Крысятник
Sitcom
7
6.6
1997, триллер, комедия, мелодрама
Франция, 1 ч 25 мин
18+

В ролях: Эвелин Дандри, Франсуа Марторе, Марина де Ван, Стефан Ридо, Жюль-Эммануэль Эйум Дейдо
и другие
Скромное обаяние буржуазной семьи разрушается с появлением в доме лабораторной крысы, подаренной детям главой семейства. Общение с животным разрушает гармонию домочадцев, рождая в душе порок. Сын становится гомосексуалистом, у дочери появляется садомазахистские склонности, дополненные суицидальным синдромом, у матери просыпается комплекс Электры, и лишь отец остается сторонним наблюдателем происходящего. Но и его коснется мощная энергетика маленького «безобидного» животного.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Крысятник

английское название:

Sitcom

год: 1997
страна:
Франция
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Йорик Ле Со
композитор:
художники: Анжелика Пюрон, Эрве Поэдеменже
монтаж:
жанры: триллер, комедия, мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 мая 1998 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 25 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, комедия, мелодрама, драма

Видео к фильму «Крысятник», 1997

Видео: Трейлер (Крысятник, 1997) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Крысятник», 1997

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Крысятник», 1997

Вивисекция душ человеческих

Перед тем, как начать смотреть этот фильм, узнайте (и осознайте) одну простую вещь: Франция панически боится крыс. Любой взрослый мужчина способен истерически завизжать (клянусь! Видела своими глазами!), встретившись с этой безобидной, в сущности, зверюшкой где-нибудь под мостом. Образ крысы — это своего рода французский архетип, символ всего, от чего хочется убежать, спрятаться, закопаться поглубже; видимо, при встрече с ней в душе каждого француза эдаким Лох-Несским чудовищем всплывает на поверхность темная часть подсознания и пробуждается Ужас… А теперь представьте: отец крайне добропорядочного буржуазного (эх, вылезло это модное слово…) семейства одним не особо прекрасным вечером приносит ЭТО своим домочадцам…

Все. Вот теперь смотрите. Чувствуете, откуда берётся все то, что происходит дальше? Озон задумчиво разматывает паутину, гнездящуюся глубоко внутри каждого героя; и так тихий подросток-ботаник превращается в уверенного в себе гомосексуалиста, инфантильная дочурка задумчиво выходит ночью из окна и, лишаясь возможности ходить, открывает для себя легкое БДСМ — и заодно нелюбовь к своему жениху… А сам отец семейства, до того ко всему безучастный, как холодный бифштекс в холодильнике, обнаруживает в себе такое, что вам лучше увидеть своими глазами, спойлерить нехорошо.

Имейте в виду ещё одно: это не комедия, не драма и не триллер. Это трагифарс. Озон здесь — словно Гоголь с его «Носом», или Салтыков-Щедрин с «Историей одного города»; уровень гротеска и символизма примерно тот же самый.

Об актерской игре говорить не приходится; все — на 100 баллов из 90. Это же Озон, он не работает невесть с кем. И да, оставшаяся безымянной крыса тоже была на высоте!

Итог: крыса — прекрасна. Франсуа Озон — гений. Банкет состоится при любой погоде.

Кстати, а вы сами чего боитесь?..

10 из 10

1 июня 2018

Ничего смешного я не увидел. Фильм является сатирой на современное, больше европейское общество, но она нисколько не юморная, озлобленная, примитивная, откровенный плевок — но это одна сторона медали, слишком очевидная, о которой даже поразмышлять скучно.

Перед зрителем предстаёт семья буржуазного склада ума. Серо и уныло, а главное натянуто. Всё меняет новый домашний питомец — крыса, из-за которой, ну или благодаря, выявляются всевозможные пороки. Просыпается жизнь, да, она чудовищна своей ненормальностью, но лучше так, чем бесконечное прозябание.

Вот, что происходит, когда один из членов семьи уже давно не является таковым. Консервирование чувств, подделка эмоций и полное непонимание происходящего, это удел окружающих его людей. Он, как та крыса, только без клетки и также толкает людей на «подвиги»…

Всем желаю приятного просмотра!!!

23 марта 2015

Убей их всех, и правильно сделаешь

«Крысятник» — необычное и шокирующее кино французского режиссера Франсуа Озона. Данный фильм получился безумной, неприятной и обескураживающей историей. У этого режиссера есть фильмы, которые я люблю, но это кино меня не впечатлило. Мы видим дом, в котором живет безумная семейка: отец — которому на все равно, что творится вокруг, мать — пытающаяся делать вид, что их семья нормальная, сын — узнавший недавно, что он гомосексуалист, дочь — садистка и потерявшая вкус к жизни, ее парень — который на пике любовной активности, служанка — крайне наглая и горячая женщина. В их доме появилась крыса, и с появлением нее, все и съехали с катушек…

Мы видим в этом фильме и однополую любовь, и инцест с разными видами его существования, прелюбодеяния, измены, ужасные мысли, убийство и крыса-мутант. В процессе просмотра этого фильма, зрителя ждет реальный шок и разная мерзость, которой полностью пропитал Озон свой провокационный и запретный фильм. Жанр этого фильма черная, пошлая комедия, но там прям реально пару смешных моментов, а так все было неприятно и глупо, поэтому кино получилось пустое. Актерский состав был скромным, и мне особо никто не понравился, ну если только, актриса которая играла мать семейства Эвелин Дандри и парень ее дочери Стефан Ридо. Только эти два актера.

Для какой публики это кино? Что хотел открыть нам режиссер в этой комедии? Если рассмешить, то как-то не получилось, ведь все было глупо и реально тупо. Второй раз я бы это кино не стал смотреть.

