Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Смерть и девушка |
английское название: |
Death and the Maiden |
год: | 1994 |
страны: |
Великобритания,
США,
Франция
|
слоган: | «Сегодня милосердие умрёт вместе с её прошлым» |
режиссер: | Роман Полански |
сценаристы: | Рафаэль Иглесиас, Ариэль Дорфман |
продюсеры: | Джейн Барклай, Серджо Гобби, Шэрон Хэрел, Бонни Тиммерман, Том Маунт, Джош Крамер, Ариэль Дорфман, Глэдис Недерландер, Жан-Франсуа Лепети |
видеооператор: | Тонино Делли Колли |
композитор: | Войцех Киляр |
художники: | Пьер Гюффруа, Клод Мёшинг, Милена Канонеро |
монтаж: | Эрве де Люз |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 12000000 |
Сборы в США: | $3 103 716 |
Мировые сборы: | $3 103 716 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 декабря 1994 г. |
на DVD: | 8 февраля 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
«Смерть и дева» — камерный психологизированный экшончик от Романа Полански, экранизация пьесы Ариэля Дорфмана, чилийского драматурга, выжившего в концлагере Пиночета.
Действующие лица: Паулина Эскобар(Сигурни Уивер) ака жерва/палач, Жерардо Эскобар(Стюарт Уилсон) ака — спаситель и Доктор Роберто-смерть-Миранда(Бен Кингсли), он же палач/жертва.
Картина для Полански, узника Варшавского гетто, безусловно очень личная. Что-то вроде экранной проработки накопленной бессильной злобы и обиды за отравленное детство.
Собственно фильм поставлен безукоризненно по батюшке саспенсу и матушке драматургии, всё качественно, четко, «по-полански», однако напрашивается сравнение с фильмами похожего замеса, например с «Ночным портье» Лилианы Кавани, и хоть «Смерть и дева» оформлен достаточно интересно с технической точки зрения, «Ночному портье» он по сюжетной канве все же проиграет.
Действия картины отбрасывают зрителя во времена первых демократических годов в некой латиноамериканской стране. Паулина Эскобар — жертва тюремных пыток и угнетений некогда существовавшего режима, теперь ведет уединенную жизнь эмоционально законсервированной домохозяйки, её муж — известный оппозиционный адвокат Жерардо Эскобар получает предложение от нового президента возглавить комиссию по расследованию преступлений военной хунты. Одним дождливым скверным днем у мужа неожиданным образом на пути домой лопается колесо, на выручку приходит немолодой приветливый джентльмен — доктор Роберто Миранда(всё как Полански любит: замкнутое пространство, откусанный от мира островочек в Никогде)
Все завертелось в кошмарную спираль безумия, как только Паулина видит доктора и признает в нем одного из главных действующих лиц ее трагического прошлого: Роберто Миранда именно тот, кто пытал и насиловал ее в тюрьме.(?) Действительно ли?…
Паулина решает впустить когти в доктора по самые кости, несчастный мистер Миранда оказывается связанным на стуле пред неумолимой разгневанной женщиной. Муж Паулины в роковом прошлом занимал оппозиционную роль, однако избежал пыток, будучи не выданным Паулиной, в настоящей безумной ситуации ему гораздо проще применять взвешенный юридический подход при рассмотрении вопроса вины подозреваемого. Паулине с другой стороны крайне сложно беспристрастно и объективно подходить к вопросу обвинения, она на инстинктивном уровне узнает фигуру своего прежнего мучителя и готова вершить свое собственное правосудие, невзирая на возможность ошибки в суждении. Однако хватит ли сил доминировать над вырвавшимися наружу демонами прошлого? Насколько далеко можно зайти, поддаваясь дьявольской ярости?
