Сорок первый год: Противостояние
Rukajärven tie
5.7
6.7
1999, драма, военный
Финляндия, 2 ч 3 мин
16+

В ролях: Тайсто Реймалуото, Рауно Джавонен, Матти Лайтинен, Минна Пириля, Кай Лехтинен
и другие
Жаркое лето 1941 года. В Советской Карелии финские части ведут ожесточенные бои с советскими войсками. Получив приказ освободить захваченные земли, взвод лейтенанта Ээро отправляется в тяжелый и опасный поход, исход которого невозможно предсказать. Пытаясь не попасть в засаду в дремучих лесах, теряя братьев по оружию, солдаты продвигаются вглубь вражеского тыла, но вскоре отважный лейтенант получает известие о том, что его невеста, медсестра Карина, погибла в бою с советскими партизанами. Теперь тайная вылазка отчаянных бойцов станет для юного офицера миссией отмщения за любимую.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Сорок первый год: Противостояние

английское название:

Rukajärven tie

год: 1999
страна:
Финляндия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Кьелль Лагерроос
композитор:
художники: Пертти Хилкамо, Улла-Майя Вяйсянен, Ану Пириля
монтаж: , ,
жанры: драма, военный
Поделиться
Финансы
Бюджет: 12614904
Дата выхода
Мировая премьера: 17 января 1999 г.
на DVD: 3 июня 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 2 ч 3 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Видео к фильму «Сорок первый год: Противостояние», 1999

Видео: Трейлер (Сорок первый год: Противостояние, 1999) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Сорок первый год: Противостояние», 1999

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сорок первый год: Противостояние», 1999

Без комментариев.

Эта история могла случиться когда угодно, по крайней мере, судя по основной линии фильма, то бишь, переживаниям молодого лейтенанта Ээро о своей возлюбленной Каарине, кстати говоря, наиболее правдоподобно отражённым во всём фильме. Глядя, как, ничего не понимая и не зная о том, что на самом деле происходит с его любимой и думая, что та наверняка погибла по дороге домой, лейтенант сходит с ума, понимаешь как его, так и цель, коею руководствовался режиссёр, понапихавший вперемешку всякого рода разные фишки вроде православной иконы и лютеранской статуэтки в одном фрагменте видеоряда, труп старой невесты (ну и мысль, честное слово, но, в принципе, для отсылки к мысли о том, что любви все возрасты покорны, и смерть поджидает всех, сойдёт) и прочее. Блестяще подчёркнутая хорошо подобранными звуковыми дорожками, эта тема в прямом смысле вытягивает за уши весь фильм, и именно это не позволяет ему в моих глазах скатиться в самые низы.

А теперь о минусах. Их куда больше, и все связаны со второй линией, то есть, исторической, куда, заодно, отнесу и технические косяки:

1) Хотя, конечно, цели финнов в этой войне звучат куда яснее, чем, скажем, в фильме «Зимняя война», нас всё равно клятвенно заверяют, что идут отвоёвывать оккупированные кровожадными совками земли… в Восточной Карелии, где ни одна пядь почвы никогда не топталась белофинским сапогом в мирное время! Без комментариев.

2) Вы знаете, я понял одну интересную вещь: в зарубежном кино советских солдат любят показывать в крайностях, когда речь заходит о Советах, как о врагах. Первую крайность мы все хорошо знаем: тупорылое мясо, несущееся с автоматами и винтовками (нередко в одном экземпляре на троих) на вражеские пулемёты, лихо подбадриваемое удачно расположившимися сзади NKVD-shnikamy. Но тут мы видим прямую противоположность: советские «партизаны» (с какой-то радости носящие красноармейскую форму, да ещё и на самой линии фронта) грамотно и логично занимают позиции, выжидают, когда финны подойдут поближе, станут у них, как на ладони и… убегают. Да-да-да, они трусливо бегут, когда видят, что противник наступает на них в количестве более одного человека за исключением тех случаев, когда перед ними — женщины и дети, вот тогда можно вволю повеселиться. Большинство погибших в белофинском отряде погибло именно из-за того, что не в нужный момент не в нужном месте оказались одни на десятке прицелов. Есть ли рядом противник, нет его — плевать: главное, что перед ними один-единственный богатырь в серой форме и немецкой каске. Оказавших достойное сопротивление красных я насчитал, приблизительно, пять человек. Остальные же либо бежали, либо, когда бежать уже стало некуда, дохли, как в старых добрых боевиках… ну, то есть, как стадо баранов. Без комментариев.

