Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Яков лжец |
английское название: |
Jakob the Liar |
год: | 1999 |
страны: |
Франция,
США,
Венгрия,
Германия
|
слоган: | «He will make you believe» |
режиссер: | Петер Кассовиц |
сценаристы: | Дидье Декуэн, Юрек Беккер, Петер Кассовиц |
продюсеры: | Стивен Хафт, Робин Уильямс, Марша Гарсес Уильямс, Лев Рывин, Ник Гиллотт |
видеооператор: | Элемер Рагайи |
композитор: | Эд Ширмёр |
художники: | Веслава Старска, Лучана Арриги |
монтаж: | Клэр Симпсон |
жанры: | комедия, драма, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 45000000 |
Сборы в США: | $4 956 401 |
Мировые сборы: | $4 956 401 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 сентября 1999 г. |
на DVD: | 27 апреля 2000 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Мы любим фильмы про героев, которые презирают опасность и страх, и совершают поступки, на которые не способен рядовой человек. Мы любим фильмы про войну, где побеждают. И совсем редко появляются фильмы, где герой — трус и не собирается ни с кем сражаться и бороться. И при этом завоевывает симпатии зрителя. Потому что побеждает, проиграв.
У нас про таких героев снимают мало. Ну, какой героизм без линии фронта? У нас если герой, то герой с автоматом через плечо. Тыловой героизм советское кино интересовал мало, поломанные судьбы проходили фоном и терялись среди грандиозных побед Красной армии и солдат, чьи истории стали основополагающими для отечественного военного кино. Конечно, и в СССР были такие замечательные картины как «Человек N 217» про угнанную в немецкий плен русскую девушку или «Нашествие», где главным героем стал вернувшийся в оккупированный немцами родной город бывший уголовник. Именно на них в какой-то степени похож основанный на романе Юрека Беккера фильм «Лжец Якоб» (почему-то ставший у нас Яковом).
Почему такое кино снимают меньше? А в нем слишком мало патриотизма, а значит — пропаганды. А значит — некого и нечем воспитывать, не к чему взывать и агитировать. Справедливости ради стоит сказать, что в США ситуация не лучше. На каждый «Список Шиндлера» найдется свой «Перл-Харбор», и, если на «Перл-Харбор» идут толпами, то такой фильм как «Лжец Яков» проходит незамеченным.
Правда, эту картину трудно назвать американской. Фильм, действие которого происходит в Польше, снимал французский режиссер венгерского происхождения с актерами-евреями из Франции, Венгрии и Америки на американские деньги по роману немецкого писателя. Но причина неудачи «Лжеца», на мой взгляд, в другом. Просто время этой ленты ушло. Уже была немецкая экранизация этого романа 1974-го года, обласканная критиками и номинированная на Оскар. И вот она как раз вышла своевременно.
Но в 1999, после «Списка Шиндлера», «Жизнь Прекрасна» и «Спасения рядового Райана» тихая и скромная лента о Холокосте с героем-трусом, который стремиться поглубже зарыться в свою норку и лишь волей случая проявляет невиданные для его положения и характера великодушие и смелость, смотрится анахронизмом. Это хорошее, прочувствованное, правильное, жизнеутверждающее кино, показывающее совсем другую сторону войны и людей войны, просто не нужно широкому зрителю, который все узнал об этой теме из куда более значимых лент, снятых с куда большей помпой куда более известными режиссерами.
Кроме того, критики и зрители оказались явно не в восторге от попытки скрестить комедию с Холокостом. Хотя к Бениньи в этом смысле претензий не было. Но Бениньи в «Жизнь прекрасна» смеется во имя спасения жизни своего ребенка, а Кассовиц в «Лжеце» пытается органично вплести комедию в ткань всего повествования и получается это не всегда удачно, а порой грубо. С другой стороны — чем еще можно победить смерть, как не жизнью? А что такое жизнь? Любовь, семья, дружба, юмор. Фильм старается заставить нас верить, что и на войне, в гетто, где каждый день сотнями выносят трупы, где целый народ обесчещен и раздавлен, есть место улыбке и хорошему настроению. Спасибо ему за это, но попытки часто неуклюжие и от них еще больше горечи. Потому что нельзя забыть книги Ремарка и документальные кадры истории Холокоста, нельзя забыть то, что происходило в собственной стране. Да и в самом фильме, где звериный оскал войны хоть и сглажен, но все же достаточно страшен, чтобы столь несмелый юмор мог его перебороть. Хочется смеяться, да как-то не смеется. А еще особенности еврейского юмора и «идишкайта» — самобытного еврейского духа, коим наполнен фильм, оказались совсем не близки американцам, да и европейцам, привыкшим к более космополитичным лентам.
