Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Убийства на радио |
английское название: |
Radioland Murders |
год: | 1994 |
страна: |
США
|
слоган: | «At station WBN, the hits just keep on coming.» |
режиссер: | Мэл Смит |
сценаристы: | Уиллард Хайк, Глория Кац, Джордж Лукас, Джефф Рино, Рон Осборн |
продюсеры: | Рик Маккаллум, Фред Рус, Джордж Лукас |
видеооператор: | Дэвид Тэттерсолл |
композитор: | Джоэл МакНили |
художники: | Питер Расселл, Пегги Фаррелл, Джеймс Эдвард Феррелл мл., Гэвин Боке |
монтаж: | Пол Трехо |
жанры: | комедия, мелодрама, драма, мюзикл, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 15000000 |
Сборы в США: | $1 316 865 |
Мировые сборы: | $1 316 865 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 октября 1994 г. |
на DVD: | 6 августа 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 48 мин |
Большинство зрителей при упоминании имени режиссера, продюсера и сценариста Джорджа Лукаса вполне логично вспоминают о самом главном его детище, а именно «Звездных войнах». Однако на самом деле его деятельность простирается гораздо дальше космической Саги. Просто так уж вышло, что именно «Звездные войны» стали наибольшим феноменом в карьере Лукаса, позволили ему стать одним из богатейших людей в кинематографической сфере и вместе с тем активным энтузиастом, продвигающим компьютерные технологии в процесс создания фильмов. Но при этом не стоит забывать, что еще во время обучения на режиссера, Лукас не боялся проводить многочисленные художественные эксперименты, в которых он рассказывал о побеге к свободе через хорошо охраняемую милитаризованную зону, воспевал джазовые мотивы в простой, но обаятельной короткометражной ленте, а также наслаждался ревом гоночного автомобиля на специальной трассе. И это еще далеко не все истории, коими в свое время вдохновлялся Лукас, помимо всего прочего испытывающий особую ностальгию по отношению к популярной культуре 30—40-х годов, когда на экранах отправлялись в свои опасные приключения харизматичные ловцы удачи, а на страницах журналов появились первые супер-герои и бравые исследователи далеких космических далей. Когда же Лукасу представилась возможность воздать должное той эпохе, которая по сути превратила его в того кинематографиста, коим мы его знаем, то он решил не медлить и на пару со Стивеном Спилбергом создал франшизу «Индиана Джонс», которая немногим уступала «Звездным войнам» по популярности, однако была трепетно любима критиками и зрителями по всему миру. Многие люди даже считали, что ностальгические похождения доктора Джонса получились душевнее извечной войны ситхов и джедаев, и ведь в этих словах есть определенный смысл. И останавливаться на достигнутом Лукас отнюдь не собирался, решив еще раз вернуться в далекое и такое любимое прошлое вместе с обаятельным, эксцентричным, смешным и вместе с тем напряженным фильмом «Убийства на радио», которые может быть и не стали кассовым хитом, однако у этой истории появились свои поклонники, и спустя некоторое время после премьеры она даже смогла стать своего рода жанровой классикой.
Итак, сюжет фильма переносит нас в излюбленные Джорджем Лукасом времена, а именно рубеж 30—40-х годов, когда одним из наиважнейших развлечений для простых людей было радио. Его могли позволить себе даже не самые богатые граждане, им можно было спокойно пользоваться у себя дома, узнавая при этом актуальные новости и слушая любимую музыку. И неудивительно, что крупные бизнесмены и политики стремились вкладывать деньги в радиостанции, прекрасно понимая, какие дивиденды они могли принести. Однако в этот вечер на студии WBN совсем не так весело, как могло быть, ведь впереди предельно важный концерт, от которого напрямую зависит будущее коллектива. Вокруг царит один лишь хаос, каждый ответственный за мероприятие старается исполнять свои обязанности на все сто процентов и за всем этим должна первым делом следить помощница руководителя Пенни Хендерсон (Мэри Стюарт Мастерсон), чей супруг Роджер (Брайан Бенбен) как раз должен вести эфир. Но какие бы действие не предпринимала Пенни, все то и дело валится с рук, так как главный спонсор радиостанции (Брайон Джеймс) решил забраковать сценарий, ввиду чего актеры не знают, что им начитывать и пребывают в ошеломленном состоянии. В этом же время сценаристы концерты не спешат набрасывать новый текст ввиду того, что считают решение спонсора глупым, да и лишнего времени на работу попросту нет. Однако самое жуткое то, что помимо всех уже имеющихся неурядиц, на радиостанции начинают происходить убийства. Жертвой может стать кто угодно, а преступник умело заметает следы. Тем не менее, проблемы необходимо решать и в здание прибывает лейтенант Кросс (Майкл Лернер), который несмотря на далеко не самый прозорливый ум, постарается сделать все, чтобы найти виновного. Но далеко не факт, что именно ему это получится.
