Девочка Никто
Panna Nikt
7.2
5.9
1996, драма
Польша, 1 ч 38 мин
В ролях: Анна Вельгуцка, Анна Повежа, Станислава Целиньская, Ян Янга-Томашевский, Малгожата Потоцкая
и другие
15-летняя Марыся, девочка из бедной семьи, вместе с родителями приезжает в большой город. В новой школе ее внимание привлекают две девочки: Кася — необыкновенная, с независимым характером и Эва — богатая и красивая. Многое предстоит пережить Марысе под влиянием Каси и Эвы: увлечение искусством, отдаление от собственной семьи с консервативными взглядами, познание нового мира материальных ценностей, где позволено все, что хочется, отказ от Бога…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Девочка Никто

английское название:

Panna Nikt

год: 1996
страна:
Польша
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Кшиштоф Птак
композитор:
художники: Януш Сосновский, Малгожата Стефаняк
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 октября 1996 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Девочка Никто», 1996

Покажи, какая ты на самом деле

Впервые я увидела этот фильм классе в 8-ом. Тема была актуальной — мои отношения с классом оставляли желать лучшего. Но кино я тогда не любила и смотрела вполглаза. Лишь эта музыка… эта жутковатая музыка и пара странных психологических сцен так поразили меня, так врезались в память… К сожалению, тогда я этот фильм не досмотрела — пришли родители, а я в то время опасалась смотреть такое при них. Но воспоминания остались, и позже, спустя некоторое время, я стала искать этот андеграундный фильм. Мои поиски наконец увенчались успехом. Фильм не разочаровал и произвёл такое же неизгладимое впечатление, что и в первый раз, а может даже сильнее, ведь всё-таки я немного подросла и стала по-другому воспринимать многие вещи. Это очень сложная психологическая драма. Я выяснила, что существует и книга, по которой снят этот фильм, но я, к сожалению, не читала по той простой причине, что книга на русский не переводилась (хотя у меня есть это произведение и на английском, и на языке оригинала — польском). Что ж, попробую понять и разобрать характеры главных героинь.

Сама Марыся — простая девчонка из провинции, она сама признаётся, что совершенно не умеет говорить с людьми и вести себя в обществе. Неудивительно, что она легко поддаётся влияниям других людей. Сначала Кася, затем Ева… Она повторяет за ними, думая, что, наконец, нашла себя. Вообще такая наивная и простая она только на первый взгляд. С самого начала её жизнь не особо-то и устраивала, вспомнить хотя бы её выражение лица, когда мать рассказывала ей о её будущем. Если внимательно смотреть на лицо главной героини, то всё становится понятно без слов.

Её отчаянная и наивная просьба к Богу — мол, сначала она будет дружить с Касей, попытается познать себя, а потом снова станет хорошей — интересна. В моменте этой молитвы я подметила одну деталь — Марыся стоит перед зеркалом и отражается таким образом, что на экране появляются, так сказать, три её — соотнесла с Минкой — так зовёт её Кася, с Майкой — так зовёт её Ева — и самой Марысей. А та лёгкость, с которой она плюёт в святую воду по велению Каси? Чувствуется какая-то марионеточность. Кто дёрнет за верёвочку, за тем она и пойдёт. И после этого рокового плевка Марыся на глазах меняется и становится совершенной стервой.

Первый раз то, что она никто, произносит сама Марыся: «Или я слабо ударилась, или я для него никто». Какие-то роковые слова, словно назвав себя так, она сама подписала приговор.

Кася. Странная девочка, гордая и независимая, самоуверенная и немного высокомерная. Она пишет музыку и считает себя великим композитором. Её разговоры с невидимым мальчиком Джиги, якобы диктующим ей музыку, её экстравагантные выходки и свободомыслие делают её совершенно непредсказуемой и экзотичной. Неординарная и интересная личность. То, что она выделяется из толпы видно в заметном только после нескольких просмотров эпизоде — на уроке рисования, когда все дети рисуют чучело птицы, Кася изображает эту птицу с гордо раскрытыми крыльями живой и парящей…

Что касается Евы… Я считаю, что это обычная избалованная богачка. Не понимаю только, как они могли дружить с Касей? Это остаётся для меня загадкой. Видимо противоположности и вправду притягиваются. Хотя такие уж это противоположности? Ведь Кася часто при всей своей независимости отвратительно себя ведёт. Возможно, они и стоят друг друга.

