Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пока не наступит ночь |
английское название: |
Before Night Falls |
год: | 2000 |
страны: |
США,
Мексика
|
режиссер: | Джулиан Шнабель |
сценаристы: | Джулиан Шнабель, Яна Бокова, Каннингэм О’Киф, Ласаро Гомес Каррилес, Рейнальдо Аренас |
продюсеры: | Джон Килик, Матиас Эренберг, Джулиан Шнабель, Олац Лопес Гармендиа |
видеооператоры: | Гильермо Росас, Хавьер Гробет |
композитор: | Картер Бёруэлл |
художники: | Сальвадор Парра, Антонио Муньо-Иерро, Мария Эстела Фернандес, Лори Фридман |
монтаж: | Майкл Беренбаум |
жанры: | мелодрама, драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $4 242 892 |
Мировые сборы: | $8 524 534 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 сентября 2000 г. |
на DVD: | 15 мая 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 13 мин |
Общество наше так давно существует, а проблемы нашего общества мы не можем решить, более того, мы готовы наживаться на них, мы готовы использовать чьи-то проблемы для своего блага… Этот фильм является биографическим, построен на реальных событиях. Кинолента рассказывает о судьбе Рейнальдо Аренаса — звезде кубинской поэзии, который подвергся различным нападкам со стороны социума, политической общественности, всё потому, что оказался гомосексуалистом. Будучи человеком характерным, Аренас отказался играть в политические игры, он отстранился от общества и вёл свою жизнь, независимую, творческую и очень амбициозную.
Хронологическая поэма о выдающемся самородке, которому суждено было родиться не в той эпохе, и абсолютно не в том окружении. А может его время и стало «удобрением», которое помогло взрастить такой силы личность, она не сломались ни под одним ударом, и продолжала творить, создавать, ища пути, как поведать миру историю своей бесконечной жизни. Всё здесь пышет любвеобильностью и добротой, но не понимание одих толкает на непонимние других.
Адекватная сюжетная линия — полутрагическая история жизни одного талантливого писателя, непризнанного в своей стране, признанного в чужой, казалось бы — классика жанра. Отслеживается весь жизненный путь талантливого писателя, становление его творческой личности, а также те сложности, с которым приходилось сталкиваться человеку нетрадиционной сексуальной ориентации на коммунистической Кубе. Хотелось бы отметить то, как создатели фильма смогли детально показать все чувства и переживания поэта, были затронуты темы его детства и отрочества, что помогло представить зрителю более полную картину всей жизни Аренаса. Это стремление к свободе мысли, к свободе слова, которое порождено было глубокого внутри, и не ведало людских проблем.
- Безумие заразно! (с).
Как тут не выделить актёрский стержень Хавьера Бардема (Аренас), который здесь просто блистает, флиртует, любит, творит и негодует от всего вокруг происходящего. Ну и конечно 2 удивительные роли (Бон Бон и лейтенант Виктор) экстравагантного Джонни Деппа — он безукоризненное украшение этой драмы. Шон Пенн просто неузнаваем в своей маленькой роли. Весь этот творческий посыл очень зацепил меня, я увидел весь ужас этих революций, эти гонения, эти невероятные предательства. Отличный фильм о творце и о его удивительном выживании в этом «скучном» и не ярком мире. Рекомендую.
9 из 10
29 ноября 2018
Серьезный сложный фильм. Не для всех. Скорее для тех, кто интересуется биографией Рейнальдо Аренаса, или для тех, кого интересуют серьезные некассовые фильмы, или фильмы о истории Кубы. Сделано красиво, драматично, но нельзя сказать, что человека непосвященного сама история сильно увлечет и затянет, не каждого фильм зацепит. Со мной этого не случилось, не понять мне, женщине страдания мужчин иной ориентации. Но я не отрицаю, что фильм хорош. Он очень качественно снят, у него продуманный сценарий и внятный сюжет. В фильме рассказывается история о сложной судьбе человека, находящегося в конфликте с властью из-за нетрадиционной ориентации и свободомыслия. Остросоциальная драма, но не единственная в своем роде.