Интересно повертеть в уме прочность любви супругов. Насколько она сильна, насколько жива? При первом рассмотрении видна одна лишь ядовитая ненависть от лица Паулины и оловянное безразличие со стороны Жерардо. Примечательно, что Паулина может себе позволить отнять у мужа еду в процессе трапезы и швырнуть её в мусорное ведро. Ещё примечательнее, насколько буднично муж продолжает есть уже из мусорки)) До роковой ночи, свидетелем которой становится зритель, у Паулины сильна обида на Жерардо(застуканного некогда в измене), вся эта драматичная мизансцена в фильме была устроена не ради одного лишь Роберто Миранда, Паулина нуждалась в расстановке точек над «i» в их с Жерардо недомолвок, копившихся долгие годы сожительства, действительно-ли этого человек стоил таких мучительных событий? Разумеется ответ в картине наступает, но тихо и очень незаметно.
Возвращаясь к основному узлу ленты — что же все-таки толкает людей в жерло преступных режимов, тем более в карательные органы?
В «Конформисте» Бернардо Бертолуччи фашистский полковник зарезюмировал прекрасный ответ: «Кто-то сотрудничает из страха, большинство из-за денег и очень немного — из-за веры в фашизм».
«Смерть и дева» — фильм в духе Романа Полански, с использованием лучшего загашника режиссера: сексуальное преобладание, откусанный от мира клаустрофобный домик, наличествует и скрывающийся в недрах социума нравственный урод, есть даже недомуж!
Однозначно показано любителям Полански и темы фашизма
11 апреля 2021
Принцип «око за око» сделает весь мир слепым.
(Махатма Ганди)
Неистово и дерзко с первыми тактами струнного квартета N14 ре минор, известного как «Смерть и дева» Франца Шуберта, начинается детективная драма Романа Полански, поставленная по знаменитой одноименной пьесе чилийского драматурга Ариэля Дорфмана.
Страдальческий взор девы, сжатые губы и побелевшие костяшки пальцев, стремительный натиск водной стихии, обрушившейся ударами волн о молчаливые скалы и излившейся потоками проливного дождя на изрезанный берег неназванной страны в Южной Америке, вселяют в сердце лишь тревогу, не предвещая ничего хорошего…
А в уединенном доме, стоящем особняком у моря на берегу фьорда, тихо и мирно. Через окно дома зритель подглядывает за одинокой девой, размеренно занимающейся приготовлением ужина в ожидании кого-то. Это видимое спокойствие…
В застенках её души всё время бушует неутихающая гроза: страх, ненависть, чувство несправедливость и жажда мщения затаились в глубине её сердца и прощением их не прикроешь, как навозную кучу розами. Много лет эти чувства нарастали, захватывали её душу, обостряя её ощущение себя как жертвы, руководили её мыслями и поступками, и, став сосредоточением демонов внутри, наконец-то вырвались потоком стремительной всеразрушающей лавы, когда она услышала голос случайного гостя, появление которого всегда ждала…
Мрачный гений Романа Полански, прибегнув к излюбленной сюжетной расстановке, создал замкнутое кинопространство, поместив в него троих героев, оказавшихся в непростой ситуации: Паулину (Сигурни Уивер), мучимую отголосками прошлого, жертву по литического насилия, её мужа, известного адвоката и либерального политика Херардо Эскабар (Стюарт Уилсон), и доктора Роберто Миранда (Бен Кингсли), их соседа, в котором Паулина узнаёт своего насильника и палача. Стягивая актерское трио тугими моральными путами и создавая атмосферу клаустрофобной напряженности, режиссер продолжает свой путь киноизысканий, сводимый к поиску границ человеческой личности, к поиску человеком человечности в самом себе.