Примечательно, что сценарий к «Убийствам на радио» был написан еще в 1974 году, то бишь за 20 лет до премьеры фильма, Уиллардом Хайком и Глорией Кац. Последняя известная в первую очередь тесным сотрудничеством с Джорджем Лукасом, который во многом ориентировался на те же самые художественные мотивы, что и писательница. В паре с Лукасом Кац поработала над «Говардом-уткой», «Последним Крестовым походом» и некоторыми другими знаковыми проектами и неудивительно, что ее задумка касательно детективной музыкальной комедии, действие которой разворачивается в 30—40-х годах так заинтересовала продюсера, который сумел договориться со студией Universal о съемочном процессе. Однако как известно из интервью с создателями фильма, голливудские боссы вовсе не спешили одобрять полноценный сценарий фильма с множественными отсылками к некогда популярным радиопрограммам прошлого ввиду того, что не видели в этом особой перспективы в оглядке на более современного зрителя. Не сумел до конца отстоять видение Хайка и Кац даже сам Лукас, однако он все же самостоятельно провел определенную корректировку сюжета, и фильму несмотря ни на что удалось сохранить свое ностальгическое обаяние, став одним из самых милых фильмов своей эпохи, которые незаслуженно провалились в прокате.
В определенном смысле «Убийства на радио» представляют собой камерный фильм даже несмотря на то, что его бюджет составлял немалые 15 миллионов долларов, которых спокойно бы хватило на больший масштаб и дополнительный экшен. Однако создатели решили, что все выделенные средства должны быть направлены на должное воссоздание того, что было прописано в сценарии, а значит деньги стоило потратить на качественные, аутентичные декорации, а также на возможность пригласить на съемочную площадку интересных актеров, которые способны привнести в любую историю свой особенный колорит. Таким образом, помимо безвестных, но определенно интересных и талантливых актеров, в «Убийствах на радио» отметились Кристофер Ллойд, Майкл Лернер и Розмари Клуни. И как можно понять, совершенно лишних исполнителей здесь нет. Лукас и компания подобрали исключительно тех актеров, которые по их мнению идеально подходили под отведенные им образы, а дополнительная известность выбранных звезд фильма лишь добавляла «Убийствам на радио» дополнительного лоска в глазах зрителей. Конечно, это не отразилось на прибыльности фильма в момент его выхода на экраны, однако заданная история относится к тем уникальным примерам, когда любовь зрителей рано или поздно станет приятной данностью и в долгой перспективе проект даже сможет окупиться, что, собственно, и произошло с «Убийствами на радио» спустя десятилетие после выхода.
В итоге хочу сказать, что «Убийства на радио» оказались еще одним обаятельных художественным экспериментом, который появился на свет благодаря энтузиазму Джорджа Лукаса, для которого эпоха 30—40-х годов является примером настоящего вдохновения. Так что можете смело брать себе «Убийства на радио» на заметку.
