Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Участь белого человека |
английское название: |
White Man's Burden |
год: | 1995 |
страны: |
Франция,
США
|
слоган: | «Two men at odds in a world turned upside down.» |
режиссер: | Десмонд Накано |
сценарий: | Десмонд Накано |
продюсеры: | Лоуренс Бендер, Ив Мармион, Джоан Фрегалетт Джэнсен, Пол Хеллерман |
видеооператор: | Вилли Курант |
композитор: | Говард Шор |
художники: | Джон Иво Жиль, Айзис Массенден, Ивет Найт, Наоми Шохан |
монтаж: | Нэнси Ричардсон |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 7000000 |
Сборы в США: | $3 734 870 |
Мировые сборы: | $3 734 870 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 октября 1995 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
С удивлением обнаружил, что на этот фильм на Кинопоиске не имеется ни одной рецензии. Печально, многое говорит об уровне современных киноглядов. И ведь Траволта в этом фильме снимается, актёр небезызвестный …
Жанр этого фильма определить довольно трудно. Ближе всего, пожалуй, — социальная фантастика. Итак, в США белый трудяга Луис, простодушный парень, трудится на фабрике по производству мороженого (начальные кадры имеют смысловую нагрузку: изначально белое мороженое обливается шоколадом и становится темным. Итак, «черные» восторжествовали над белыми). Луис женат, обременен детьми. Ему ни на что не хватает денег. Тем не менее, он запрещает искать работу своей жене — хочет, очевидно, чтоб она сидела с детьми. Предел его мечтаний — место бригадира на той же фабрике, с которым связана некоторая прибавка к зарплате. Парень он отзывчивый, и однажды сам вызывается отвезти от начальника некое письмо хозяину фабрики, что и прежде делал неоднократно.
Хозяин фабрики — немолодой уже негр Тадеус. Он несколько презирает белых, считая их не совсем полноценными. Все его друзья, окружение, так же богаты и сплошь черные. В то же время, он признает, что и белые могут достичь некоего надлежащего социального уровня — было бы с их стороны желание (которого у них, подразумевается, нет).
Тадеус заподозрил, что Луис подсматривал за его женой. В результате — просьба не присылать больше с письмами этого человека. Начальник же подошел к вопросу более радикально, вообще уволив Луиса, которому наконец-то представился как раз шанс получить вожделенную бригадирскую должность.
Луис в отчаянии. В своем несчастье он винит Тадеуса и решает прибегнуть к насилию …
Не буду раскрывать дальнейшие события. Скажу лишь, что фильм не отличается динамичностью сюжета, спецэффектами, сценами жестокости и насилия. Суть его в другом.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы усмотреть в сюжете зеркальное отображение американской действительности: нищие негры и презирающие их богатые белые. Разумеется, все утрировано, тут много нюансов, и не все так однозначно «с точностью до наоборот». Так, много ли в Штатах негров трудится на фабриках? Заставишь их, ага. Не все белые богаты — нищих тоже довольно. Есть и богатые негры — однако в промышленной элите их почти не сыскать. Их сфера в основном — культурная, научная, творческая интеллигенция, госслужащие. Но общий посыл отчетливо выражен в сцене, когда черные копы избивают белого Луиса («мы для них все на одно лицо»), а толпа белых закидывает отбросами, выкрикивая оскорбления, полицейскую машину, требуя убраться из их квартала.
Фильм не высшей категории, конечно, но смотреть его довольно интересно, и он заставляет задуматься. Лично у меня возник, к примеру, вопрос по поводу финала картины: а будь на месте Луиса Тадеус, т. е. поменяйся они местами — пожертвовал ли бы чёрный своею жизнью, чтобы спасти белого, своего расового (и классового!) врага? Но в том-то и идея, что каждый может быть (или стать) человеком, признавая таковыми всех других людей. Поэтому я могу презирать и ненавидеть, например, современных мусульман, но я понимаю, что каждый из них тоже, в сущности, человек, и если человечество выживет — их (пусть далёкие) потомки будут людьми ничем не хуже европейцев. И в то же время современные мусульмане — это то, что есть. Такой суровый, но правдивый гуманистический посыл чрезвычайно редок для современного кино. В основном благодаря ему, оценка фильма в целом положительная:
7 из 10
11 июля 2012