Главная героиня определяет повествование, обретя контроль над ситуацией при помощи пистолета и подвергнув жесткому психологическому давлению, как незваного гостя, так и своего мужа. Паулина бескомпромиссна в своих действиях, ею движет жажда мести за боль, издевательства и унижения, испытанные ею во время тюремного заключения при режиме военной хунты. Позволит ли ей доведенная до конца месть преодолеть психологическую травму от пережитых мучений, отпустив боль и обретя внутренний покой и возможность жить не только прошлым? Избавиться от кошмаров и внутренних демонов не так-то просто, ведь «камера пыток» Паулины находится в ней самой и пребудет с ней вечно… Удастся ли ей победить фантом, прочно укоренившейся в её памяти, отказавшись переносить кошмарное прошлое на настоящее?
Струнный квартет Франца Шуберта сопровождает кинокартину на всем её протяжении. Это же произведение стало музыкальным фоном мучений главной героини: её палач ставил «Смерть и деву» вовремя пыток, после которых Паулина уже не в силах воспринимать эту музыку иначе, как в контексте её не утихающей боли и сдерживаемого гнева. Она желает вернуть себе музыку её любимого композитора, желает вернуть себе своего Шуберта.
Как бы то ни было, напора и маниакального упорства, с которым она вынуждает доктора Миранду признаться в свершенных им злодеяниях, дамочке не занимать! Однако, служит ли это доказательством вины доктора Миранда или паранойи Паулины? Режиссер вплоть до титров держит ситуацию неоднозначной, оставляя на откуп зрителя трактовку финальной сцены — безмолвную встречу двух взглядов. Показывая многоликое зло, не будучи при этом пафосным и деликатно отходя в сторону, Полански в который раз подтверждает силу преобразования некогда пережитого автором травматического опыта в искусство. И в подтверждение этому в финале картины дева снова слушает музыку Шуберта, ставшую для неё источником и боли, и исцеления.
Мы видим вещи не такими, каковы они есть, а такими, каковы мы сами.
(Кен Кейес)
Законодатель предписал — око за око не для того, чтобы мы друг у друга вырывали
глаза, но чтобы удерживали руки свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться
наказания, обуздывает стремление к делам преступным.
(Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея, XVIII.1)
___
«Роза это роза это роза это роза» — одна из известных цитат Гертруды Стайн, которую часто интерпретируют как «вещи являются такими, какие они есть».
11 июля 2018
Полански умеет наводить ужас. И делает это прекрасно. Фильм «Смерть и девушка» так прост. Почти театральная камерная драма. Фильм, где просто разговаривают и даже никого не убивают. А в итоге «Смерть и девушка» пугает и ошеломляет покруче кровавых ужастиков.
Полански мастерски строит действие, вынуждая каждого из персонажей раскрыться полностью. Совершенно восхитительно он создает образ злодея. Как прекрасен Бен Кингсли. Такой порядочный, благовоспитанный и уравновешенный человек. Такой же, как все мы. Как все мы в этой обычной жизни. Как нам не хочется, чтобы он и вправду оказался этим чудовищем. Мы так надеемся, что героиня Сигурни Уивер ошиблась, утверждая, что под маской хорошего человека скрывается монстр.
Но, быть может, он и не монстр? Он просто выполнял приказы. Он просто делал то, что делали все, кто был на его стороне. И тут Полански ковыряет очень глубоко. Он швыряет нам этот вопрос и наблюдает. Как мы относимся к тому, что солдат получает приказ и пытает врага? Ведь враг — это зло, его надо искоренить. Все по правилам войны. Но что-то здесь не так. Этот солдат, получив право на санкционированное насилие, почему-то начинает переходить границы человеческого. Ведь ему позволено. Ведь его поощряют. С какой стати он должен считаться с жертвой? Полански осмеливается предположить, что дело не в приказе бороться со злом. Что это вовсе не служение закону, каким бы жестоким он ни был. Полански ищет ответ не в режимах и не в идеологии, а в самом человеке.
Человек есть зверь, который лишь прячет свои зубы, пока он в человеческом обществе. Пока общество требует от него цивилизованного поведения, зверь играет роль цивилизованного человека. Но если он остается один на один со своей природой, то тут держись. Злое, кровожадное, беспринципное и животное начало берут верх. Пока никто не видит, человек безнаказанно наслаждается превосходством над слабым и беззащитным. Человек с извращенным удовольствием надругается над жертвой, потому что внутри него сидит зверь, выпущенный на свободу.