Что касается игры Хавьера Бардема, то сыграл он очень достойно и убедительно, но с «Море внутри» никакого сравнения. Не пробирает, не наделяет суховатый и скучноватый фильм жизнью. Это пытаются сделать другие, которых к сожалению очень мало в фильме. Шон Пенн был сразу узнан, но не привнес в фильм ничего, уж совсем его тут мало. Другой замечательный человек… Из-за которого я и решилась посмотреть фильм, хотя так делать категорически нельзя, конечно. Вот две его крохотные сценки — это огонь, единственная искра жизни в фильме. Особенно мадам, прямо красотка и «женщина мечты для гомосексуалиста»! Про самую шокирующую роль сильно преувеличено, если вы видели «Эдварда Вуда», то картинка примерно та же, а никаких особенных действий персонаж по правде не свершает. Хотя вещи про мадам рассказывают крайне любопытные, может быть кого-то это и шокирует. Вторая сцена с господином тоже поневоле смешная и пошлая. Но весь остальной фильм предельно серьезен, очень драматичен и несколько угнетающий. Неровный получился фильм.
Хороший, действительно нужный фильм с одной стороны, но практически бесцветный и в основном скучноватый с другой. А с третьей стороны вызывает уважение работа всех его создателей, сделавших этот фильм с единственной целью поведать человечеству трагическую историю Рейнальдо Аренаса, совершенно на нем не заработавших (в чьем то случае и в прямом смысле.) Бескорыстность и искусство ради искусства редкое явление, которое необходимо ценить. Этот фильм к сожалению получился не столь хорош и красочен, как мог бы. Решайте сами, смотреть или нет.
16 мая 2016
Рейнальдо Аренас вырос в маленькой кубинской деревне, воспитывался без отца под пристальной опекой многочисленных тётушек и красавицы-матери, став «наглядным свидетельством её неудачи». Может, поэтому, когда пришло время определяться с половыми предпочтениями, он выбрал мужчин и юность провёл в кругах гомосексуальной богемы. Но перед тем покинул дом, присоединился к повстанцам и в 21 год оказался в Гаване, где начал учиться на бухгалтера.
После успеха уже самого первого литературного труда, Аренаса пригласили на работу в национальную библиотеку, где он имел возможность читать недоступные большинству кубинцев книги. В последующие 15 лет талантливый самородок сам написал 9 книг, но на родине смог опубликовать только одну — «Небо перед зарёй». Все эти годы он мечтал сбежать с острова Свободы, но смог это сделать лишь в 1980-м, в 37 лет.
Как многие творческие личности, Аренас был честолюбив и амбициозен, но ему «по барабану» были революционные речи Кастро, а куда важнее представлялись собственные гомосексуальные переживания и литературное признание. И победа на конкурсе молодых писателей, казалось, столь много сулившая поначалу, вселила в него надежды, которым не суждено было сбыться. Послереволюционный период, когда интеллектуалы жили иллюзиями безграничной свободы, стремительно закончился, сменившись красным террором. Наивно связав революцию с личным освобождением, Аренас натерпелся от неё едва ли не больше всех.
Куба 1960—70-х — была «островом Лесбос» для мужчин: однополый секс стал формой протеста против мачистского гнёта революционных фанатиков, которые, совсем как китайские хунвейбины, принялись вытирать сапоги о кубинскую культуру, насчитывающую 400 лет. Беда Аренаса заключалась в том, что он родился в стране, где главное правило гласило: «больше трёх не собираться». Хуже того, он оказался одним из людей искусства, которые были опасны для любой диктатуры, поскольку создавали красоту.
На Кубе таких либо ссылали в концентрационный лагерь с поэтическим названием «Остров молодости», либо сажали в тюрьму к рецидивистам и убийцам. Но именно за решёткой получивший два года законченный педераст с внешностью боксёра, стал непререкаемым авторитетом. А всё потому, что оказался единственным, кто умел писать и потому выполнял многочисленные заказы сокамерников, сочиняя поэтические послания на свободу. Злостному эстету пришлось в итоге поступиться многими принципами и добровольно назвать себя отбросом общества.