31 июля 2014

Крысы в шкафу

Перед нами — типичные представители современной французской буржуазии. Семья, состоящая из главы семейства, его жены, сына, дочери, и домработницы, живет в достатке в своем частном доме, и, можно сказать, является примером для подражания. И какая же идеальная семья обходится без живности в доме? Однажды отец семейства решает устроить приятный сюрприз — приносит в дом белую домашнюю крысу в клетке. С этого момента жизнь образцовой семьи начинает меняться не в лучшую сторону — каждый, кто контактировал с животным, внезапно превращался в сосуд греха. Сын становится гомосексуалистом, дочь обнаруживает в себе суицидальные наклонности и становится садомазохисткой, мать, во что бы то ни стало решившая наставить сына на путь истинный, начинает его совращать. И только отец семейства остается пассивным наблюдателем этого фарса. До поры до времени…

Все опытные киноманы, которым довелось познакомиться с творчеством Пьера Паоло Пазолини, непременно заметят сходство с его знаковой «Теоремой» (1968), причем, даже музыкальная тема, сопровождающая действо, отсылает к ней. Дебютный полный метр Франсуа Озона, снятый в модном для европейского кино 90-х стиле «догмы», пусть более едко и прямолинейно, но отнюдь небесталанно и со вкусом переигрывает пазолиниевскую тему на лад 90-х. На экране предстает совершенно дикая, вызывающая и безапелляционная сатира на скрытые пороки сытого буржуазного общества Европы. Озон безжалостно и с большой долей черного юмора препарирует «идеальную семью», ставя свой фильм в разряд тех, которые можно либо полностью принять, либо полностью отвергнуть, потому как там, ясное дело, не обойдется без щекочущих нот гомосексуализма и инцеста, пусть и представленных в черноюморном ключе. Равнодушным «Крысятник» или «Ситком» (а это название, на мой взгляд, более верное, так как можно заметить еще и сатиру на жанр ситуационной комедии) оставить неспособен — уж слишком он «колючий», чтобы его невозможно было заметить. Особенно порадовало то, что этот разноцветный парад перверсий, помимо вызываемого гомерического хохота, содержит в себе не одну зарытую собаку (а в контексте фильма — крысу) и допускает вариативность трактовок, что, в контексте мирового кинематографа, делает фильм достойным смелого сравнения со сложной «Теоремой». Да и безо всяких сравнений «Ситком» является весьма раскованным и режиссерски талантливым полнометражным дебютом автора скандальных короткометражек, который точно можно назвать если не лучшей, то одной из лучших работ Франсуа Озона.

В двух словах: Едкая авторская сатира на современное европейское общество.

8 из 10

15 января 2014

Крысы

Знаете, я недолюбливаю европейское кино, конечно же есть европейские фильмы которые мне нравятся, но их очень мало, посмотреть этот фильм меня подтолкнул нетривиальный сюжет смахивающий на треш, но мне показалось, что это может быть интересно, а также имя режиссера внушало некое доверие и опасение одновременно, в общем решил посмотреть.

Минусы полезли из всех щелей с самого начала, буквально с первых кадров, этот совершенно неуместный режиссерский ход по которому мы узнаем чем закончится фильм ещё в самом начале, да такое иногда бывает в фильмах, но тут это было слишком неуместно и я потерял интерес к происходящему ещё с самого начала. Далее последовала ужасная операторская работа, отвратительные сцены, безумное и скучное действие и продолжать можно долго.

Изначально режиссер хотел ненавязчиво намекнуть, что абсолютно все люди извращенцы и сумасшедшие, но вынуждены подавлять свои порочные желания и влечения из-за ограничений этого мира, с этим мнением можно согласится, а можно и не согласится, не в этом дело, дело в том, что фильм то снят отвратительно и плохо, это творение ничто, это даже не арт-хаус в классическом понимании, тут нет никакой художественной ценности и никакого эстетического удовольствия вы от этого фильма не получите, у меня сложилось такое чувство, что снимали из расчета, что чем омерзительней тем лучше.

Совершенно не хочется останавливаться на актёрах и их персонажах, ни один из них не вызывает во мне симпатий, а когда такое случается, фильм мне не нравится, возможно так и должно быть, но каждый персонаж этого фильма мне глубоко неприятен, но актёры все, в общем, молодцы, не буду никого выделять.

В итоге совершенно сумасшедший, в плохом смысле, фильм без грамма души и вкуса, единственное, что мне всё таки импонирует в фильме так это идея и попытка её донести, только поэтому цвет этой рецензии не красный, всё таки неплохо, что в мире есть люди, у которых в голове полно идей и которые они способны так смело и неудачно реализовывать.

5 из 10

25 августа 2013

Проба пера

Избрав надёжный способ привлечения внимания — эпатирование заурядных умов современными сексуальными табу, некогда начинающий французский режиссёр громко заявил о себе посредством нескольких престижных кинофестивалей, нарочито вызывающими и парадоксальными стилистическими приёмами отразил актуальные противоречия социальной действительности, падение моральных устоев западной цивилизации, впрочем, едва ли уловимые зрителем в контрасте с примечательной скандальностью внутрисемейных отношений героев фильма. Увлекаемая Озона антиномия эстетического и нравственного теряется в его навязчивом любовании всевозможными человеческими перверсиями, желании дерзкой провокации, столь хорошо удавшейся, что осмеяние пороков буржуазного общества превратилось в поверхностное и, более того, абсурдное театральное действо.

Характерным для ситуационных комедий помешательством всех членов нуклеарной семьи, построенными на бессмысленных сюжетных коллизиях их злоключениями режиссёр добивается карикатурного искажения особенностей идеологической парадигмы Запада, гиперболизированными последствиями либеральной диктатуры определяет будущее сторонников неограниченных прав и свобод, грозящих человеку не только спорными преимуществами принципа индивидуализма, но и вызванным стремлением к независимости кризисом родственных отношений. Под влиянием подопытной крысы, беспомощной метафоры Озона, абсолютная идиллия благоденствующих буржуа нарушается противоречащей моральным ценностям толерантностью, неоправданным безразличием глав семейства к постепенному разложению нравов, потворствующих предпочтению героями субъективных социальным нормам.

