Граница
Border
5.5
7.9
1997, боевик, драма, военный
Индия, 2 ч 56 мин
В ролях: Ракхи Гулзар, Джеки Шрофф, Акшай Кханна, Кулбхушан Кхарбанда, Судеш Берри
и другие
Эта история основана на реальных событиях, произошедших во время битвы при Лонгевале в Раджастане (Восточный театр боевых действий) во время Индо-Пакистанской войны 1971 года и Освободительной Войны в Бангладеш.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Граница

английское название:

Border

год: 1997
страна:
Индия
слоган: «Men At Their Best. War At Its Worst.»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператоры: Ишвар Бидри, Нирмал Яни
композиторы: ,
художники: Ратнакар Фадке, Биндия Госвами
монтаж: ,
жанры: боевик, драма, военный, история
Поделиться
Финансы
Бюджет: 110000000
Дата выхода
Мировая премьера: 13 июня 1997 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 56 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, драма, военный, история

Отзывы критиков о фильме «Граница», 1997

А ведь флаги Индии и Пакистана колышатся в одном направлении…

Как же давно я хотела посмотреть этот фильм, но за последний год 4 раза откладывала просмотр из-за субтитров. Всё же смотреть такой мощный, зрелищный и насыщенный событиями фильм, без озвучки очень неудобно. Но, вот свершилось чудо, фильм наконец озвучили, всё же я нашла его на просторах интернета в озвученном варианте, хотя ещё буквально месяц назад, когда хотела посмотреть его в очередной раз, он ещё был с субтитрами. И вот буквально сегодня, я в полной мере насладилась этим потрясающим фильмом, погрузилась в него с головой, потому что нашла его озвученным. Причём довольно хорошо озвученным. Это радует.

Фильм посвящён одному из ключевых эпизодов той войны, почитаемому в Индии как одна из ярчайших страниц её современной военной истории — бою за Лонгевалу. Бой стал ключевым во всей войне на Западном фронте, после этого провала пакистанцы стали тщательно готовить новое наступление. Уничтожение 36 танков — рекорд для одного боя со времён окончания Второй Мировой. Фильм «Граница» снят в 1997-м известнейшим болливудским продюсером и режиссёром Дж. Пи. Даттой, чей брат-военный лётчик участвовал в том бою. Фильм снимался на месте реального боя при всемерной поддержке индийского министерства обороны, предоставившей аутентичную технику — вплоть до самых настоящих «Хантеров» со складов индийских ВВС. «Граница» стала в Индии суперхитом и получила массу кинонаград.

За три с половиной часа можно показать многое. От жизни затерянного гарнизона в пустыне до перипетий самого боя. И всё это показано очень реально и качественно. В главных ролях — известные болливудские звёзды. Джи. Пи. Датта великолепно подобрал их под конкретные образы.

Санни Деол отлично вписался абсолютно в образ «человека из камня», майора Кулдипа Сингха, для которого на свете существуют только Честь, Родина и Бог. Ради них он готов пожертвовать даже жизнью собственного сына.

Сунил Шетти совершенно потрясающ в роли раджпутского князя и капитана ПСБ Бхайрона Сингха. Его персонаж впечатлил сильнее остальных. Человек безмерно любящий свою землю, называющий её матерью, вынужден был уехать на войну сразу же после брачной ночи. Не вижу никого другого в этой роли.

Командира крыла Ананда «Энди» Байву играет Джеки Шрофф. И как жизненен он и когда ухлёстывает за случайно встреченной в дороге красоткой, и когда загнанным львом носится по аэродрому, срывая бессильную ярость от всё не хотящей кончаться ночи на аэродромном персонале.

А вот младшего лейтенанта Дхарамвира сыграл Акшай Кханна. Интеллигентный юноша, который и в армию пошёл только подчиняясь семейной традиции. И который на наших глазах ломает себя. В последнее время Акшай стал мне нравится, очень натурален и реалистичен в работе.

Одна из самых запоминающихся сцен — демонстративная прогулка Кулдипа Сингха к пограничному столбу на глазах целящихся в него врагов. И последующий диалог между майором и Дхарамвиром:

- Можно вас спросить, сэр? Есть ли разница между безумием и патриотизмом?

