Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Поборницы свободы |
английское название: |
Libertarias |
год: | 1996 |
страны: |
Испания,
Италия,
Бельгия
|
слоган: | «El corazón de la memoria» |
режиссер: | Висенте Аранда |
сценаристы: | Висенте Аранда, Antonio Rabinad, Хосе Луис Гварнер, Роман Губерн |
продюсеры: | Андрес Висенте Гомес, Фернандо де Гарсильян |
видеооператоры: | Хуан Аморос, Хосе Луис Алькайне |
композитор: | Хосе Ньето |
художники: | Хосеп Росель, Хавьер Артиньяно |
монтаж: | Тереса Фонт |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 апреля 1996 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 5 мин |
Фильм — забавный пример того, как может исказиться восприятие и оценка событий всего спустя полвека после их завершения. Общеизвестно, что подавляющее большинство представителей европейской культурной элиты исповедуют принципы новой религии «политкорректности». А эта религия (как и любые формы религиозного сознания) предполагает свято верить в существующие догматы, даже если реальность говорит прямо о противоположном. Так и здесь.. известная семантическая дихотомия «фашизм-свобода» с радикальной неизбежностью к первому приписывает франкистов, а ко второму тех, кто с ними сражался.
И забавно здесь то, что видеоряд, прежде всего, красноречиво говорит об содержании голов его создателей, нежели о истинном облике исторических персонажей. Герои фильма — анархистки из радикального крыла испанских красных сил. «Свободу» они понимают весьма специфично: разрушение всего традиционного уклада человеческой жизни и ликвидация ценностей, коими жили люди тысячи лет письменной цивилизации. Они убивают священников, чиновников и офицеров, разрушают монастыри и церкви, жгут на кострах «неправильные» книги, раскрепощают проституток и формируют из них «ударные части»…
Адекватному восприятию героинь мешает иностранный чуждый контекст. Ну Испания… 30-годы прошлого столетия. Но все встанет на своим места, если мы вспомним (если кто может конечно) отечественных анархистовла 20 века. Вот все эти «братишки-матросы», Махно и прочие «атаманы». В годы русской смуты они делали все то же самое, что делают персонажи на экране: кромсали, ломали, гадили, убивали и истязали. И отличие было только в цвете флага, если русские негодяи творили свои бесчинства под черным, то испанские под красно-черным. Но на всех знаменах было написано «свобода или смерть».
И вот здесь очевидная уголовно-девиантная сущность героинь вступает в очевидное противоречие с замыслом режиссера. «Героинь» он страстно хочет выставить как героинь. И хотя сам сюжет фильма напрямую данному посылу противоречит, страстное, почти маниакальное желание черное сделать белым (и наоборот) приводит к печальному итогу. Под поборницами свободы нам показывают тех, встреча с коими в темной подворотне не принесла бы автору картины ни малейшей радости, и чье место либо в тюрьме, либо в доме для умалишенных.
Ну и разумеется вишенкой на торт, символом торжества черно-красной вакханалии, стала высосанная из пальца история перерождения и «осознания» монашенки в конченную «поборницу свободы».
2 июля 2018
Что представляет собой это кинополотно? Маленький и грубоватый, яркий и пронзительный, несомненно талантливый монумент — памятник женщинам, перефразируя Маяковского — с Крапоткиным в башке и винтовкой в руке, желающим построить новый мир, но оказавшимся всего лишь жертвами на алтаре испанской гражданской войны.
Фильм снят в такой манере, что невольно задумываешься о документальном отображении показываемых событий. Однако, как режиссер сумел создать подобную иллюзию? Сразу по завершению просмотра я не поленился бегло ознакомиться с его биографией. Так и есть, мальчишка — барселонец живой свидетель грозных будней братоубийственной бойни 1936 — 1939 г. г.
В этом фильме нет беспристрастности. Симпатии режиссера чуть завуалированно пронизывают всё экранное действо и ярко вспыхивают в самом финале. Созданные образы женщин — анархисток чуть шаблонны, но, вероятно, такими их и видел не убеленный сединами режиссер сегодняшнего дня, а тот 8—12 летний мальчишка, чьими современницами были эти грозные и непонятные валькирии нового мироустройства, отчаянно пытавшегося пробиться сквозь вековые замшелые традиции дореспубликанского общества Испании.
Что ж…, для тех, кому интересна гражданская война Испании 1936—39 г. г., эта картина несомненно может быть рекомендована к просмотру.
9 из 10
31 июля 2014
Парадоксальное кино сотворил Висенте Аранда. Большая часть фильма совершенно ровная, обезличенная. Нас погружают в атмосферу революции конца 30-х годов двадцатого века, просят осознать дух того времени, а затем удивляют резким кровавым финалом. Получается, что Висенте Аранда создает очередную зарисовку из истории Каталонии, концентрируясь не столько на исторических фактах, сколько на эмоциях, страданиях, боли. Первая половина ленты кажется веселым приключением — монастырь, бордель, женщины-феминистки, активно участвующие в войне. Все это показано вполне подробно, но без романтизации. А вот финальная кровавая развязка оказывается своеобразным возвращением в мир боли. Аранда снимает насилие куда красочнее самого отвязного хоррормейкера — кровь хлещет, солдаты жестоко перерезают жизненно важные артерии, а затем с интересом мучают и режут лицо выжившей женщине. В этой непосредственности нет и капли эстетизации насилия, Аранда просто очень точно уловил некрофилическую парадигму войны.
Правда при очевидной художественной ценности, фильм смотреть очень непросто. Отсутствие интриги несколько размывает впечатление от первой половины фильма, а вот концовка выдается настолько резкой, что едва ли кто-то сможет восхищаться увиденным. Небольшая роль Виктории Абриль практически ничего не изменяет — это очевидный режиссерский проект. Тут рулит один человек, которого мы не видим — Висенте Аранда. Заслуга Аранды тут в том, что он сумел избежать крайностей и не скатился до «слезоточивой мыльной» морализации. Наоборот, его фильм отрезвляет. Тот случай, когда любая оценка будет справедливой. Остается лишь сожалеть, что ни один из исторических «каталанских» фильмов Аранда так и не выиграл главный приз на каком-то значимом фестивале класса A.
6 из 10
18 июля 2014
Гражданская война в Испании, бесспорно, оставила свой след не только в истории, но и в искусстве. Её по сей день анализируют историки, про неё слагались песни, написан не один десяток книг, снят не один фильм. Каждый оценивает противоборствующие стороны по-своему. И сейчас перед нами ещё один кинофильм, претендующий на отражение исторической истины.
Что тут можно сказать? Испания, левый радикализм, революция, гражданская война. Думаю, что уже только тематика делает фильм как минимум любопытным.
Ко всему этому можно добавить интересную сюжетную линию, великолепную игру актёров, реалистичную съёмку. Очень порадовала атмосферность картины.
Единственное, что меня немного смутило — затянутость фильма. Немного подпортили впечатление обстоятельства, при которых довелось сей шедевр посмотреть.
В целом — приятное впечатление. Рекомендую к просмотру. Будет интересно как с художественной точки зрения, так и для знатока истории, для сравнения с действительностью. Твёрдая семь.
7 из 10
18 апреля 2014