Основные положения фрейдистских теорий — единственный возможное объяснение поведению персонажей, в то же время, бесполезный поиск причинных связей, ибо критика потерявшего перспективы развития класса достигает своего апогея через остро сатирический гротеск: побуждаемые пассивным пособничеством домашнего животного, действующие лица совокупляются друг с другом, дабы породить иллюзию вседозволенности, ищут объект сексуального удовлетворения вопреки навязываемым биологическим детерминизмом стереотипам, в коих сегодняшний либерал непременно усматривает посягательство на свободу выбора жизненных установок. Китчевая стилистика телевизионного жанра, используемые Озоном социокультурные архетипы родителей и детей помогает ему потешать публику столь либеральной концепцией семьи, вместе с тем преобразуют дебютную работу режиссёра в подобие псевдоинтеллектуальной подделки.

Европейское понятие «свобода» — защита прав, но не обязанностей, посему перевоплощение французских обывателей в движимое первобытными инстинктами стадо неслучайно, в контексте фильма приобретает определённый смысл, основанное на противопоставлении лицемерной двойственности буржуазной морали и открытого удовлетворения социальных и естественных потребностей, вскрывает отрицательные стороны либерализации всех сфер общественной жизни, позволяющей человеку более не скрывать подробности интимного характера за маской нравственной устойчивости, а подобно представленным в фильме домочадцам, превратить пусть и показное благополучие занудных будней в безумный водоворот половых девиаций, к моменту кульминационного действия окончательно превративших историю в незамысловатый, апеллирующий к вкусам неискушённого зрителя трагифарс.

16 августа 2013

А ларчик просто открывался..

Читаю рецензии и диву даюсь, как поверхностно люди смотрят фильмы. А «Крысятник» — это вам все-таки не экранизации комиксов, тут и подумать не помешает.

Что представляет собою первая полнометражная картина Озона? С первого взгляда, и это подтверждает аннотация, кажется, что действительно, в жизнь приятной, почтенной семьи вносит смуту простенькое и милейшее животное — крыса, которую отец семейства подарил детям.

Но стоит приглядеться повнимательней и белая подопытная тварь отходит в сторону, становясь скорее символом, нежели катализатором. Семья претерпевает чудовищные, гротескные изменения — тут вам и инцест, и гомосексуализм, и БДСМ, и многое другое. Как говорится — на любой вкус. И внимательному зрителю с легкостью удастся узнать в этом маленьком социуме нынешнее общество, пусть еще не наше, но европейское, уж точно. Демократия и толерантность правят здесь бал. Любому извращенному и девиантному поведению находится объяснение и, тем паче, потакание. Ненормальности нет. Все можно исправить или принять.

Что же отец? Казалось бы, он — единственный, кого не затронула вязкая пучина разврата. Но разве он, безмолвный и незримый, своим бездействием и пассивным наблюдением за творящейся вокруг жутью, не хуже во сто крат всех этих развращенных детишек, прислуги и жены?

Даже в конце, когда он, наконец, прозревает и сам становится огромной крысой, пытающейся очистить семью от скверны, он претерпевает сокрушительное, но вполне понятное поражение — ведь это больше не его дом.

Это достойный и смелый фильм, который без сомнения заслуживает внимания.

4 июня 2013

Как человек, пересмотревший почти всего Озона, могу сказать, что к этому дебютному полнометражному фильму по-прежнему молодого, но уже по сути культового французского режиссера, лучше подходить через более ранние короткометражки. Это позволит вам решить для себя, готовы ли вы сносить столь вызывающий киноязык Озона, сдобренный перверсиями самого разного типа, или нет. Если нет, то, наверное, смотреть «Крысятник» не имеет смысла.

В этом фильме Озон, кажется, дает некоторый экстракт, выжимку своих привычных, по моему убеждению глубоко декоративных сюжетных ходов, вводимых в повествование лишь для того, чтобы создать общую гнетущую атмосферу, в которой можно с упоением следить за поведением героев. Все эти ходы (гомосексуализм, инцест, садо и мазо) Озон помещает в том или ином виде почти во все картины. Он заставляет персонажей существовать на грани или даже за гранью человеческой психики. Ему важна реакция героев (и зрителей) на все происходящее.

В этом фильме есть одна очень важная мысль, развиваемая Озоном на примере матери семейства, которая сперва приходит в ужас от мысли о гомосексуализме сына, а потом совершенно спокойное реагирует на куда более мощные откровения и даже их своими поступками провоцирует. Мысль эта, как мне кажется, в том, что человек способен приспособиться абсолютно ко всему. Психика человека — тонкая, но вполне разумная материя, которая способна подстраиваться под изменения окружающего мира так, чтобы это не сказалось губительно на всем организме — все видимые и невидимые потрясения как бы снимаются, забываются или воспринимаются, как нечто должное.

Название «Ситком» (такой популярный нынче жанр) пояснять, я думаю, не стоит — комедия положений. Только у Озона комедия подменяется понятием стеба — здорового или нездорового — и над обществом, и над жанром, и над зрителем.

Важную роль в этом фильме играет крыса. Мне почему-то подумалось, что белого грызуна и вовсе не было, что крыса — это метафорическое, иносказательное изображение отца семейства (не случайно в конце фильма появляется другая крыса) — все это воздействие лабораторной крысы на семейство — это тлетворное, но незаметное действие отца на своих домочадцев.

Это не мой любимый озоновский фильм, но это очень уверенная и крепкая картина, особенно, для дебюта.