Робин Уильямс, выступивший продюсером картины (вообще значится Марша Уильямс, но это его жена, и у них одна производственная компания) повторяет стратегию «Целителя Адамса» — своей предыдущей архиуспешной работы, где объявлял борьбу смерти смехом и позитивом. «Яков лжец» противостоит смерти надеждой.
И — преуспевает. Не всегда, и не во всем. Но главное доносит. В основном, благодаря собственному образу трусливого «шнорера», который, сам того не понимая, начинает нести людям свет, становится той искрой, которая не дает погаснуть пламени надежды, и неожиданно — в первую очередь для себя — поднимает голову, вырастая над собственными угнетателями, которые сколько ни бились, сколько ни душили, а сделать ничего не смогли. В этом Яков сближается и с нами, и с другими народами, которых пытались уничтожить нацисты и становится настоящим героем. В конце концов, виселицы везде одинаковые, а люди, умиравшие, не сказав врагу ни слова, не предав свой народ, кем бы ни были по национальности, заслуживают преклонения, уважения и любви. И таким уважением проникаешься к трусливому вруну, который только и делал, что прятался, но чьей души хватило на то, чтоб спасти ребенка, обнадеживать друзей, и не предать своих.
Поэтому, несмотря на неровности и шероховатости картины, иногда излишнюю мелодраматичность и сентиментальность, оставляет она отменное послевкусие — гордость, светлую боль, комок в горле за многих, не склонивших головы, и то самое чувство надежды. К финалу фильм приобретает характер символического знака, с помощью которого режиссер пытается привести к общему знаменателю такое сложное и разноречивое явления как Холокост. Он скорбит по ушедшим и просит о надежде. «Они сгинули и больше их никто не видел», но… может, все было и не так. Финал можно трактовать и просто как поэтическую истинно феллиниевскую строфу — мечту увозимого в концлагерь ребенка, который продолжает дело Якова — сладкую ложь самому себе, и как свершившийся факт. Ведь мы заем, что на самом деле советская армия освободила Польшу и было много спасенных. В любом случае вся история Якова становится аллегорией страданий еврейского народа с маленьким лучиком надежды в конце.
Все это поднимает фильм над уровнем банальной военной мелодрамы, коей он поначалу может показаться. «Лжец Яков» — еще очень недооцененное кино, которое еще обязательно займет свое место в ряду лучших картин о Холокосте и просто о том страшном, непонятном времени, которое, конечно, нельзя забывать.
9 из 10
9 января 2021
Данная картина явно не доберётся до популярности своих собратьев по кинематографу, тот же «Пианист» вызывает куда больше зрительских эмоций. Конечно, добавить юмора, ход неплохой, но здесь главное не шутить, а выживать с улыбкой. Подобное удалось Бениньи, ведь его «Жизнь прекрасна» вселяет надежду, когда как «Яков» всего лишь развлекает, пускай и на фоне гетто.
Фильм откровенно пытается только лишь завлечь/развлечь, уберегая зрителя от ненужных дум и еврейских тягот. Надо отдать ему должное, своё предназначение он оправдывает, недовольных не будет, но и ярким воспоминанием не останется.
Что касается актёрских работ, то они безупречны, но строго в рамках режиссёрских задач. Ничего сверхъестественного, всё на уровне, ведь блистает Робин Уильямс. Не припомню, чтобы он хоть раз схалтурил (в каждом проекте он хорош), но шаблонно прописанные персонажи, с поверхностной драматизацией, не дали возможности проявить все грани таланта ни одному задействованному актёру.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, но на душевные потрясения может рассчитывать только очень уж хрупкая натура, остальные проведут время праздно, без пользы, радуя лишь потребительское начало.
