Дни, когда меня не существует
Les jours où je n'existe pas
7.1
7
2002, фэнтези, драма
Франция, 1 ч 54 мин
В ролях: Антуан Шаппе, Антуан Мишо, Жан Гиллоу, Ив Комон, Валентайн Видал
и другие
Антуан живет странной жизнью: каждый второй день его тело и душа перестают существовать. Это мучает его, мешает жить. Он сторонится людей и особенно боится влюбиться. Однако в один прекрасный день он встречает Клементин.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Дни, когда меня не существует

английское название:

Les jours où je n'existe pas

год: 2002
страна:
Франция
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператоры: Оурелиен Дево, Тьерри Тайеб, Селин Бозон
монтаж:
жанры: фэнтези, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 18 апреля 2003 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 54 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, драма

Постер фильма «Дни, когда меня не существует», 2002

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Дни, когда меня не существует», 2002

Феноменологический этюд

Мужчина средних лет по имени Антуан Мартен — обыкновенный парижанин, арендующий квартиру на Монмартре и ведущий размеренно-одинокий образ жизни. У него нет друзей, но есть много свободного времени, старательно убиваемого в малолюдных частях города — промышленных зонах, возле железных дорог и заводов. В глазах ближнего круга, в который входят его соседи по дому с консьержкой и немногочисленные городские торговцы, Антуан обладает репутацией уравновешенного и тихого жителя, из которого, впрочем, слова лишнего не вытянешь. Да и о чём может рассказать человек, жизнь которого останавливается и возобновляется через каждые сутки, расшатывая фундамент привычного для большинства из нас мироустройства?

Как ни крути, всё здесь указывает на то, что режиссёрский дебют Жана-Шарля Фетусси, не лишённый известной степени оригинальности, родился отнюдь не на пустом месте, став производной давней и замечательной европейской философской кинотрадиции, в которой, к слову сказать, его страна преуспела едва ли не больше остальных. Казалось бы, нет более непримиримых и страшных врагов, чем жизнь и смерть, но в этот раз режиссёр рассудил иначе, сделав их, своего рода, равными союзниками в экзистенциальных распрях. Подобно Бернару Кейзанну, некогда предложившему модель идеального существования своего «уснувшего» героя в суете бренного мира, сделав его чем-то вроде homo vigilabo, Фетусси находит свой способ, который оказывается куда как более беспрецедентным. Правда, время обмануть ещё никому не удавалось, и жизнь Антуана, то исчезающая, то возрождающаяся, сохраняет свою линейность.

Остаётся единственный вопрос: жить, чтобы жить или жить, чтобы проживать жизнь? У Антуана есть веские причины для изоляции от внешнего мира и всех его достоинств, хотя бы потому, что ему лучше других известно, как легко всё это может погаснуть за чертой небытия. Драматизм ситуации усиливается с появлением в его жизни Клементин, присутствие которой даёт надежду испытать счастье обоим. Эта молодая и привлекательная женщина, кажется, призвана олицетворять собою то самое желанное настоящее, которого так недостаёт Антуану и стать недостающей частью его разорванной идентичности. Но, кажется, сам он уже настолько устал быть тем, кем является, что позволяет себе единственную роскошь — мечтать.

Удалось ли Фетусси возродить на экране XXI века обновлённые черты старого философского кино или же это был очередной смелый экспериментальный постулат о непознаваемой природе существования, его фильм претендует на статус не только культового, но и актуального для своего времени. За исключением загадочной сюжетной аксиомы, здесь нет ничего лишнего, но и того, что имеется, с лихвой хватит для множества смелых интерпретаций. Учитывая же то, как мало люди узнали о самих себе за несколько тысячелетий своей истории, фильм Фетусси имеет все основания не только выйти за рамки сюрреалистического кино, но и превратиться в идейное творение о том, что нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.

21 сентября 2018

Дни, когда очень хочется сделать философское кино

- Кто это? — Я. — Не понимаю, кто ты?

- Твоя душа. Я не могла стерпеть.

Подумай над собою. — Неохота.

- Взгляни, подобно псу, — где хлеб, где плеть,

Не можешь ты ни жить, ни умереть.

Франсуа Вийон, «Спор между Вийоном и его душою», Перевод И. Эренбурга

Порою нестерпимо хочется… С людьми такое случается. Это нормально. Начинающим режиссерам хочется еще нестерпимее. Это тоже в порядке вещей. Порою хочется своим полнометражным дебютом создать что-нибудь очень глубокомысленное. Это, может быть, уже и не столь заурядное явление, зато весьма похвальное. Жаль, что подобные попытки не всегда заканчиваются однозначным успехом. Но такое тоже бывает.

