Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Шаман |
год: | 1996 |
страны: |
Франция,
Россия
|
режиссер: | Бартабас |
сценарий: | Жан-Луи Горо |
продюсеры: | Марин Кармиц, Антон Барщевский, Александр Авеличев |
видеооператоры: | Михаил Агранович, Мария Соловьева |
композитор: | Жан-Пьерр Друэ |
художники: | Владимир Кирс, Том Конрой |
жанр: | приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 марта 1996 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Желаю всем Вам спокойствия духа и кротости сердца. Мудрец чувствует себя свободным и в тюрьме…
«Не бойся я с тобой», 1981 г., реж. Ю. Гусман
Шаман. И что за всем этим? Инициация? Камлания? Секреты Верхнего, Среднего и Нижнего миров? Завеса тайн снятая для зрителя? Духи, проявленностью понимания? Язык, доступный в простоте? Ясность явления? Вот-вот сейчас. Вот-вот сегодня. Накрошат хлеба, как голубям. Клюйте. Потчуйтесь. Вкушайте.
Шаман. И ни на йоту мы не приблизились к пониманию. Пытались понять и постичь, но не смогли. Не дано? Полтора часа — слишком мелкий размер? Что-то пошло ни так. Тема соскользнула. Русло скривилось.
Шаман…
Был побег на «рывок» -
Наглый, глупый, дневной, -
Вологодского — с ног
И — вперед головой.
И запрыгали двое,
В такт сопя на бегу,
На виду у конвоя
Да по пояс в снегу…
Постоянно сталкиваясь с христианскими магическими практиками мы даже не задумываемся, что их характер носит схожий оттенок с культурным наследием иных религий. Духовные воззрения праотцов, претерпев переосмысление, видоизменившись под современные реалии всё также жизнеспособны и актуальны. Ну чем, скажите шаманизм хуже наследия Иисуса? И разве там и тут не всё одно? Сущность, которую совершенно не возможно потрогать» за вымя» и кормит, и поит, и лелеит, и заботится… А если строптив, без меры, то и «сикир башка» наказанием следует. При жизни. Чтоб, стало быть, не забывался. Не терял себя. Ползал пригибаясь в поклоне. А духовные отцы — наставляли, напутствовали, вразумляли. Не бесплатно, конечно. За мзду. За смирение. За покорность. За подчинение. Ибо нет сладостней ничего как окормлять «овец» и «баранов». Религия она только на первый взгляд — кастрированное смирение. Копни глубже — порок греха жутчайший. Так и «крутится, вертится шар голубой». Сомневаться? Не сметь! Перечить? Ни-ни! Только канон. Только в границах допустимого по жёлобу катим… Вера.
Все лежали плашмя,
В снег уткнули носы, -
А за нами двумя -
Бесноватые псы.
Девять граммов горячие,
Аль вам тесно в стволах!
Мы на мушках корячились,
Словно как на колах…
Был ли Моисей шаманом? А то? Разве он не ходил на постоянные «стрелки» с Верховной Сущностью? Откуда все эти «Горящие Кусты»? Откуда все эти Заповеди на Скрижалях? Неужто перед нами неординарная личность опередившая своё время? Жулик высочайшей квалификации? Мазурик, дурачащий целый народ? Поклонения страждущий? Себе. Всю жизнь «косил» под светоча. Всю жизнь своё раздвоение личности, прикрывал благообразием. Нет? Ни так? Одним из первых понял как водить соплеменников за нос. Или ошибаюсь? Да, уж!
Как на Моисея «вышел» э-э-э… «Бог»? Не похоже ли это на Инициацию? Посвящение мы имеем перед глазами. Обряд таинства перед нами. В Шаманизме та же ступень личностного роста проявлением. Выбрали тебя, наметили для социальной роли, изволь соответствовать. Дал согласие — считай «пропал». Была в тебе одна душа и тут же непрошеный сосед поселяется. Уплотняет. В паре будем жить, в паре! А то и того хуже — твою душу или подминает под себя, или вовсе «в зашей» выталкивает из тела — «прочь поди», — я здесь теперь обосновался. Я хозяин этому телу-дурню. Его себе примеряю. Моё это всё, моё! Нежить обитает тут. Кликушество? Икотка? Мирячество… Какая-то аномалия. И патология. Но поди ж, объясни рационально суть? В чём причина подобного явления? Сегодня мы знаем об этом также мало как и во времена Петра I. Не время?