Всем желаю приятного просмотра!!!
26 января 2018
Сюжет данного фильма вызывает живые эмоции, как и любой фильм тематики фашисткой оккупации, концентрационных лагерей и гетто. Однако, этот фильм несколько другой. Во-первых, в фильме присутствует огромное количество качественного юмора, причем все шутки касаются исключительно еврейской темы, не злые, но очень остроумные. Во-вторых, фильм нацелен не на передачу тяжелой атмосферы гетто (несомненно она тоже присутствует, ибо сюжет напрямую связан с гетто), а на передачу характера людей, оказавшихся в сложной ситуации, их способность правильно воспринимать информацию. В-третьих, фильм лишен романтично-ванильных сцен, какими часто наполняют подобные фильмы для излишнего драматизма. И это несомненный плюс.
Однако могу выделить аспект, вызвавший у меня несколько вопросов: действие фильма разворачивается в 1945 году, но, насколько мне помнится, в это время на территории Польши уже не существовало ни одного гетто. Кроме того. время года, по логике сюжета, соответствует зиме, но герои спокойно ходят в легкой одежде и нет ни одного признака сезона. Это пожалуй, единственные вопросы, которые возникли в процессе просмотра. В остальном, фильм замечательный, душевный, юморной. Рекомендую к просмотру.
9 из 10
9 октября 2017
Этот фильм часто можно встретить в различных авторских подборках военных драм и фильмов о Холокосте, с умеренно положительным отношением простых зрителей. «Яков Лжец», что любопытно, не вызывает восторгов своей постановкой, художественной ценностью, как всем известные шедевры «Список Шиндлера», «Пианист» и «Жизнь прекрасна». А любопытно не противоречим — его нет, а тем что и разгромная критика довольна редка для этого, не так хорошо известного, фильма об ужасах гетто в Польше и Второй Мировой Войны. Забегая вперед, именно такие, с позволения, средние впечатления фильм оставляет — без пиков амплитуды эмоций, без мыслей на досуг, без восхищения актерской игрой.
Наиболее явное противопоставление или сравнение, которое напрашивается уже через десять минут просмотра, касается великолепной картины «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, причем далеко не в пользу картины Петера Кассовица. «Яков лжец» пытается усидеть сразу на двух стульях драмы и комедии и это не удается. Особенно впечатлительные зрители будут трудно воспринимать общую бесцветную палитру происходящего, хоть и часто закадровую, но жестокость. Комедийная же составляющая, в отличие от той же «La vita e bella», словно сначала была приоритетной, а после ее усиленно устраняли из истории.
Что касается реалистичной передачи конкретной тяжелой тематики, то здесь фильм сильно уступает своим известным коллегам, все по той же причине неудавшегося заигрывания с карикатурностью комедии. Главный герой наблюдает за повешенными людьми на площади города, немецкая военная комендатура встречает слепящим прожектором, в вагонах для скота на станции томятся несчастные жертвы окончательного решения. Вместе с этим, «Яков Лжец» словно стесняется сделать шаг дальше, и не ограничиваться лишь намеками и серыми тонами окружающего мира. Впрочем, просмотр побуждает к прочтению литературного оригинала Юрека Беккера.
Весь фильм, вне всяких сомнений, ассоциируется именно с исполнителем главной роли Робином Уильямсом. Актер был номинирован на известную антипремию «Золотая малина» за роль Якова, что вызывает определенный диссонанс. Это явно не лучшая его игра, да и созданный образ вызывает ряд вопросов, но Уильямс вытягивает на своих плечах многие очевидные недостатки самого фильма. После двух часов просмотра действительно запоминаешь именно его игру. Кроме того, второй план картины может порадовать завсегдатаев кино узнаваемыми лицами.
7 из 10
2 апреля 2017
- Господин Франкфуртер, это русские. Они будут нас бомбить.
- Можно радоваться.
