Не валяй дурака...
7.2
6.6
1997, комедия, драма, приключения
Россия, 1 ч 38 мин
12+

В ролях: Сергей Агапитов, Скотт Каннингэм, Лев Дуров, Татьяна Кравченко, Расселл ЛаДю
и другие
Пошел однажды мужик бревна из реки тягать - на зиму топливо запасать и выудил 200-литровую бочку спирта. Загуляла деревня... Этот неожиданный праздник устроили сельчанам американские подводники, выполнявшие в российских водах свою тайную миссию. Встретились за одним столом два великих народа, чтобы узнать друг друга получше. А встреча оказалась удивительной - американский адмирал, заплывавший сюда в годы войны, встретил здесь свою дочь и внука...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Не валяй дурака...

год: 1997
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Тимур Зельма
композитор:
художник: Карим Халиуллин
жанры: комедия, драма, приключения, криминал, детектив
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма, приключения, криминал, детектив

Видео к фильму «Не валяй дурака...», 1997

Видео: Фрагмент (Не валяй дурака..., 1997) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Отзывы критиков о фильме «Не валяй дурака...», 1997

Сказ не про то, как Филимон, всю деревню напоил!

(для современников) Жил был у нас такой юморист из «Аншлага» — Михаил Евдокимов. 90-е были, нулевые… Выходил на сцену со всеми известными нам и сейчас звёздами сатиры и юмора. Только в отличие от нелепых кривляний, банальных текстов с пошлым подтекстом, фонограммы — Михаил Евдокимов был с большего таким, каков он есть, был естественным и никогда не был высокомерным, наглым, звездным артистом. У него был такой близкий народу образ — образ русского мужика. В своих номерах про простых русских мужиков, выходил на сцену в рубахе, со своей фирменной бородой и, даже будучи губернатором Алтайского края, оставался любимым народом, честным и настоящим мужчиной: простым, добрым, понятным отзывчивым русским… До тех самых пор, пока эта отзывчивость не показалась кому-то лишней…

Помимо сцены и политики, Евдокимов ещё и снимался в фильмах. В простых русских фильмах тяжелых времен 90-х, самой известной и популярной лентой из которых и является «Не валяй дурака» — в моей интерпретации, сказ про то, как Филимон всю деревню напоил! Фильм, который никогда не забывали показывать по многим федеральным каналам что в 90-е, что в нулевые. Настоящая народная комедия, лиричная — а значит, русская. С душой.

Фильм, который прост и чист — как капля того же идеального 96-и процентного спирта, упомянутого в двухстах литрах в самом фильме. Фильм, который как комедия, но почти что не смешной. Который даже грустный. И грусти этой нет предела…

Обыкновенная жизнь захолустной деревни… Не тронутая перестройкой, если только в желании имяизмениться. Захудалая… Никому не нужная… Покинутая… Полуразрушенная… Российская… Настоящая… Но ставшая самым чистым и истинным центром дружбы, мира и братства меж двух миров: американского и русского. Мира, где не было корыстных посылов политиков, а существовало лишь братство, чувство родства и бескорыстной любви — идеальное воплощение мира, как такового…

А началось то, по сути, всё с того, что Филимон (Михаил Евдокимов, главный герой) — тот самый отец негритёнка, мужик с бородой, отловил вместо бревён в большущей местной речушке бочку со … спиртом! Любой американец, к слову, оказавшись бы на его месте — тут же что бы сделал? Верно! Обратился бы в полицию! Но, это же не в Америке! И на месте русской грусти и деревенского обыкновения, разгорается нешуточный народный праздник, в который оказались втянуты не только все жители деревни «Красный серп», но и зарубежные американские «вражеские» моряки-подводники, а на месте всеобщего веселья, русско-американской драки, истинно русского пожара разгорается драматичная, но счастливая история далёкой русско-американской любви, ставшей началом счастливой семьи и долгожданной встречей родных и близких…

Этот фильм, да, да — именно фильм, есть не что иное, как собрание замечательных актеров советского и российского прошлого — Золотухин, Остроумова, Дуров, Кравченко и Евдокимов. Настоящая драма, обыкновенная русская действительность, отчасти народная комедия, жестокое правосудие и многозначительная концовка… когда люди из прошлых нищих, но реальных миров… провожают малознакомых, но уже близких душе и сердцу чужих людей из другого мира в их мир — мир счастья, отсутствия нищеты, такого явного вранья и лжи, мало-мальски честного и справедливого отношения к самим себе… (но это все лишь на мой взгляд…)

…От этого становится по-настоящему дико… и… Холодно. И в то же время… Тепло.