10 из 10
30 октября 2020
Чикагская радиостанция «WBN», ориентированная на почти двадцатимиллионную аудиторию, проводит концертный эфир для своих слушателей и спонсоров. От итогов этого эфира будет зависеть будущее радиостанции. Вся работа по организации мероприятия ложиться на плечи Пенни Хендерсон — помощнице владельца студии. И вот до начала эфира 15 минут, а главный спонсор бракует весь сценарий; актёры не выходят без текста; писатели отказываются работать, пока им не заплатят; часть служащих не просыхает; есть подозрения, что супруг изменяет с актрисой; а тут ещё и убийца потихоньку истребляет коллектив «WBN». Катастрофа! Но Пенни не опускает рук: пусть полиция и нерадивый муж — Роджер Хендерсон (Брайан Бенбен) — ищут убийцу, а она пока наведёт в студии порядок и завершит этот вечер, чего бы ей это ни стоило.
Режиссёру Мэл Смиту удалось создать добротный комедийный мюзикл с прицелом на детективную историю. Хаотичность происходящего добавляет фильму динамики и комедийности (в отличие от фильма «Улика» здесь шутки строятся не на диалогах, а рождаются в движении). Но не стоит думать, что комедия строится на кривлянии. Перед нами закулисная паника, рабочие моменты, суета и интриги, возведенные в рамки сатиры.
Великолепно представлены практически все персонажи. Их колоритные образы наполнены стереотипами, что в свою очередь и рождает весь этот закулисный балаган. Хрупкая на вид, но боевая на деле — помощница владельца студии Пенни (Мэри Стюарт Мастерсон), которая за всё и отвечает, пока директор, в лице генерала Уолта Уэйлена (Нед Битти) ублажает богатую публику и крупнейшего спонсора — Берни Кинга (Брайон Джеймс). «Образованные» писатели сочиняют настолько абсурдные тексты, что вынуждены просить помощи у уборщицы. Актёры — считают себя профессионалами, а потому не собираются импровизировать. Самовлюблённый главный ведущий — Декстер Моррис (Корбин Бернсен). Звукорежиссёр Золтан (Кристофер Ллойд) — настоящий гений в создании звуковых эффектов из подручных средств. Ну и конечно неунывающий посыльный Билли (Скотт Майкл Кэмпбелл), который мечтает о повышении и ждёт своего шанса. Вот такой вот весёлый коллектив подобрался на радиостанции «WBN»,станции, которая влияет на умы многомиллионной аудитории.
К сожалению, фильм не обошёлся без минусов. Во-первых, уж больно простеньким получился детектив, убийцу было найти элементарно, достаточным, оказалось, проверить документацию. Во-вторых, сам убийца получился довольно невыразительным, особенно на фоне остальных персонажей. Эти моменты можно было бы простить, если бы фильм назывался, как-нибудь в стиле «Случай на радио», то есть если не было бы явного прицела на детектив в названии и описании, однако получилось, то, что получилось. На мой взгляд, эту часть сюжета не докрутили.
В заключении хочется отметить, что это действительно удивительное кино, с интересной историей, прекрасной игрой актёров, отличным музыкальным сопровождением (всё же фильм с прицелом на мюзикл). Однако те минусы, которые здесь есть, не дают возможность поставить максимальную оценку.
28 мая 2016
Места разворачиваемых событий в литературных детективах и в кино всегда были разнообразны : Древние замки, мрачные улицы современных мегаполисов, пассажирские поезда, лайнеры, больницы, правительственные учреждения, а иногда авторы и режиссёры замахиваются до территорий целых штатов, стран и континентов. Но я не представлял себе, что самое бурное, интересное, а самое главное веселое и смешное течение событий может разворачиваться на обычной радиостанции !
Вообще тематика убийств на радиостанции, поднятая Мелом (хочу вас немного разочаровать — не Бруксом) Смитом, сама по себе необычна и оригинальна, но на каком блестящем уровне выполнена эта задумка !
Один только сюжет заставляет безотрывисто от экрана наблюдать за происходящим убийственым бедламом на радиостанции, события в кадре меняются с безумной энергией, одно за другим, персонажи в этом своеобразном киноспектакле уморительно суетятся словно муравьи в муравейнике, бегают, сшибают друг друга дверьми, постоянно кто-то чем то недоволен, всем артистам постоянно нужны сценарии и корректировка, кроме того ситуацию подогревают постоянные распри и сорры между работниками канала, а тут ещё начинаются таинственные убийства высших лиц радиоканала, которые предвещает странный, жутковатый, чревовещательный голос разносящегося непонятно откуда и непонятно кем.