Некогда прекрасный и бурлящий жизнью польский городок был оторван от всеобщего мира и забыт. Улыбки на лицах горожан преобразились в унылую гримасу тружеников, которые изо дня в день выполняли свою работу, подчиняясь беспощадной немецкой армии. В польском гетто царило молчание и покорность, а единственным звуком, нарушающим эту постоянную идиллию, был звук уходящего поезда. Терзания, муки и обреченность на извечные страдания отразились на пленных, обратив в пепел грёзы о светлом, лучезарном будущем. Вера, надежда, мечты — ничего уже практически не осталось, кроме чувства юмора, которое веселило и поддерживало в трудную минуту. Оно не наполняло жизнь каким-то смыслом, не вселяло надежду и уж точно не являлось ключом к спасению, а служило лишь утешением для отчаявшихся, да и до тех пор, пока всё окончательно не докучало и обременяло; пока петля не оказывалась на шее, а ноги не висели в воздухе. Но что если кто-то воспользуется одним из гнусных и подлых изобретений человечества и применит его во благо? Что если превратить ложь в средство для спасения? Обычному еврейскому продавцу оладий Якову Хайму чудным образом предоставляется случай приоткрыть ту самую скважину вероятного счастья и упоения, которая давно уже не видела свет, но глубоко в душе каждого узника войны желала вновь заблестеть и засиять всеми возможными окрасками, хотя в таком бедственном и тяжёлом положении хватило бы и одного маленького луча надежды.
По мотивам одноимённого романа немецкого писателя Юрека Бекера, венгерский режиссёр Петер Кассовиц создаёт драму времён Второй мировой войны, но история развивается не на фронте в разгар боевых действий, а за стенами небольшого польского гетто, где всё ещё остаются люди, не желающие опускать руки и намеренные бороться до самого конца; по крайней мере, есть как минимум один такой человек по имени Яков Хайм, что значит — надежда всё-таки есть. С целью спасти своих товарищей от отчаяния и возможных попыток суицида, он придумывает ложь, которая может стоить ему жизни. Яков рассказывает, что у него есть радио, и слышит как русские на подходе к ним. Он даже не полагал, что солгав однажды, придётся делать это постоянно, выдумать всё новые и новые идеи, чтобы сохранить надежду о счастливом будущем, вопреки тому, что его может и не быть. Ложь во имя спасения превращается в ничто иное, как обременительное, тяжёлое бремя на душе, с которой приходится жить еврейскому продавцу оладий.
Кого только не играл талантливый и ныне покойный Робин Уильямс, почти всегда от его персонажей исходила невероятная душевная и искренняя теплота, греющая сердца в одинокие холодные будни. Гонящийся за американской мечтой из самой Москвы, придающий солдатам оптимизм с повседневным возгласом «Доброе утро, Вьетнам!», обучающий своих учеников поэзией, её красотой и магией — Робин воодушевлял и побуждал к стремлению чего-то необычайного и чудесного. В картине Петера Кассовица он всё тот же неисправимый романтик и мечтатель, пусть даже захваченный фашистами несчастный еврей. Та же старая кепка, что у других поляк, потрёпанное пальто и рваные перчатки, но вместе с тем у Якова Хайма есть доброе сердце, широкая душа и мужество, которое он обретает со временем. И какой же Робин Уильямс без ласковой улыбки и чуточки веселья? Да, даже в военной ленте Кассовица он порой шутит, устраивает небольшие представления и танцует польку, что служит разрядкой для напряжённого, интригующего сюжета и даёт возможность насладиться игрой, характерной талантливому комику и актёру.
Венгерский режиссёр разбавляет свою картину долей юмора, но не позволяет ей выйти за рамки дозволенного и нарушить всю драматичность истории. Ложь, возникшая из самых чистых помыслов, с течением времени становится наиважнейшим аспектом в вопросах касаемых жизни и смерти. И даже если она повлечёт за собой новых жертв войны, справедливо будет назвать поступок Якова неправильным и оплошным? Гёте говорил — «Надежда живёт даже возле могил», так неужели она не имеет право существовать в очерствелых и бездушных стенах гетто? Ведь если умирать, так умирать за правое дело — в борьбе за свободу и с надеждой в сердцах! Можно ли винить Якова в том, что он хотел подарить окружающим своим сородичам щепотку счастья, радости и дни блаженства? У одного человека нашлось столько сил, что он даровал веру другим, для того, чтобы те продолжали жить, несмотря ни на что. Жить, зная, что за замочной скважиной возможно никогда не появится свет, и высокие непоколебимые стены гетто будут всегда оставаться на своём месте, а единственным звуком, нарушающим эту гробовую тишину, будет гул уходящих вдаль поездов.