- Дхарамвир, то, что ты называешь безумием, проистекает из веры. И у меня нет сомнений, что Бог — со мной, а не с моим врагом.

И очень впечатли персонаж Кхулбушана Кхарбанда, полкового повара. Он к каждому солдату полка относится как к родному сыну, и его слёзы в конце просто душу разрывают (этот эпизод очень напомнил эпизод советского фильма «В бой идут одни старики», как там персонаж Алексея Смирнова, провожал каждого солдата в бой. Очень сильно).

А песни? Спросит любой россиянин, хотя бы отдалённо знакомый с феноменом под названием «индийское кино». Песни есть, и они очень хорошо встроены в сюжет — в форме воспоминаний или рассказов о своих невестах, которыми обмениваются Бхайрон и Дхарамвир. А главный хит фильма, «Пришло письмо», здорово сопровождает сцену, когда солдаты в отдалённом гарнизоне получают долгожданные весточки из дома.

На сам бой в фильме отведено полтора часа. Идёт ожесточённое сражение, в котором один за другим гибнут индийские солдаты. А в финале боя Кулдип Сингх, собрав оставшихся, ведёт их в рукопашную на танки, чтобы выиграть последние минуты до подлёта авиации. Он готов погибнуть, но в это время над полем боя появляются «Хантеры» Байвы (ну наконец-то они появились, у меня с самого начала боя в голове была одна мысль, «Да где же эта хвалёная авиация? Ну они же все погибнут сейчас, давайте летите уже»), с которым в самом начале фильма Кулдип встретился по дороге из дома, поспорив, что важнее в современной войне — пехота или авиация.

Когда камера в конце фильма медленно идёт по полю боя, среди подбитых танков и трупов пакистанских солдат, крупный план внезапно задерживается на фотографии, выпавшей на горячий песок из кармана одного из них. И где-то на другой стороне границы, во дворе мечети заголосят женщины в чёрном, потерявшие своих мужей, отцов, сыновей. Увы, такова женская доля в любой стране мира, когда их мужчины, их отцы, мужья, братья, сыновья уходят воевать, им остаётся только молча лить слёзы, страдать всем сердцем и ждать с войны своих мужчин, ждать до последнего вздоха. И надеяться на встречу…

Вот такой фильм, одновременно патриотичный и антивоенный, малость пафосный и сухо-мелодраматичный. Рассказывающий не историю, а миф об истории. Более правильный, чем реальность. Но очень масштабный, зрелищный и красочный. А главное, теперь озвученный, от того и смотрится с интересом и оставляет после себя противоречивые чувства в душе. Всё же не зря я столько времени ждала озвучки фильма, это грандиозно. Очень качественная озвучка, и от этого фильм воспринимается лучше, чем с субтитрами. Смотрите обязательно, очень впечатляет.

10 из 10

18 августа 2018

Индийская 9-я рота…

(«Пехота главнее…-Нет, авиация…- Нет, пехота…-Неа, авиация!»)

Этот фильм я ждала безумное количество лет, думала, что его никогда не переведут. Он долгое время существовал с субтитрами, но я так не люблю смотреть, поэтому даже не надеялась. И вот перевели. Посмотрела. Находилась долгое время под впечатлением. Нетипично, однако. Кто бы мог подумать, что в конце 90-х гг. в Индии могли снимать приличные батальные сцены, вполне себе правдоподобные и реальные? Это не первый мой фильм режиссера Дж. П. Дутты, его хлебом не корми, дай поснимать «дикие степи Раджастана», это, наверное, что то личное у него, но получилось очень реалистично. Если бы еще Санни Деол не вопил каждые пять минут, устрашающе вращая глазами, какой он суперпатриот и какие все вокруг должны быть патриоты (вот поменьше бы этого пафоса!), было бы еще реалистичнее. А то, действительно, кажется, что в Индии только один патриот — Санни. Чего он орал-то, как резаный, весь фильм?! Кто ж его командовать-то отрядил?! У него же с психикой не все в порядке! Какой-то робот, машина. Кстати, такого командира, как он нам тут демонстрировал, должны были «уложить» в первых рядах — хладнокровия ни на йоту! Но, наверное, в этом фишка какая-то режиссерская была.