Дабы никто не сомневался, что Жан-Шарль Фетусси в своей первой полнометражной работе собирается философствовать, а не развлекать обывателей каким-нибудь фэнтези, в начальных кадрах зрителю показывают мемориальную доску, укрепленную на фасаде дома, где жил философ Янкелевич — с цитатой из его произведения, видимо обещающей нам художественное причащение Вечностью. Может и несколько претенциозное начало, но для любителей интеллектуального кино весьма интригующее. Однако, досмотрев «Дни» до финальных титров, понимаешь, что обозначенный на доске звучный эпиграф выступает этой работе такой же звучной эпитафией. Конечно, фильм «отныне — не может не быть»: он уже есть; только, увы, норовит бесследно раствориться в Вечности. Факт таинственный, но вполне постижимый.

Конечно несправедливо говорить, что старательный труд Фетусси уже превратился в труп: кто-то находит в «Днях» аж «тысячи смыслов». И не нужно упрекать таких рецензентов в том, что они едва ли читали Янкелевича. Не нужно также подозревать Фетусси в не более глубоком знакомстве с произведениями этого философа, чем по цитате на мемориальной доске. Ни для создания серьезного кино, ни для его понимания, читать Янкелевича совсем не обязательно. Старания благодарных зрителей оживить смысловой ряд рожденных режиссером образов, заслуживают всяческого уважения. Несмотря на то, что некоторые из них напоминают попытки сделать пациенту искусственное дыхание ногами — понятно, из самых лучших побуждений.

Так, в череду лестных прилагательных, использованных одним из восторженных рецензентов фильма для характеристики его исключительных качеств, затесалось одно весьма любопытное — эфемерный. Сложно сказать, что под этим словом в общем хвалебном контексте подразумевал уважаемый критик, но, ввиду того, что на самом деле значения у этого прилагательного совершенно конкретные — мнимый, воображаемый, непрочный, скоропреходящий — на мой взгляд оно идеально характеризует художественную и философскую начинку «Дней».

Постоянно используемый Фетусси художественный прием — уход от конкретного действия с заменой его долгими общими планами, снятыми со статичной камеры и долгими общими планами с камеры, закрепленной на различных транспортных средствах — не только лишен внутренней оригинальности, и не только разбавляет «водой» и без того некрепкую художественную часть его работы, но и рождает множественные аллюзии к подобным приемам классиков европейского авторского кино. Наиболее явно здесь маячит призрак Вендерса, точнее призраки его ранних философско-медитативных роад-муви, особенно «С течением времени» (1976). И хотя собственно действия в том фильме еще меньше, чем в «Днях», молодому (в ту пору) немцу удалось сделать то, что не получилось у молодого француза: вовлечь зрителя в пространство действия, заставить его переживать духовное томление героев. Очевидно, за всем этим стоит та самая пресловутая «магия кино», таинства которой не ограничиваются волшебным взмахом руки режиссера и заклинаниями: «Мотор!» «Снято!».

Отдельного упоминания заслуживает концепция Фетусси по превращению своих героев в механические куклы с обездвиженными масками вместо лиц. Блистательный Бастер Китон освоил этот сценический прием больше ста лет назад, пятилетним ребенком выступая со своим отцом на сцене балагана. Но в своих последующих режиссерских работах пользовался им единолично, продолжая успешно играть на контрастах мимики: своей и главных персонажей. А вот у Фетусси все главные, да и второстепенные герои, будто пытаются походить на актеров японского театра Но, где маска служит важным средством выразительности, и где играющие без маски актеры не должны допускать на свои лица никаких эмоций. Любопытно, что и по минимализму реквизита пространство театра Фетусси тоже весьма близко театру Но. Однако на этом сходства заканчиваются: на классических театральных масках все основные человеческие эмоции обозначены совершенно определенно, а ритмика движений, сценическая речь, и сама драматургия японского театра художественно остаются бесконечно более выразительными, чем бледное полотно Фетусси.

Даже любимый актер ди Оливейры, Луиш Мигель Синтра, который одинаково проникновенно может сыграть и сумасшедшего философа, и библейского пророка, у Фетусси весь фильм вынужден ходить с ничего не выражающим лицом. Кстати, с творчеством Оливейры молодой француз безусловно хорошо знаком. И, скорее всего, в «Днях» не обошлось без определенного подражания стилю знаменитого португальца: многие фильмы Оливейры воспринимаются как герметичные спектакли, где зрителя совсем не приглашают принять в них участие.