Какой страшный и трагический вывод! Полански, который провел детство в концлагере, имеет право на него. Не фашизм заставляет человека быть злым. Человек сам по себе и есть фашизм.
Не менее сложен и оригинален образ мужа. Разве он не любит свою жену? Конечно же, любит. Просто он любит вот эту, красивую, молодую, здоровую женщину, хозяйку дома, которую можно с гордостью вывести в свет, в оперу. Легко понять, как не хочется ему видеть то, что его жена — много раз изнасилованное, втоптанное в грязь существо с изуродованной психикой. Ему и жаль ее, но нельзя ли все оставить как есть? Нельзя ли забыть, ведь это было давно. И здесь Полански ставит новую проблему. Кто он, этот муж? Это общество, это мы. Мы конечно, понимаем, что много в жизни творится несправедливого и жестокого, но так не хочется впускать это в свою жизнь. Да, жалко невинных жертв, да, ужасно, что зло не наказано, но я-то тут причем? Ах, какие страшные тайны знает про нас Полански!
Выбрать Сигурни Уивер на роль главной героини было очень сильным ходом. В ней сочетается одновременно женственность, красота и мужская воля, огромная сила. Из всех троих именно она ведет себя как мужчина. Когда мы наконец понимаем, что она пережила, мы даже хотим, чтобы она совершила возмездие, чтобы покарала своего мучителя. Но что делает героиня? Нет, она не сжалилась над ним. Она царственно убрала руки от этой грязи. Через свою героиню Полански все-таки предлагает нам надежду. Надежду на то, что в любой, даже самой кошмарной ситуации есть выход — остаться человеком.
10 из 10
14 апреля 2016
Для меня данный фильм стал не то чтобы откровением, но интересным сюрпризом за скрупулезным изучением режиссерских работ Романа Полански. Уже заочно краткое описание сюжета наводило на мысль о нетривиальной и довольно интересной идейной основе, о напряженном психологическом триллере и отличном актерском составе. Первое хорошее впечатление оправдалось лишь отчасти и, забегая вперед, скажу, что от просмотра получаешь меньше, чем можно ждать. Это не чета самым известным работам Полански.
Вы можете встретить характеристику фильма, как остросюжетный триллер, но протяжении полутора часов вы не ощутите на себе волнение переживания за героев. После того, как героиня Сигурни Уивер изловчается пленить мучителя из своего прошлого, как ей кажется, на первый план входит три единственных в фильме персонажей. Чувство тревоги и определенного дискомфорта обеспечивают воспоминания главной героини, и они перекрывают с лихвой непосредственно события в усадьбе. Здесь моментов, когда ты готов впериться в экран, лишь чтобы на долю секунды быстрее узнать развязку. Просто присутствует общий интерес к тому, чтобы была разгадана тайна и к тому, какая же из версий единственно верная. Поэтому каких-то заметных всплесков адреналина в крови ждать не стоит.
Наверняка многие будут удивлены, но основные события фильма происходят в стенах и на веранде одного уединенного частного дома, а полотно сюжета формируют лишь три героя и их воспоминания. Создается определенное ощущение ирреальности происходящего, словно попадаешь в страшный сон. Какой-то исключительной актерский игры я не заметил, хотя от некоторых сцен с Уивер по коже пробегает неуютная дрожь. Если подвести итог под впечатлениями от просмотра, «Смерть и девушка» не тот фильм, который можно пересматривать раз за разом.