Но самое забавное и смешное в ленте начнётся с появлением в этой истории лейтенанта Кросса, типичного, ярко выраженного недоумчатого полицейского, видящего не дальше собственного носа. Но упорно пытающегося доказать обратное.
Вообще лента самым что ни на есть ярчайшим образом напоминает пародийно- комедийный капустник эпохи 80х с кучкой недотёп, постоянного бегующих, снующих туда-сюда, попадающих в безумно смешные, глупые и гротескные ситуации, большинство из которых только делают вид, что знают свою работу, а на самом деле это банальные бездарности, получившие эти посты по связям. Отчасти этот фильм мне напомнил пародийный детектив середины 70х «Ужин с убийством». Вот только идеи здесь немножко разные — там высмеивалась недальновидность детективов, здесь же — недальновидность работников отдельной организации.
Конечно не все здесь выставлены недоумками, Смит в принципе и не ставил перед собой конкретную задачу высмеивать всех, он очевидно старался указать нам лишь на пороки, очевидный «рабочий» идиотизм, суету и интрижки возникающие даже в таких видных системах массовой информации, как радио. Недуг, которым в наше время болеют почти все организации и корпорации. Здесь с очень неплохой стороны показаны собственно главные герои этой дикой валанхии — писатель Роджер и его жена Пенни, отвечающая за процесс представления, на протяжение всего фильма они показались мне самыми нормальными и адекватными персонажами.
Очень хорошо Смиту удалось поработать и с детективной составляющей, каждое убийство в ленте и череда событий следующих за ним чертовски интригуют и кроме смеха ещё заставляют немножечко пораскинуть мозгами над вопросом «Кто убийца ?».
Блестящий контраст между уморительной пародией и классическим детективом с убитыми, подозреваемыми, таинственными голосовыми посланиями и бравым детективом, расследующим это дело — вот первый и пожалуй самый весомый плюс ленты, когда уморительный этюд сменяется серьёзной детективной вставкой, а затем резко снова возвращается к комедии, именна эта особенность так обескураживает при просмотре и одновременно так идивительно притягивает.
Второй плюс в ленте — это великолепно подобранный и отлично работающий в кадре актёрский состав : Брайан Бенбен, Мэри Стюарт Мастерсон, Нед Битти, Скотт Майкл Кэмпбелл и Майкл Лернер — все они блестяще исполняют свои актёрские арии, было видно с какой любовью, интересом и с каким знанием дела они подходили к работе, так же в ленте было очень и очень приятно увидеть Брайона Джеймса, Кристофера Ллойда и Боба Голдтуэйта задействованных в фильме хоть и в небольших, но в ярких и запоминающихся ролях, старая гвардия не подводит !
Ну и третий плюс фильма, это превосходный саундтрек Джоэла МакНили, ретро-стиль как нельзя лучше подошёл к атмосфере ленты.
В завершение слов должен сказать, что игра стоит свеч, фильм этот стоит зрителя, а зритель стоит этого фильма, как было сказано в конце ленты эпитафией, характеризующей весь фильм : «Нет на свете такого чуда, как радио !»
И действительно нет такого чуда, приятного просмотра !
9 из 10
4 января 2012
Невообразимо редко можно увидеть такие фильмы: талантливо подобранный актерский состав погружает зрителя в гнетущую атмосферу убийств в эру не изобретенных телевизоров и радиомании. Сюжет напоминающий театральную пьесу, действо происходит в одном месте в течении 12 часов, даже меньше, не отпускает ни на минуту. Все время что-то происходит, в фильме нет пауз, в которые можно было сходить в туалет или поспать. Поэтому зритель невольно ощущает себя по одну сторону с актерами. Доброе количество юмора и нетривиальный сюжет превращают 112 минут фильма в один миг…
29 июля 2009