| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Женская роль |
| год: | 1994 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Иван Дыховичный |
| сценарий: | Иван Дыховичный |
| продюсер: | Леонид Лебедев |
| композитор: | Антон Батагов |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
45 мин |
Дыховичный, отказавшись от съёмок короткометражки для престижного игрового проекта «Прибытие поезда», успел вместо этого снять сразу два фильма — полнометражный игровой «Музыка для декабря» и неигровую «Женскую роль» по заказу французского телевидения. Второй проект, целиком построенный на монтаже фрагментов из российского и советского кино, предлагает взглянуть на эволюцию женских образов в отечественном кино. Вместе с такими хроникально-монтажными картинами как «Сергей Эйзенштейн. Автобиография» Олега Ковалова и «Физиология русской жизни» Игоря Алимпиева фильм Дыховичного образует своеобразное приношение великому историческому прошлому десятой музы.
На фоне смелых концептуальных изысков двух питерских архивариусов «Женская роль» смотрится не столь амбициозно и может показаться более уязвимой по замыслу и творческому итогу. И вместе с тем она предстаёт наиболее пластичным и трогательным произведением. Вырвав из игрового контекста лица Веры Каралли, Веры Холодной, Юлии Солнцевой, Александры Хохловой, Любови Орловой, Валентины Серовой, режиссёр соединил их в прихотливый, а где-то и парадоксальный коллаж. Ассоциативный монтаж, избавленный от диктатуры строгой концепции, как это ни странно, лучше передал чувственную природу женских образов.
Объединенные вместе — истомлённые дивы эпохи модерна и одержимые идеями равенства комсомолки — образовали не столько киноисторический контекст, сколько с артистизмом выложенную мозаику лиц, которой любуешься уже потому, что она кристаллизует женское бессознательное. А это может быть и счастливая, почти дикая непосредственность улыбающейся летчицы, или вдруг, будто нечаянно возникший томный поцелуй двух девушек-связисток. Они способны сказать так много о метаморфозах женского в женском, что иррациональная необязательность соединения разрозненных кадров не просто принимается, но с какого-то момента уже начинает казаться единственно возможной…
20 сентября 2014