7 из 10

13 ноября 2012

Содом и геморрой

Появление в благополучной буржуазной семье маленькой лабораторной крысы и тесное общение домочадцев с животным приводят к краху семейную гармонию и способствуют быстрому распространению пороков. Точкой отсчета становится признание юного отпрыска, во время семейного ужина вдруг объявившего себя гомосексуалистом.

Но вместо неминуемого скандала добропорядочные буржуа продолжают чинно поглощать пищу и принимаются взвешенно обсуждать заявление сына, находя его модным и вполне соответствующим духу времени. Хотя потом, из чисто профилактических соображений, все-таки отправляют к нему в комнату жениха консьержки, который, вместо того, чтобы наставить мальчика на путь истинный, становится первым любовником непорочного гея.

Скоро искусственно поддерживаемая гармония сменяется поголовной депрессией, обнажая глубокий психологический и духовный кризис всех без исключения членов семейства. Более того, у дочери начинают стремительно проявляться садо-мазохистские наклонности, отягченные суицидными умонастроениями, а у матери просыпается комплекс Электры, и однажды ночью она забирается в постель к любимому сыну. Последним павшим оплотом стабильности становится глава семейства, который решает положить конец разрушительной энергетике маленького зверька…

1997-й год стал переломным для Франсуа Озона. Вслед за среднеметражной лентой «Увидеть море» он без передышки снял сюрреалистический трагифарс Sitcom (который у нас перевели как «Крысятник»). В результате, из «молодых и перспективных» он стремительно перешёл в более весомую категорию — «главных национальных надежд».

Этот остроумный и едкий гротеск обращает на себя внимание еще и очевидным неравнодушием молодого французского режиссера к обозначенной проблеме — иллюзорности ценностей, определяющих мировоззрение современных буржуа. Может быть именно поэтому, откровенно провокационный дебют Озона был сразу приглашен на Каннский фестиваль в престижную программу «Неделя критики».

Насквозь пропитанный антибуржуазным пафосом, Sitcom заставляет вспомнить «Теорему» Пазолини, где непрошеный гость так же без проблем нарушал сложившийся статус-кво, и саркастический юмор Луиса Бунюэля по поводу «скромного обаяния буржуазии», а заодно и «неприличное очарование порока» в работах Педро Альмодовара. Жаль только, что нонконформистского Озона хватило лишь на пару-тройку «глотков». Но и они при очевидном дефиците «свежего воздуха» очень даже не повредили.

14 августа 2012

Чудовищно притягательный фильм

Единственное, что я так и не понял после просмотра этого фильма, так это то, почему он позиционируется как драматическая картина. Скажу честно — я смеялся до боли в животе. Смех этот, однако, был вызван вовсе не плоскими шутками (их я не обнаружил вообще), а ситуациями, которым вроде бы и нет места в нашем «нормальном» мире. Сын Николя, зомбировано признающийся в своей нетрадиционной сексуальной ориентации, и последующие обсуждения этой темы в кругу семьи. Танцы Софи и Марии, от которых веет какой-то психоделикой. Оргии, которые гордо называются групповыми занятиями, граничат с садомазохистскими сеансами буквально за соседней дверью. Соблазнение Николя своей же матерью. Всё это представлено так, что становится невозможным сдержать истерический смешок.

Но, разумеется, задача картины не рассмешить зрителя. Здесь изучается очень серьёзная тема смысла жизни и выбора: либо ты живёшь «как все» «нормальной» жизнью, либо ты избираешь свой путь и получаешь долгожданное счастье. Посмотрите на семью в самом начале фильма — банальнейшее и скучнейшее зрелище. Отец, читающий газету; сын, следующий шаблону умного и послушного мальчика; дочь с психотипом маленькой девочки; мать, играющая роль хранительницы домашнего очага. Сколько таких семей по всему миру? Ей Богу, лично я бы не смог выжить в таких условиях, пронизанных нормами, правилами и стандартами «нормальной жизни».

Внезапно семья, за исключением отца, вошла в фазу коренных изменений. Какова причина этого? Маленькая крыса, ни больше, ни меньше. Не стоит воспринимать этот образ буквально, и уж тем более не нужно бежать в ближайший зоомагазин за крысой с надеждой, что она изменит вашу жизнь. Разве не парадоксально, что столь незначительная мелочь так повлияла на жизнь этих людей. Нисколько, потому что место крысы могло бы занять всё, что душе угодно — новый коврик, пылесос или книга. Тем самым в картине ясно объясняется, что для начала собственной (подчёркиваю, СОБСТВЕННОЙ, а не «нормальной как все») жизни не нужно проходить огонь, воду и медные трубы. Просто бери и живи так, как тебе хочется — это твой и только твой выбор.

10 из 10

8 сентября 2011

«Комедия положений»

Необыкновенная история о том, как члены обыкновенного семейства по очереди открывают в себе качества, о которых раньше не подозревали ни их близкие, ни даже они сами. История о людях, ставших самими собой.

Идеальные родители и их не менее идеальные дети. Полная идиллия, ужины в семейном кругу и знаки любви. Но однажды отец приносит в их светлый дом безымянную лабораторную крысу, попав под влияние которой вся семья переживает волну безумств…

Что мне больше всего нравится в фильмах Озона, так это бьющие фонтаны иронии и самоиронии. «Крысятник» — это интеллектуальная комедия, которая показывает человеческие пороки настолько реальными, что хочется смеяться над ними. Шокирует, конечно, но настолько тонко и смешно мог преподнести это лишь Франсуа Озон.

Этот фильм простой и сложный одновременно. Ещё это первый полнометражный фильм Озона. Первый дебют того, кто снимает сейчас потрясающие фильмы. Если вам понравился «Крысятник», посмотрите его короткометражные фильмы «Прелюдия» и «Летнее платье».