Вообще весь фильм какой-то параноидальный — из зацепивших и запомнившихся моментов могу указать слепого братика Марыси, который ночью блуждает по квартире, натыкаясь на не выключенный телевизор с помехами, кролики Марыси, забитые на мясо, внутренности которых в банке она прижимает к себе, или порезы на венах классной руководительницы.

А что говорить о музыке!.. Дрожь по коже от звуков так точно подобранных, чтобы описать душевные чувства и происходящие события. Описать её сложно, нужно лишь услышать, точнее, посмотреть сам фильм, ведь без музыки он потерял бы свою атмосферу. Браво, Анджей Кожинский!

Итак, конец драматичен. Марыся становится девочкой никто. Но почему-то особой жалости я не испытала. Наверно потому что вспомнила сон Марыси, да и в реальности её разговоры с матерью грубы и слишком заносчивы. Марыся хочет познать себя. Она хотела узнать, кто она внутри. Что ж, она узнала это… И то, что открылось и вышло наружу — словно яд и желчь, копившиеся долгое время. Ужасно. Её личности нет. Нет собственного «я». Она не может сама ответить на уроке хотя бы на элементарный вопрос — почему она смеётся. Кася ей подсказывает. С гордым видом она рассуждает о жизни и сознании, пересказывая матери монологи Каси, и даже просто фразы она повторяет. Ева и Кася даже зовут её каждая по-разному: одна Минкой, другая Майкой. Даже в одежде — с Касей она ходит в цыганских юбках, с Евой — в дорогих и модных шмотках. Своего внутреннего мира у неё нет. Но виновата в этом не только она сама, а её провинциальное простое воспитание. Так нет ничего удивительного, что она была так поражена Касей и Евой. И всё-таки печально. Что ей теперь делать? Что будет с её душой, которая, как кажется, совершенно сломана, уничтожена и лишена опоры?..

Сильный фильм. Странный осадок остаётся после просмотра. Посмотрев это кино снова через какое-то время, я поняла, что выбор Марыси между двумя девчонками глубже, чем кажется на первый взгляд — это духовный выбор. «Нельзя быть добрым и злым одновременно», ведь можно в результате стать никем.

10 из 10

31 декабря 2017

Переживание инаковости

Мое внимание привлекли отношения Каси и Марыси (panna Nikt) — они, мне кажется, сложнее, чем отношения, во-первых, просто подростков, во-вторых, манипуляции и влияния одного более целостного героя на более бесхребетного. Их необычность в отношениях с аффектом — с одной стороны, он одинаково реален для обеих героинь, с другой, одна из них в состоянии использовать его манипулятивно, а другая находится под влиянием — но непонятно — того же аффекта или же манипуляции, основанной на демонстрации ценности аффекта?

Изначально необычные способности, например, читать мысли (возможно, это просто что-то очевидное, что учащиеся в этом классе могут предугадать, а новая ученица еще не знает) и неподчинение системе, странное поведение привлекает внимание новенькой к Касе, дружба между ними возникает на почве инаковости на общем фоне. Способность жонглировать аффектами делает Марысю зависимой от новой подруги, которая находясь в его власти, делает привлекательным заблуждение, что с помощью него можно познать неизвестное и стать свободнее. Кася черпает вдохновение в этой дружбе с Никто, находит собеседника, который однако слишком всерьез принимает игру. Панна Никт оказывается таким же заложником аффекта, как и Кася. Но у одной аффект более интересного плана (сомнительная градация аффектов), у другой — связан с новой для нее ситуацией мегаполиса, статусом «бедной» и желанием от него избавиться. Но он-то вовсе не приближает ее к свободе, как впрочем и то, что демонстрирует Кася, не делает ни ту, ни другую свободнее.