…А деревня пока ещё что «Красный серп», будет снова гулять и плясать лишь от того, что Филимон изловчился снова поймать большой улов! (так и не понимая, что за всем этим «бесплатным» подарком не с неба стоит нечто более корыстное и расчетливое, чем банальные дружба, мир и братство…)

6 из 10

16 июля 2017

Да вы что, мужики, не Русские?

Нет, ребята, вы не Русские! — Сказал бы я всем тем, кому не нравятся такие фильмы и «Не валяй дурака…» в частности. Может это и предвзятое отношение с моей стороны, так как этот фильм мне впал в душу еще в то время когда я только в школу пошел. Смеялся я и тогда (хоть и юмор воспринимал понятно по другому) и сейчас смеюсь, просматривая эту картину уже не меньше 50-ти раз.

Это вам не нынешние комедии где стараются насмешить пошлостью и экскрементами, здесь юмор чистейший, не ниже 96% факт. Персонажами залюбуешься, и не зря в конце титр посвящен многим второстепенным персонажам, потому что действительно было интересно узнать про их, что то еще. Актеры играют свои роли на высшем классе. На экране нам предстают настоящие «люди» не штампованные с ярлыками, а живущие в наших деревнях и селах.

Что не фраза, то достояние культуры, ярчайшие эпизоды сменяют друг друга, даже сцены с молчанием актеров трогают за душу. Песни и музыка прозвучавшие в фильме завораживают (гармонь). Заканчивается весь этот шедевр весьма трогательно, и кто то может даже обронить пару слезинок.

Фильм на века, советую его к просмотру всему Русскому народу, от мала до велика. (Если конечно найдутся те, кто его еще не смотрел). Вот такие фильмы нужно почаще транслировать на главных каналах страны.

10 из 10

7 июля 2017

Америка России подарила…

В этом фильме — не пароход, а всего лишь бочку спирта. И кто бы только знал, к чему это приведёт. Перед нами добротная, интересная, не лишённая смысла русская комедия из 90-х. Кто знает, может, в своей одноимённой песне группа «Любэ» имела в виду именно события данного фильма, и фраза «Не валяй дурака, Америка» как нельзя лучше подходит к действиям американцев в этом кино. Думаю, что, когда этот фильм выходил, он мог казаться настоящим шедевром — сейчас смотрится не так смешно, в отличие от советских классических бессмертных комедий, но уж точно способен впечатлить и рассмешить. Спасибо моему отцу за совет посмотреть этот фильм, причём совет начался с цитирования глупой, но уморительной фразы «Кока-Кола — пойло для идиотов» (которая, как оказалось при просмотре, была столь некстати сказана, прервав такую серьёзную речь!), и фильм сели смотреть вместе. Для него — ностальгия, для меня — ознакомление с современной классикой.

Говорят, в том, что Россия стала пьющей страной, был виноват Пётр I. Кого-то водка сгубила, для кого-то стала безобидным атрибутом праздников и застолий. И уж точно она стала неотъемлемой частью почти каждой русской комедии — как в советском кино, так и в современном. Где-то пьянки на экране выглядят забавно и даже уморительно, где-то — морально уродливо. В «Не валяй дурака…» события вышли из-под контроля, когда уже заканчивалась та самая бочка спирта, и смотреть на это было не противно: возмущение, сопровождаемое фразой «что творят!» чередовалось с восхищением… озвучиваемом той же фразой. Что покорило зрителей в этом фильме? Прежде всего это убойный юмор, которого хоть и недостаёт, но имеющиеся смешные моменты заставят повеселиться от души. Но это ещё не всё, чем отличилась данная картина. И я сейчас не про звёздный актёрский состав — из всех актёров я хорошо знаю только ныне покойного Михаила Евдокимова, а Ольгу Остроумову почему-то не узнал при просмотре, хотя в своё время в «Бедной Насте» видел её в каждой серии. На фоне деревенского гуляния, постепенно переходящего во всеобщее безумие, ближе к концу фильма, открылась мощная смысловая составляющая фильма. Я сразу догадался, кем друг другу приходятся американский ветеран и жена Филимона. И тогда стало понятно. Что я смотрю не тупую алкогольную комедию. Просмотр подарил много переживаний и положительных эмоций.