Вот бы мне посмотреть,
С кем отправился в путь,
С кем рискнул помереть,
С кем затеял рискнуть!
Где-то виделись будто, -
Чуть очухался я -
Прохрипел: «Как зовут-то?
И — какая статья?»
Советский Союз. Империя Счастья. Пятидесятые годы. И двое зэка бегут из Северного лагеря в вожделенную Свободу. Где нет барачного режима. Где труды не за пайку баланды с куском хлеба. Где без матюгов охраны направо и налево. И автомат не смотрит в твою спину. И оскал овчарки не рвёт поводок сукой преданности. Скрипач и шаман с отчаянием «на рывок». А как иначе? Один — едва ли не доходяга, скелет и кости в обтяжке кожи. Другой — трёхлетним прибыванием постижения гнёта. Закалка? Новый опыт? Расширение горизонта? А кто его знает? Но пришла пора. И в зиму. В сковывающий клеем мороз «на лыжню». Отваливаем. Отчаливаем. Кто догонит? Кто настигнет? Кто урезонит? Пуля…
Ах, пуля? Да-да. Про неё и забыли вовсе. Она может. Пуля на то и пуля.
Я — к нему, чудаку:
Почему, мол, отстал?
Ну а он — на боку
И мозги распластал.
Пробрало! — телогрейка
Аж просохла на мне:
Лихо бьет трехлинейка -
Прямо как на войне!
Шаман. И неожиданный разворот — вёрсткой планов. Когда же, если не теперь? Кому же, если не ему? Завет — выполни. Слово, даёшь? Сделай — как прошу… Амулет, прими. Мёртвым — мёртвое, живым — живое. Сон.
Шаман. И блуждания в поиске дорог и себя обеспечены. И леденящий холод до дрожи с голодом спутниками. Свист ветра и музыка варгана медитативным вояжём куда-то в никуда. Долговязый музыкант.
Шаман. Обретение силы под бубен кудесницы Севера. Что галлюцинация, что явь? Где был с кем вечерел? Пустошь в перекличке редких гостей к людям. Что ждать от них? Протянут ли руку? Помогут ли? Люди же? Не звери? Один, второй, третий…
Приподнялся и я,
Белый свет стервеня, -
И гляжу — кумовья
Поджидают меня.
Пнули труп: «Эх, скотина!
Нету проку с него:
За поимку — полтина,
А за смерть — ничего».
Картина, смещённостью ракурса, выделяющаяся. Привычные контуры рвущая. Разрывающая. Что Инициация есть такое? Здесь. О каком шамане идёт речь? Об Анатолии, коренном аборигене этих мест? А может быть московский виртуоз примеряет на себя новый костюм? И не есть ли путь от лагерных вышек до иркутской грязи Становлением на новом поприще? Скрипка в плаче струн сменой шкуры, заменой алтаря служения. На новое. На привычное в бескрайнем просторе. Другая арфа в торжестве. Иной звук наполненностью среды обитания.
Я сначала грубил,
А потом перестал.
Целый взвод меня бил -
Аж два раза устал.
Зря пугают тем светом, -
Тут — с дубьем, там — с кнутом:
Врежут там — я на этом,
Врежут здесь — я на том.
Скитания по всем мыслимым мирам демонстрирует автор. Музыка дополнительным фоном сгустками сладостной патоки. Маленькая лошадь и нескладный человек верхом. Потеха в соединении Востока и Запада. Боль за Восток и Запад.
И окончательное становление личности, развязкой зримых нами, и незримых для нас (внутренних) переживаний. От соприкосновения. От познания. От постижения. Шаман. Как есть, шаман. Теперь, вне всяких сомнений. Обрёл, что получил всуе. И понял это…
Желаю всем Вам спокойствия духа и кротости сердца. Мудрец чувствует себя свободным и в тюрьме…
7 из 10
25 февраля 2020
История о том, как два заключенных сбегают из тюремного лагеря. Один из них — русский, другой — якут-шаман. Сбежать почти получилось, выживет только русский.