3) Зато куда как больше везёт белофиннам. Получил три длинных очереди и короткую из пулемёта на закуску? Не боись, в воде за тобой придут твои глюки, и приход сей будет столь удачным, что сумеешь пройти недюжинное расстояние до лагеря и по-голливудски плюхнуться мордой в грязь на глазах у сослуживцев. После этой сцены я перестал удивляться моменту в фильме «Зимняя война» (что характерно, автор сценария тот же), где финский солдат выжил после прямого попадания из основного орудия химического танка, а советский солдат сгорел. В принципе, я и тогда не очень-то принял это за читерство, напротив, это больше похоже на выживание по вероятности увидеть на улице динозавра, а после описанной выше сцены — тем более. Расстрелял мальчика? Бабка плачет, командование ругает? Какая разница, у него «наган» в рюкзаке, вся бесчеловечность оправдана. И таких моментов будет полным-полно по всему фильму, у меня просто нервов не хватит всё это перечислять, а у вас — читать и удивляться. Без комментариев.

Кстати, отдельным пунктом тут выступает невесть откуда взявшийся красногвардеец в отряде. Насколько мне известно, если таковые и выжили после Маннергеймовского белого террора, то они перебрались в РСФСР, а там вступили в пятьдесят четвёртую стрелковую дивизию, дислоцировавшуюся как раз в Карелии и состоявшую частью из финнов. Эта же дивизия с сорок первого года и до самого контрнаступления насмерть сдерживала белофинские войска, до исходных границ 39-го года отступая метр за метром, и финны не прошли дальше не потому, что встали у своих границ по своей воле, а потому, что наши им дальше не дали пройти, дальше уже родные стены (или леса) помогли, да и то не везде — сеть концлагерей в «братской» Восточной Карелии — тому явный печальный пример. Вот такие вот трусы и насильники воевали на северо-западном фронте. Ну да отбросим лирику, кто-то тут сказал, что красногвардейцы показаны трусоватыми, но где, если этот самый «выродок», каковым его назвали по ходу фильма, практически везде, на любое задание лез добровольцем, да и в бою он совсем не сплоховал?

Словом, фильм — очередная оправдательная лирика оккупантов, и на сей раз таковыми финнов можно назвать со всей серьёзностью. Эту мысль я, вообще говоря, хотел высказать в рецензии на фильм «Talvisota», но скажу здесь, благо, тут она тоже придётся ко двору: «Хорошо, что на Третий Рейх мы первыми, всё-таки, не напали.»

6 из 10

20 ноября 2014

«От войны ничего не зависит, все зависит от нас, от того, что мы выбираем»

«Сорок первый год: Противостояние», «Дорога на Рукаярви» или просто «Засада», фильм о начале Второй Мировой и участии в ней финской стороны. Русский зритель сразу может выдохнуть — ненавистью к нашей стране картина не пропитана вовсе, как и другие финские фильмы о столкновениях с СССР. Тот, кто хочет посмотреть на эту войну «их глазами» и в тайне предвкушает получить смесь темного удовольствия и праведного гнева, наблюдая истерию русофобии, в данном фильме разочаруется. Как и большинство военных фильмов «Засада» говорит о бессмысленности и ужасе войны как таковой в принципе.

На разворачивающиеся события авторы предлагают нам посмотреть глазами молодого лейтенанта Перколы (Петер Францен) возглавляющего небольшой отряд солдат. Калейдоскоп искусно воплощенных актерами характеров доставит удовольствие — простоватые и ожесточенные (Зимняя Война только что отгремела над непривычным к войнам северным народом), совсем юные и уже пожившие, «белофинны» и финские «коммунисты», смелые и трусоватые — финны, обычные и понятные люди из той же плоти и крови, что и русские.

