Рейтинг фильма | |
IMDb | 5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жар-птица |
английское название: |
Pták Ohnivák |
год: | 1997 |
страны: |
Германия,
Чехия
|
режиссер: | Вацлав Ворличек |
сценарий: | Карел Яромир Эрбен |
продюсеры: | Рудольф Бирманн, Карел Дирка, Бриджитт Шредтер |
видеооператор: | Рудольф Блахачек |
композитор: | Ондрей Соукуп |
художники: | Франтишек Липтак, Милан Корба, Богуслав Покорны |
монтаж: | Далибор Липскый |
жанры: | фэнтези, приключения, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 февраля 1997 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Студия Баррандов — как много в этом слове для сердца русского слилось — можно перефразировать классика. Именно Баррандов — наравне с ГДРвской Дефой и нашими студиями — подарили всему миру самые светлые и добрые произведения кинематографа. Речь идёт конечно же о сказках, ибо в каких ещё фильмах можно увидеть, как добро — порой с кулаками, порой благодаря своей хитрости — всегда оказывается победителем, где всё поделено на чёрное и белое без полутонов, где оживают чудовища, а многоногие лошади скачут по небесам — безо всякой компьютерной графики. Аниматроника вкупе с простейшей анимацией — и прямо на глазах из простого пенька вырастают пышные цветы, а из мрачного озера вылезает многоглавый монстр, злобно щёлкающий зубами и желающий сожрать любого, кто попадёт в поле его зрения.
Именно так и снимали в Восточной Европе сказки в докомпьютерную эру. Продолжали их снимать подобным образом и позже, в основном по двум причинам — спецэффекты на проволочках намного дешевле и куда проще построить макет или найти на просторах страны подходящий пейзаж, чем снимать на фоне зелёного экрана, где малейшая ошибка может привести к гигантским потерям в бюджете. Который и так очень и очень невелик — увы, но в дикие девяностые сказки оказались жанром, тратить на который деньги уже считалось чем-то лишним, а эпоха Гарри Поттера и иже с ним, вернувшим интерес к детскому волшебству, ещё не наступила.
Но оставались ещё те, кто не желал смиряться с произошедшим, кто не изменял своим принципам, после семейного кино не переключаясь на мейнстрим — были даже такие, кто после ужасов начинал именно в эту тяжёлую эпоху для европейского кинематографа снимать сказки — и мэтр сказочной индустрии Вацлав Ворличек, создавший в далёких семидесятых шедевр на все времена «Три орешка для Золушки», был именно из таких. Знакомая всем с детства история о Жар-птице в его руках заиграла новыми красками — и вновь позволила погрузиться зрителям в особый мир чешского сказочника, старшему поколению вспомнить свою молодость, а детям увидеть в то сложное время не жестокость на экране, а настоящую историю преданности, любви и чести.
Да, прекрасная Жар-птица — всего лишь рисунок на плёнке, да — почти все волшебные сцены сняты в потёмках, да — заметно, что чудовища созданы из резины и пластика — но стоит ли обращать внимание на эти мелочи, когда сюжет захватывает с первых минут и не отпускает до финала, когда пусть понятно, что добро непременно победит зло — но властитель всех стихий Скелетон оказывается далеко не главным врагом для героев — есть те, кто готов ударить в спину, как это неоднократно было в сказках многих народов. И можно задаться вопросом — так где же истинное зло — то, что живёт в мрачном замке на краю мира и во имя своей цели готово пойти на всё, что ему по штату положено — или же кто-то иной? Скелетона, у которого оказалась израненная одиночеством и неразделённым чувством душа было жаль — как не было жаль предателя, понёсшего заслуженную кару.
Сказок с несчастливыми концами почти нет и в своё время Виктор Цой называл такие сказки странными — и «Жар-птицу» к странным никак не отнести. Это настоящая классическая сказка, которая ещё вдобавок может похвастаться двумя настоящими звёздами в своём актёрском составе. Но главной звездой — невидимой, но без которого эта история просто бы не состоялась — был Ворличек и хочется стоя аплодировать чешскому гению и говорить «Браво!» за то очередное маленькое чудо, подаренное нам, благодарным зрителям, в то очень непростое время и, забыв о насущных проблемах, стать на полтора часа ребёнком, с удивлением и восхищением взирающим на чудеса, созданные студией Баррандов.
20 апреля 2014