Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Прибытие поезда |
год: | 1995 |
страна: |
Россия
|
режиссеры: | Алексей Балабанов, Владимир Хотиненко, Александр Хван, Дмитрий Месхиев |
сценаристы: | Алексей Балабанов, Александр Хван, Дмитрий Месхиев, Сергей Сельянов, Валерий Залотуха, Аркадий Тигай |
продюсеры: | Владимир Хотиненко, Дмитрий Месхиев, Сергей Сельянов, Вячеслав Шмыров, Сергей Члиянц, Юрий Мороз, Владимир Репников |
видеооператоры: | Сергей Астахов, Сергей Мачильский, Анатолий Сусеков, Георгий Рерберг |
художники: | Александр Попов, Сергей Шемякин, Григорий Широков, Виктор Тихомиров |
монтаж: | Альбина Антипенко, Тамара Липартия, О. Осипова, Светлана Тарик |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 октября 1996 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Новелла, представленная Дмитрием Месхиевым, отличается «неслучайностью», то есть каждая деталь фильма отражает черты первых картин братьев Люмьер. Лошадь, море, лодка, рельсы, даже, казалось бы, случайно вбежавшая в кадр собака — всё это обязательные элементы фильмов 1895 года.
Интересно, что оператор здесь является действующим лицом, а его камера целенаправленно не всегда выбирает удачный ракурс. Благодаря чему зритель видит «за кулисье» или «кухню» съёмочной площадки. А ведь братья Люмьер так же снимали прохожих на улице, показывали жизнь такой, какой она и показана в «Экзерсисе N 5». На мой взгляд, режиссёр стремится показать контраст между реальной жизнью и жизнью на экране, но актёрам не всегда удаётся воплотить этот замысел. Перед «камерой жизни» актёры держатся наигранно непринуждённо, как будто знают, что их снимают. Но благодаря операторской работе жизнь здесь показана объёмно. Мы слышим разговор мужчин за столом и видим, как на заднем плане герои выясняют отношения. Оператор, отдавая дань названию фильма, совершает упражнение — проверяет ракурс съёмки — наводит камеру на рельсы, выстраивая диагональ, как это делали Люмьеры. Но здесь нет поезда, что даёт нашему воображению возможность его представить, хотя куда идёт этот поезд? Зритель упирается в тупик, а может, наоборот уплывает в безграничное пространство морских глубин, по дороге, уходящей в море. Атмосфера, конечно, романтическая, море отражается даже в костюме героини, которую исполняет Вера, здесь же возникает и дым из ни откуда, и зонтик из этого дыма. Но большую роль в создании такой атмосферы играет ветер. Не случайно актриса в разговоре возмущается «тем, кто всё это придумал». Снимать в ветреную погоду — вовсе не замысел режиссёра, это его следование традиции Люмьеров, которые снимали картину «Завтрак младенца» при сильном ветре — наверное, ради этого-то здесь все и собрались.
По мере развития действия раскрывается идея фильма. Я бы сформулировала её так: «Жизнь не вмещается в кадр». Ведь мы видим жизнь объёмнее, когда режиссёр не сидит на стуле, а оператор, не настраивает объектив. Оставленная на столе камера становится свидетелем чьей-то страсти, при этом снимая в окно лишь ограниченный рамками момент. Кино — это иллюзия жизни, и чтобы донести до нас эту мысль, Дмитрий Месхиев заканчивает свой фильм экспозицией, в которой живые люди вдруг превращаются в играющих жизнь актёров, легко исполняющих приказы типа «Верочка, замри там». Об этой же иллюзорности реальности говорит нам картина «Завтрак младенца», которая демонстрирует родителей, кормящих своего ребёнка за столом прямо на берегу моря — и такая ситуация не кажется абсурдной для героев-создателей фильма.
24 февраля 2018
1904 год. Мы видим на полу русской избы умирающего, корчащегося от боли мужика. Кричит женщина, маленькие ребятишки на печке. Над умирающим стоит другой мужчина с топором, это главный герой фильма — Трофим, он вернулся раньше оговоренного домой и застал своего родного младшего брата в кровати со своей женой. Теперь он не знает, что ему делать, вышел в сенки, в одной руке привезенные деткам гостинцы — вязанка баранок, в другой окровавленный топор. Ужасное убийство, братоубийство. Взяв веревку, Трофим уходит в сарай, вешаться. Веревка рвётся, герой решает бежать в Петербург.
