Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Любовники |
английское название: |
Lovers |
год: | 1999 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Жан-Марк Барр |
сценаристы: | Паскаль Арнольд, Жан-Марк Барр, Pascal Arnold |
продюсеры: | Паскаль Арнольд, Жан-Марк Барр, Эммануэль Мунь, Pascal Arnold |
видеооператор: | Жан-Марк Барр |
художники: | Франсуаза Рабут, Мими Лемпика |
монтаж: | Брайан Шмитт |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 4700000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 октября 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
В спектре любовных историй одна из самых щемящих — это история сбитой на взлёте мужественности. Сбитой не войной (гибель на войне есть мужественности высшее воплощение и оправдание, сверкающий её фейерверк), но кастрированной геополитикой, визовым режимом, безработицей, бесквартирьем — всей этой бесконтактной, анонимной, истощающей, растворяющей, не оставляющей ни клочка от мужского достоинства дрянью. «Любовники», пятый фильм «Догмы» и первый иностранный — об этом. О молодом сербе, ещё до конца не понявшем того, что он — серб, ещё считающем себя югославом, для которого и Хвар, и Млет, и Дубровник, всё отчалившее в Хорватию Далматинское побережье — это места детские, родные, его, его родные, до слёз милые места. О юной и славной француженке, продавщице богемного книжного — крылатое каре, глаза, шарфик, цветные колготы — с весёлой, практичной отвагой идущей по своей плохо оплачиваемой, плохо отапливаемой, малометражной, малосемейной жизни. О Париже девяносто девятого, бросившем по обыденному своему легкомыслию этих двоих в объятия друг другу — Париже, ещё полном народной жизни, ещё не смывшем с заборов, оград, стен в периферийных округах непристойности и граффити, не огламурившем ещё с последующим космическим повышением арендной платы художественные мастерские, но уже начинающем закручивать иммиграционные гайки, уже агрессивном, а не романтичном в своём призыве к влюблённым не стоять на проезжей части.
Захар Прилепин написал в «Пацанских рассказах» о М и Ж фундаментальное, в русской матрице бесспорное: «Если мужчина хочет, чтоб его женщина не превратилась в печальную и постыдную бабу,- он может любить её как дочку. Но если женщина хочет, чтоб ее мужчина не превратился в постыдного и бесстыдного мужика,-она никогда не должна относиться к нему как к сыну. Чтобы мужчина остался мужчиной и не превратился в постыдного мужика, он должен прощать женщине всё. Чтобы женщина осталась женщиной и не превратилась в печальную бабу, она не вправе простить хоть что-нибудь, любую вину.» Вот только что делать паре, в которой она — укорененная гражданка, а он — подлежащий депортации белый (что особенно оскорбительно) нелегал? В которой она при всём убожестве своего быта (материально очень мало ушедшего вперед от описанного Годаром в «Жить своей жизнью», разве что продавщице из Парижа девяностых не приходится подрабатывать на панели, чтобы свести концы с концами) — одним фактом наличия у себя паспорта правильной страны ежесекундно унижает его, воспитанного со всей советской роскошью культурного и ресурсного расточительства — с курортами, языками, фортепьяно, альбомами по искусству и органическим неумением экономить электричество, газ и воду? В которой её страна активно участвует в разрушении его страны, в лишении его дома — изгоняя его при этом и со своей территории тоже?