8 из 10

10 июня 2011

Франсуа Озон — «Крысятник»

Молодой гей Франсуа Озон осознает, что навряд ли будет иметь детей, он умирает для этого мира. Геи вообще умнее и тоньше других людей этим, как ни странно христианским, чувством бренности мира и близости конца. Нет возможности «реализовывать себя в ребенке», «жить ради будущего», «жить для детей и внуков», жизнь вот она — одна, конечная, безо всяких перспектив.

Это, несомненно, иная интенсивность переживания жизни. И мироощущение этого молодого гея очень мрачное, так что превращение отца в крысу, эта ужасающая метафора, оправдано наличным чувством молодого человека.

Мы размножаемся как крысы, выталкивая друг друга в этот мир, полный боли и скорби, в котором несчастные случаи, ненастье, болезни — инструменты, которыми пытаются убрать нас из этой жизни и намеки на то, что жить не стоит. Мы живем как тараканы или крысы, от нас хотят избавиться и, в конце концов, избавляются от каждого, но мы с крысиной изворотливостью цепляемся за жизнь. Отец-крыса — очень сильный образ, найденный, остро чувствующим боль, молодым Франсуа Озоном.

Геев не любят, с геями неудобно и Франсуа Озон высказывается от лица геев, что чувствует он себя в каком-то крысятнике. Вам неудобно с Озоном? Но для этого молодого гея вы, отцы семейств, вообще крысы. Вы не замечаете как тяжело с вами, вместе с всеми вашими прогрессивными идеями, с всеми вашими теориями исторического оптимизма, с вашим «воспитанием», вашим желанием лучшего для детей, которых вы дрессируете, передавая им свои крысиные коды выживания, со всей вашей возней за власть. Вы невыносимы для людей, лишенных вашего инстинкта к размножению.

Потрясающа сцена, в которой Жан, отец, жарит крысу в микроволновке и затем съедает ее. Он верит, что в судьбе крысы есть какой-то прок. Так перед повешением фанатики выкрикивают политические лозунги.

11 марта 2011

«Крысятник»

- Эта крыса плохо влияет на нас. Мы должны покончить с ней…

«Крысятник» — первый полнометражный фильм Ф. Озона и второй из тех, что мне довелось увидеть. Можно сказать, что режиссеру повезло со своим дебютом — получилась очень яркая сюрреалистическая комедия, высмеивающая уклад жизни французских буржуа. По большому счету ничего нового Франсуа своей картиной не сказал. До него все это уже было с успехом продемонстрировано в бунюэлевском фильме 1972 года.

В оригинале «Крысятник» называется «Ситком», почти как американское мыло с бесчисленным количеством серий и невразумительным сюжетом. Начинается «Крысятник» очень и очень мило… С Днем рождения!.. Но почему, Жан?… Ба-а-а-ах!… В первой части фильма мы знакомимся с обитателями одного загородного дома. Это семья, состоящая из 4-х человек — папа, мама, дочь и сын. В один прекрасный день отец приносит с работы крысу и решает оставить ее у себя. Маленький пушистый зверек устраивает в доме своеобразную сексуальную революцию. Гомосексуализм, садомазохизм, суицидальный синдром дочери и пр. пр. пр.. . Очень дерзкое и необычное кино снял Франсуа Озон — самый настоящий киношный беспредел. Ближе к концу фильма режиссер превращает эстетский фестивальный фильм в дикий трэш. А как прекрасна последняя сцена фильма — все такие счастливые…

Пожалуй, из всех фильмов Озона этот самый дерзкий. Он язвит, но не буянит. Наверное, это самая лучшая его работа. С технической стороны у меня претензий нет. Все очень даже неплохо. Наверное, сказалось присутствие в работе Марины де Ван — очень талантливого режиссера и сценариста. Актеры все справились на отлично. И Франсуа Мартуре, сыгравший апатичного главу семейства, и Эвелин Дандри, и Адриен де Ван. Все, все в общем…

Даже не знаю кому можно посоветовать этот фильм. «Крысятник» — самый настоящий «трэш», маленький розовый «трэш». Не самое жесткое, что я видел, но все же многих он отпугнет… Например, сцена с «оргией» в комнате Николя. И неприятно и смешно одновременно… Я поставлю этому фильму:

8 из 10

23 декабря 2010

Над кем смеетесь?

Начало фильма мне очень понравилось. Этот «трюк», когда мы ничего не видим, но суть сюжета уже поняли. Оно сразу дало мне понять, что фильм будет занятным. Кстати, после конца фильма оно же представилось мне как знак, что весь этот фильм — сон, гротескный сон, который видим мы.

Хорошо, выявление пороков и лабораторная крыса как катализатор, как эксперимент над членами семьи довольно любопытны. [Стоит только не путать комплекс Электры с инцестом. Комплекс Электры заключается в любви дочери к отцу и ревности к матери — для справки.] Все довольно быстро включились в этот эксперимент, долго не включался только папаша, но у него были и самые крепкие защиты — он был перманентно за газетой, как за стеной. Минус такого удобного положения, правда, что ты не только негативного не замечаешь, но и положительного, и сам не можешь проявить свои чувства, и любовь в том числе, но это не важно. Его защитные механизмы в конце концов тоже рухнули, и естественно, громче всех.

Заметила за собой, что то, как умерла крыска, было для меня страшнее и физически непереносимее, чем зрелище убивания людей. Это тоже пища для размышлений.

Но во всех фильмах я ищу, зачем был снят фильм. Обычно это ответ на вопрос: «Какова мораль», «Что нам хотели сказать». Тут же мне показалось, что это скорее не мораль… это эксперимент!

Господа, вы смотрели в глаза крыски.

…Вы чувствуете в себе изменения?