Лишь при соблюдении таких правил игры можно было навсегда покинуть остров невезения. Всё это являлось частью затеянной Фиделем гуманитарной кампании по высылке социальных отщепенцев в целях оздоровления общественной атмосферы. Выбравшись, наконец, в Америку, кубинский диссидент сразу почувствовал разницу между коммунизмом и капитализмом: «если при коммунизме тебе дадут под зад, ты должен хлопать в ладоши, а при капитализме ты уже имеешь право кричать»…
За основу сценария были взяты мемуары «Пока не наступит ночь», которые увидели свет только через три года после смерти писателя, скончавшегося в Нью-Йорке в 1990-м году. Книга подвигла известного художника-авангардиста Джулиана Шнабеля второй раз изменить своей главной профессии. Уже приобретя всемирную известность, Шнабель решил попробовать себя в кино: в 1996-м его первым опытом стал байопик «Баския», рассказавший о судьбе темнокожего рисовальщика.
Через четыре года он вновь обратился к жанру биографического фильма. Поводом как раз и послужила книга кубинского диссидента. Воссоздавая по возможности достоверно историческую среду, Шнабель всё же главное внимание уделил личности главного героя, рискнувшего стать выше каких-либо ограничений, прошедшего испытания сексуальной одержимостью, цензурой, репрессиями. В необычайно богатом визуально и чрезвычайно насыщенном событиями фильме нашлось место не только документальной хронике с ликующими повстанцами и Кастро, но и известным современным деятелям кино.
Например, двум голливудским звёздам — Джонни Деппу, сыгравшему экстравагантного трансвестита Бон-Бон, который выносил на свободу тюремный роман Аренаса в своём анальном отверстии, и Шону Пенну, который появился на полторы минуты в роли кубинского крестьянина с железными зубами. Кроме того, двум культовым постановщикам — бразильцу Эктору Бабенко и поляку Ежи Сколимовскому, сыгравшим наставников Рейнальдо.
И всё-таки это кино вряд ли состоялось бы без участия 31-летнего Хавьера Бардема. 18-я роль испанского мачо стала этапной: именно в ней он из просто хорошего исполнителя превратился в большого актёра. Чтобы затем ещё через четыре года совершить очередной рывок в фильме «Море внутри», превратившись уже из большого актёра в великого.
3 июня 2014
Судьбу кубинского писателя, беглеца и поэта Рейнальдо Аренаса в нескольких словах можно описать так — жизнь без утайки. В сложившейся и обернувшей Рея политической обстановке борьбы за свободу не нашлось места свободе личных чувств и предпочтений. Этого несчастного по описанию и счастливого в своем роде человека нельзя назвать борцом, он из тех людей, которые не причиняют вреда, а живут своей жизнью, не осуждая и принимая себя и окружающих такими какими они есть.
Сюжетная линия — неплохо, полутрагическая история жизни одного талантливого писателя, непризнанного в своей стране, признанного в чужой.
Актеры — отлично, мужеложские повадки уважаемых актеров смотрятся настолько гармонично, что пожалуй зритель (особенно мужская часть аудитории) начинает задумываться — как мужчине так легко удается целовать другого мужчину и при этом остаться тем же любимым артистом? Как Джонни Депп, это невероятный, потрясающий актер мог согласиться сыграть такую небольшую, чудовищно эпатажную роль? Сцена с его участием опускает челюсть на максимум, это приказ «замри!» без приказа, это просто неподдающийся описанию эпизод — все равно никто не поверит.
Операторская работа — это настоящая свобода, полное погружение в атмосферу революционно настроенных людей южной маленькой страны. Документальные кадры плюс настоящая, захламленная и грязная Куба лучшее что можно сделать для ощущения того времени. В принципе, создается приятное впечатление присутствия у самих рук красивого и печального Бардема в образе доброго и разбитого Аренаса.
В целом, работа Шнабеля над биографией гомосексуалиста и поэта немного скучна, зато реалистична.
7 из 10
15 июля 2013
»- Ты в губы не целуешься?