Для меня «Любовники», немногословные, идеологически расплывчатые, подчёркнуто аполитичные (англоязычные рецензенты хором записывают Драгана, главного героя фильма, то в чехи, то в венгры) — это самый пронзительный рассказ о гибели Югославии, в остальном пережёванной литературой и кино истерично, пьяно, кусками, выплюнутой при смене газетной повестки, так и оставшейся погребённой под словесным мусором трескучих фраз и мёртвых метафор, всеми этими «чёрными крыльями НАТО» и «детскими, в лужах крови, башмачками». Пронзительный, поскольку показывает с безжалостной, окончательной ясностью, как легко можно маргинализовать талантливого, образованного, европейского парня, как легко можно маргинализовать талантливый, образованный, европейский народ, разориентировать, напугать суетным и мелочным, опутать бюрократической паутиной и лишить воли если не к жизни, то к жизнеустройству по чужим, непонятным ему правилам, редуцировать его до этнографического курьёза, в котором даже песня «Партизаны Тито» будет петься на заёмный у одной из великих держав мотив, под «Волочаевские дни». У Жана-Марка Барра нет классического исхода в телесную слиянность серба Павича («Они были счастливы среди общего несчастья, им сопутствовал успех среди общего поражения»). Он реализует худшее из проклятий — изгнание из рая, но не пары, а одного из двоих. Потому что в рай сейчас тоже — только по паспорту.
2 апреля 2020
Жан-Марк Барр числится пятым режиссёром, снявшим фильм для нашумевшего проекта «Догма-95». И пятая догма — ну прямо запоздалое подтверждение предположений зрителя: требуется немалая доля таланта и изощрённости, чтобы восхитить избалованного реципиента малыми средствами, предлагаемыми манифестом Триера.
В сравнении с прежними шокирующими догматическими картинами «Любовники» — всего лишь любительское видео с отпугивающей актёрской игрой. Да и играть-то здесь нечего: герои фильма очень много обнимаются и мало говорят. И эта вот показанная на экране любовь (страсть) совсем не симпатична, потому что герои страшноваты сами по себе. Что ни говори, но внешность отвлекает мгновенно: некрасивые актёры, то и дело спаривающиеся у тебя на виду, не вызывают эмпатии. Спасла бы дело харизма, да и её присутствием актёры нас обделили.
Отталкивают и туповатые диалоги. Ожидая нетривиальных идей и мыслей от «творческих» персонажей, натыкаешься на подобные однобокие фразы:
- Что слушаешь?
- Фортепиано.
Классическая же музыка, играющая на фоне и описанная героем как «фортепиано», вместо положительных эмоций начинает вызывать отвращение, поскольку фильм, наполненный бессмысленными беседами и постоянными лобзаниями, она спасти не в силах.
Сюжет «Любовников» нехитрый и скрыт в названии. Поэтому и не понять, что именно хотел поведать режиссёр и чем восхитить. Акцент шёл явно на потрясающе сыгранную любовную историю, которая, увы, не получилась. Финальная сцена с восхождением главной героини по лестнице выглядит как пародия на драму: хочется скорее посмеяться над её несчастьем, нежели страдать вместе с ней.
Такие вот дела: бездарная имитация гениальности. На фоне первой четвёрки картина Барра вызывает ассоциации с детской поделкой, даже не зарождающей умиления.
24 апреля 2017
Знакомятся они совершенно анекдотическим (идиотическим?) образом, которым можно познакомиться, наверное, только во Франции: он (Трифунович) заходит в книжный купить книжку, в которой небо за авторством Россетти, а она (Буше) там работает продавщицей. Того, что пришел за Россетти, зовут Драган, он говорит на плохом французском и явно не отсюда. Продавщица ему безапелляционно заявляет: «Я тебе картину нашла, пойдем теперь выпьем». Зовут ее Жанна, но произносить неудобно, так что Драган самым наглым образом, сворованным из понятно какой книги понятно какого Берроуза, нарекает ее Джейн (полфильма она бегает в затрепозной леопардовой дубленке), и они отправляются в джунгли: это любовь, вообще-то.
