого Эдема ноги растут.
7 из 10
3 сентября 2011
Не устаю удивляться: как все-таки ярко выражен и узнаваем стиль этого режиссера. Наконец ознакомившись с его дебютной полнометражной работой, уверилась в этом окончательно. Каждый, кто знаком с хотя бы одним произведением Кристофа Оноре, думаю, согласится, что логика повествования и четкость сюжетных линий — не сильные его стороны (да, в его историях они и не важны), но странноватая и неповторимая атмосфера его фильмов лично мне пришлась по вкусу.
Тема этого фильма, пожалуй, перекликается с его же «Песнями о любви»: тоже потеря, тоже трудный путь выздоровления. Но способ возвращения к жизни иной. Странный, труднообъяснимый, но, тем не менее, действенный.
Сесиль Кассар потеряла мужа. Ее потеря настолько велика и всеобъемлюща, что достучаться до нее не может никто. Даже маленький ребенок, на которого она просто не в состоянии реагировать. Мир умер для нее. Оставив ребенка с подругой, она решает уйти из жизни, но что-то не дает ей довести начатое до конца, и после необъяснимой и мутной ночи она оказывается в другом городе -Тулузе. Здесь — это город мужчин. В буквальном смысле, женщин в этом городе вы не увидите.
Странные знакомства со странными людьми, порой приводящие к длительным и близким отношениям… Здесь, в Тулузе, Сесиль вдруг понимает, что может жить… Сначала мучительно, еле-еле… Но постепенно в ее глазах появляется жизнь, на щеках румянец, и в сердце — способность чувствовать что-то, кроме боли…
Мир мужчин, окружающих Сесиль, необычен, странен, неоднороден, но именно в нем она черпает силы для своего возрождения… Наблюдая за их отношениями, общаясь с ними, принимая участие в их жизни и меняя свою, она медленно поднимается вверх…
Для того, чтобы написать все эти сумбурности, мне пришлось посмотреть этот фильм дважды. Его отличает неповторимая атмосфера — какой-то полусон-полуявь, и красота, которую я смогла увидеть в полной мере лишь после второго просмотра. Четко выражен перелом в жизни Сесиль: из серого и туманного, мира, она попадает в незнакомый, но солнечный, яркий и притягательный. В моей памяти от этого фильма осталось несколько ярких вспышек и ручаюсь, спустя некоторое время они все еще будут там.
Актерская игра. Беатрис Даль великолепно вжилась в свою роль. Горе ее героини настолько велико, дико и ощутимо, что с первых минут передается зрителю. Но едва ли не главным впечатлением от фильма для меня стал Ромен Дюри. Я видела его раньше в «Парижской истории», но здесь даже не узнала — настолько он здесь другой. Его герой артистичен, гибок, разнообразен, и невероятно интересен.
Нельзя не отметить музыкальное сопровождение. Тревожное, экспрессивное, прекрасно подобранное и запоминающееся. Что неудивительно, ведь композитор — все тот же Алекс Бопен, надеюсь, их сотрудничество с Кристофом Оноре будет продолжаться и впредь.
Вот собственно и все, что я хотела бы сказать об этом фильме, остальное лучше увидеть. В нем много непонятного и странного (сколько раз я повторила здесь это слово?), и в тоже время ясного как белый день: каждая потеря эксклюзивна, каждое горе индивидуально и не существует панацеи — для каждого свой путь наверх…
8 из 10
7 ноября 2010
`Теперь я могу представить, как выглядит смерть`
Что есть смерть? Биологическая гибель организма? А может, это что-то из области метафизики? Или это боль? Пустота? Куда она ведет? И что оставляет тем, у кого бесцеремонно отобрала любимого человека? Ответов на эти вопросы нет, и вряд ли они когда-нибудь найдутся.
Смерть — естественный, но в то же время крайне непредсказуемый процесс. Она врывается в нашу жизнь, цинично распахнув дверцу судьбы. Она не идет на уступки или компромиссы, не заключает контракты или договоры, она просто вершит предначертанное. Она нещадно забирает души, исполняя по ним свой прощальный реквием. Смерть навсегда освобождает от бренных земных оков. Но что делать тем, у кого жизнь еще не закончена, но кто уже не видит смысла в таковой?
Сесиль Кассар в одночасье лишается всяческого смысла своего существования: гибель мужа изменяет ее саму, ее отношение к жизни, к ребенку, к окружающим. Все становится бессмысленным, пустым, напрасным. Чужой и чуждый дом. Ребенок, маленький Люка, не приносящий радости. Подруга, тщетно пытающаяся вернуть Сесиль к окружающей действительности. Все это уже не важно. И кажется, что единственный выход из этой ситуации — отправится вслед за ним, за любимым Тьери. Но женщине уготована другая участь: в Богом забытой Тулузе ей предстоит вновь ощутить вкус жизни. От чувства отчужденности до обретения собственного рая — Эдема, Сесиль будет возрождаться.
Эта картина представляет собой режиссерский дебют в полнометражном кино Кристофа Оноре, ныне одного из любимцев французской, да и не только, публики. И надо сказать, дебютировал мсье весьма успешно. Символичное и глубокое произведение, как и подобает типичному образцу европейского артхауса.
На главные роли были приглашены Беатрис Даль, уже весьма известная к тому времени актриса, яркая представительница французского кинематографа и любительница авторских проектов, и Ромен Дюри, также уже успевший сыскать уважение в кинематографической среде. И нужно сказать, что этот кастинг сыграл не последнюю роль в судьбе фильма. Оба артиста более чем достойно справились со своими ролями. Да что там! Они были прекрасны. Даль, экстазирующая, под звуки песни `Pretty killer`, или Дюри, напевающий `Меня зовут Лола` — забавную песенку из фильма `Лола` с Анук Эме, и еще множество проникновенных сцен и интересных моментов.
Обычная история на необычный манер…
… Так что есть смерть? Быть может, это всего лишь новое рождение? Окно в новую жизнь? Вопрос все еще остается открытым…
25 ноября 2009