Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мания Жизели |
год: | 1995 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Алексей Учитель |
сценаристы: | Авдотья Смирнова, Алексей Учитель |
продюсеры: | Алексей Учитель, Александр Голутва |
видеооператор: | Сергей Ландо |
композитор: | Леонид Десятников |
художник: | Екатерина Михайловская |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 19 мая 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Поэтический образ женщины начала 20-го века, эпохи трагических судеб, сумрачного Петербурга, декаданса в искусстве и ощущения сумасшествия, витающего в воздухе.
Фильм стоит посмотреть хотя бы ради атмосферы — красивейшее построение каждого кадра, полумрак, пропитывающий большую часть произведения, хорошая музыка, отличная игра актеров. Он снят так, как я люблю — поэтическим языком. В нем много неясных вставок, недосказанности, полутонов, символов.
Женщина, окруженная поклонниками. Они готовы на все, чтобы обладать ею, пока она блистает в лучах славы и красоты. В конце фильма мы видим ее и Долина, самого преданного поклонника, мечтавшего отдать жизнь за одну ночь с ней. Теперь она полностью в его власти: потерявшая разум и привлекательность молодости, она может только обездвижено смотреть в пространство. «Когда я вижу тебя сейчас, мне хочется сбежать от тебя, или чтобы ты исчезла» — говорит он ей. Теперь она оказывается совершенно ненужной вещью в его руках, которой больше некому похвастаться.
Этот фильм — талантливое поэтическое произведение о красоте, страсти, сумасшествии. О судьбе, тесно переплетенной с эпохой.
8 июня 2015
Нежное гудение настраиваемых инструментов подобно пению цикад. Еще немного подождать, затаив дыхание, и музыка заструится, музыка затопит сознание: певучие переливы флейты, восточные тембры рожков, хрустальное арпеджио арфы. Хроматические волны выплеснут на берег летней ночи в парке Петергофа жемчужину чистой поэзии, ускользающую грезу — но резко оборвется мечта непечатным словом и пьяной разгульной песней про генеральскую дочь. Красота и безобразие, роза и жаба, башня из слоновой кости и грязь психиатрических больниц мелькнут в изящно декорированном фолианте эпохи, дразня утонченным имморализмом. О сильфида души моей, бестелесная, безумная балерина, имя тебе — модерн.
В 1913 году Нижинский извивается в непристойном «Послеполуденном сне фавна», Бакст набрасывает эскизы сценических костюмов для грандиозной труппы, которая покорит мир. Пока еще ничего не зная о Дягилеве, юная Ольга Спесивцева готовится стать танцовщицей Мариинского театра, разучивая скучные demi-plie releve. История постоянно петляет, разбрасываясь датами и именами, уводя от академического сплина к томным эротическим этюдам. Из дымки операторского сфумато выплывает образ ветхозаветной Евы, играющей зеленым яблоком: тело как партитура. И мужчины, мужчины, мужчины… Да, песенка вначале была неспроста. Любовные романы как нельзя лучше ложатся на нотный стан, ведь Алексей Учитель вознамерился вывести формулу модернистского искусства прямо здесь, на улице Красных Жизелей, что на пересечении спален, ресторанов и гримерных. А слагается она из того, как несмело противятся критикам-эстетам, кокетничают с чекистами и уезжают в прекрасное далеко, не выдержав алого зарева революций, — чтобы найти своего черного человека и сойти с ума на чужбине в бесконечном отражении зеркал.
Вершина творчества и проклятие, Жизель подчиняет себе балерину, маска прирастает к лицу, воображение дорисовывает черные перышки у лопаток — почему бы нет? Отважно шагнув из документального кино в игровое, режиссер склеивает раритетные кадры начала века, изящные виньетки с тоненькой Галиной Тюниной в роли Спесивцевой, китчевые эпизоды нашего времени с ней же — в роли актрисы, Спесивцеву изображающей, причем в узнаваемой кофте от спортивного костюма, в этом победоносном символе 90-х. Эклектичность завораживает, двери распахнуты в анфиладу вечности, все повторяется, как встарь: девушка, балет, безумие. Заигравшийся в судьбу модерн трагически умирает, неомодерн иронически усмехается, но не скрывает восхищения. Разнеженное тело искусства, умащенное благовонными маслами сладких мук и терпких слез, лениво выбирает воплощения: где-то между маленькой капризной девочкой и холодной безлюбой королевой. И когда живущая в кадре античных бюстов героиня застывает, превращаясь в прекрасную статую, зритель отправляется считать собранные автором камео маститых кинодеятелей, а мускулистый бронзовый бог с непроницаемым лицом снимает пачку и убегает баловаться в фонтан, сверкая безупречными ягодицами. Это ли не идеальное либретто?