2 октября 2015
Часто ли вам приходилось лгать? Да-да, я знаю, что начинать рецензию на «Яков-лжец» таким образом — банально, скучно и вообще «это не рецензия, а сплошь лирическое изложение мыслей, подавай нам техническую и драматическую составляющие фильма». Всему своё время, друзья. Так что для начала попробуйте ответить себе на мой вопрос. Ведь как говорил один доктор из всем известного сериала: «Все врут».
Да, ложь бывает разного калибра и разной направленности. Но сути это не меняет. Ложь, при любых обстоятельствах останется ложью, в независимости от ситуации.
Хотя можно поспорить. Яков Хайм — главный персонаж фильма «Яков-лжец» и одноименного романа Юрека Беккера, тема Холокоста для которого, была не чужда, поскольку его детские годы прошли в гетто и концлагерях. Яков — один из тысяч обитателей варшавского гетто, узник войны, каждый день он трудится на товарной станции. И ежедневно он становится свидетелем того, как умирают его близкие, а родной город рушится на глазах. И в его голову приходит Она — Идея. Он начинает распускать слухи о том, что диктор на радио (которого у Якова естественно нет) сообщил о наступлении советских войск и о близком завершении войны. Понятно, какой эффект произвела эта «утка» на обитателей гетто. Я не хочу сейчас пафосно вещать о количестве боли, которая упала на плечи Якова и о том, что большинство на его месте пришли бы к печальному финишу. Но здесь дело вот в чём: Яков обладает невероятно позитивным взглядом на жизнь.
Есть такой типаж людей, которые барахтаются уже по-ноздри в проблемах и несчастьях, но делают это с улыбкой и полными надежды глазами. Но это ещё не всё — такие «Яковы» просто физически не могут уснуть, пока не «заразят» своим счастьем близких. Они просто сочувствуют всем и вся.
А сам Хайм — просто уникален. На протяжении всего фильма, он с лёгкостью обманывает всех близких людей. Да, при этом Яков трусит, переживает, но им движут исключительно добрые помыслы и наблюдая за тем, как в глазах окружающих поселяется надежда, он просто не может остановиться. Его лицо не покидает улыбка счастья, которая ярким лучом пробивает всеобщую тьму безнадёжности. Для того чтобы открыть людям истину в этом страшном мире, вывернутом наизнанку, необходимо солгать. Но тому, кто придумает спасительную ложь, она может обойтись очень дорого.
Не смотря на то, что одним из жанров этой картины является комедия, в «Яков-лжец`очень мало юмора. Он то там есть, но выражается в очень специфической манере смеха сквозь слёзы.
В этом очень большая заслуга режиссёра Кассовица. Петр до этого фильма ворвался в кинематограф с отличной криминальной драмой «Ненависть», и здесь он решил не отступать от своих принципов. Всё та же мрачность и безнадёжность в каждом кадре. К тому же именно он настоял на приглашении Робина Ульямса на главную роль. И Кассовиц был чертовски прав.
Робин Уильямс — один из лучших актёров современности, с этим не поспоришь. Он признан во всём мире и как хороший комик, и как выдающийся драматический актёр. Его лицо прекрасно подходит для столь трогательных ролей — искренняя улыбка, медленно переходящая в страдальческую гримасу, проникновенный и выразительный голос, а главное — просто невероятно добрые и грустные глаза. Робин одним только взглядом способен сделать больше, чем некоторые «востребованные знаменитости» в течении часа попыток выдать нечто, под названием «актёрская игра».
Всё это в совокупности создаёт очень цельную и качественную картину.
Да, в ней вы не найдёте стремительного развития событий, нет погонь и перестрелок, нет такого душераздирающего драматизма, но есть отличное, пусть и странновато-грустное чувство юмора, великолепная игра актёров, стремительно накатывающее ближе к концу, чувство тревоги и довольно большие порции пищи для размышлений. А что ещё нужно для хорошего кино?