7 из 10

«Так что, получается, Филимон за свой счёт всю деревню напоил?»

19 декабря 2014

Что русскому хорошо, то американцу интоксикация

«Эй, гуляй, мужик, пропивай, что есть!

Как ты ни пахал мужик, обносился весь.

Нашу Русь пропили коммунисты на корню.

Так что пей и ты, мужик, пей за всю…»

«Сектор Газа».

Очевидно, что 90-е стали уникальной эпохой не только для страны в целом, но и для испустившего последний дух советского кинематографа, переродившегося в неоднородное и на тот момент пока еще весьма расфокусированное наблюдение за новой действительностью через объектив камеры — уже российским глазом. Примечательно, какими разными способами сказались события того времени на мировосприятии отечественных режиссеров. Тревогу переломного момента выплеснул Эльдар Рязанов в философски-обличительную притчу «Небеса обетованные», занял свою нишу прокламатор чернухи, безысходности и беспредела лихого десятилетия Алексей Балабанов, Дмитрий Астрахан отыскал дух времени в бытовой обыденности, при этом заряженной мощнейшими эмоциями и экстатической энергетикой человеческих взаимоотношений. Режиссерски-сценарный же почерк Валерия Чикова, известного массовому зрителю всего по двум-трем фильмам, отличителен прежде всего сочетаниями наивной простоты, житейской грусти, бесхитростного юмора, ненавязчивой, но легко читаемой сатиры и мимолетных намеков на добросердечность загадочной русской души, хорошо понятных носителям славянской культуры.

По Центральному парку Нью-Йорка прогуливается пожилой афроамериканец — бывалый адмирал-подводник, во времена Второй мировой закинутый судьбой к берегам Русского Севера. Он ведет разговор со своим старым приятелем, рассматривающим возможности рентабельных вложений при разработке архангельских алмазов в рамках взаимовыгодного сотрудничества с Россией. Собеседник недвусмысленно намекает на безотлагательный шанс освежить давно потухшие воспоминания. В то же время краевед Петька вещает с главной площади деревни Красный Серп (травка, колодец и руины церкви XVIII века) о необходимости вернуть населенному пункту историческое название — Мендюкино. Кто-то сетует на упадок удоев, кто-то развернул транспарант «Coca-Cola — пойло для идиотов», кто-то в споре на «огненную воду» стреляет из ружья по чьей-то шляпе. Иными словами, у всех свои проблемы, а превращаться из серпов в мендюков — дело не привлекательное. На том краю нашей огромной Родины никто не ждет перемен. Но случись же такое: к берегу с будничным спокойствием подплывает огромная двухсотлитровая бочка чистого девяностошестипроцентного спирта. И тут заверте…

В сотрудничестве с театром Михаила Евдокимова режиссер снял сначала историю «Про бизнесмена Фому», потом «Не валяй дурака…», а логической чертой стало нетипичное отечественное роуд-муви «Не послать ли нам… гонца?». Эти работы вполне можно объединить в трагикомичную трилогию о простом русском мужике. Персонажи Евдокимова в этих картинах — хоть и не одно и то же лицо, но во многом единый и цельный образ, пускай и собирательный. И имена у образа этого в каждом из фильмов соответствующие: Фома, Филимон да Иван.

Возьмем вот кузнеца Филимона. Дядька сильный, волевой, прямой и до стереотипного русопятый. Пьет как конь, зато вкалывает, как ломовая лошадь. Когда не пьет. В козырях — не интеллект, но смекалка, не внешность и манеры, но железный характер и крепкое мужицкое слово. Ну, а если и не совсем крепкое, то можно, как у нас принято, немножко понадеяться на авось и отложить до завтра. Работа не волк, в лес не убежит. Иными словами, былинный богатырь суровой постсоветской действительности, работяга с набором привычек, причуд и недостатков обитателя патриархальной провинциальной России. Именно его, касатика, хмельная чудо-бочка и нашла по закону жанра.