Смерть шамана была своеобразным подарком как для якута так и для русского. Маг бежал к дверям свободы и Природа забирает его прямо к себе, обратно в свое лоно. А русский получает уроки, которые наполняют его силой и мудростью — он сам в зимнем лесу находит себе еду, одиночество помогает ему открывать себя заново.
Скитается по просторам заснеженных пустыней Сибири в бегах, редко встречается с разными людьми, в обликах которых мерещиться лицо умершего друга шамана. Кажется, что тень якута ведет его к пути сердца. Русский начинает ощущать контраст между пустыней и обыденным человеческим обитанием. Бродит он месяцами, питаясь и ночуя в лесу, реже — в какой-то деревне, пока не попадает в большой город, от которого его начинает тошнить, в прямом и переносном смыслах.
Почувствовав в себе адекватное одиночество и касание Матушки Земли(Природы), начинает переосмысливать цену, которую дают люди городскому быту и комфорту.
Рекомендую тем людям, которые ценят кайф от общение с природой в одиночестве!
Ставлю такую оценку, потому что фильм очень специфический. Приятного просмотра)
8 из 10
4 июня 2012
Первые строки описания фильма
«Начало 50-х годов. Россия. ГУЛАГ»…
Продолжу, (на основании просмотренного фильма):
… оказывается, жители СССР в то время увлекались Высоцким, которого крутили на бобинном магнитофоне «Маяк-203», основными автомашинами на то время были УАЗ-469, Волга-21, и Москвич-412, у лагерной охраны основным вооружением на этот момент были винтовки Мосина образца 1891 года с пристегнутыми немецкими штыками, в советских ресторанах музыкальный репертуар составляли песни типа «И перо за это получай», а посетители ресторана — военнослужащие из всех туалетов предпочитали ремни и портупеи постреволюционного образца. Так же весьма гармонично и гламурно смотрятся пуговицы на офицерских петлицах (вместо значка, обозначающего род войск)
Ну то есть, авторы как бы ошиблись со временем, и описывали всё-таки поздние 70е.
Режиссер, француз, ну что с него взять, позволительно и не знать.
Но, видимо, доброжелательные «консультанты» из числа бывших граждан Союза приложили свою руку к описанию деталей быта. Порою, картинки балабановского «Груза-200» покажутся веселой зарисовкой из Диснейленда, по сравнению
с второй частью «Шамана».
Жители Иркутска (все, как на подбор с признаками явного вырождения на лицах) и все поголовно одетые как с мусорки, в какие-то невнятные пожеванные хламиды, унылым полустроем бредут по мосту на работу. Те, кто видимо осводобился со смены, стоят в очереди в магазин «Вино». Первым делом, выйдя из тайги, герой нажирается до положения риз, и лихо блюёт с моста на звезду.
Советская баня по интерьеру представляет собой нечто среднее между ободранным свинарником и и провинциальным КПЗ. Ну, и само собой, там, где больше, чем двое советских персонажей собираются — обязательным антуражем является бутылка водки (с наклейками поздних 80х годов).
Моральный облик людей нашей страны того времени тоже представлен на высоте. Оказывается, достаточно было сказать незнакомой девушке «Вы красивая, мне негде спать и она незамедлительно расстает и следующую ночь вы проведет у неё в постели.
Оно понятно, что фильм задумывался не как историческиий, а претендовал на экзистенциальные глубины.
И первые 30 минут фильма почти удались в этом плане. А дальше — такое впечатление, что просто не знали, как и куда выкрутить сюжет, чтобы хоть что-то удобоваримое вышло.
Дудка оказалась великА, а духу оказалось до смешного мало, и вместо стройной и загадочной мелодии, которая задумывалась, и которой фильм может показаться поначалу, в итоге автор смог выдавить из себя лишь флатус.
Сравнения с «Dead Man» Джармуша, которые иногда проскакивают по поводу этого фильма просто смешны.
Что сюжетно, что по исполнению — это фильмы из разных Вселенных.
Это всё равно что ставить рядом «А зори здесь тихие» и «Сволочи», только на основании того, что оба фильма о войне.
От полновесной единицы спасают первые полчаса картины, которые дают надежду, что фильм будет действительно стОящий.
Но увы — не сложилось.
3 из 10
28 октября 2010