Кульминацией в развитии этих отношений стало то, что Кася умудряется показать Марысе ад, как он представлен в ее воображении, в коммуникацию с которым она может вступать, что несет разрушительные последствия для обеих, поскольку стирает между подругами последние границы, снимает дистанцию, но не отменяет ее причин. Кажется, что копирование и желание стать похожей на новую подругу — следствие успешной демонстрации ценности аффекта человека, превращающего его в искусство, и неспособность вычленить свой собственный (более актуальный), а не желание стать кем-то другим из-за отсутствия себя (или это как часть аффекта, но вовсе не невозможность стать), однако это нежелание — намеренное разрушение. От этого героини страдают обе. В этом смысле они одинаково разрушены и одинаково никто.

При этом девочка Никто (Марыся) не выглядит бесхребетной, она полна решимости уничтожать себя, уничтожать то, что она считает непривлекательным — следы психологии бедняка, бескультурность выходца из провинции.

Отношения с Эвой были уже не такими тяжелыми, поскольку обе играли по правилам и получили свою выгоду, в целом они есть следствие предыдущей «дружбы». Страшно от акта приписывания статуса «Никто», а именно сблизившиеся Кася и Эва в конце отрицают всю сложность происходящего тем, что избавляются от действительно сложного и требующего внимания субъекта, находящегося в аффективной ситуации полной смены среды и образа жизни, среди «богатых» подруг, приписывая ему статус просто несуществующего в их поле зрения, т. е девочки Никто, в которой они были зачем-то заинтересованы не только как в том, кем можно манипулировать, но с кем можно было разделить инаковость.

10 из 10

27 февраля 2017

«Пан-на Никт, пан-на Никт!» — скандируют подружки, потом хохочут. Субтитры: «Miss Nobody», закадровый перевод: «Девочка Никто». Не кино о травле подростками свертницы. А сжавшаяся в комок девочка Марыся, которая случайно услышала разговор о себе двух лучших, прежде, подруг, не беззащитна, как может показаться. Не в глубины лестничного пролета шагнет, выйдя тихонько из квартиры. А разорвет в клочья письмо, которое может изменить жизнь одной из них. Наполнить содержанием, дать новый стимул, придать осмысленности.

Она теперь повоюет за себя, выгрызет у мира из горла то, что считает по праву своим. Ее научили. И урок был интересным, как лекция у лучшего профессора. А что послевкусие горчит — не страшно. В жизни за все приходится платить. А зачем выгрызать? Не лучше ли так разумно устроить, чтобы Жизнь сама дала то, что считаешь принадлежащим тебе? Это на следующем этапе, пафос и главная задача первого — выжить, вырваться из унизительной нищеты.

И не говорите, что бедность может быть достойной. Главный критерий не то, какого уровня престижности автомобиль, интерьер и одежду можешь себе позволить. Главное — уровень образования, который можешь дать своему ребенку и следовательно — будущее, на которое он потенциально может рассчитывать.

Так сложилось, что фильмов Анджея Вайды раньше не смотрела, это первый. Снятый режиссером в семьдесят, когда уже по определению никому ничего не надо было доказывать — имя в кинематографе завоевано давно и прочно. Потому обращение к теме девочек-подростков — не дань эпатажу. И не подростковая жестокость в фокусе, не сложности взросления и даже не социальные проблемы. Все это присутствует, но фоном. Знаете, я понимаю так, что талантливый человек слышит-видит-может воплотить темы, которые только еще станут актуальными.

Даже не так: подлинного мастера часто выбирает тема, которой пришло время воплотиться. Сам Вайда не любил этого своего фильма и знатоки его творчества говорят об ощутимом выпадении из созданного режиссером киноряда. И однако, это шедевр. Сегодня, двадцать лет спустя, смотрится актуальным, как если бы был снят только что. Отсутствие компьютеров и мобильных телефонов не делает старомодным. Это декорации, которых Мастер не включил в видеоряд. Не прикидываешь, смотря: а вот здесь уместно было бы позвонить на сотовый; а тут можно загуглить — просто не возникает таких ситуаций, в которых была бы в том острая необходимость. Какая-то правильная вневременность.

