| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.3 |
IMDb
|
6.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Том и Вив |
| английское название: |
Tom & Viv |
| год: | 1994 |
| страны: |
Великобритания,
США
|
| слоган: | «For better, for worse, forever.» |
| режиссер: | Брайан Гилберт |
| сценаристы: | Майкл Хэстингс, Эдриан Ходжес |
| продюсеры: | Питер Самуэльсон, Харви Касс, Марк Самуэльсон, Джон Кэй, Пол Количман, Майлз А. Коуплэнд III |
| видеооператор: | Мартин Фюрер |
| композитор: | Дэбби Вайсман |
| художники: | Джэми Леонард, Марк Раггетт, Jill Quertier, Фиби Де Гайе |
| монтаж: | Тони Лосон |
| жанры: | мелодрама, драма, биография |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в США:
|
$538 534 |
Мировые сборы:
|
$538 534 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
15 апреля 1994 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
2 ч 5 мин |
Весной 1915 года подающий большие надежды поэт из Америки Томас Элиот знакомится с англичанкой Вивьенн Хэй-Вуд. Её незаурядный ум и раскованное поведение симпатичны застенчивому Элиоту, и спустя всего пару месяцев они тайно женятся. Скоропалительный брак не находит поддержки и понимания в аристократической семье Хэй-Вуд. А вскоре выясняется, что проблемы медицинского характера вкупе с крайне импульсивностью делают Вив совершенно неуправляемой. Её сумасбродство порождает в обществе толки, слухи, откровенные насмешки. Том пытается оправдать странности супруги невероятным жизнелюбием и неутолёнными творческими амбициями, но лишь до тех пор, пока выходки Вивьенн не становятся опасными. Под угрозой его положение в обществе и удачно складывающаяся карьера литератора…
Картина малоизвестного британского режиссёра Брайана Гилберта «Том и Вив» образует со его же следующей работой «Уайльд» своеобразный диптих о людях искусства, которые, отдавшись во власть возвышенных чувств и низменных влечений, не только испытывают прилив творческой и жизненной энергии, но и жертвуют в итоге своей свободой и независимостью, более того — оказываются отвергнутыми теми людьми, кого считали любящими и близкими по духу. В этом отношении и взбалмошная Вивьенн Хэй-Вуд, и саркастичный Оскар Уайльд — фигуры трагические. И, как бы цинично ни звучало, Вивьенн Хэй-Вуд, пожалуй, достойна большего сочувствия, поскольку зачастую не отвечала за свои действия вследствие психического расстройства, тогда как Уайльд едва ли не сам давал повод для сплетен и яростного порицания, неоднократно появляясь на людях в обществе лондонского денди Алфреда Дугласа. И если в «Уайльде» постановщик сохраняет строго нейтральную позицию, то в «Томе и Вив» его симпатии явно на стороне героини и её близких, никогда не распространявшихся о недуге Вивьенн.
Томас Элиот представлен как запутавшийся в отношениях и неприспособленный к жизни меланхолик, мучительно стремящийся реализовать себя. Семья Хэй-Вуд воспринимает его исключительно как безденежного американского выскочку, решившего с помощью аристократического рода попасть в лондонский высший свет. Этот факт вызывает недоумение, ибо сам Элиот отнюдь не бедняцкого происхождения, получивший на родине блестящее образование и приехавший в Англию, чтобы продолжить обучение у Бертрана Рассела, выдающегося британского философа, ставшего другом и наставником Элиота. Поэтому мотив пресловутого социального неравенства между Томом и Вив кажется в фильме необоснованным и в итоге сводится к конфликту эпох и поколений: Хэй-Вуды не приемлют свободу нравов эдвардианской эпохи, пришедшую на смену викторианскому «веку невинности», в частности, неодобрительно отзываются о знаменитой группе Блумсбери, куда входили многие британские деятели искусства начала ХХ столетия, которых нередко связывали двусмысленные отношения; семья Хэй-Вуд с подозрением и непониманием относится к опусам Томаса Элиота, которые ждёт успех. Закат старой доброй Англии неминуем, с грустью констатирует мать Вивьенн, но кто бы мог подумать, что для респектабельного рода Хэй-Вуд он ознаменуется настоящим позором, тем, о чём в обществе не принято говорить.
Картина «Том и Вив» была встречена довольно прохладно. Критики отмечали затянутость второй половины ленты, подражание голливудскому стилю, поверхностность и невразумительность сюжетной конструкции, «чрезмерной крахмальности истории, которая достигает величия лишь в финале». Для американского проката фильм сократили на 10 минут, переписали часть музыки и даже частично перемонтировали. Например, из британской версии были удалены некоторые эпизоды скандалов четы Элиот и эмоциональная сцена, когда Вивьенн в истерическом припадке барабанит в дверь церкви, где Томас принимает крещение. Также для купированного варианта был введён закадровый голос Мориса Хэй-Вуда, добродушного брата Вив, который поясняет и комментирует все события фильма.
Следует признать, что правки пошли картине на пользу — история стала лаконичнее, в ней появилась динамика. И хотя в «исправленном виде» фильм всё равно вызывал нарекания, всё же трудно согласиться с мнением некоторых американских кинообозревателей, упрекающих исполнительницу роли Вивьенн Элиот Миранду Ричардсон в «комичности, театральности, излишнем старании, отсутствии полутонов». Актриса отнюдь не гримасничает, а создаёт полнокровный образ обуреваемой страстями женщины, плавно переходя от крайней истеричности до трогательного лиризма. За свою работу Ричардсон заслуженно выдвигалась на соискание премии «Оскар», равно как и Розмари Харрис, с безупречным тактом и достоинством исполнившая роль матери Вив.
7 из 10
12 ноября 2016