Подвиг режиссера Барра не только в том, что он назвал свой фильм так, как фильмы называть неприлично, и заставил воспринимать его серьезно (хотя там около минуты герои гагакают). От большинства французских мелодрам «Любовники» отличаются беспрецедентным чувством юмора (в частности, есть фраза «нас разлучит только смерть, надеюсь, ты не забыла купить кетчуп») и тем, что это догма. Смешная французская догма. Таких фильмов, по-хорошему, не бывает. Снято это все без штатива, в жанре «голь на выдумку хитра», когда девяносто процентов фильма в кадре ноги Буше и поочередно то левое, то правое ухо актера Трифуновича, а остальные десять приходятся на милейшую соседку (сетует, что во дворе рубят двадцатилетнее дерево, где жили птички) и на мерзотных работников эмиграционной службы. Амбивалентный монтаж, когда между склейками не то минуты, не то часы, растягивает удовольствие — но закончится все, понятное дело, очень плохо. Из приятного: Буше постоянно рядится во всякую милую гадость (розовые колготы, зеленый лифчик); есть еще выдающийся финальный план без единой монтажной склейки (он длится что-то около пяти минут). Это к тому же очень изящное культурологическое эссе: после банкета поддатая югославская тетенька смотрит на витрину магазина игрушек и видит там живого кита — емкое высказывание на тему алкогольного опьянения, красоты и национальных особенностей.
6 из 10
10 июня 2014
«Любовники» — первая лента Жан-Марка Барра, которая идёт под номером 5, в фильмографии работ кинематографического направления «Догма 95». Эта парижская история повествует о двух влюблённых — француженке Жанне (Элоди Буше) и югославе Драгане (Сергей Трифунович), которые очень хорошо проводили друг с другом время: нам показывали как они преодолевали какие-то сложности, как веселились, как грустили и всё это они делали вместе до тех пор, пока не оказалось, что Драган находится в Париже нелегально, и что бы остаться с любимой ему придётся прятаться от полиции и пытаться не попадать ни в какие передряги. Но надлго ли его хватит?
История, которую нам поведал Жан-Марк, довольно простая: мужчина и женщина сильно любят друг друга, но тут появляется кое-какое препятствие которое мешает им быть вместе. Всё просто, однако, здесь есть некоторые интересные моменты которым и хотелось бы уделить внимание.
Режиссёр сразу указывает на то, что влюблённых связывает только страсть и ничего больше. Жанна, представляет собой девушку, которая постоянно меняет любовников и очередной секс не является для неё какими-то отношениями — скорей это просто приятное мгновение. Знакомясь с Драганом она особо и не узнавала кто он такой и что из себя представляет. Сама пригласила его на свидание, пригласила его к себе домой, но в отличие от всех своих предыдущих «романов»: на следующее утро она не пошла на работу, а осталась в постели с Драганом.
Если между героями возникло такое непреодолимое желание быть вместе, то данному фильму неминуемо стать эротической мелодрамой, но нет! Думаю, на удивление многих, Барр не показывает секса, не показывает страстных сцен любви — ничего этого нет. Он просто показывает как герои разговаривают, гуляют, танцуют и т. д. И это не может не радовать, так как тут видно почему же этим двоим так хорошо вместе.
Накатывает мысль, что если из фильма «9 с 1/2 недель» вычеркнуть все эротические сцены, то и показать то зрителю будет нечего, так как сами по себе актёры мало интересны. У «Любовников» Барра, казалось бы, та же основа, но только он вырезает весь секс и заполняет фильм каким-то духовным сношением влюблённых. Это действительно хорошо получилось.
При всё при этом, фильм всё-таки представлен с небольшой идеей, которая могла бы дать зрителю что-нибудь глобальное, что-нибудь такое от чего бы его могло разорвать (или наоборот собрать). Здесь, всё очень элегантно и скромненько. Из явных минусов выделяется игра Трифуновича, в роли Драгана: ну, не исходило от него всей этой любви, которой так дорожила его девушка. Не было в его глазах таких же чувств. В то время, как Буше, в роли Жанны, сыграла просто восхитительно: она очень хорошо показала этот переход от ветреной девицы к чуткой и заботливой девушке. Поэтому игра актёров выглядела очень контрастной.