Немаловажно, что главный герой вовсе не отвлекает на себя внимание, и фильм воспринимается пестрым винегретом из полукарикатурных, притягательно наивных образов, мозаикой разношерстных характеров, которые легко сливаются в единое целое, когда в ход идет хваленое русское гостеприимство и как-то сам собою закатывается пир на весь мир. Все это знакомо и близко на генетическом уровне. Когда всегда найдется повод выпить, когда за один вечер закадычные товарищи успевают подраться и помириться, когда поддатый муж, который уже черт знает как давно на жену даже и не смотрит, с энтузиазмом рвется дать в морду ее случайному заезжему ухажеру. Когда народ все так же, как и встарь, собирается погулять и попеть народные песни, на роль которых сойдет и самая махровая попса 90-х. Весь этот праздник жизни, иногда веселый, иногда не очень, так захватывает и дурманит, что в нем легко могут затеряться удачные актерские работы таких признанных мастеров, как Лев Дуров, Валерий Золотухин, Ольга Остроумова.

«Не валяй дурака…» — не просто сентиментальная пародия, как охарактеризовал ленту сам режиссер, но и творческий шаг навстречу былому врагу, призванный растопить лет холодной войны. В подчеркнуто беззлобном ироническом контрасте немытой России и цивилизованного Запада видно неудержимое стремление забыть старые обиды, подшучивая над собой и над ними, над клюквенными стереотипами о русском пьянстве и американской военной экспансии. Сказки про черномазенького младенца, невероятные 96-градусные оказии и злоключения американских солдатиков, на зубок знающих особенности северорусского диалекта — гротескная маскировка нехитрого режиссерского послания. За каждой как бы случайно брошенной фразой можно разглядеть целый смысловой пласт — историко-культурный, социально-политический, общественно-моральный. О деревенском быте, о реалиях советского прошлого, о разности менталитетов, о супружеских взаимоотношениях, о том, как мировая история может повлиять на историю одной семьи и одного человека, и даже о том, что настоящая любовь не знает преград.

Фильм замечателен проявлением в нем личности Евдокимова как актера. Ведь если залезть на колокольню высокого искусства, поймешь: именно роли в фильмах Чикова должны в первую очередь хранить память об этом человеке. Кажется, что вот именно это — настоящий он. Не красномордый аншлаговский юморист, повторяющий до отвращения похожие фельетоны на радость недалекой публики, не сурьезный народный избранник сомнительной чиновничьей карьеры, севший в августе 2005-го в несчастливый «мерседес». Почему-то именно таким, простодушным, открытым, с блестящими и добрыми, пусть даже пьяными глазами, хочется помнить Мишу Евдокимова — обычного русского мужика с трагической судьбой.

26 июля 2014

- Ну, все… Допились до чертей!

Фильм исконно русский, сквозь который тонкой ниточкой тянется быт и отношения людей, живущих в деревне. Разве бы в городе выловили бочку спирта? Нет, конечно. А даже если и попалась бы на халяву, то, скорее всего, продали бы ее. А в деревне что мы видим? Широту русской деревенской души. Попалась халява, гуляй, народ!

Фильм замечательный. Смеялась на некоторых местах до слез. А в конце, когда американский адмирал, войдя в простой деревенский дом, рассматривает фотографии, и вдруг, шепчет на плохом русском: Нюра, — немножко всплакнула. Трогательна встреча отца и дочери.

В общем, ставлю 10 баллов этому кино. Побольше бы таких фильмов выпускала российская киноиндустрия.

30 апреля 2012

«Епрст, вот жизнь!»

Разве мог обычный русский мужик Филимон, выловивший в реке бочку спирта, знать к чему это приведет? Инстинкт самосохранения и здравый смысл имеют обыкновение в такие моменты куда-то улетучиваться, ибо не каждый день 200 литров чистого спирта на горизонте вырисовываются. А в деревенской глуши под названием Красный Серп, той, что в архангельской области, и вовсе событие из ряда вон.