28 сентября 2013
Порой одно неосторожно сказанное слово может иметь самые неожиданные последствия. Ведь для одного неосторожно брошенное слово может быть просто словом, а в то время как другой человек будет пытаться найти в нем скрытый смысл, и ведь найдет. Сегодняшний фильм как раз и повествует о человеке, который, сказав всего лишь пару слов, дабы поддержать отдающегося друга изменил жизни многих людей. Итак, это — «Яков лжец».
Действие картины происходит в оккупированной немцами Варшаве. И главный герой раввин Яков Хайн благодаря случайному стечению обстоятельств услышал по радио радостную новость, — советские освободительные войска дали бой фрицам достаточно близко от места дислокации еврейского гетто. И на следующий день, дабы отговорить бывшего боксера Мишу от попытки побега, Яков делится с ним этой радостной новостью при этом, заклиная никому об этом не рассказывать. Эх, Яков, тайна это то что знает только один человек, а если о тайне знают двое, то скоро будут знать все вокруг. Так и случилось. Миша из добрых побуждений рассказал всем и каждому, что у Якова есть радио, и что скоро тут будут русские. И дабы не лишать земляков надежды на скорое освобождение Яков вынужден придумывать самые невероятные истории о героических победах русских и о том, что они со дня на день будут здесь. Вот только так не может продолжаться вечно, и однажды немцы узнают о Якове и его радио. Ой, что будет.
Не смотря на то что фильм, посвящен второй мировой войне, и даже несмотря на то что в нем снялся такой хороший актер как Робин Уильямс, картина не сыскала ни народной славы, ни признания критиков. А жаль. Ведь картина стоит самого пристального внимания. Почему? Ответ ниже.
Во-первых, сам сценарий, который обыгрывает то что люди готовы с большей охотой верить в самую невероятную ложь, чем в банальную правду. И герой ради того чтобы поддержать отчаявшихся людей и дать им стимул к жизни начинает им врать. Отличный пример фразы, — ложь во спасение.
Во-вторых, это непосредственно главный герой в исполнение Робина Уильямса. Это человек, который оказавшись в отчаянной ситуации, предпочитает смеяться, а не плакать. И это поддерживает не только его, но и окружающих людей ведь если человек может найти в столь незавидной ситуации что-то забавное, значит, все не так уж и плохо как могло бы быть. Яков демонстрирует зрителю то что улыбкой и парой фраз можно кардинально изменить жизнь человеку и вывести последнего из состояния хандры. Кроме того, забота Якова о маленькой девочки, которая лишилась семьи дорогого, стоит и позволяет продемонстрировать дополнительные грани характера обаятельного еврея.
В-третьих, это простоватый боксер Миша, которого, как верно выразился герой Уильямса, часто били по голове. При своей простате и непосредственности, благодаря которым Миша напоминает большого ребенка, он умудряется придумать глобальный заговор, в центре которого стоит Яков и его чудо радио. И не смотря на то что своими разговорами Миша ставит под угрозу жителей концлагеря он не вызывает чувство неприязни, так как все что делает бывший боксер, делается исключительно из добрых побуждений. Но ведь не даром же говорят, что благими намереньями вымощена дорога в ад…
В-четвертых, это атмосфера картины, которая отлично передает дух той эпохи. Уставшие и отчаявшиеся пленники фашистского режима, разрушенные города и скверы, а так же обилие пасмурно-серых тонов настраивает на нужный лад. А обстановка всеобщего напряжения, которая нарастает от минуты к минуте заставляет сопереживать героям картины при этом ожидая развязки, которая может быть какой угодно.
Так что же в итоге? А в итоге перед нами предстает отличный фильм, посвященный нелегким будням людей, которых угораздило оказаться в немецком концлагере. И пусть эта картина не дотягивает до «Списка Шиндлера» по некоторым причинам, однако она является хорошим, а главное качественным продуктом, на который можно и нужно потратить пару часов своего времени, и кто знает, быть может, сделать для себя какие-нибудь далеко идущие выводы.