7 из 10
16 октября 2015
Сколько ни смотрю фильмов режиссёра Романа Полански, а он не перестаёт меня приятно удивлять. Этот человек точно на своём месте и профессионал до мозга костей. Нет профессионал скорее не совсем подходящее слово. Наверно Творец, который находится в постоянном поиске, поиске ответов на извечные вопросы. И то, как он видит жизнь, как видит человеческие отношения, включая патологии, уже имеем возможность видеть мы. Ярчайший тому пример картина «Смерть и девушка».
Возможно с ролью Полины Эскобар справилась бы Джоди Фостер, но Полански пригласил Сигурни Уивер и не прогадал. Для Уивер вообще нет в кино ничего невозможного. Эта актриса прёт, как танк, снимая все запреты и ограничения. Её можно не любить, но нельзя не уважать. Роль Полины Эскобар может быть не венец её творения, но однозначно удачная работа. Да и как иначе, когда играешь с Беном Кингсли ? С этим малым не забалуешь. Словом тройка талантливых людей вылепила отнюдь не самый плохой психологический этюд.
Есть такие люди, у которых обострены органы чувств. И героиня Уивер из этой славной кагорты. Она видит, слышит и чувствует. Но самое главное — она помнит. Да, из памяти не выбросишь за здорово живёшь, реальные муки и реальное изнасилование. Возможно если бы она сходила в церковь, эта принесло бы ей облегчение и успокоение её душе и не встретился бы ей тот вечер, её мучитель. Возможно. Но опять же не факт. А поскольку герой Кингсли явился, тот и разговор с ним будет особый. Да, это допрос с пристрастием. Никуда не денешься. Остаётся только сожалеть, что муж в этом этюде выполняет роль не бей лежачего. А чего мы хотим ? Достался бы ей другой супруг, более сильный нежели она, который самолично узнал и расправился бы с злодеем, этой ситуации не возникло бы, равно как и фильма.
Я не знаю, возможно мой вывод поспешен, но что-то мне подсказывает, что своей картиной 1994 года, Полански как бы заглянул в будущее. Уже в то время вовсю гулял разгул эмансипе, но доминирование женщины, наглядно показанное Романом, как бы предвосхитило ход истории. Поэтому это не совсем история о мести, скорее всё сводится к набившим оскомину фрейдистким принципам. Се ля ви.
9 из 10
10 июня 2015
Триллер «Смерть и девушка» режиссера Романа Полански несет в себе стержень психологически тяжелого фильма, который нереально было бы снять без хорошего актерского состава. Весь фильм — это по сути одни лишь беседы тройки главных героев, каждый из которых напуган словами и утверждениями, помалу не спеша создающими ужасающую картину прошлых лет.
Роман Полански с подбором актерского состава не прогадал. Сигурни Уивер безупречно справилась с ролью обыкновенной домохозяйки, над которой когда-то много лет назад держа в плену жестоко издевались. Стюарт Уилсон также великолепно сыграл мужа Полины — перспективного адвоката, который возвращаясь домой помог человеку, за спиной у которого много тайн.
Ну и, конечно, Бен Кингсли в роли заложника доктора Миранды, попавшего в плен той самой домохозяйки Полины. Она обвиняет его в том, что именно он когда-то держал ее в плену и вместе с другими ублюдками надругался над ее телом. Фильм Романа Полански с первых минут держит зрителя в напряжении, ведь конфликт между тремя главными героями как бы переходит с рук в руки, отдавая эстафету доминирования постоянно другому герою.
Благодаря талантливой игре актеров, в фильме ощущается триллерная атмосфера, ощущается опасность, которая грозит каждому из главных героев. Фильм также очень силен в плане режиссуры и сценария. «Смерть и девушка» — качественный триллер с качественным актерским составом.
8 из 10
8 февраля 2014
Паулина Эскобар, жена политического советника, призванного расследовать действия властей во времена диктатуры, узнаёт в случайном ночном госте — добропорядочном на вид человеке — бывшего палача, во власти которого ей пришлось в прошлом долгое время находиться. Она вычисляет его исключительно по голосу, так как во время пыток он всегда завязывал жертвам глаза, и они не видели лица насильника.
