Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Vasiliki |
год: | 1997 |
страны: |
Греция,
Кипр
|
слоган: | «A real story from the life of Vasili P.» |
режиссер: | Вангелис Сердарис |
сценарий: | Вангелис Сердарис |
продюсеры: | Вангелис Сердарис, Pavel Vasev |
видеооператор: | Аджелос Вискадуракис |
композитор: | Giorgos Tsangaris |
художники: | Анастас Янакиев, Despoina Athanasiadi |
монтаж: | Костас Рафтопулос |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 ноября 1997 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 3 мин |
1949 год, конец гражданской войны в Греции, в которой Народный фронт во главе с коммунистами терпит поражение. Среди последних партизан, отлавливаемых в горных лесах, был и муж Василики, героини киноромана Вангелиса Сердариса. В стычке с военными мужчина погибает, а его жена попадает в «лапы охранки»…
Так начинается кинороман о любви и ненависти партизанской вдовы и армейского сержанта Леонидаса, разворачивающийся на фоне трагической истории послевоенной Греции, в которой хватало братоубийственных кровопролитий и политических потрясений.
Сержант влюбляется в красивую и гордую женщину, которая вынуждена принять ухаживания убийцы своего мужа для элементарного выживания. Своего и младшей сестры, красавицы Смарагды. Но и Леонидас, чтобы завоевать не только тело, но и сердце Василики, уходит из армии, срывая ненавистные его возлюбленной нашивки. Вот только счастья это «поступление принципами» никому не приносит. Слишком тяжела и несправедлива была жизнь в Греции в те годы. По крайней мере, тот срез жизни, что тщательно, с мельчайшими деталями, перенес на экран Вангелис Сердарис.
Даже самый пристальный взгляд не обнаружит в кадре мало-мальского анахронизма: вещи, одежда, прически, антураж — все вплоть до самой отдаленной массовки выверено максимально строго. Так что зрителю не остается ничего иного, как поверить авторам фильма, что так оно и было. Что они на самом деле осуществили путешествие во времени в Грецию рубежа 40-х — 50-х годов XX века, вынеся той эпохе безжалостный приговор. Даже самые честные и чистые люди, попав в жернова судьбы, были не в силах из них выбраться в те жестокие годы. Как, впрочем, и в России, и в любых странах мира на переломе истории.
Судьба Леонидаса и Василики, ставших для государства людьми неблагонадежными и вынужденных в буквальном смысле слова бороться за существование, выглядит частным случаем. Но режиссер на ее примере пытается обобщать. Так же, как это делают сегодня многие русские, испанские, латиноамериканские деятели культуры, вспоминая историю своих стран, прошедших через подобные исторические коллизии. Нет «красных» и «белых», нет «правых» и «виноватых» — есть просто люди. Со своей силой и своей слабостью, своей любовью и своей ненавистью, своей честью и своим бесчестием.
Леонидас, чтобы прокормить себя и Василику со Смарагдой, занимается рискованным делом поиска полудрагоценных камней на минных полях, оставшихся после войны. Камни эти он за бесценок сбывает местному богачу, в услужение к которому устраивается Смарагда, вынужденная терпеть домогательства старого распутника. Кто-то из его друзей гибнет, подорвавшись на мине, кто-то предает ради бóльшего куска хлеба. Союз с Василикой оказывается омрачен подозрениями и ревностью, накладывающимися на хроническое безденежье и воспоминания о прошлом…
К сожалению, при всех своих достоинствах: тщательном воссоздании эпохи, мощном морально-этическом посыле, отличных актерских работах Тамилы Кулиевой и Пасхалиса Царухаса — «Василика» не поднимается выше добротного уровня. Все-таки фильм оказался слишком затянут, режиссер так увлекся своими героями, что забыл о развитии сюжета, который после первых сорока минут практически стоит на месте. Точнее, на героев продолжают сыпаться беды разной степени тяжести, в какой-то момент вызывая уже не катарсис, а элементарную зевоту и желание подсказать авторам фильма, чтобы они не тянули с кульминацией. Но те все не спешат, увлекшись игрой в реконструкцию. Впрочем, это свойственно многим тщательно проработанным фильмам на историческую тематику и найти здесь золотую середину бывает крайне непросто. Сердарису не удалось. Но и так получилось неплохо.
9 ноября 2011