В поезде, в приятельской беседе с контроллером, Трофим небрежно роняет фразу — «А я брата зарубил». По прибытию поезда на перроне вокзала, какой-то чудаковатый человек с киноаппаратом, явно француз, «смотрит в коробку и крутит ручку», снимает, выгодное в то время тысячный повтор люмьеровское «прибытие поезда». Такой тёмный человек, как Трофим, который и знать не знал, например, что уже полгода как идёт война с Японией, даже представления не имел, что такое синематограф и тем более киноаппарат. Несмотря на ругань француза, Трофим, срывает съёмку — загораживает собою всё «прибытие поезда» с недоверием заглядывая в объектив камеры.
Не буду рассказывать вам весь фильм, но позже, Трофима поймают, контроллер сообщил «куда следует» и с самого вокзала за убийцей шла слежка. Конечно, его повешают, так поступали с убийцами в те времена, по крайней мере, на этом история Трофима для нас, вроде бы и оканчивается.
Наше время. Современная Россия. 1995 год. Санкт-Петербург. Режиссеры Алексей Герман и Алексей Балабанов работают над фильмом приуроченным с столетию кино. В студию вбегает Балабанов, «нашел, кое-что нашел», говорит он и выкладывает киноплёнку на стол, за которым сидит Герман «давай заряжай — посмотрим, что там есть», что-то наподобие говорит он. Это как раз оказалась та самая плёнка столетней давности, 1904 года с Трофимом на вокзале Петербурга. Но большая часть оказалась негодной, там какой-то мужик загородил все виды собою. Было принято решение вырезать всю сцену с мужиком. Вырезанное пошло в помойное ведро. История человека Трофима окончена.
Первая работа актера Сергея Маковецкого с режиссером Алексеем Балабановым, позже выйдут и многие другие совместные фильмы и Маковецкого буду называть типичным балабановским актёром.
Снявшейся до этого в фильме Хотиненко «Макаров», Сергей Маковецкий получил «Нику» за лучшую мужскую роль. Знаковая работа и в «Прибытие поезда», а может быть и в большей степени знаковая, чем в «Макарове», и определяющая дальнейшую творческую жизнь Маковецкого, с добрыми словами и благодаря судьбу актер вспоминает знакомство с режиссером Балабановым.
После первых знаковых полнометражных картин «Счастливые дни» и «Замок», таких похожих по содержанию, но совершенно разных по воплощению, Алексей Балабанов выбирает способ повествования, схожий, как в «С. д.», он же останется в большинстве дальнейших его фильмах, определяющий стиль почерка режиссера, который будет узнаваем с первых же минут фильма. Истинно Балабановское повествование — мрачный улицы Петербурга, насыщение излишними деталями, человек в среде человеческой и ответы, но только в форме вопросов, кто задастся, тот найдёт, поймёт. В фильме, как мне кажется, показана эволюция русского человека, выход из какой-то темноты — неученые, нечёсаные, (а позже будет революция и хрущевский ренессанс) до какого-то пренебрежения к человеку в современности. Прошло то, какие-то пустяковые сто лет, а как мы изменились, или изменились ли мы? И на самом деле, после просмотра фильма режиссер раскладывает на полки приоритетов «ничтожного человека» и «великий кинематограф», относительно друг друга. А ведь когда-нибудь, в будущем и наше время попадет в руки режиссера, который не задумываясь вырежет случайного тебя из кадра.
10 из 10
1 октября 2014
Люблю альманахи, смотрятся легко, можно узнать много нового о различных режиссерах, не тратя на это много времени. На этот альманах наткнулся случайно, просматривая фильмографию одного из режиссеров участвовавших в нем, странно, что я раньше о нем ничего не слышал. Ну и ладно, приятно удивляться.
Фильм состоит из четырех новелл, которые между собой не связаны сюжетом и сняты абсолютно разными режиссерами. Но у них есть одна общая связь, все они связаны с кинематографом и имеют мотивы из различных классических лент (начиная от первых лент братьев Люмьер, заканчивая цитатами из Федерико Феллини и Орсона Уэллса) и сняты с большой любовью к кино. Ну, чтож, шоу начинается.
Первая новелла «Свадебный марш», режиссером которой является ранее неизвестный мне Александр Хван. Перед нами, наверное, самая слабая новелла в альманахе, но в данном случае слабая не значит плохая. Это довольно необычная любовная история, точнее треугольник, между парнем, девушкой и … кинокамерой. Очень понравилась первая минута, и диалог про «Гражданина Кейна». Видеоряд неплохой, актерские работы тоже. И мораль хорошая, у каждого своя любовь.