8 из 10
20 июня 2013
Жить в районе, который за годы оккупации превратился в руины, и наблюдать за тем, как постепенно уходят из жизни родные и друзья — одни волей пули, другие от безысходности, то можно и вовсе сойти с ума. Но если есть хотя бы слабая возможность того, что этот ад скоро закончится, что когда-то вернется спокойное время, то за нее стоит хвататься двумя руками, если хочется выжить.
Французский режиссер Питер Кассовиц за свою жизнь снял немало разных сериалов и фильмов для своего родного телевидения, но самой известной его работой стала единственная англоязычная кинокартина, рассказывающая о тяжелой судьбе евреев во времена Второй мировой войны. Эта война коснулась непосредственно семьи режиссера, ведь когда он был еще совсем маленьким, то его родителей забрали в концентрационный лагерь, а сам он пытался выживать, как только мог. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Питер Кассовиц постарался показать жизнь в польском гетто приземленной, без излишнего героизма, но со значительной долей храбрости.
«- Если ты повесишься, я тебя убью.»
Одними из тех немногих вещей, которые нельзя забрать у человека даже под дулом пистолета, являются юмор, пусть даже горький, и надежда, пусть даже слабая. Смекалистый еврей Яков Хайм прекрасно это знал, и видя, что даже если война скоро закончится, до того момента доживут совсем немногие, он решает вселить в сердца людей надежду, которая поможет им протянуть до дня освобождения. И он начинает рассказывать им выдуманные хорошие новости, услышанные из несуществующего радио. Ему нужно отдать должное, ведь на что он только не идет ради того, чтобы люди поверили его неправдивым историям. Робин Уильямс превосходно воплотил этого отчаявшегося человека, потерявшего в своей жизни все самое дорогое его сердцу — жену, кафе, свободу, но сумевшего сохранить гордость, сострадание и дух сопротивления, который передал остальным.
«- Ты получил сообщение из Лондона и теперь собираешься его передать Киршбауму!
- Тебя часто били по голове, Миша.»
Добродушный и недалекий боксер по имени Миша прославился не только благодаря своему крутому нраву, но и большой фантазии, которая ставит под угрозу жизнь всех жителей гетто. Лив Шрайбер отлично сыграл своего героя, не зря ведь у него есть славянские корни. Часто появление на экране его персонажа усложняет жизнь главного героя, зато веселит своей наивностью.
Хорошо здесь сыграли и актеры Армин Мюллер-Шталь, исполнивший роль доктора-интеллигента, и Алан Аркин, воплотивший театрального актера с многочисленной семьей, который очень беспокоится о том, что будет с ними, если немцы узнают про радио Хайма. Запомнилась также маленькая героиня актрисы Ханны Тейлор-Гордон, заменившая главному герою дочь, которую им с женой не было суждено родить.
Кинокартина сразу цепляет своей серой атмосферой, которую только усугубляют виды некогда красивых, а теперь полуразрушенных зданий и жизней людей, которые и сами превращаются в руины. Поскольку герои постоянно проделывают нечто под самым носом у надзирателей, рискуя своей жизнью, то некоторые сцены невозможно смотреть, не задерживая дыхание. Это очень темный фильм, и смотреть его временами становится тяжело от того, в насколько безвыходном положении оказались его персонажи. Но они не перестают удивлять своей силой и смекалистостью, восхищая желанием сохранить ту самую последнюю надежду, которая позволит людям дождаться избавления, которое вот-вот должно прийти, иначе им нет смысла жить дальше. И эта надежда, приумножаемая фантазией персонажей, передается и зрителю, не позволяя оторваться от экрана в ожидании открытия того, была ли ложь Якова во благо или же во вред.
«- Я верю, что мы избранный народ, но лучше бы Всевышний избрал кого-нибудь другого.»
Сколько бы ни пришлось вынести человеку в своей жизни, чего бы он только не лишился, надежда, пусть даже ложная, всегда будет оставаться той последней соломинкой, которая может спасти его жизнь и жизнь многих других, если ею поделиться.