Кроме того, появляется ещё одна, косвенная, улика — запись концерта Шуберта «Смерть и дева», под которую палач обычно измывался над заключёнными. Оглушив непрошенного гостя, привязав к стулу и заткнув ему рот собственными трусиками, Паулина под угрозой смерти требует от него признания в содеянном. Но тот всё категорически отрицает. Долгое время зритель вместе с присутствующим при экзекуции мужем остаётся в неведении: обозналась она или нет?..
Экранизация одноименной и в своё время нашумевшей пьесы драматурга Ариэля Дорфмана (который, в свою очередь, позаимствовал название у скрипичного концерта Шуберта) обращена к одному из самых острых социальных и философских конфликтов — отношениям палача и жертвы. Как и в своём знаменитом дебютном фильме «Нож в воде» (1962), Поланский уже в новой вариации рассматривает отношения двух мужчин и одной женщины. И вновь представительница слабого пола оказывается духовно сильнее.
Поланский в который раз демонстрирует способность держать зрителя в напряжении, мастеровито, если не сказать мастерски, адаптируя к популярному жанру политическую тему. Благодаря детективной интриге, выверенному монтажу, организующему ритм повествования, филигранному использованию света, задающего особую атмосферу напряжения, и мастерству актёров, эта камерная, по сути и по факту, история не только не наскучивает (притом, что действие происходит в течение одной ночи и лишь дважды ненадолго выходит за пределы дома), но, наоборот, смотрится, что называется, на одном дыхании.
18 января 2014
В энный раз пересмотрела Смерть и девушку.
Да, Сигурни Уивер все знают из-за всех этих Чужих, но я на ее месте гордилась бы больше ролью в этом фильме, чем во всей саге об инопланетной живности.
Она просто восхитительна. Ее нервозность, ее паранойя, эти переходы от неадекватности к серьезности и обратно, то спокойствие и упертость, с которым она рассказывает об издевательствах и унижении, что ей пришлось пережить во время войны — она прекрасна. Будь в этом фильме сотня персонажей, я бы все равно увидела только ее горящий взгляд. Но Полански с его любовью к камерным сценам оставил всего двух мужчин около нее, еще сильнее оттенив ее превосходство.
Да, мужчины. Ее экранный муж был так бесцветен и нелеп, что я даже не запомнила его лица) понимаю, что сделано это было с умыслом, а я, как обычно, повелась на все приемы хорошего режиссера)
Бен Кингсли вызывал самые разные чувства. В основном было его жаль, потому что судорожная Уивер заставляла думать, что она окончательно сошла с ума и обвиняет первого попавшегося, невиновного человека в своих пытках. Во время ее рассказа — хотелось, чтобы его убили, разодрали на кусочки и сожгли. Что было во время его финального монолога, словами описать нельзя. Я ожидала чего угодно, но не этого.
Любимейший фильм, любимый Полански, лучшая Уивер.
4 ноября 2013
Роман Полански является одним из моих любимых режиссеров, и его фильмы я очень люблю. Его кино отличается от других своей атмосферой, оригинальностью и чем-то таинственным и прекрасным. Я смотрел все его фильмы, и каждый их них уникален и несет в себе кинематографическую ценность. Полански всегда талантливо и со вкусом снимает свои фильмы, и они все достойны внимания и уважения.
«Смерть и девушка» — один из моих любимых его фильмов, хотя многие этот фильм не любят и критикуют, и это кино получилось недооцененным. Данная драма с элементами триллера несет в себе глубокий смысл и настоящую драму. Мы видим разрушенную человеческую жизнь и возмездие за это. Кино получилось оригинальным, и все время держит зрителя в напряжении и в догадках. Мне нравится это кино тем, что оно ни на что не похоже, и его история интересная, и снята она хорошо, а атмосфера этого фильма прекрасная: ночь, дождь, ветер, домашний уют, тайна, расследование, горизонт с океаном и хорошие, талантливые актеры, играющие главных героев.
