Рейтинг фильма | |
![]() |
5.5 |
![]() |
5.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мещерские |
год: | 1995 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Борис Яшин |
сценаристы: | Лев Проталин, Борис Яшин, Иван Бунин |
видеооператор: | Владимир Папян |
композитор: | Юрий Саульский |
художник: | Михаил Карташов |
жанр: | драма |
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
16+ |
![]() |
1 ч 28 мин |
Герои в фильме — даже не анти-, они недо-герои. Живут как желудок, наполняясь жизнью «под завязку» — любовь, поцелуи, одну люблю, другую…, подминают дворовых девок, ездят в Париж и т. д. и т. п. в стиле РКМП. А когда пришёл «гастрит» в кожанке и с наганом — попробовали быстренько отделаться резекцией части, но… оказались в Париже, но уже в ином положении… Всё, больше о сюжете и говорить нечего — сопли как было хорошо дворовых девок, того…
Игра актёров тоже не даёт за себя зацепиться вниманию зрителей — посредственная и серая. Но! Старый конь — Гостюхин, борозды не испортил — класс советского актёра подтвердил и упрочил. Но его бездонно мало в серой мгле произведения.
В общем мне не передались ни страдания героев, ни их влюблённость — это по эмоциям. История банальна с «Бега» Алова и Наумова — развития её нет, просто нудный пересказ.
Но похвалю! Не опустились, ради «хайпа», до извращения истории — в отличии от присно памятного «Солнечного удара», да и откровенных «провалов» кинематографичных нет.
3 из 10
10 апреля 2019
Последний фильм в творческой биографии Бориса Владимировича Яшина получился совсем не таким, каким мне хотелось бы его увидеть после замечательных ранних работ режиссёра: «Осенние свадьбы» (1967), «Ливень» (1975), «Ожидание, (1980). Творчество Ивана Алексеевича Бунина совсем непросто экранизировать. Для этого нужно сохранить авторский текст и авторскую поэтику. В какой-то мере это удалось сделать Льву Цуцульскому в его работе «Грамматика любви» (1988) тоже снятой по рассказам писателя: «Таня» (1940), «В Париже» (1940), «Грамматика любви» (1915) и «Холодная осень» (1944). Борис Яшин также выбрал для сценария три рассказа из цикла «Тёмные аллеи»: «Натали» (1941), «Таня» (1940) и «В Париже» (1940). Получилось, не скажу, что плохо, но — серо. Иван Бунин никогда не был пуританином: его рассказы местами довольно откровенны, но он никогда не переступал черты, за которой эротизм превращался в пошлость.
Эротизм Бунина — красивый и возвышенный. Он создаёт это ощущение в своих рассказах буквально несколькими фразами, а то и несколькими словами. Для писателя главное — это атмосфера, а вовсе не предельная реалистичность, чего добивался Борис Яшин, вводя в сюжет сцены с обнажённой натурой. На мой взгляд, некоторые из этих сцен совершенно лишние. Ведь снимается не эротический триллер, а драма о первой романтической любви. Кроме того, крайне неудачно сценарист Лев Проталин связал три таких разных рассказа. Единого целого не получилось. Особенно это касается эпизодов о Гражданской войне. Они совершенно ничего не добавили, лишь запутав зрителя. Даже для тех, кто читал все рассказы Бунина, свести сюжет воедино совсем непросто. К авторскому тексту следовало подходить более бережно. Нельзя же чисто механически «приплетать» персонажа из «Натали» к двум другим рассказами.
Выглядит это странно, если не сказать — нелепо. «Сквозной» персонаж Виталий Мещерский (Денис Карасёв) совершенно далёк от писательского взгляда на него. Если женские персонажи — Софья Мещерская (Елена Дробышева) и Натали Станкевич (Анастасия Немоляева) — хоть немного соответствуют книжным героиням, то ни о Виталии Мещерском, ни о Николае Платоновиче (Владимир Гостюхин) этого не скажешь. Да и зачем было «перекраивать» рассказы — абсолютно самодостаточные — в угоду сюжетным линиям, которых просто не могло быть в произведениях Бунина? Единственное, что понравилось без всяких оговорок — это музыка Юрия Сергеевича Саульского, за которую он абсолютно заслуженно номинировался на приз Киноакадемии «Ника-95» в категории «Лучшая музыка к фильму».
22 января 2016