- Только по любви! «
Один из лучших фильмов (как я считаю) о гомофобии и ненависти. Фильм-боль я бы сказал, потому что вся жизнь Рейнальдо Аренаса (кубинского прозаика и поэта) состояла в основном из бегства, боли и страха. Именно благодаря этой картине я познакомился с творчеством этого чудесного писателя, найдя в нем что-то дикое и особенное, перестав считать латино-американскую литературу однотипной. Биография, во всех смыслах рассказанная от и до (не считая видоизменённого окончания, невообразимо двусмысленного), и что главное — ПОКАЗАННАЯ глазами самого героя. Безумная, меланхоличная игра Хавьера Бардема, секс в чистом виде в форме Джонни Деппа, и неождианный Шон Пенн переносят вас из дому на пляж, где кубинский песок забивается в ботинки, а волны пропитаны розовым цветом поэзии.
9 из 10
25 января 2012
Уже несколько раз я начинаю и стираю написанное. Не знаю, как выразить словами, как показать насколько меня захватил фильм. Но безусловно этот фильм стал одним из лучших, что я смотрела. До этого с работами актёра Хавьера Бардема была не знакома, теперь я сожалею об этом.
В фильме описывается жизнь и становление Рейнальдо Аренеса. Не простое детство, уход из дома, разгульная жизнь и мечта стать писателем. Понемногу он добьётся поставленной цели. Но хочу отметить, что фильм затрагивает те времена, когда на Кубе было не спокойно. В то время нет правосудия и нет власти закона. Захотели арестовали, захотели посадили и с этим ничего нельзя было поделать. В людях поселился страх. Рейнальдо писатель, а писатели не в почёте у того времени. Начинаются трудности, разгульной жизни приходит конец. Ему приходиться скрываться. Он пишет: «Вот уже несколько лет меня преследует кубинская система. За всеми моими друзьями следят. Жизнь и мои труды в опасности. Против меня было сфабриковано не мало обвинений. Эти стоки я пишу второпях ибо в будущем меня заставят лгать.»
Он предвидит, что скоро будет пойман и отправлен в тюрьму. Там он представляется даже не как политический заключённый, гомосексуалист или писатель, а с репутацией насильника, убийцы и агента ЦРУ. Коем он никогда не являлся. Но даже в тюрьме он сумел прославиться. Там он пишет записки для заключённых, разумеется не бесплатно. Платой являются сигареты, а в тюрьме они кое что значат. Благодаря им он обзаводиться бумагой и начинает новый роман. Я не буду описывать как роман увидел свет, но это всё же произошло. Скажу лишь, что худшего способа я себе и придумать не смогу, при моём богатом воображении.
Рейнальдо вызывает у меня уважение. Не смотря на его ориентацию, я несомненно считаю его мужчиной. Мужчиной сильным, упорным, способным выносить несправедливое унижение и издевательства. После двух лет в тюрьме ему предлагают свободу или гибель. Ему приходиться писать: «Всё что я написал это мусор, я отрекаюсь от гомосексуальной ориентации. Свет революции превратил меня в настоящего мужчину». Я не знаю как передать словами насколько печально мне было наблюдать сцены издевательства над этим сильным человеком. Как ломают людей, как же это страшно.
Спустя время ему удаётся бежать из страны. Он уже Живёт в Нью-Йорке и знает, что так как он атеист, гомосексуалист и противник Касто, у него нет ни одного шанса опубликовать книгу. Дальше продолжать не буду. Скажу что фильм мне понравился.
10 из 10
18 сентября 2011
Думал, что после просмотра данного продукта хоть немного проникнусь к Бардему пусть и мизерной, но долей симпатии.
Думал, вот, но не заладилось. Это вовсе не значит, что Хавьер плох в своей профессии. Отнюдь.
Преподносить историю самого что ни есть художника в строгой хронологии да при очень неплохой актерской работе с очень логичным заключением — не есть шедевр. Фильм не оставляет ни положительных эмоций, ни отрицательных. Единственно, для себя я приобрел некоторые знания: что был такой писатель, занимался тем-то, жил так-то, был тем-то. Конечно, все это повествовалось не монотонным речитативом лектора, но и особого интереса у себя я не выявил в отношении данной фигуры.
Хавьер сыграл прилично, но не цепляюще. Вот Депп, правда, немного обескуражил, но только маловато его было для всеобъемлющего впечатления. В остальном придраться особо не к чему, но и заряда от фильма не исходит.
21 апреля 2011
- «Как тебя зовут?»