Он два десятка лет назад увидел и показал тенденцию в развитии общества — мир, в котором женщины не ставят во главу угла мужчину. Смотрите, как мало в кадре мужчин. А те, что появляются и упоминаются, выглядят и ведут себя если не как придурки, то как негодяи. Исключение единственно для отцов. Отец присутствует в жизни женщины, как Спаситель и отношения с отцом — во многом отражение отношений с Богом: Взгляни, Господи, что я делаю, что могу сделать, я творю это во славу Твою!

29 октября 2016

О поиске себя и влиянии других.

Жестокий, рвущий на части, неорганизованный, мучимый страстями, подростковый беспредел внутри себя у бросающейся из крайности в крайность главной героини — вот что возникло у меня в голове во время просмотра. И это всё в хорошем смысле. Пан Анджей Вайда сильно удивил. Возможно, потому, что я отсмотрел всего лишь треть его произведений, и в основном по хронологии, начиная от самых ранних. А «Девочка Никто» — представитель позднего этапа творчества польского режиссёра. Это к тому, что как известно, взгляды человека меняются с течением жизни. Да ещё и привык я, что пан Анджей для меня, прежде всего — мастер постановки исторических и батальных картин. Причём, мастер довольно рациональный, снимающий пусть и в очень талантливых, но рамках. Он чётко знает, где и какой драматический, либо другой, элемент добавить. Всё дозированно, а потому и смотрится легко — не стоит ловить определённую расположенность, под которую бы фильм, как говорится, «пошёл». Дозированно с прекрасным рассчётом было, практически идеально, но от того не трогало чаще всего внутренне меня.

Однако «Девочка Никто» ломает эти представления о польском гиганте кино. Разумеется, сразу напрашивается сравнение с отечественным фильмом Виктории Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Тема похожа, а вот фильмы разные. И «Девочка Никто» понравилась больше. Уж совсем она кажется нетипичной для Вайды — много страсти, страданий, метания, резкости, грязи. И всё с величайшим профессионализмом поднесено на стол киногурмана, всё здорово. Отдельный плюс за точно подобранное музыкальное сопровождение, служащее удачным фоном и поддерживающее нужное настроение. Такое обязательно стоит посмотреть поклонникам лент про переходный возраст и поиск себя самого.

8 из 10

17 марта 2013

Три течения, три прозвища, а в итоге «Девочка Никто». Что это такое? Психологическая драма. Зеркальное отражение жизненной реальности актуальной в 90е годы. Откровенно говоря, подобная психология подростка находит отражение и в сегодняшнем мире. Только действия проходят в других декорациях, а материальные ценности многогранней.

Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса.

Коль это драма логично, что она жизненно жестокая. Цепляет своего зрителя железной хваткой, втягивая в свой мир. Не сложно догадаться, что из себя может представлять подростковая жестокость. Тем неимение мир фильма пугает и поражает своей дикой сущностью. Смотришь фильм, все глубже всматриваясь и погружаясь в структуру с лицами населяющими его. Ты узнаешь в его отражение реальный мир. Психологическое давление на зрителя будет идти на протяжении всего фильма. Польша в те годы с отголосками советского режима еще больше наполняет копилку драматизма — мрачной атмосферой.

Сказочная утопия как иллюзия полета — проецируется, а затем рушится, словно белка в колесе. Да и по-настоящему позитивных моментов раз-два и обчелся. Реальность таковая и есть бьет лицом в грязь, а люди, которых ты еще вчера считал своими друзьями, только сильней твою голову вдавливают. Полярность психики становится привычным явлением. И вот тут ты уже впитываешь весь окружающий негатив в себя и выплескиваешь его аналогично на ближнего своего человека. В этом замкнутом круге будет обязательно больней, нежели твоему соседу. Это и называется естественный отбор. Только в большом мегаполисе ценности жизни немного другие, нежели в стандартной теории Дарвина.

Спросите к чему это? Просто описал моральный фон, в котором находится Марыся. К слову о сюжетной составляющей. Действия проходят в Польше. Из деревенской глубинки переезжает большая семья в городской мегаполис. В центре внимания девочка подросток Марыся. Она по-деревенски наивная, а это значит, что для городской жизни слишком правильно воспитана. В школе над ней издеваются и глумятся. Окружающие ее люди не замечают, но она их замечает — впитывая конформность.