28 сентября 2010

Пустышка

Сложный фильм, что сказать. Раньше, когда возникало желание пошутить над друзьями, неискушёнными кинолюбителями, советовал смотреть «Полено» или «Груз 200». Видимо сегодня данный список пополнился. Смотря подобные вещи, просто недоумеваешь над происходящим.

Известно о существовании грани между понятиями «очень плохо» и «смешно». Многие режиссёры успешно используют этот феномен. Однако, в данной картине «очень плохо» не перешло в «смешно». Для меня не перешло. Не дотянуло, к сожалению. Плохая игра, ужасная музыка, дешёвая пародия на дешёвый сериал. Полагаю в этом и состояла задумка режиссёра (всё-таки название «Комедия положений»), но, по моему мнению, не получилось у него раскрутить ситуацию настолько, чтобы наиболее выигрышно и ярко донести до зрителя основную мысль, даже напичкав картину такими чрезвычайно выразительными средствами. А основная мысль проста: мы не обязаны беспрекословно подчиняться внутреннему надсмотрщику, нашему «Супер-Эго» (или нашему «Взрослому» — это уж какая теория вам ближе), социальной среде. Мы не обязаны быть несчастными, стеснёнными рамками. В какой-то момент мы можем высвободиться и стать счастливыми. Однако, нужно уметь удержать это счастье.

В фильме показан целый букет перверзий — что-то намёками, что-то открыто, не стесняясь. Гомосексуализм, педофилия, инцест, садомазохизм, вуайеризм. Прям по учебнику психиатрии, раздел «расстройства сексуального предпочтения». Очевидно, что режиссёр сделал на это основную ставку, чтобы шокировать домохозяек конца XX столетия. Если вы не являетесь ни домохозяйкой, ни ханжой, и «пропускаете это мимо ушей», навряд ли что-то увлечёт вас в данной картине. Глазу просто не за что будет зацепиться. Разве что за сцену мимолётного разговора брата с сестрой, у которой петля на шее. Да образа засыпающего психоаналитика, саркастически реалистично изображённого в двух сценах. В целом же это пустышка.

Особо хотечется сказать о русском издании фильма. Оно не то, чтобы ужасно, оно невыносимо. Всё, начиная с перевода названия, невероятно убого. Если вы всё же соберётесь смотреть, то лучше в оригинале или с субтитрами. Я, например, так и сделал.

Подводя итог, хотелось бы напомнить, что фильмы арт-хаус как правило бывают либо невероятно захватывающими и талантливыми, либо чрезвычайно бездарными. Допуская, что я просто не попал в целевую аудиторию, высказываю мнение, что данная картина — как раз второй вариант.

Посмотрите, возможно у вас сложится другое мнение. Благо «мучиться» в случае чего недолго: всего полтора часа.

30 июля 2010

В семье — не без уродов

Человек из машины заходит в дом, мы слышим, как его там приветствуют, а затем раздаются шесть выстрелов и крики «почему». Такая завязка должна предвещать некий триллер, но автор знакомит нас с событиями, предшествующими этим и они больше укладываются в черную комедию.

Перед нами представлена, на первый взгляд, обычная семья: мать, отец, дочка со своим парнем, сын, служанка-латиноамериканка и её муженёк-негр из Камеруна. Все они собрались за семейным ужином, и вдруг сын Николя объявляет, что он гомосексуалист, и это он понял только здесь и сейчас.

Все последующие события кажутся очень странными: начиная с реакции отца на слова сына, казалось, он ничуть ни удивился, и суицидальная попытка дочери Софии, выпрыгнувшей из открытого окна. Вот уж воистину, фильм как будто подтверждает народную мудрость: «в каждой избушке свои погремушки».

Всё произошедшее позже, вплоть до выстрелов, прогремевших в начале фильма, представляет собой совершенно безумный, неправдоподобный кавардак. Во всем этом сборище извращенцев или, если Вам будет угодно, лиц нетрадиционной ориентации, отец выглядит слишком скучной, банальной личностью. Но так ли это?

В финале Франсуа Озон не отошел от своих принципов и неожиданно закрутил необычный, но простой сюжет на 180 градусов, при этом изменив даже жанр картины. Уверен — многие будут разочарованы. Но это довольно характерно для фильмов Озона: финал остается открытым и каждый понимает его по-своему.

Для меня этот фильм некая карикатура на те изменения, что несет «сексуальная революция» в семейные устои. Жила-была обычная семья, но стоило одному элементу выйти из системы, и вся кажущаяся идиллия рухнула.

Нельзя не усмотреть здесь иронию в адрес семейной психотерапии: вместо того чтобы всем домочадцам самим немного образумиться, психотерапевт находит им внешнего врага — крысу.

Но чьей же стороне режиссер, кто ему больше нравиться: обезумевшие от желания новых ощущений, и не могущие остановиться в поиске себя, члены семейства или папаша-ханжа, который, возможно, лишь демонстрирует, равнодушие к происходящему. На мой взгляд, для Озона они одинаково антипатичны, недаром в финале есть две версии развития событий.

Не могу сказать, что Я остался в восторге от картины, но уж не пожалел о просмотре точно.

21 мая 2010

Почему миру так не хватает озона

У культовых режиссеров есть одно проклятье. Большинство их дебютных фильмов не смотрят, как например у Вуди Аллена и Гаса Ван Сента. Франсуа Озон же напротив ворвался в мир французского и мирового кино с оглушительной помпой под названием «Sitcom», которую и сегодня посматривают все любители нестандартного кинематографа, а в первой ленте Озона «нестандартностей» хоть отбавляй.

