Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Грибоедовский вальс |
год: | 1995 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Тамара Павлюченко |
сценарий: | Вадим Коростылев |
видеооператоры: | Николай Фионычев, Игорь Марков |
композитор: | Игорь Голубев |
художник: | Михаил Гаврилов |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 56 мин |
История любви Александра Сергеевича Грибоедова и его юной супруги Нины Чавчавадзе стала настоящей легендой. О таких чувствах можно только мечтать. Жаль, что великий российский муж ушел из жизни так рано… Но он успел внести огромный вклад в культуру, историю и политику нашей отчизны. Помимо бессмертного «Горя от ума» и цитат из этого произведения, ставших крылатыми выражениями, Грибоедов оставил после себя знаменитый «Грибоедовский вальс». Тезка Пушкина был талантлив во всем: он сочинял музыку, знал несколько иностранных языков, принимал участие в разработке Туркманчайского мирного договора с Персией. В начале 1817 года Грибоедов стал одним из учредителей масонской ложи «Du Bien». Его официально обвиняли в дружбе с декабристами, он был одним из участников петербургской «четверной дуэли». Об этом великом человеке можно писать и писать. Литературовед Юрий Тынянов посвятил Грибоедову свой роман «Смерть Вазир-Мухтара», который читается на одном дыхании. В российском кинематографе, к сожалению, пока нет достойных фильмов об этой яркой и многогранной личности. Правда, Никита Михалков готовит новое кино о Грибоедове, которое по планам должно выйти на экраны в 2016 году.
«Грибоедовский вальс» — биографическая драма, снятая Тамарой Павлюченко в 1995 году. Название фильма, несомненно, отсылает к знаменитому музыкальному произведению, которое принадлежит Грибоедову. Также вальс символизирует супружество писателя, длившееся всего несколько месяцев. В этой кинокартине показана счастливая пора в жизни Грибоедова, его венчание и колоритная грузинская свадьба. Политические дела практически остаются на заднем плане, большая часть фильма посвящена любви. Это светлое чувство развивается на фоне удивительных красот и пейзажей Грузии под строки нежного и трогательного стихотворения «Мухамбази» Григола Орбелиани, которые исполняют Грибоедов (Александр Феклистов) и его юная жена (Эка Пипия). Изображенная любовь чиста и печальна, как будто она таит предчувствие беды и смерти писателя. Грибоедову снятся бредовые сны, в которых он сидит среди кавказских гор со своим современником Пушкиным. «Солнце русской поэзии» совсем не похоже на себя. Возможно, это сновидение предвещает встречу двух великих людей, которая так описана в пушкинском «Путешествии в Арзрум»:
Несколько грузин сопровождали арбу. — Откуда вы? — спросил я их. — Из Тегерана. — Что вы везете? — Грибоеда. Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис.
Грибоедов предчувствовал свою гибель, об этом вспоминали его близкие друзья. Он был меланхоликом, может, поэтому в фильме царит тоска, грусть, ощущение неминуемой утраты. Любовь Нины не радует, а, наоборот, вызывает сострадание и сочувствие. Эта девушка стала известна своей верностью. Она распорядилась установить над могилой Грибоедова надгробный памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Фильм снят сыровато и со слабо развитым сюжетом. Чего-то явно не хватает. Зрители, не знакомые с жизнью и печальной кончиной Грибоедова, могут многого не понять. Актеры, играющие влюбленных, настолько вжились в образы, что нет никаких сомнений в том, что чета Грибоедовых предстает перед зрителем. Эту кинокартину сложно назвать хорошей и удачной, но есть в ней что-то особенное, притягательное и очень грустное. С другой стороны, историю не перепишешь. Грибоедов был зверски убит разъяренной толпой в Персии, а Нина не уберегла ребенка, которого носила под сердцем. Режиссерская попытка передать всю боль от потери счастья и любимого Чавчавадзе удалась при помощи печальной музыки и траурного одеяния молодой вдовы, которое она носила до конца своих дней. Ну, как не восхищаться такой верностью и чистотой!? В итоге, получился неплохой фильм, который похож на любовную главу в жизни Грибоедова. Но этого оказалось слишком мало для раскрытия ярчайшей личности первой половины XIX столетия.
6 из 10
31 октября 2015
Всё более убеждаюсь, что жизнь — самый гениальный сценарист. Чего стоит только сценарий, главным героем которого является Александр Сергеевич Грибоедов — человек, живший в первой трети XIX века на территории огромнейшей Российской империи. Этого персонажа наделили талантами во многих областях: гусар, поэт, полиглот, музыкант, дипломат. Не забыли и про любовную линию — с юной грузинской княжной. Но обделили счастливым финалом. Тем и удивительно мастерство этого Сценариста, он всё пишет набело и навсегда. Не просто персонаж, а человек, был зверски убит в Тегеране, отстаивая интересы своей страны. Где-то его всё ещё ждала беременная жена, и опять-таки, не персонаж, а человек горькой судьбы.
Жизнь поставила точку после безжалостного финала и оставила свой труд дожидаться лучших времён. В 1994 году отряхнули пыль со сценария и сняли по нему фильм «Грибоедовский вальс».
Но несчастливая судьба Грибоедова сказалась и на судьбе фильма. Фильму не повезло со временем своего появления. В голодные неурожайные для кинематографа годы создатели не могли не быть ограничены в средствах. Вот почему Николай I принимает секретаря дипломатической миссии в Персии Грибоедова в маленьком кабинете, уютном, но вовсе не царском. Хосров-мирза больше похож на ряженого, чем на персиянина. Но что эти мелочи, когда сняты такие пейзажи живописной грузинской природы! И то самое место, где с таким трудом автор «Горе от ума» обрёл вечный покой — эти кадры очаровывают вкупе с прекрасным музыкальным сопровождением. От несовершенства плёнки фильм только выигрывает. Нечёткость изображения дымкой окутывает пространство, от чего происходящее на экране словно превращается в воспоминание очевидца — предлагая эту роль зрителю.
Особая удача фильма «Грибоедовский вальс» исполнители главных ролей. Не могла бы и предположить, что Феклистов может подойти на роль Грибоедова! Была приятно удивлена. Нину же другой себе и представить теперь не могу… Таким трогательным получился образ. Именно трогательным, а не трагическим. Здесь нет патетики. И от этого яснее понимаешь ту боль, что пронесла эта великая женщина через всю свою жизнь, став вдовой и похоронив единственного ребёнка в… 16 лет!!!
Поразительны последние кадры: туман, склон горы Мтацминда, монастырь святого Давида и одинокий силуэт в чёрном. Траур на всю жизнь. И строчки из «Мухамбази» Григола Орбелиани. «Если б мог тебя спросить я: «Ты когда ко мне придёшь?»
10 из 10
7 сентября 2011