Нормальные люди — только те, которых вы мало знаете.

Тем неимение Марыся в школе находит контакт с таким же гадким утенком. Каси из состоятельной семьи, но окружена она одиночеством из-за странностей в силу психологической полярности. Фильм зрителю подается от лица Марыси, а потому дает много пищи для размышления. Основная сюжетная нить кроется в том, а сможет ли Марыся найти себе настоящих друзей. Сможет ли она адаптироваться к жизни в большом мегаполисе. Что ее ждет вообще дома и на улице, через что ей придется пройти и сможет ли она преодолеть возникающие на пути проблемы. Не сломают ли они ее?

Кино сложное на восприятие из-за довольно мрачной атмосферы, а также психологического давления и это хорошо. Ведь адекватно по отношению к жанру. Вместе с тем кино понятное благодаря персонажам. Понятно, что они чувствуют и как они думают. И пусть некоторые говорят, что польский режиссер старой закалки и в современном мире такая эмоциональность персонажей выглядит для некоторых странно. Но знаете, на мой взгляд, кино логичное и адекватно к временным рамкам. Все остальное субъективность как произвольное от вашего менталитета с воспитанием. Советовать кино можно всем кто любит психологические драмы о сложности подросткового возраста. В этом смысле фильм более чем хороший.

8 января 2012

Девочка Никто. Она разрывается между тремя мирами. У нее и имени-то нет. Дома — Марыся, для Каси — Минька, для Эвы — Майка. Она сама не знает, кто она. Ей ничего не стоит отказаться от себя (плевок в святую воду, короткая стрижка, цыганские наряды, шикарные бальные платья и косметика), чтобы «попасть в большой мир», в ней нет какого-то внутреннего стержня, и поддержки ждать не от кого.

За всей независимостью Каси — одно только самолюбование, от Панны Никт она ждет лишь восторгов и поклонения ее таланту. Эва, с ее «приказами», просто хочет поразвлечься и отомстить. Обе они используют «пластилиновую» Марысю, вылепливая ее по образу и подобию своему.

А дома — разговоры, чаще всего сводящиеся к тяжелому семейному положению:

«- представь себе что ты — это большой грузовик, а твое сознание — водитель этого грузовика, и водитель не знает, что везет. он не может остановиться и заглянуть под брезент. единственный способ узнать, что у тебя внутри — это поехать по бездорожью, угадывая, что везешь, по поведению машины. кася говорит, что это точный образ.

- Так. У них есть грузовик?

- Не знаю (…) Кася своего отца никогда не видела, но они часто созваниваются и говорят по-французски.

- У них есть телефон?

- Уи… По-французски это значит, да. Жетем мон папа — значит, я люблю папу…

- Та-а-ак. Ты что, украла у отца свитер??

- Мне не в чем было пойти в школу…»

И чем дальше девочка погружается в большой мир, видя в своих подругах опору, тем грубее и жестче становится, подражая в своей дерзкости своим «подругам», для который она не больше, чем Панна Никт. Но их дерзость — побочный эффект избалованности, которая, в свою очередь, — побочный эффект денег.

«- Девочка Никто… Девочка Никто — это я?»

Есть в этом фильме что-то странно-параноидальное. Яркость второстепенных персонажей (учительница со шрамами на запястьях, мужчина с букетом цветов, слепой младший брат Марыси), непонятные образы, преследующие Панну Никт, хаотичность повествования.. Черточки, которые прослеживались и в «Охоте на мух».

21 июня 2009

Драма Девочка Никто на экранах кинотеатров с 1996 года, премьера вышла более 28 лет назад. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Анна Вельгуцка, Анна Повежа, Станислава Целиньская, Ян Янга-Томашевский, Малгожата Потоцкая, Лешек Телешиньский, Анна Романтовска, Адам Семён, Paulina Bialoskórska, Джоэнна Бьелиска, Anna Chudzikiewicz, Гжегож Эмануэль, Mateusz Grydlik, Лех Гвит, Малгожата Хаевская.

Страна производства - Польша. Девочка Никто — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.