Сожженным мостом через реку, пустыми деревнями, кладбищем в лесу отмечен след русских, по которому главные герои фильма пробираются в неприятельский тыл и пока борются только со своим страхом смерти, а лейтенант — еще и с осознанием того, что его невеста Каарина, сестра милосердия, погибла при вражеском налете на конвой, в котором она отправлялась за линию фронта. Стоит отметить, что ее персонаж был исполнен прекрасной Ириной Бьёрклунд, действительной женой актера Петера Францена, что, наверняка, только помогло им изобразить на экране чистую и юную любовь. Это самое чувство и боль от его утраты станут основным мотивом главного героя, в то время как его отряд продвигается к своей цели, где под конец хронометража и произойдет главное и единственное сражение фильма.

Ужас войны призваны вызвать не постоянно свистящие у виска пули и земляные брызги бутафорских взрывов, а сорвавшаяся нервная дробь в спину убегающему деревенскому мальчишке, беззвучный из-за контузии крик русского мальчика-солдата, боящегося выстрелить во врага, забытый жеребенок в опустевшей деревне, которого жалко оставить, но и жалко пристрелить, чтобы съесть. В кадре много раз окажутся иконы и распятия, но не как камень в огород оторванным на тот момент от Бога советским войскам, а как знак того, что все мы, собственно, люди, неважно звездочка у тебя на фуражке или кружочек.

«От войны ничего не зависит, все зависит от нас» — скажет невеста Перколы в своем письме, написанном ей еще до того как она попала в плен, а что происходит с женщиной на войне во вражеском стане, независимо от сторон-участниц конфликта, догадаться труда никому не доставит. Невозможным теперь кажется, что эти двое влюбленных окажутся в том счастливом завтрашнем дне, о котором она говорит в своем письме дальше, когда они, истерзанные каждый по-своему войной, воссоединяются в конце, а слова, той, еще счастливой, Каарины звучат за кадром. Выходит, что от войны зависит многое, и лучше бы ее не было. «Без приказа это была бы оргия» — скажет персонаж Кари Хейсканена о войне, еще раз подчеркивая, что это состояние для человечества одно из самых темных и нежелательных.

Русский зритель как никто знаком с темой Второй Мировой в кино, а спектр отечественного кино здесь настолько широк, что эта иностранная картина не окажется для него настолько шокирующей, чтобы хотя бы привлечь к себе внимание — слишком мало динамики, слишком лирическая окраска сюжета. Хотя ничего плохого в «Засаде» тоже нет, так, чтобы нам захлебываться слюной, ругая ляпы или злобно смеяться над недалекими западными кинематографистами — ничего подобного. Хороший среднего эмоционального градуса фильм с отличными актерами, радующей глаз природой, и качественным антуражем той войны, где явно не выделена ни одна из сторон конфликта, а скорее обе пострадали от нее.

5 из 10

31 октября 2014

Великая Отечественная глазами финских солдат

Предвкушение фильма было интригующим — любопытно посмотреть как сами финны снимут по эту войну.

Из финской темы ранее видел только наш фильм «Кукушка» Александра Рогожкина, но там финский солдат, как бы и не солдат вовсе, там несколько иная тема. Посмотрел… пол-фильма пытался найти какие либо логические обоснование этого произведения, третья четверть фильма — чуть не плакал от бессилия найти их, и в конце бросил это дело следя за несуразными штампами из немецкого «Штайнер: Железный крест».

Однако, по порядку.

Общая канва фильма. В начале фильма проходят фразы о праведности участия Финляндии на стороне Гитлера — типа «отвоюем то, что отобрали эти русские». Где-то проходят фразы «а давайте дойдем до Урала». В контексте фильма звучит очень забавно — велосипедный взвод по тайге хочет разгромить всех русских и дойти до Урала. Жаль не до конца озвучили реальную канву исторических событий тех времен. А именно великодержавную политику Финляндии, которые они проводили в 1930-е гг. по созданию «Великой Финляндии» на территории северной часть европейской России состоящую из фино-угорских народов. Ну да ладно, хоть просто на солдат посмотрим.