Как произвести впечатление на зрителя? Ведь каждому хочется вот так сразу стать знаменитостью, да желательно и интеллектуальной. Но интеллект, как бы не кричали, не в чести, а потому надо манить народ на «жаренное»: секс и смерть. Этим блюдом месье Озон потчует на убой. Приправы из гомосексуализма, инцеста, садо-мазохизма, группового секса, обегающие мастерки и неприкрытые пенисы, ошейники, плетки и педофилия удовлетворят затаенное любопытство ханжей и потешат взгляд либертинов. Но кино сугубо авторское, а потому без «умностей» не обойтись, и нет ничего проще, чем переосмыслить уже сказанное, примешав к этому современные тенденции. Переосмыслили Пазолини, а добавили стилистику ситкомов. Нет, морализаторские гэг-комедии были и задолго до Пазолини, к примеру, «Я люблю Люси» 50-х годов, но итальянца больше интересовали социальные, метафизические и политические причины дегенерации буржуазной семьи, месье Озон щадит зрителя и сводит сюжет о благополучной французской семье к фантастической истории о лабораторной крысе, оказавшей дурное, развратное влияние на всех, кто с ней взаимодействует.

Вот мальчик молодой (Андре де Ван), с проблемами в общении и выражении мыслей, типичный аутсайдер и ботаник, а ботаники крыс не боятся, они их исследуют. Крыса исследует мальчика, и мистическим образом внушает ему, что он гей. Впрочем, проблемы с общением исчезают сами собой. Мальчик идентифицировал себя хоть с каким-то обществом.

Вод девочка, готичная француженка Марина де Ван, томимая бессмысленностью своего существования. Милое животное подскажет как лучше спрыгнуть с окна так, чтоб насмерть и навсегда. Но у крысы, видимо, свои планы, и девочка остается жива, в инвалидном кресле, и теперь ее молодой человек вынужден подчиняться инвалидке, играющей в «будь моей собачкой»

Вот мама, шокированная тем, что ее сын оказался геем. Ее собственное решение — проявить толерантность. Решение крысы — помочь сыну. Месье Озон, увы и ах, издевательски сообщил всему миру, что единственной профилактикой гомосексуализма является еще более ужасный инцест со своими родителями.

Вот служанка Мария и муж ее негр Абдул, принимающие по велению крысы скромное участие в сексуальных утехах семейства.

И с ними отец, равнодушно на все смотрящий, но мечтающий о том, как бы всех перестрелять. С чего, собственно, фильм и начинается.

Чтобы подчеркнуть всю несуразность, дабы впечатлительные зрители не восприняли всерьез опасно-психический коктейль, месье Озон сопровождает практически театральное действо искрометным юмором и гиперболами в виде гигантской крысы, в которую превращается отец. Европа движется по пути к либерализации и демократизации, принимаются законы о равенстве всех и вся, и это несомненно, хорошо. «Крысятник» же об опасных перегибах такой политики, не подкрепленной нравственными ориентирами для нации. Озон ориентиров и не предлагает, это не по его части. Он всего-навсего веселиться в стиле Маркиза де Сада, искушая нашу плоть подчеркнутыми грудями и красивыми мужскими и женскими телами. Жаль, что после «Бассейна» веселье окончилось, и месье Озон обрюзг и, словно встретившись со своей крысой, почерпнул обратный эффект, стал Бюргером, потеряв, сделавшую его знаменитостью, задорность, откровенность и эпатаж.

7 из 10

9 февраля 2010

Прочь моральные устои

Все сексуальные пороки Франсуа Озон обнажает перед зрителем, когда отец благополучного, с виду, семейства приносит в дом лабораторную крысу.

То ли крыса оказалась заразна, то ли внутренние желания и фантазии каждого члена семейства прорываются сквозь пелену морального устоя общества, считающего секс при свете, уже смертным грехом, но результат оказывается шокирующим.

Скорее всего, это маленькое белое животное стало, лишь спусковой кнопкой пистолета, выстреливающего не пулями, а сексуальными предпочтениями.

Все начинается с сына, которой осознает, что гей, дальше цепная реакция молниеносно проносится по всем имеющим, контакт с крысой: муж, домработницы, тоже оказывается, между прочем, другой ориентации, дочь с помощью неудачной попытки суицида, открывает в себе желания причинять страдания своему половому партнеру; домработница же понимает, что получить оргазм способна только, наблюдая через замочную скважину; мать же пытаясь доказать, что её сын не гей, укладывается с ним в постель; и наконец, очередь доходит и до отца семейства, его же желания страшны, ибо воплотись они в реальность…

Но мораль Озона такова: надо быть самим собой, не скрываясь под масками приличия, ведь они лишь преграды, мешающие стать по-настоящему счастливым.

10 из 10

P.S Открыть себя никогда не поздно…

18 ноября 2008

Однозначно фильм смотреть только в паре с «Забавными играми». Франсуа Озон элегантно и зло высмеял то, что в своем фильме пытался морализировать строгий Ханаке. Фильм тоже был в Каннах. Правда теперь в программе «Особый взгляд». Тоже не поняли ребята. Их в общем-то проблемы.

Гомосексуализм, инцест, убийства — все это очень и очень серьезно. Но на экране это так гомерически смешно, что невозможно спокойно усидеть от смеха. Европейская буржуазия настолько зажралась, настолько увлеклась поисками чувственного и плотского удовольствия, что это привело ее к очень странным результатам. Гомосексуализм — это норма, даже хорошо (правда у Озона это всегда хорошо), его лечат инцестом, народ от неудовлетворения прыгает с окон, целуется с крысами (отличная, кстати метафора, не то, что у Мартина Скорсезе — нагляднее), а на все это с безразличием взирают со стороны (эти мотивы есть и у Ханеке).

Франция, да и Европа в целом по Озону, давно превратилась вот в такой крысятник. Им нормально, нам смешно. Причем раздувают мелочные неприятности до таких проблем, ходят к аналитикам. У нас проще все как то — взял водки, пошел к хорошим друзьям, посидел, излил душу, послушал других и пошел себе с миром (но главное не переборщить). И на душе как-то спокойнее. А у них целая дилемма. Европа гниет. и давно. Но весело (хотя наверное грех смеяться над чужими бедами). А вот получается.

