Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Демоны войны |
английское название: |
Demony wojny wg Goi |
год: | 1997 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Владислав Пасиковский |
сценарий: | Владислав Пасиковский |
продюсер: | Влодзимеж Отулак |
видеооператор: | Павел Эдельман |
композитор: | Марцин Поспешальский |
художники: | Павел Мировский, Мария Котарская |
монтаж: | Ванда Земан |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 марта 1998 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
О войне в Югославии я видел только один фильм: «Ничья земля», бывший, по существу, антивоенной драмой. Был ещё фильм «Снайпер-2» с Томом Берренджером в главных ролях, рассказывавший, правда, о событиях после данного конфликта, но на том же месте, в Косово, если точнее. Теперь же я посмотрел польский фильм «Демоны войны», первый просмотренный польский фильм в моей жизни. И, должен отметить, фильм — замечательный.
Скажем прямо, фильм этот — совсем не об идейном противоборстве сербов, хорватов, боснийцев и прочих албанцев. Есть намёк, конечно, на резню в Сребренице, но, опять-таки, в центре внимания оказываются не упомянутые выше стороны конфликта, а обыкновенные наёмники неясного происхождения, вместе с местными бандитами сбившиеся в националистическую группировку, которая, разжившись на страданиях мирных рабочих и крестьян, попутно собирается захватить власть в данном регионе. А поскольку основные вещдоки, необходимые для последней цели, находятся далеко от их района дислокации, они подстраивают «несчастный случай» одному из вертолётов, на котором находится их агент с необходимой вещицей, после чего «берут его в плен». Но всё идёт не по плану, ибо вертолёт сопровождали польские военные, или погибшие при крушении, или добитые уже самими бандитами, а тут прямо под носом — польский КПП, на котором осело миротворческое подразделение Войска, взвод которого во главе с майором Эдуардом Келлером и сержантом Тихим под конвоем второго майора и поручика контрразведки в срочном порядке идёт спасать своих. Вот и весь сказ, собственно говоря.
Девяностые годы — время очень контрастное. С одной стороны, кинематограф очень многих стран, особенно, постсоветского пространства, претерпел определённую депрессию, но, с другой стороны, пополнился блистательными картинами разной степени известности, такими, как «Снайпер» (1992), «Спасти рядового Райана» и «Когда молчат фанфары» (1998), «Брат» и «Упырь» (1997), «Тринадцатый воин» (1999) и множество других. Фильм «Демоны войны», снятый в один год с «Братом» и «Упырём», плотно примыкает к данному пантеону. Картина поражает, во-первых, блестящими декорациями, состоящими из холмистых и лесистых балканских пейзажей, реального военного лагеря и реальной деревни, во-вторых, хорошими актёрами, в-третьих, батальными сценами. Всё поставлено на вполне достойном уровне, и пусть, по сравнению с «рядовым Райаном», они выглядят излишне локально и сжато, но зато они поставлены на уровне «Райана», то есть, грамотно и качественно.
Однако, следует отметить, что всё вышеперечисленное проявляется лишь в том случае, если закрыть глаза на конкретный минус, который, как ни пытался, так и не смог намертво перекрыть плюсы.
У большинства персонажей попросту отсутствует хоть сколько-нибудь адекватная мотивация. Нет, они вполне чётко и даже логично объясняют своё поведение, но, отчего-то, делают это чересчур запоздало.
Во время первого серьёзного боестолкновения с отрядом Скрийи — местного Бандеры — практически, все персонажи раскрываются по полной: все солдаты, за исключением Келлера, Тихого и второго майора с контрразведчиком, носятся в полный рост по полю, как стадо баранов, либо паникуя, либо открытым текстом посылая Келлера, пытающегося отдавать приказы, спасённая недавно из плена француженка-журналистка, тускло посмотрев в объектив кинокамеры, вдруг начинает истошно вопить, пытаясь изобразить гримасу ужаса, контрразведчик же вообще живёт в каком-то своём сферичном мирке.