Вторая новелла «Экзерсис N 5», режиссером которой является малоизвестный мне (ну про его фильмы я хотя бы слышал) Дмитрий Месхиев. Перед нами новелла с самой оригинальной идеей в альманахе. Снять фильм про то, как оператор забыл, выключит камеру на съемках фильма, до этого еще мало кто додумался. Больше всего интересно наблюдать за техническими деталями. Но полный провал с сюжетом, его тут и нет, есть несколько диалогов (неплохо прописанных, между прочим) и на этом все. Очень понравились Андрей Краско, Юрий Кузнецов и Алексей Серебряков. Музыка еще почему-то запомнилась. Забавно за людьми подглядывать.
Третья новелла «Трофимъ», режиссером которой является Алексей Балабанов. Перед нами самая оригинальная новелла. Но, честно говоря, она меня разочаровала. От Балабанова ждал большего. Не ожидал от него такой скучной и мрачной короткометражки. В сюжете понравился только момент с фильмом. Сергей Маковецкий великолепен, Алексей Герман еще запомнился. И видеоряд с музыкой красивые. Мораль у него хорошая, хотя грустная. От людей в будущем ничего не останется, даже если в кино покажут, то в итоге все равно вырежут.
Четвертая новелла «Дорога», режиссером корой является Владимир Хотиненко. Ничего от нее не ждал, да и к творчеству Хотиненко отношусь спокойно. Но эта новелла, точно лучшая их всех. По крайней мере, ее интересней всего смотреть, есть отличный сюжет и очень сложный смысл, вообще она тянет на самостоятельный фильм. Великолепные актерские работы, особенно Гарик Сукачев, Владимир Ильин и ранее неизвестная мне Евгения Смольянинова. Музыка красивая, видеоряд неплохой.
Вывод: очень необычный и красивый альманах про любовь к кинематографу. Всем советую!
Оценка:
10 из 10
13 октября 2010
«Прибытие поезда» снимался к 100-летию кино и главные детали, которые в этом фильме-поезда и камера. Они присутствуют в 4 разных новеллах фильма. Теперь коротко расскажу, о чём эти новеллы.
Первая,«Свадебный марш» — самая (на мой взгляд) неинтересная и простая. Обычная история любви, любовный треугольник, но с очень красивым концом.
Вторая,«Экзерсис N5» — очень оригинальная. Оператор забыл выключить камеру и она фиксирует все действия съёмочной группы неизвестного фильма. Эта новелла о том, что всегда кто-то или что-то наблюдает за нашей жизнью и мы, не зная этого, ведём себя естественно, не переигрываем и не кривляемся. Если бы предупредили бы о слежении за нами — непременно началось бы неестественное поведение, скованность.
Третья,«Трофимъ» — наиболее приближена к теме «прибытия поезда». Она рассказывает о мужике по имени Трофим, который убил своего брата (история о Каине и Авеле?!) и сбежал в Питер, чтобы скрыться от полиции. Там он попадает в объектив камеры братьев Люмьер, снимающих самое первое кино в истории человечества. Но Трофима всё-таки ловят полицаи и он уезжает. Через 100 лет показывают реставрацию того самого «Прибытия поезда»,где Трофима, попавшего в объектив, вырезают. Сразу становится неинтересно, кино теряет некий колорит, присутствовавший с Трофимом.
Последняя четвёртая новелла «Дорога» — римейк известного фильма Феллини с таким же названием. Как и «Свадебный марш» это тоже некая история о любовном треугольнике, только более оригинальная.
В общем, киноальманах получился достойным просмотра и получился хорошим подарком к юбилею кино.
10 из 10
9 октября 2010
Очень жизненный, очень в тему, очень насыщенный.
Я очень люблю короткометражки, еще больше люблю Балабанова, а после этой картины — люблю людей, которые случайно врываются в мою жизнь каждый день. С коллективных фотографий, с документальных плёнок, с экранов телевизора (из новостей и пр.).
Мне был интересен прототип Трофима, я в который раз полюбила Маковецкого и удивилась гениальности режиссёра и сценариста по совместимости.
Эти 25 минут заставили меня вспомнить снимки офицеров Царской армии — ни один из них не оказался в определённое время в определённом месте, перед нервным французом с первобытной камерой, никто не стал наглым мужиком, влезшим в кадр, но у каждого из них осталась своя история.
Для меня ценность этого фильма в том, что он живой. И мне несомненно хотелось бы, чтобы таких картин было как можно больше — таких коротких и талантливых. Браво, Алексей Октябринович.
21 августа 2010