О финских солдатах. Приятно было смотреть на крепких финских парней и мужиков в лучшем понимании этого слова на фоне красивейших видов таежной Карелии. Освежают фильм велосипеды, но если в начале они смотрелись легко, то в болотистых местностях просто нелепо. А сцена с финским богатырем, всего пробитого пулями и утопленного в реке, вдруг возрождающегося и идущего к своим, чересчур надумана.

Очень интересно как кинематографисты показывают противников своих чудо-богатырей, то есть «советских партизан», хотя какие могут быть партизаны на линии фронта. Здесь они почему-то больше по повадкам и расхристанному виду напоминают индейцев прячущихся в лесах. Имея многочисленные возможности тотального уничтожения нелепого велосипедного взвода в тайге, (хотя бы в сцене на болоте, где один боец смог бы за пару минут положить всех горе-диверсантов), они почему-то всегда без единого выстрела отступают. Недостатком создателей является явно нереалистическое отношение к пленным как с финской, таки и русской стороны — не задав ни единого вопроса о численности и целях противников, они их без разбирательства убивают (!?).

Но самая убойная тема в фильме это невеста лейтенанта.

О финской Деве Марии. Фильм начинается с непонятной смеси реквиема Моцарта и симфонической бравады. Первым кадром наводят на православную икону божьей матери (зачем она — так и не понял), затем лютеранскую скульптуру Девы Марии (это уже понятнее), после чего камера натыкается на печально лежащую в постели семейную пару финских военнослужащих. Надо понимать они что-то оплакивают раз звучит реквиемоподобная музыка. Стараемся понять в чем дело — не дошло…

Финская невеста идет медсестрой на фронт чтобы найти своего жениха-лейтенанта, находит, и он, в обмен на опасное задание для своего взвода, договаривается с командованием отправить ее обратно в Финляндию. По пути «советские партизаны», захватывают ее в плен, непонятно что там с ней происходит, но она каким-то образом в конце фильма оказывается в расположении финских частей, не разваривает с женихом и под титры они вместе в кровати обнимают ее живот. Что это? Пожалуйста объясните. Случайное совпадение или у нее будет ребенок. Тогда от кого?

Вообще ее образ невнятен, то она сексапильная фурия с фразами типа «сделай это как тогда» (это о нехристианской форме совокупления), то праведная дева с морализаторством типа «война здесь не причем, все дело в нас». С учетом явного перебора показа икон с божьей матерью, смердящего трупа старой «русской невесты» в благоговейных материях и безумия бедного лейтенанта — стали подступать приступы тошноты.

Тема сожаления и покаяния. Фильм похож на наши перестроечные фильмы о войне. Но они мне понятны, там наша кинематографическая элита за гранты отрабатывают тему покаяния за наше «тоталитарное» прошлое. А за что каются финские создатели фильма? Непонятно. Наверное за то, что не дошли до Урала…

Итог, фильм стоит смотреть из интереса к особенностям финской психологии, получит запас сведений на эту тему, но пока я их так особо и не понял.

3 из 10

10 апреля 2011

Драма Сорок первый год: Противостояние на широком экране впервые с 1999 года, дебют состоялся более 26 лет назад, его режиссером является Олли Саарела. Список актеров, которые снимались в кино: Тайсто Реймалуото, Рауно Джавонен, Матти Лайтинен, Минна Пириля, Кай Лехтинен, Jevgeni Haukka, Андрей Цумак, Ээту Хилкамо, Орво Бьорнинен, Лия Хакала, Maria Bogdanoff, Boris Babitzin, Maaria Rantanen, Leena Sainio, Juha Häkkänen.

Расходы на создание кино оцениваются в 12614904. Страна производства - Финляндия. Сорок первый год: Противостояние — имеет небольшой рейтинг, всего 5,5-5,7 баллов из 10, а это значит, что кинокритикам фильм не особо понравился. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.