Враги по тупости, порой, не отстают: у них за спиной грохочут три ствола, троих своих скосили буквально в полушаге от уха, а они продолжают стоять на месте, как ослы, смиренно ожидая, когда же, наконец, контра соизволит поднять АКМС и… с гримасой аристократического отвращения убрать его. Вроде, «Игру престолов» с гипертрофированно честным Недом Старком ещё не выпустили.
Француженка, кстати, ещё та дама: после жаркой схватки у неё хватает наглости не рефлексировать и впадать в истерику, как это было на поле боя, а сетовать главному герою на то, что он её, видите ли, «не любит». Самое то, о чём следует думать посреди кучи трупов, тут вот рядом в страшных конвульсиях умирает Петрек Бор, недавно её прикрывавший, агент местных бандеровцев закалывает ножом ещё одного парня, а у неё ума хватает только позлиться на Келлера за то, что тот не дал залезть ему в штаны.
Ровно в эту же категорию попадает и Гудини, персонаж Замаховского. «Я — пацифист!» — кричит он, выщёлкивая магазин и бросая его в траву, впадая в панику и вообще всячески пытаясь вывести командира из себя. А вопрос у меня к нему ровно тот же самый, что и к Чарльзу Шекспиру из «На страже смерти», ну и какой ещё этому самому человеку задал сам Келлер: «Солдат, что у тебя в руках?». Зачем вообще пихать в картину таких людей? Шекспир в том же «Deathwatch» предстаёт нам, по крайней мере, необстрелянным пацаном, почувствовавшем страх при виде нацеленного на него немецкого пулемёта, и его понять можно, но как можно понять человека, который уже до того побывал в перестрелке, причём, в неравных условиях с противником, добровольно согласился на участие в задании, в котором его не ждало ничего, кроме того же самого, он об этом прекрасно знал и… благополучно слился? Зачем было вообще вводить такого персонажа в картину? Ради антивоенного момента? Раскройте глаза, товарищ Пасиковский, антивоенных драм вышло великое множество, и ни в одной из них не было ничего подобного!
На этом фоне ещё раз хочется подчеркнуть актёрскую игру Богуслава Линды. Его майор Келлер — образец выдержки и спокойствия, с таким руководителей реально охота идти хоть в ад. Не меньшего уважения заслуживает персонаж Мирослава Баки, сержант Тихий, польский взводный снайпер с румынской винтовкой FPK с прицелом ПСО-1, сполна оправдывающий свою фамилию и, как и его командир, не теряющий самообладания в трудных ситуациях. Ещё, как мы отметили, стоит отдать должное майору и контрразведчику. Первый, хотя и препирается всячески с Келлером из-за лидерства во взводе, не даёт ни намёка, что забывается, второй же, хоть и глупый, но честный, о чём ему прямым текстом и говорит главный герой.
Фильм этот, строго говоря, на любителя, хотя посмотреть рекомендовал бы всем. Тема — широко известная в узких кругах, сюжетная же конкретика на частном случае посреди локального конфликта делает тему ещё уже. Но ради, повторяюсь, игры Богуслава Линды и прекрасных югославских пейзажей посмотреть определённо стоит.
Линда, кстати, очень похож на Тома Берренджера. Даже роли у них схожи: Томас Беккет, сержант-коммендор армии США с железными нервами и снайперской винтовкой в руках, Эдуард Келлер, майор Войска Польского с железными нервами и снайперской винтовкой в руках.
8 из 10
30 августа 2015
С этого фильма началось мое знакомство с польским кинематографом, и я об этом совсем не жалею.
Прежде всего хотелось бы отметить, что фильм не о войне. Это фильм о бессмысленности войны, о страданиях простого народа, уничтожаемого своими же соотечественниками за деньги и власть. На первое место Пасиковски выставляет не воинскую отвагу и героические сражения, а человечность.
Такие фильмы напоминают нам, что каждый солдат — человек, но не каждый человек — солдат. Особенно запоминается короткий монолог Замаховски, оканчивающийся словами «А может, я и есть то мирное население? Может, это меня надо защищать?»
Фильм смотреть стоит. Он нагоняет печаль и подавленность, но напоминает, что война — это не только слава и медали, но это еще и боль и потери.
9 из 10
12 февраля 2009