Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дорога на край жизни |
год: | 1995 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Рубен Мурадян |
сценаристы: | Геннадий Бокарев, Рубен Мурадян |
продюсеры: | Махти Кабардиков, Рубен Мурадян |
видеооператор: | Борис Шапиро |
композитор: | Владимир Рубашевский |
художник: | Владимир Бакуев |
монтаж: | Лидия Волохова |
жанр: | драма |
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Мне очень сложно писать об этом фильме. И сложно не написать. Увидеть фильм в качестве кинокритика у меня получилось плохо, происходящее на экране так близко касается меня саму, а отчасти потому что добрую половину фильма мои глаза были наполнены слезами.
Сразу бросилось в глаза, что фильм на русском языке. Это немного отвлекает от событий, однако это не на долго. На экране возникают знакомые очертания гор, простые люди за ежедневными занятиями, женщины занятые домашним бытом, все что так дорого моему народу, что издревле составляло его жизнь. Люди наполнены горестным ожиданием вестей с фронта. Ведь вся мужская половина ушла воевать. Родным остается только молить Аллаха о возвращении своих близких. А в это время назревает страшная гроза над балкарцами. Уже подписан жестокий и несправедливый приказ о депортации в Среднюю Азию!
Кажется невероятным, что всего 70 лет назад происходили такие бесчинства, что руководитель и его приближенный круг людей мог управлять судьбами не то что людей, а целых народов!
Явное сходство предшествующих событий произошедших с карачаевцами и вайнахскими народами, заставляет балкарцев задуматься о возможности их высылки. Однако, что можно сделать против запущенного механизма по уничтожению малых народов Кавказа?! И горе со страшной силой лавины обрушивается на людей.
Людей, ведь это все еще люди. Но похоже, что об этом стараются забыть командиры. Солдаты стараются не думать, ведь и им может достаться если они посмеют ослушаться приказа. «Всех не пережалеешь», но и среди солдат есть люди неспособные смириться с несправедливостью. И я верю в гуманность человека.
Особенно запомнился момент, где кабардинцы заслоняют живой стеной грузовики до отказа забитые балкарцами. Потому что нет балкарского горя. Есть человеческое горе. Горе оно интернационально. И в трудной ситуации человеку может помочь только человек.
В дороге в товарных вагонах, голодные и замерзшие люди едут в неизвестном направлении. И это самое страшное, что дорога в неизвестность. Что сломлен дух народа, народ опозорен! Жузулхан не может вынести горя и унижения, она сдается. Но смерть не выход. Ведь нету возможности похоронить согласно обычаям.
Их привезли туда, где кончаются рельсы. И страшно, что это только начало…
12 марта 2014
В истории балкарского народа навсегда осталась незаживающая рана — память о тринадцати годах изгнания из родной земли — о жестоком, циничном и страшном изгнании… 8 марта 1944 года не просто дата, это новая точка отсчета, который омрачен горечью. Много написано и рассказано свидетелями тех событий, но разве возможно передать словами ту степень отчаяние, безверия, страха, которое переживали 40 тысяч человек в тесных теплушках? И страшнее всего было отсутствие надежды на возвращение домой…
В 1995 году Рубен Мурадян снял фильм «Дорога на край жизни», который вместил в себя так много страдания, которое не забывается с годами. По сути, это история одной семьи — словно под лупой изучает режиссер через эту призму бедствие в масштабах этноса.
Подобные карательные акции сталинская политическая машина проводила на Кавказе не однажды — чеченцы, ингуши, карачаевцы… Каковы были причины? Историки до сих пор высказывают различные версии, но цель, на мой взгляд, очевидна — сломить народ, и в прямом и в переносном смысле выбив почву у него из-под ног, лишить его возможности сохранить себя. но для балкарцев выселение стало некой проверкой на прочность, которую этнос не просто прошел, но и стал еще крепче.
Фильм «Дорога на край жизни» даже не о выселении, концепция его заложена в названии: эта картина о дороге в полную неизвестность, именно на этом основан ее пафос — она исполнена трагизма и отчаяния. История Алима Кучменова (Зариф Бапинаев), вернувшегося в отпуск из госпиталя, на самом деле представляется метафорой о верности, о нравственности, о взаимопомощи: добраться до своих герою помогают кабардинцы и русские, подчас рискуя собой. В этом отношении показательно, что одну из главных ролей — старика Исмаила играет кабардинский артист Барасби Мулаев. Вообще, по задумке создателей фильма ярко прослеживается тема межнациональных отношений кабардинцев и балкарцев: одна из самых напряженных и эмоционально сильных сцен — перегораживание дороги машине со спецпереселенцами в кабардинском селе. Но когда машина все же проехала, то люди побежали за машиной, закидывая в кузов свертки с едой…
Такие фильмы, как «Дорога на край земли» — это не только выплеск отчаяния, они представляют собой подведение итогов. Балкарцы как бы говорят о прощении к людям, которые были вынуждены принимать участие в операции, это проявляется в сюжетной линии и капитана Скляра (Олег Гусейнов), и солдата Мити (Тимофей Федоров). В обоих случаях развязка максимально трагична: Митя не выдерживает чувства вины и кончает собой, а капитана Скляра арестовывают за сочувствие спецпереселенцам. То есть они как бы разделяют судьбу балкарцев, хотя формально находятся «на другой стороне». Но беспощадный исторический суд выносит фильм тем, по чьей вине был выселен целый народ, оставлена земля и дома, сломлены тысячи человеческих судеб.
Такие фильмы, как «Дорога на край земли» создаются еще с одной целью, и, возможно, она самая важная — чтобы помнили! Чтобы помнил каждый, что пришлось пережить, что такое страдание, какую цену заплатили предки за нашу сегодняшнюю жизнь. Чтобы помнили, что нравственную ответственность за бесчестие несет каждый из нас, ибо выбор быть человеком или нет, у нас остается всегда.
26 марта 2013