29 октября 2014
Очень жаль, что в фильме так мало балетных сцен и творчества, я бы хотела увидеть историю балерины, прежде всего, на фоне истории Ольги-женщины, я ничего о ней не знала до фильма, ничего не знаю и теперь, за исключением того, что она медленно двигалась к безумию, меняя мужчин, города и страны, так показывает Учитель, но я не думаю, что это так. Где причины, где её натура и существо? Всё это так слабо показано, я совсем не довольна…
А дар он давит, груз его тяжел — сколько таких судеб? Ольга Спесивцева, Камилла Клодель, Лина Буна Раза и много-много других, которые почему-то не справлялись со всем — почему? Кто-то мог, а кто-то нет — от чего это зависит? Конечно, я расстроена, мрачное настроение…
Не знаю, быть может, так изначально задумано — это лишь зарисовка, набросок, часть того, что было, а истинных причин не найти, потому что не объяснимо…
7 июня 2014
Что бывает, когда ход истории поворачивается не той стороной? Множество судеб вдруг оказываются трагическими. И не важно, будь то машинист или художник, нянька или композитор, сантехник или балерина. Великая балерина…
Фильм Алексея Учителя — «Мания Жизели» — в очень своеобразной манере и свободной форме рассказывает нам об эпизодах из жизни Ольги Спесивцевой — величайшей Жизели. О ее тщетных попытках любить, о тщетных попытках любить ее…
Относясь по жанру к драме и историко-биографическому, это произведение отнюдь не является иллюстрацией. Распространённая формулировки «фильм о судьбе», «любовная история» и «история безумия» верны ровно настолько, насколько и далеки от истины.
Если «Строшек» Херцога — «книга на пленке», насыщенная литературными приемами, то в «Жизели» использованы приемы скорее танцевальные. Сравнивая же эту кинокартину с «Анной Павловой», замечаем, что во второй куда яснее рассказана биография балерины. Пожалуй, «Мания Жизели», снятая в духе экспрессионизма, своим наполнением и композицией напоминает танцевальный, пластический спектакль. Вместо привычной нам истории жизни — история конфликтов. Вместо рассказа — действие, вместо описаний — эмоции. Стоит отметить и то, что многие жалуются на отсутствие ясности и четкой цепочки событий, ТАНЦЕВ, которых там очень и очень мало. А про странные вставки между эпизодами и вовсе говорить нечего. Хотя… есть чего. Они подчеркивают и углубляют все конфликты, переживания и, как следствие, трагедию главной героини; о сложности играть такую роль.
Стоит отметить и настроение фильма. Все элементы «сценографии», музыкальное сопровождение, отдельные визуальные и звуковые решения погружают нас в атмосферу цветения «сумрачного таланта». На «отлично» справились и актеры: Тюнина мастерски вжилась в образ балерины, смогла изобразить всю эволюцию внутреннего состояния Спесивцевой, Михаил Казаков стал ревнивым собственником, критиком Акимом Волынским… очень интересны образы Сержа Лифаря и Антона Долина, играли которых Сергей Виноградов и Иван Охлабыстин соответственно.
Фильм хорош тем, что заставляет сопереживать. После же — задуматься. И изучить биографию «Красной Жизели» — Ольги Спесивцевой.
8 из 10
20 июня 2013
Кино, основанное на реальных событиях. Эта картина поведает нам ужасную историю жизни знаменитой русской балерины Ольги Спесивцевой, которая была признана лучшей Жизелью в истории. За совершенный талант пришлось платить. Жизель сыграла с балериной злую шутку — Ольга попала в психиатрическую клинику.
Собственно, на этот фильм я вышел из-за того, что в нем снимается Иван Охлобыстин. В этой картине он играет Сержа Лифаря — украинский танцовщика, хореографа и балетмейстера, которому предстояло играть с Спесивцевой в одном спектакле. Сыграл Иван как всегда прекрасно.
Сам фильм мне понравился не очень. Видимо, пока мне еще рано знакомиться с творчеством Алексея Учителя. После того, как стало понятно, что Охлобыстин больше в кадре не появится, захотелось выключить фильм. Но опять же, повторюсь, что видимо мне пока рано.
Очень понравилась игра актеров. И если профессионализм Галины Тюненой и Евгения Сидихина меня нисколько не удивил, то, увидев Сергея Виноградова, открыл его для себя как актера — сыграл замечательно.
6 из 10
4 апреля 2010
Тяжелый фильм. Только русские так трагично про душевные переживания могут снимать. Фильм основан на реальной истории жизни великой балерины, признанной лучшей Жизелью в мире, но это не просто биографический фильм, с изложением фактов, нет, не про танец, не про талант, это идет как само собой разумеющееся, а про душевную тоску и вечное смятение очень талантливой и одновременно очень замкнутой и одинокой девушки.
После фильма, прочитав про героиню Ольгу Спесивцеву, понимаешь, что очень близко передали биографию, но такое ощущение, что это идет где-то рядом около и все отдано именно переживаниям, эмоциям, страстям…
Актриса — великолепна, настолько вжилась в образ, не представляю, как после такого можно восстановиться.
За талант слишком дорого приходиться платить!
17 июля 2008