В общем, выщипнул Фетусси немного отсюда, немного оттуда, своего совершенно ничего не добавил; заменил конкретику сцен, значимых для раскрытия «вечных тем», глубокомысленным взглядом в потолок; украсил фильм закадровым текстом: внешне красивым, но как и лица его героев ничего не выражающим; сдобрил хорошей музыкой, звучащей, к сожалению, по принуждению, и, вуаля — подарил нам дни, которые мы можем тратить на поиски тысячи смыслов.

Зато вечный «гамлетовский» вопрос, который у Фетусси маячит словно призрак отца датского принца, во второй части фильма подан режиссером с какой-то ронсаровской патетикой: «Но ты пойми — не быть! Утратить свет, тепло, //Когда порвется нить и бледность гробовая //По членам побежит, все чувства обрывая, — //Когда желания уйдут, как всё ушло.» Всё-таки интересный контраст: на общем мертвенном фоне даже появляются какие-то эмоции. Правда тут же бесследно исчезают — как главный герой в полночь.

Все герои Фетусси, независимо от времени их пребывания на этой стороне вечности, скорее находятся во сне небытия, чем в бытии. Возможно, в этом и заключается основной концепт режиссера: показать, что в философском аспекте бытие и небытие — одинаково значимые части Вечности. Но на решение вопроса о том, что есть небытие и есть ли любовь в небытии — может не хватить и тысячи дней, даже каждый день по 24 часа в этом мире. Во всяком случае Фетусси двух часов явно не хватило, а про тот он всё равно знает не больше главного героя, то есть ничего. Зачем же тогда было поднимать эти вечные вопросы? Очевидно, чтобы прикоснуться к Вечности. Дотянулся ли — покажет время.

12 февраля 2018

Esse aut non esse

Это первая работа Жан Шарля Фетусси для меня, и его действительно весьма сложно найти на просторах интернета, хотя бы с субтитрами, про дубляж уже говорить не приходится. Необыкновенно эфемерное и воздушное произведение, которое несмотря на свою некую «неземную» окраску, носит вполне себе реалистичный характер. Казалось бы сюжет фантастичен, каждый второй день, персонаж по имени Антуан перестает существовать. Но при этом проблемы и вопросы которые мучают этого молодого человека — вполне себе могут быть присущи каждому из нас. Это как философская притча, ставящая тысячу вопросов, но не дающая определенных ответов. Что значит существовать, а что не быть? Жалеть о потраченном, а вернее непрожитом времени, или же быть благодарным тому, что удается урвать от жизни? В главном герое зреет неразрешимый внутренний конфликт, его собственные переживания не могут быть развеяны, даже внезапно появившейся любовью. Одновременно и сочувствуешь герою, и не понимаешь его. Скаладывается ощущение что дни его существования — не являются таковыми, а лишь выливаются в материально ощутимое, но все тоже небытие.

Хочется отметить прекрасную работу оператора, ибо картинка завораживает. Отдельные кадры французских городских и природных пейзажей не оставвляют равнодушным, и все это под замечательную музыку. Актеры тоже прекрасно справляются со своей задачей, и сложно представить кого то другого в роли чуть неврастичного меланхолика Антуана и его не менее меланхоличной подруги Клементин.

В общем и целом тронула меня это картина. В каких то моментах даже удивила.

8 из 10

8 октября 2014

«Ничто так не ценно, как время, поскольку за одно мгновение можно приобрести наслаждение вечностью». Никола дю Соль. (Из работы В. Янкелевича «Смерть»).

Сюжет вдохновлен многолетней работой современного философа Владимира Янкелевича над развитием таких понятий как: бытие, время, мораль, любовь, музыка… В самом начале фильма режиссером поставлена определенная философская задача и ему удалось сделать так, чтобы мы довольно напряженно следили за ее решением. Жан Фетусси выдумывает ситуацию, которой не бывает, которая в жизни произойти не может, он использует прием «остановки времени», но не для украшения своего фильма элементами фэнтези, а, чтобы перенести философские категории в кино, оживить понятия «бытие» и «время».

Главный герой больше всего в жизни озабочен только своими провалами во времени и никакая радость не может надолго затмить его беспокойства. Наша задача понять, почему? Оставляя перипетии сюжета нетронутыми, обратим внимание на второй план: можно сказать, что, пока человек, знает, что смертен, он не может полностью избавиться от бремени этой мысли, не может позволить себе радоваться и быть открытым жизни навек. Однако, во время поездки персонажей в отпуск случается некое озарение. Одним словом, если додумаешь свою мысль до самого конца, получишь от нее освобождение — человек может переболеть трагедию своей смертности и перейти к вопросам другой категории, к вопросам другой жизни, к вечности.