14 ноября 2008

Это скромное обаяние буржуазии

В далёком 1998 году Франсуа Озон, тогда еще молодой режиссёр, но уже известный по своим скандальным короткометражкам, не менее эпатажно дебютировал в «большом кино». Первым полнометражным режиссёрским дебютом для Озона стала лента «Крысятник», хорошо воспринятая и критиками и зрителями. Уже в «Крысятнике» проявился характерный для режиссёра почерк: выявление скелетов в шкафу в рядовой буржуазной семье.

Первая сцена сразу задаёт бодрый темп всему повествованию — короткому, анекдотичному, перенасыщенному эротическими и психологическими выкрутасами. Перед нами традиционная, стопроцентно французская, семья. Глава семейства — мудрый отец, добропорядочная мать, сын, корпящий над учебниками и ничем непримечательная дочь. Но в один прекрасный день отец приносит домой безобидную лабораторную крысу. Вскоре милая зверушка начинает оказывать своё плодотворное влияние. Побывав в руках каждого, она разрушает привычную семейную идиллию, рождая в каждом из домочадцев порочные желания: Николя тотчас заявляет, что он бисексуал, Софи начинает страдать суицидальным синдромом дополненным садомазохистскими наклонностями, у матери просыпается комплекс Электры и только отец остаётся равнодушным ко всему происходящему в доме, но надолго ли?

Озон старательно препарирует каждого члена семьи, даёт выход всем потайным желаниям героев, да так, как самому Пазолини не снилось. За фасадом идиллической картинки с мирно ужинающей семейкой скрывается весёлый наборчик отборнейших извращений: инцест, мазохизм, гомосексуализм и педофилия, мастурбация и вуайеризм, а так же прочие прелести потаённых страстей.

Развлекаясь подобным образом с героями картины, демонстрируя нахальный и беспардонный перечень всевозможных сексуальных извращений одичавшей семейки режиссёр преподносит подготовленному зрителю серьёзный подтекст. Вам потребуется много времени, чтобы разобраться во всех скрытых и явных смыслах ленты, при том, что сюжет картины можно легко уместить в одном предложении.

Короткая, шокирующая, злая и очень смешная, история одной семьи французских мещан, с кучей смысловых и ситуативных шуток запомнится надолго, не оставив своего зрителя равнодушным. Мне этот гремучий коктейль из издевательств над зрителем пришёлся по душе, а смотреть или нет решать Вам.

8 из 10

1 октября 2008

Обожаю всякие странные, маргинальные штучки. Но у этого фильма руки растут совсем из другого места. Фильм — моральный урод. Фильм — карикатура на черный абстрактный юмор. Неудачная попытка суицида, нервические брат с сестрой, да еще плюс инцест между самыми близкими родственниками (или намек на него) — такая солянка никак не хотела перевариваться во мне.

«Жизнь подобна дуновению ветра — мы ее не ощущаем, не ценим, пока не чувствуем настоящей боли. Жизнь надо ценить! А смерть — уважать». Вот как я поняла главный замысел Озона. Конечно, я могу ошибаться. Может он просто издевался над зрителем, напичкав историю про обычную семью всякими непристойными мерзостями?

Я хотела, очень хотела поймать мораль или урок, что-то наподобие главной мысли в фильме. Но единственное, что удалось выудить в результате мыслительного процесса то, что жизнь -дерьмо, а люди в нем актеры. Причем не всегда талантливые. По большей части дилитанты и клоуны.

Хотя фильм вызвал самые противоречивые чувства — от омерзения до столбняка непонятливости происходящего, все же считаю Озон имеет место быть, как и его «Крысятник».

15 июля 2008

Шедевр!! каждую минуту глаза зрителя расширяются все шире, когда порядочная на первый взгляд семья превращается в психушку. Выражение «и смех и грех» — очень уместно. Давно я не видела таких фильмов…

10 из 10

15 марта 2007

Впечатления следующие: фильм хорош по режиссуре по определению, набор актеров очень грамотный и талантливо подобранный, сюжет на простых вещах, довольно распостраненных в Европе — гомосексуализм, садо-мазо, суицид, инцест, и т. д. и т. п.

Режисер, собрав эти явления в одном фильме, поглумился над возможно не раскрытыми желаниями, присутствующими в каждом из нас. Крыса отождествляет собой эксперимент, проводимый не в лабораториях, а в подсознании. Таким образом, принеся домой лабораторную крысу, глава семьи провел эксперимент по избавлению от комплексов над своей скучающей буржуазной семьей!

Все, кто имели контакт с крысой (все герои фильма, кроме жениха дочери), пересмотрели свое отношение к якобы не социальным нормам. Несчастный сын был латентным гомосексуалистом, и открыл себя. Дочь, страдавшая комплексом неполноценности, реализовала себя в садо-мазо. Мать, живя с аморфным мужчиной и переживая за сына, открыла в себе Электру. Гувернантка оказалась вуйэристкой…

Отец, которому вечно нет дела до детей и духовных ценностей, представил себя маньяком-убийцей-некрофилом… Суть фильма в минимализме и максимализме, в белом, которое становится черным, в скрытом, которое становится явным.

27 января 2006

Триллер Крысятник в кино с 1997 года, дебют состоялся более 27 лет назад, его режиссером является Франсуа Озон. Актерский состав, кто снимался в кино: Эвелин Дандри, Франсуа Марторе, Марина де Ван, Стефан Ридо, Жюль-Эммануэль Эйум Дейдо, Себастьян Шарль, Винсент Визьоз, Kiwani Cojo, Жиль Фрилай, Антуан Фишер, Эдриан де Ван, Жан Душе.

Страна производства - Франция. Крысятник — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.