Что касается технической оснастки фильма, то нельзя не упомянуть о принципах «догмы», которые заставляет обходиться фильму без дополнительного освещение, штативов, саундтреков, спецэффектов и быть максимально близким к документальной ленте. И очень порадовало, что в отличие от первых фильмов «догмы», «любовники» получились очень и очень «догматическими». Так как на этот раз, уже не казалось что камеру держит человек с нервными тиками, картинка не претендовала на некачественную съёмку. Всё сняли очень хорошо и качественно, при этом не наступая на горло этой самой «догме». Ну видимо, не просто так Барр работал с Триером (будучи актёром), а уловил какие-то тонкости работы мэтра скандинавского кино, причём где-то и переиграл его.
Фильм неплохой, но всё-таки он не дотягивает до хорошей мелодрамы неклассического кино, даже несмотря на то, что плюсов то у этого фильма довольно много. Так же, помимо всего прочего, просто нельзя не отнести к плюсам заключительную сцену, где свой талант, в полной мере, продемонстрировала Элоди Буше, великолепно выдержав восьмиминутный эпизод, где в кадре кроме неё никого не было.
6 из 10
29 июля 2011
Все начинается немыслимо-бессмысленно, потусторонне-неправдоподобно. Ее несдерживаемые потоки смеха и как результат — землетрясение в его голове. Затем последуют слова — неловкие, первые, боящиеся спугнуть и оттолкнуть назад то, что родилось совсем недавно — такое хрупкое, впечатлительное до мелочей, но и сейчас — настолько сильное, что не отмахнуться от него, разошедшись каждый по своим углам — в разные стороны. Наоборот — их тянет друг к другу. Правда что — землетрясение.
Ее зовут Жанна. Но лучше — Джейн. Она — молодая француженка — девушка-эльф с короткой стрижкой, густыми бровями и тоненькой фигуркой в леопардовом пальто. Его зовут Драган, но совсем скоро это заморское имя превратится в такое родное и теплое Гага. Он — художник, почти клошар и он — югослав, нелегально проживающий во Франции.
«Влюбленные, не стойте посреди дороги!», — ко мне оборачивается Драган с безумно-испуганными глазами, секунда, и он бежит — и это начало конца. Время было — оно было бесконечно неопределенным океаном, спокойно распростертое впереди, берущее начало в наших ладонях… Теперь времени нет. Каждый новый день возвращает нам его, и когда его источник наконец иссякнет — никому неизвестно. Но эта неизвестность подступает, как что-то необратимое. Обреченность расставания расплывается в расфокусах и неоновых огоньках ночного Парижа. Это произойдет когда-то. Не сейчас. Но неминуемо скоро.
«Любовники» — это жемчужина. Редкий перл в кучке бижутерии. От начала и до конца он светится легким мерцанием искренности, чистоты, невинности и того неподдельного чувства, что все творящееся на экране — сущая правда. Что Элоди Буше и Сергей Трифунович не являются сами собой, они не актеры, играющие свои роли. Они — Джейн и Гага. Любовники. Спешу, то ли разочаровать, то ли обрадовать, — постельных сцен в фильме вовсе нет. Да и были они здесь не к месту. Камера плавно растворяет лица главных героев, оставляя их наедине творить неизбежное. А нам — соглядатаям — даря шедевральные моменты любви, не нуждающейся в словах.
Мой самый любимый, самый чудесный для меня момент произошел на двадцатой минуте. Гага вернулся домой пьяный, Джейн расстроенная легла в постель и отвернулась, она лишь слышит как Гага снимает с себя одежду, спотыкаясь и падая с заплетающихся ног, мы видим как она улыбается, уже все ему простившая, а Гага такой серьезный и грустный ложится рядом… и вот — тададада — Джейн резко поворачивается и просто ныряет в объятия Гаги. Все прощено. И не нужно слов.
«Любовники» — это грустная сказка, которая также может случиться и в жизни, которая в свою очередь не устает вплетать в ее повествование меркантильные обстоятельства. И отчего-то мне хочется верить, что конец фильма — это не конец. Слезы и боль расставания принесут надежду. И мы все обязательно встретимся.
27 апреля 2010