Сюжет схож с нашей бондарчуковской 9-й ротой- забросили на границу в раджастанскую деревню индийских солдат и приказали — держать оборону, ни шагу назад, позади Россия…-тьфу ты, Господи, Индия, конечно же, и хоть ты обкак… ся, нельзя пущать врагов на родную территорию. И вот сидят они, родимые, и ждут, что там наверху начальство решит, даст им помощи, не даст, ну, в общем, как везде и всюду в армиях. Отдуваются простые солдаты.

Самое сильное впечатление на меня произвели молодой Акшай Кханна и Сунил Шетти. Хотя, по идее, это должен быть Санни, ну так орать весь фильм! Акшай, офицер, который только начал свою военную карьеру, очень точно показал переворот в своей душе, когда встретился лицом к лицу со смертью. Особенно понравилась «мирная» часть с ним! Пуджа Бхатт снова молодец! Очень точно передала все психологические нюансы! Ракхи Гульзар, которая играла слепую мать Акшая, также не разочаровала. Но вот сцена гибели героя Акшая выглядела, по меньшей мере, неправдоподобно! Его в упор расстреляли и после этого он еще чего-то там весьма бодренько лепечет?! Ну, чего ж его не оставили болтаться на этой колючей проволоке?! Правда, когда расстреливали, я еще подумала: «А как же традиционная „пламенная речь“ героя перед отходом в мир иной?» И ведь очнулся, встал и пошел! И толкнул все же речь! В этом все индийское кино! А насчет Сунила — снова его сдержанная манера сыграла ему на руку. Очень впечатлила сцена его прощания с женой сразу после первой брачной ночи. Это вам не фанатик Санни, который своим патриотизмом довел бедную Табу до истерики! Почувствуйте, как говорится, разницу. Однако сцену его гибели тоже изобразили в стиле: срочно дайте мне мину, пойду лягу под танк! Вообще, конечно, я понимаю, что фильм патриотический, но тут прям пафос из всех щелей пер. Иногда это напрягало. Но вот эти два актера, на мой взгляд, несмотря на патриотические потуги режиссера, выглядели наиболее естественно.

Пунит Иссар, Джеки Шроф и Кхульбхушан. Ставлю их в один ряд, поскольку уровень был примерно одинаковый: ничего особенно потрясающего, но без них, вроде, картина не полная. Хотя бы не вопили дикими голосами, как они обожают Индию! Судеш Берри — тоже очень органичен. Чем трогает его история — а хоть бы тем, что он показал обычного человека, что, кстати, сложно. Ни вытаращенных глаз, ни патриотических выкриков…

В последние полчаса своей «саги о верблюдах» режиссер вспомнил, что пакистанцы тоже люди (кто бы мог подумать!), у них есть жены и дети (надо же!). Глубокая мысль! Выглядело это примерно так- товарищ Деол обратился к умирающему пакистанцу с речью — попей водички брат, ты тоже солдат, сын этой земли и убивать мы тебя не будем, возьмем в плен по братски! Благо, мужик не дожил до этого светлого мига… Такой градус пафосности даже я вынести не могу. Ну, что ж поделать, политика! И вот два флага, индийский и пакистанский, развиваются на фоне солнца!

В общем, когда сядете смотреть, примите таблетку от пафосности, и вам покатит на ура.

5 августа 2018

Боевик Граница в кино с 1997 года, дебют состоялся более 27 лет назад, его режиссером является Дж.П. Дутта. Актерский состав, кто снимался в кино: Ракхи Гулзар, Джеки Шрофф, Акшай Кханна, Кулбхушан Кхарбанда, Судеш Берри, Шарбани Мукерджи, Сапна Беди, Амрит Пал, Махавир Бхуллар, Санджива, Амит Ганшьям, Арвинд Мехта, Рамана, Раджу Делхивала, Пардеси.

Примерные затраты на создание фильма составили 110000000, что делает его одним их самых высокобюджетных фильмов.. Страна производства - Индия. Граница — имеет совсем небольшой рейтинг, всего 5,1-5,5 баллов из 10, а это значит, что критикам фильм не сильно уж и понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.