- «Франц Кафка»
На фоне кубинской революции показана жизнь нетрадиционных гомосексуалистов на примере Рейнальда Аренаса, которые тоже участвуют в революции, но своей — сексуальной. Фильм зацепил.
Игра Бардема заслуживает всех мыслимых и немыслимых наград в кино. Он слился со своим героем. Он стал просто образцовым геем — «царственным». Он показал душу поэта, который хотел свободы и любви, пусть даже однополой любви. Он хотел творить и созидать. Хотел жить в стране, где никто бы не остановил его и не сказал, как на Кубе: «Вы арестованы!», даже не давая понять за что. Мы привыкли стереотипно считать Кастро за «хорошего дядю», привившего социализм. Но что мы имеем? Тысячи, а то и миллионы жертв этого режима, загубившего жизни молодых творцов, таких, каким и был Аренас.
Говорить, думаю, больше нечего. Посмотрите и вы убедитесь, что это лучшая роль Бардема из всех имеющихся, а история — одна из миллионов.
«У каждой жопы есть своя цена» (с)
10 из 10
31 января 2011
Отличный, сильнейший, потрясающий фильм!! Фактурный, живописный.
Предвкушаю, какую нетерпимость будут демонстрировать «непедики», которым кажется, что они уже тем самым уникальны и интересны, что абсолютно «нормальные мужики». И нам — женщинам, приходиться часто сожалеть о том, что самые талантливые, умные, тонкие люди — геи. И они глубоко одиноки и никогда не будут поняты и приняты обществом. Это их «крест» и личная трагедия.
По моему, Джонни Депп, сыграв в этом фильме скандальный эпизод, «явно порочащий его репутацию», продемонстрировал всем отменный пофигизм по поводу общественного мнения. Думаю, что Деппа никому не придёт в голову, обвинить в нетрадиционной ориентации. Сказать, что я была в шоке от его персонажа — ничего не сказать. Наверное, это его самая эпатажная роль.
Самоотверженная и трогательная игра Хавьера не оставит равнодушным никого, как всегда!!
Я рада, что этот фильм есть в вашей коллекции. Пусть он не рассчитан на широкую публику, но посмотрев, я не пожалела.
10 из 10
7 октября 2010
Рейнальдо Аренас — кубинский писатель — поэт, прозаик, драматург. Про него собственно и фильм.
В общем, фильм стандартный ЖЗЛ, но только про малоизвестного писателя. Те, кто возмутится по поводу малоизвестности, успокою — не все доки в литературе кастровской Кубы. Пикантности же фильму придает не только то, что Аренас был диссидентом, но и гомосексуалистом. Поэтому фильм обильно приправлен «темой». Обычно такие фильмы навевают тоску, но здесь все смотрелось интересно и не скучно. Отличная атмосфера кубинского образа жизни, приправленная замечательной актерской игрой. В фильме, в небольших ролях засветились Шон Пенн и Джонни Депп. Последний сыграл довольно яркие образы (транс Бон Бон — просто вызвал жуткий восторг, отличный образ для Деппа).
*Награды*
Номинация на премию «Оскар» за мужскую роль — Хавьер Бардем.
*Рекомендации*
Скафандр и бабочка / Le scaphandre et le papillon (2007) того же Д. Шнабеля. Минус гомосексуалисты, плюс опять же присутствие ЖЗЛ и отличный визуальный ряд.
6 октября 2010
Сценарий фильма далек от того, который может понравиться мне. Тропа, приведшая меня к нему лежит во владениях одного актера (которого в фильме оказалось мало: 2 маленькие роли мы заметили, думаю, еще парочку упустили) — Джонни Деппа: у меня теперь принято покупать все фильмы с указанием на него.
Дык, вот: фильм черпает себя в мемуарах (одноименных) кубинского поэта-гея, контрреволюционера тех времен, когда остров только становился «островом свободы». И в мемуарах показан взгляд на ситуацию из общества людей нетрадиционной ориентации.
Если честно, страшных мер, если оные хотел показать Рейнальдо Аренас, я не увидел — я увидел только печальную судьбу, вероятно талантливого (романы то я его не читал) человека, не понятого другими. Я далек и от идеалов кубинской революции и от мировоззрения людей нетрадиционной ориентации, поэтому фильм отдавал некоторой новизной.