Мыслями, вроде той, что бочку наверняка кто-то ищет Филимон Селеванов себе голову не забивает и правильно делает, тут другая более важная задача стоит, как бы красиво разделить 200 литров халявы на 40 угарных градусов, чтобы получить 970 бутылок выгоды. Но и она скоро отпадает, хотя по идее не должна была, ведь Пашка-Гусь, у которого мозг как кУлькулятор, все правильно посчитал и даже ноль там, где надо в уме приписал. Отпадает, не потому что продать некому, а из-за необъятной русской души, которая, как говорится, понеслась и затребовала сала с огурчиками и чтоб непременно под «Арлекину».

Стоит ли удивляться, что вся деревня в мгновение ока оказалась в сарае Филимона и начала глушить спирт по-черному: самые культурные из стаканов, самые нетерпеливые из ковшиков, самые ловкие из шланга. И черт с ним, что общественный порядок нарушен, а производство остановлено — спирт то почти стопроцентный, не пропадать же ему, в самом то деле! Нужно непременно допить, причем в кратчайшие сроки, и не важно с кем, со своим или американцем, главное, чтобы допить, а разбираться, почему это вдруг американцы все в водолазных костюмах за стол пожаловали, уже после будут. Если вообще будут.

Режиссер и сценарист фильма Валерий Чиков явно не страдает отсутствием чувства юмора. Смех на просмотре «Не валяй дурака» обеспечен, притом до колик. Впрочем, зрителю предлагают не столько над героями посмеяться, сколько над собой. Потому что фильм — это неприкрытая сатира над нашей действительностью, стеб, если хотите, над постсоветским человеком, для которого сегодняшний день был всегда важнее завтрашнего. Но, сатира, снятая с невероятной нежностью и любовью, дескать, да, мы, такие, и вряд ли исправимся, но, по крайней мере, у нас есть широченного размера душа, которой, если гулять так Гулять, если любить так Любить.

Поразителен и контраст между американцем и русским, выраженный не только в образе жизни, но и во взглядах на нее, в менталитете. Хотя, как выясняется, на примере американского адмирала Дэна Гудли, не такие уж мы и разные — отправившись в российскую глубинку на поиски залежей алмазов, бравый вояка находит здесь в итоге нечто гораздо более драгоценное: семью, которую искал со времен Второй Мировой. Оказывается жена Филимона — это его родная дочь, а сын — соответственно, внук. Законы генетики, знаете ли, и никакой Ваня Таратайкин и уж тем более Питюня Харьков не в силах этому помешать.

Актеры играют с хирургической точностью — настоящие деревенские жители, не дать, не взять. Особенно гениален Евдокимов — его Филимон это мировой мужик, своеобразный собирательный образ русского человека из глубинки, богатырь, одним словом. А какая харизма — залюбуешься! Великолепен и финал — все возвращается на круги своя, нашему брату все ни почем, он не учится на своих ошибках, а продолжает совершать их.

3 апреля 2010

«Эх, пить будем, и гулять будем… А смерть придет — помирать будем!»

Добрый и хороший фильм. По-своему трагичный, одновременно гротескный и искренний. В нем нет ни одного проходного персонажа и ни одной «пустой» фразы.

Казалось бы — распивают всем колхозом бочку спирта. Но деревенский кузнец при этом поминает покойную тещу, для могилки которой целый год ковал красивый ажурный крест. Председатель искренне пытается вернуть деревеньке некрасивое, но зато древнее название «Миндюкино». Счетовод беспечно насвистывает мелодии Бизе. У каждого жителя деревни — своя история и своя тайна. Хорошо живут. Душевно.

Одно жаль — почти не осталось таких деревень и почти не осталось такого кино. Поэтому смотреть надо обязательно.

10 из 10

31 марта 2010

Комедия Не валяй дурака... в кино с 1997 года, дебют состоялся более 27 лет назад, его режиссером является Валерий Чиков. Актерский состав, кто снимался в кино: Сергей Агапитов, Скотт Каннингэм, Лев Дуров, Татьяна Кравченко, Расселл ЛаДю, Кевин МакГуайр, Ольга Остроумова, Александр Пятков, Михаил Евдокимов, Анастасия Заволокина, Валерий Золотухин, Олег Заболотный, Татьяна Перфильева, Валерий Чиков, Григорий Сиятвинда.

Страна производства - Россия. Не валяй дурака... — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.