Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Марио Бава: Маэстро ужаса |
английское название: |
Mario Bava: Maestro of the Macabre |
год: | 2000 |
страны: |
США,
Великобритания
|
режиссеры: | Garry S Grant, Charles Preece |
сценарий: | Charles Preece |
продюсеры: | Никки Дэвис Уильямс, David Sehring, Janne Schack, Richard Journo |
композиторы: | Stephen Reid, Скотт Дональдсон |
монтаж: | Garry S Grant |
жанры: | документальный, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 июля 2002 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч |
Этот замечательный фильм хорош тем, что ему удаётся соблюсти два важных аспекта качественного документального кино, посвящённого некой выбранной творческой личности — проанализировать наследие и познакомить с самим человеком вне его работы. Как понятно из заглавия, история рассказывает о талантливейшем и уникальном режиссёре Марио Баве. В небольшой часовой хронометраж умещается ряд познавательных интервью от коллег, родных или просто знатоков творчества итальянского мастера. С их авторитетной помощью можно будет услышать важные правильные наблюдения, доказывающие огромную одарённость Марио Бавы, с юных лет пришедшего в мир кино, где он вскоре станет настоящим художником, чьи работы с уймой новаторских идей начнут перенимать многие иные режиссёры, имена которых известны всюду.
Бава часто был первым. Это его дар и проклятие, ведь с течением времени, увы, основоположники забываются, ключевые детища которых затмевают цитирующие коллеги-наследники. Чтобы далеко не ходить, следует взять сам жанр. Италия — страна полная ярких красот под жарким солнцем, только что пережившая жуткий фашистский режим. В ней сильны семейные традиции и религия, кстати, что являлось неотъемлемой частью духовного мира будущего маэстро остросюжетного кино, откуда он черпал внутренние силы, позволившие остаться в памяти современников глубоко нравственным дружелюбным человеком, даже не любящим повышать голоса. Именно на столь непростой почве Бава прорастил итальянский хоррор, очень быстро ставший на несколько десятилетий образцом качества и жанровых находок. Он не просто популяризировал жанр у себя на родине, а полностью погрузился в него, исследуя грани, оттенки и нетронутые сочетания, продемонстрировав умение поставить ничуть не хуже готический шедевр, чем это делала набирающая заслуженное уважение английская студия «Hammer». Речь идёт о картине «Маска Сатаны» («La maschera del demonio»), которой подражают и цитируют очень многие, даже признанный сказочник готических лент Тим Бёртон откровенно заявляет подобное, отдавая огромную дань уважения итальянскому маэстро. Но не единой мрачной готикой славен Бава, ведь он предельно тонко вывел пропорции сочетания сильного саспенса, визуально смелой жути, манящей тайны, элегантной эротики, что могло одинаково гармонично смотреться в костюмированных исторических и современных рассказах, объединённых остросюжетным началом.
Знающий зритель должен наперёд предугадать сегмент документалки, посвящённый джалло. Снова Бава был первым. Именно он догадался и искусно перенёс популярные книжные детективы с убийствами под жёлтой обложкой на целлулоидную плёнку, задав на будущее чёткие правила направления. Формула «жёлтого» детектива основала внушительную нишу в успешном срезе кинематографа, которую очень быстро заполнили последователи, включая Дарио Ардженто. Безусловно, «Висконти насилия» — режиссёр невероятно одарённый, однако вновь за его величием зачастую теряют первооткрывателя, который намного раньше, чем похвальный ученик, удачно экспериментировал с теми же яркими красками на экране, использующимися в особо страшных сценах, вырабатывая контрастный эффект восприятия различных цветов. Посмотрите «Чёрная суббота, или Три лица страха» («I tre volti della paura») и Вы увидите, как режиссёр виртуозно играл с калейдоскопом красок, нагнетающим страх задолго до Ардженто, к слову, во многих интервью называющим учителем Баву. И надо ли заострять внимание на корнях слэшера, если джалло был создан итальянским автором, чьи картины попросту не достигали американской публики из маркетинговых соображений, а посему их могло увидеть лишь ограниченное количество человек, включая Джона Карпентера и Шона С. Каннингэма, подтвердивших давно известный насмотренному зрителю факт, что слэшер является облегчённой версией «жёлтых» триллеров, и «Кровавый залив» («Reazione a catena») — прародитель всех молодёжных «мясорубок», что обретут плоть спустя восемь лет в Штатах?..
Собственно именно невозможность работы в Америке и личное нежелание покидать родину не позволило Марио Баве обрести заслуженное мировое внимание ещё при жизни, чтобы его не цитировал Ридли Скотт в своём культовом блокбастере о Чужом, многое заимствуя из копеечной, но находчивой «Планета вампиров» («Terrore nello spazio»), а он сам получил бы возможность творить с достойным финансированием… Однако в любом случае, режиссёр всегда умел многое замещать талантом, чутьём художника, тягой к расширению жанровой палитры и творческим новаторством, о чём и рассказывает данный документальный проект, где помимо любопытного анализа можно узнать Марио Баву вне статуса маэстро хоррора, как невероятно весёлого человека, ведь явно представленные фотографии со съёмок, где нет ни одной серьёзной, очень точно демонстрируют жизнерадостный характер режиссёра.
10 из 10
14 декабря 2015