Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Эди |
английское название: |
Edi |
год: | 2002 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Петр Тшаскальский |
сценаристы: | Войцех Лепянка, Петр Тшаскальский |
продюсер: | Петр Дзецоль |
видеооператор: | Кшиштоф Птак |
композитор: | Войцех Лемански |
художники: | Войцех Зогала, Моника Угревич |
монтаж: | Цезари Ковальчук |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 сентября 2002 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Среди нас живут люди, которые не смотря на все превратности своей судьбы, лучше остальных знают настоящую ценность жизни. Пожалуй, такова основная мысль, которую хотел донести до зрителей Тшаскальски своим фильмом.
Действие разворачивается в каком-то обособленном мире, где все, абсолютно все давно прогнило, обветшало, пропахло плесенью и разложилось. Доминирование в картине серо-зеленого цвета подчеркивает суровость происходящей реальности, которая кажется зрителю сплошной серой слизкой массой, вязким, засасывающим болотом. Улицы, дома, одежда, цвет кожи и даже мысли героев — все имеет тоскливый и хмурый цвет асфальта во время ноябрьского ливня. В атмосфере унылости бесконечной осени, усиленной образами воды и холодной цветовой гаммой, однако находится человек, способный видеть в окружающих и в самом себе пробивающиеся из мрака лучи надежды и любви к жизни, какой бы сложной она ни была.
Главный герой Еди воплощает собой образ этакого юродивого, блаженного, абсолютно беззлобного и смотрящего на окружающий мир через призму смирения и покорности. Однако его безропотность не принимает форму раболепия, поскольку он не прогибается под обстоятельствами, а сохраняет свое человеческое достоинство и жизненные принципы.
Источником радости для Эди являются не деньги, не количество выпитого алкоголя, а книги. Может показаться странным, что человек, выброшенный за борт жизни, питает такую любовь к литературе, в то время как его окружение думает только о том, как бы проснуться на следующий день. Если для друга главного героя Юречека пределом мечтаний был телевизор, то для Эди не существует материальной системы ценностей. Это наглядно видно в эпизоде, когда друзья собирают металлолом в богатом квартале города. Юречек восторженно восклицает: «Здесь рай! Здесь все есть! Стиральная машина, телевизор — не это ли рай?», на что Эди отвечает со свойственной ему философской размеренностью: «А что это за рай? Сегодня есть, а завтра его нет». Если для Юречека жить — означает иметь три телевизора в доме, то для Эди ценна сама по себе возможность жить и сохранять собственную индивидуальность.
Эди отказывается существовать по схеме «простулся-опохмелился-сдал металлолом-напился-уснул», а старается привнести в свою жизнь элементы созидания. Ему хочется осчастливить тех, кто в этом нуждается. Поэтому он продает свои книги (своеобразный акт жертвоприношения), чтобы на вырученные деньги купить оставшемуся без отца мальчику так желанную им игрушечную машинку. Взамен Эди не ждет благодарности, может для этого он дарит игрушку не лично, а подкладывает ее под дверь квартиры, чтобы в обшарпанном подъезде, среди облупившихся стен, искореженных перил и протертых ступенек для маленького мальчика произошло чудо, настоящее рождественское чудо. И зритель понимает, что именно в этот момент, вот сейчас пришло рождество, потому что, как говорит сам Эди, оно всегда наступает тогда, когда мы этого хотим.
Пожалуй главной драмой в жизни Эди становится воспитание чужого ребенка и связанная с этим история. Пережить такое и выстоять, не потерять веру в человеческую добродетель, смог только по-настоящему сильный духом человек, каким является Эди. В своих деланиях он как бы руководствуется библейской заповедью: подставь другую щеку. К концу фильма, когда кажется, что ничего не помешает деревенской идиллии жизни героев, наступает неожиданный финал, порождающий множество вопросов. Неожиданный, потому что казалось, что Эди, всегда рассуждавший в философских категориях добра, никогда бы не отдал ребенка в семью бандитов. Для чего он это сделал? Что им двигало?
Поступки Эди порой кажутся абсолютно ненормальными, они вызывают у зрителей недоумение и возмущение, но для самого героя они вполне естественны, поскольку это его собственный мир и он воспринимает его так, а не иначе. Да и как можно осуждать человека, никогда не будучи в его ситуации и не испытав того, что он пережил? На примере жизни главного героя раскрывается истина: не стоит судить о человеке по его социальному статусу, внешнему виду и роду деятельности, ведь даже самый последний бомж, пьяница или металлосборщик может оказаться человеком великого сердца.
19 июня 2012
Этот польский фильм в очередной раз поднимает тему смысла жизни, целей и задач бытия человека. Что значит: жить? Существовать или быть полезным? В чем польза жизни? «Жить» — это для себя или ради чего?
Тяжелейшее депрессивное кино, хмурое и тоскливое, как октябрьское утро, где на серых улицах вершатся темные дела, где крутятся «грязные» деньги и вращаются тёмные личности. Захолустье. Прозябание. Горький вопрос жителя подворотни к своему другу: «Ну что это за жизнь?» С сакраментальным ответом: «Наша жизнь!»
Главный герой, Эди — почти наглядный пример «святого». Человек, лишённый всего, что мог бы и должен иметь нормальный человек: дома, семьи, работы. Изгой общества, готовый вместе с тем на самопожертвование ради благополучия и спасения чужих жизней. Странный, смиренный человек, пусть и поступающий по чести, но не вызывающий сострадания.
Возможно, именно смирение не позволяет считать его жертвы разумными и оправданными, как не считает их таковыми его, кажущийся недалёким, легкомысленный приятель Юрек. То, что происходит с Эдди в этом фильме, — жутко и страшно, зверски дико. Однако Эди молча отдается чужой расправе, он не пытается ничего добиться в своей жизни, он уступает. Другие живут за его счёт.
Разве так правильно?
7 из 10
31 июля 2007