Каждый режиссер выбирает собственный язык, с помощью которого он доносит сюжет до зрителя, это требует большого профессионализма и ответственности. Среди огромного разнообразия методов, каждый мастер стремится создать что-то свое; фильм Жана Фетусси — пример одного из необычных стилей, к тому же, с французским акцентом. Несмотря на множество противников закадрового голоса, ему он явно импонирует, занимая половину фильма — чувствуешь, словно тебе тихо и по-дружески читают сценарий вслух. Другая же половина состоит из диалогов и панорамам: диалоги схематичны — пока говорит один актер, другой его не перебивает; панорамы тоже странны, мы следуем за героями, но увлекшись замечательными видами города или ландшафта, теряем его и просто гуляем. Однако же, в сочетании друг с другом эти необычные методы дают ровный, умный и неповторимый фильм.

1 февраля 2013

Обреченный на существование

Жан-Гарль Фетусси отнюдь не является широко известным режиссером, а его работы отыскать на просторах российского интернета очень трудно, даже почти невозможно. Однако, далеко не всегда слава бывает оправданной, равно как и наоборот. Подобная история постигла и многих выдающихся французских режиссеров 60-х,70-х годов вроде Поля Веккиали или Адольфо Аррьета, нашедших своих поклонников лишь в узких кругах.

Картина «Дни, когда меня не существует» повествует о печальной истории человека, существующего лишь каждый второй день. Объясню, что это значит: Антуан засыпает в 00:00, а просыпается в 00:00 следующего дня, пропустив тем самым один день из своей жизни. Казалось бы, идеальная романтическая история, в фантастической сказочной оболочке, но это далеко не так. Романтика здесь, разве что, в том, что в такой ситуации сложно себе представить какую-либо романтику. Печальная история Антуана — это тихая мелодия в миноре, услышать все ноты которой довольно трудно, но настроение и суть ее понятна большинству. Главная проблема главного героя картины Фетусси — это отсутствие у него понятий «вчера» и «завтра». Каждый из нас привык то и дело откладывать встречи и дела на следующий день, но что если «следующего дня» не окажется? Об этом и рассказывает нам Фетусси. И как рассказывает!

Режиссерская работа здесь выполнена просто великолепно, а крупные планы и явная фотографичность постановки кадра заслуживают отдельной похвалы. Как ни странно, в картине наибольшее впечатление производят именно эпизоды тишины после диалогов, во время которых режиссер вместе с оператором, во-первых, дает зрителю время обдумать отнюдь не самые поверхностные диалоги, а, во-вторых, обволакивают цветами и видами, настраивая на нужный лад. Отдельную роль в фильме играет музыка, которая живет вместе с фильмом. Так, на протяжении всей картины можно проследить, как в одном эпизоде музыка может резко смениться с откровенно минорного мотива к противоположности, что сразу же подсказывает зрителю смену настроения персонажей. Кстати роли здесь играют крайне малоизвестные личности, которые, как можно обратить внимание, имеют имена своих же персонажей. Эту тенденцию можно заметить в авторских фильмах Франции, когда актеры, фактически, играют самих себя.

«Дни, когда я не существую» — одна из немногих картин Фетусси, которую можно посмотреть на русском языке (далеко не дублированном) и которую определенно стоит оценить человеку, увлеченному кинематографом. В картине каждый найдет для себя нечто свое, но самое важное здесь то, что фантастические парадоксальные ситуации, подобные описанной Фетусси, позволяют несколько по-иному взглянуть на окружающую нас действительность. Несмотря на фэнтезийную составляющую в фильме, задача которой добавить символизма, воспринимается он более реально, чем многие голливудские «истории из жизни».

9 из 10

15 октября 2012

Фэнтези Дни, когда меня не существует в кино с 2002 года, дебют состоялся более 22 лет назад, его режиссером является Жан-Шарль Фетусси. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Антуан Шаппе, Антуан Мишо, Жан Гиллоу, Ив Комон, Валентайн Видал, Laure Barcillon, Клер Доуон, Helmut Färber, Поль Ле Персон, Jean-Claude Montheil, Jeanne Seguis, Джанин Сёзаре, Клементин Баэр, Луис Мигель Синтра, Серж Бозон.

Страна производства - Франция. Дни, когда меня не существует — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.