24 июля 2012
В этой картине на самом деле, очень мало юмора, а если и находится таковой, то он очень грустный и сдержанный. Люди привыкли рассматривать историю человека как нечто субъективное, всегда и в любой ситуации человек старается выжить, в истории всё имеет свои причины и мотивацию, естественно бедные евреи не ставили у себя в Гетто — «Короля Лира». Но то что они разговаривали, строили догадки, основываясь на слухах и домыслах, на мой взгляд такие события имели место быть. Чудесные фильмы «Пианист»,«Список Шиндлера» и многие другие в этой теме заняли определенную позицию, но «Яков лжец» доказывает, что точек зрения много. Фильм хороший смотреть его стоит обязательно.
22 ноября 2010
Предыдущая негативная рецензия заставила меня зарегистрироваться на сайте и написать ответ.
Место, где происходит действие фильма — это совсем не Освенцим, а польское гетто(оккупированная нацистами Варшава) — поэтому герои и не должны выглядеть как безжизненные скелеты с ввалившимися потухшими глазами. Да, героям живётся совсем нелегко, но там нет никаких газовых камер, нет горы трупов, грязных деревянных бараков. У героев фильма ещё теплится надежда, что жизнь наладится. Что всё не так страшно и скоро они опять заживут счастливо. Они пытаются не потерять присутствие духа и цепляются за любую мало-мальски позитивную новость.
Замечательный фильм о любви к жизни, доброте, силе воле человека и способности не унывать даже в самую тяжёлую минуту.
25 августа 2009
Когда начал смотреть фильм, первые мысли были, что это еще одна кинолента вроде «Списка Шиндлера», «Жизнь прекрасна» или «Мальчика в полосатой пижаме». Но при первом появлении юмора отпало все желание смотреть…
Как так можно? Это Освенцим, фабрика смерти, где были уничтожены свыше миллиона невинных людей! Это предел жестокости и бесчеловечности нацистов, одно из самых ужасных событий Второй мировой войны. А в данном фильме заключенные бегают, улыбаясь, выглядят здоровыми сытыми мужиками и свежими женщинами. Просто сравните документальные кадры и материалы с этой кинолентой, вспомните, какой это ужас! Данный сценарий совершено неуместен.
Прекрасный актер Робин Уильямс, отличные спецэффекты, да… против этого не попрешь. Это сделано на 5 баллов. Но не лучше ли было данный «арсенал» запустить на построение прекрасной драмы, ведь она не была бы лишней! А режиссер и сценарист со своей командой придумали какую-то веселую историю. Не там вы ищете юмор, ребята. Не там…
8 мая 2009
Первый поток ассоциаций, всплывающих в сознании с момента появления на экране заключительных титров, это: «надежда умирает последней», «ложь во имя спасения» и «жизнь прекрасна» (последнее — это одновременно и лозунг завзятого оптимиста и название известного фильма Роберто Бениньи). Однако, характеризуя сам фильм, не хотелось бы прибегать к подобным штампам и трюизмам. Потому как фильм далеко не ординарный и заметно выделяется на фоне кино подобного жанра.
В первую очередь выделяется своей простотой и наивностью главных героев. Той наивностью, благодаря которой каждый новый день люди встречали с надеждой и верой, а не с веревкой на шее.
Простота же отнюдь не означает примитивности сюжета или характеров персонажей. Это простота быта, окружавшего людей, заключенных в гетто. Это простота тех будней, радостей и тревог, которые сопровождали жизнь каждого узника. Простота как условие выживания…
Отличает фильм и тонкий юмор в исполнении бесподобного Робина Уильяма. И этот юмор — тоже условие выживания. Иногда он — единственное, что может спасти тебя от смерти.
Вообще этот фильм о герое и о героях. И пусть в самом конце фильма Яков говорит, что герой из него так и не получился, очень хочется ему возразить: «Получился! Еще как получился!». Ведь герой — это не тот, кто успел вовремя произнести пламенную речь перед тем, как ему пустили пулю в сердце. Есть герои, которые умирают безмолвно, но их смерть самая красноречивая.
Тут уж никак не удержаться — снова напрашивается ассоциация с фильмом Бениньи. Ведь оба фильма от том, как можно оставаться человеком даже в самых нечеловеческих условиях.
А если в двух словах — фильм великолепный, актерская игра блестяща.
21 января 2009