В сухом остатке: эээ… эпитетов особых нет. Не удручившая драма.
18 марта 2010
Куба. 16 июля 1943. На свет появился выдающийся поэт и прозаик Рейнальдо Аренас.
Во-первых узнать саму историю жизни кубинского поэта было очень познавательно, а уж увидеть потрясающую игру таких именитых актеров как Хавьер Бардем, Шон Пенн и Джонни Депп, было интересней вдвойне.
Не смотря на то, что Деппу и Пенну достались очень маленькие роли, они смогли достаточно интересно раскрыть характеры их героев. А роль Хавьера Бардема в этом фильме, я считаю одной из самых лучших в его актерской карьере.
Думаю, что рассказывать более ничего не стоит, это надо видеть.
9 из 10
2 февраля 2010
Есть такие фильмы, которые не за что, в общем-то, ругать, но в памяти они остаются ненадолго, и с жёсткого диска в скором времени удаляются.
Стандартный набор: писатель-гей и отколыш от общества. «Полное затмение». Трудное детство. Каждый второй фильм. Революция на Кубе. «Потерянный город».
Все три линии соединены не сказать, чтобы особенно изобретательно, но логично вытекают друг из друга. Бардем играет на славу, но на то он и актёр.
В общем-то, всё хорошо, но нет чувства просветления, открытия. Есть отдельные моменты, где режиссёр пытается передать писательское восприятие мира, — вот они удались. Запомнилось начало, где зритель глазами ребёнка смотрит на открывающийся ему огромный мир и застывает в восхищении — шепчущиеся макушки деревьев, рисунки на коре, всепоглощающая сила воды. Потом поэтика уступила место сюжету, и вдохновение моё улетучилось.
Возможно, проблема в том, что фильм не тянет на большее, чем просто биографию. Родился — повзрослел — умер. Жёсткая хронология, наполненная случайными по сути событиями. Режиссёр следует перу судьбы, когда мог проложить свою собственную дорогу. Если бы сконцентрировался на чём-то одном или попытался бы сложить всё в какой-то узор, а не просто нацепить на ниточку. Искусство потому и искусство, что делает беспорядочную и бессмысленную жизнь красивой и точной.
Нет, я ни в коем случае не ругаю фильм. Он действительно хороший. Просто для меня не открывающий ничего нового.
13 сентября 2009
Выдающееся кино. одна из лучших биографических лент, которые мне довелось видеть. Трагичная судьба кубинского писателя, правозащитника, гомосексуалиста, отдавшего себя и свою молодость кубинской революции и став впоследствии одной из ее жертв. как писал сам Рейнальдо Аренас, «быть гомосексуалистом на Кубе величайшее несчастье».
В фильме отслеживается весь жизненный путь талантливого писателя, становление творческой личности, а также те сложности, с которым приходилось сталкиваться человеку нетрадиционной сексуальной ориентации на коммунистической Кубе.
Шнабель сумел не только рассказать историю писателя, но и создать видеоряд к отрывкам из его произведений, выглядит очень поэтично и красиво. Гомосексуальные отношения показаны без обычной грязи и скабрезностей, даже между людьми одного пола может иметь место нежность и чувства.
Бардем очен органичен в роли Аренаса, поражает даже внешнее сходство между актером и прототипом. Отдельно хочется отметить Джонни Деппа, блестяще сыгравшего сразу двух героев-тюрменого педераста и партийного чиновника, тоже гомосексуалиста.
Шонн Пенн, занятый в эпизодической роли настолько убедителен, что даже не остается уверенности, а он ли это! Воистину глубок драматический талант этого замечательного актера! натсолько вжиться в роль, чтобы появится в кадре в виде простого кубинского крестьянина всего на пару минут.
После ознакомления с этим фильмом а также «скафандром и бабочкой» того же режиссера, я проникся глубоким уважением к таланту Джулиана Шнабеля, которого смело заношу в список любимых режиссеров. Снимайте больше, мсье Шнабель, вы нужны кинематографу!
Красивый, поэтичный и романтичный, но трагичный и остросоциальный фильм.
11 из 10
15 мая 2008