Мы видим главную героиню, которая ждет поздно ночью мужа, а он приезжает с незнакомцем, который ему помог, и главная героиня узнает его по голосу, ведь этот человек много лет назад во время фашистской оккупации пытал ее и насиловал, завязывая ей глаза. Она никогда его не видела, но голос и запах остались четко и ясно у нее в памяти. После того ужасного времени ее жизнь была поломана, и теперь судьба подбрасывает в ее жизнь снова этого человека, и главная героиня решительно настроена, и у нее возникает план мести и желание возмездия…
Главную роль в этой драме играла талантливая и сильная американская актриса Сигурни Уивер. Мне нравится эта актриса: в ней есть что-то необычное и невероятно талантливое. Она всегда шикарно играет сложные, драматические роли, и в этой драме Уивер была на высоте. Ее игра была чувственной и эмоциональной, а ее героиня вызывает жалость, ведь она пережила Ад, и так сильно хотела возмездия. В этой драме было приятно услышать квартет «Смерть и дева» Франца Шуберта, который играл в фильме не ключевую роль.
Кино получилось закрученным и драматичным, и при просмотре все думаешь, где же правда, он ли или нет ее насиловал? Конец фильма тоже получился интересным и неожиданным. Сценарий хорошо продуман, и мы видим глубокую драму, которую нам так хорошо показали. Сердцем и душой фильма конечно же была Сигурни Уивер. Ей респект за такую хорошую игру. В этой драме нам показали непростую ситуацию, в которой нужно было разобраться и наказать виновных, и фильм построен на расследование и признание. Мне это кино очень нравится, я смотрел его поздно ночью в тихой, спокойной атмосфере, и оно произвело на меня большое впечатление. «Death and the Maiden» — драма, бюджетом 12 000 000 миллионов долларов, которая получилась чистой и интересной, она оригинальная и непростая, в ней таится некоторая загадка и чувствуется хорошая рука режиссера. Мне это кино очень нравится, и я считаю, что оно несомненно заслуживает положительной оценки и внимания зрителей.
8 из 10
22 сентября 2013
В одной из стран наконец-то меняется власть и устанавливается неприемлемая демократия. Одного из руководителей нового правительства Герардо Эскобара беспокоит состояние жены, которая в свое время прошла через множественные пытки, но не выдала своего мужа прошлым диктаторам. Бедную Паулину пытали электричеством, а также множество раз насиловали и из-за этого у девушки развилась паранойя. Чтобы оградить свою любимую от мира, где каждый ей кажется тем самым злодеем-насильником, Герардо живет вместе с ней на берегу моря в маленьком уютном домике.
Все вроде бы начинает налаживаться, но в один очень дождливый вечер машина политика ломается и его довозит до дома очень милый доктор Миранда. При виде незнакомца, Паулина снова заводится и устраивает своему благоверному скандал на этой почве. Ночью, спасительный доктор возвращается к дому Эскобара, так как забыл выложить запасное колесо сломавшегося автомобиля, без которого ремонт и дальнейшая езда невозможна. Приглядевшись к добродетелю, Паулина признает в нем того самого человека, который в течение долгого времени издевался над ней и насиловал всеми возможными способами. Но вдруг это ей в очередной раз померещилось и она попросту начинает вымучивать признание из совершенно невинного человека…
Не знаю почему, но эта работа бесспорного классика кинематографа Романа Полански не так любима и известна, как многие его другие детища, хотя «Смерть и девушка» мало чем уступает его остальным проектам, так или иначе связанных одним общим стилем съемки. Полански всегда умел ставить великолепные триллеры, держащие интригу вплоть до самого конца и не отпускающие до наступления финальных титров, но в отличие от многих других, эта лента разительно отличается. Прежде всего это касается поступательного развития событий, ведь не мало экранного времени было уделено долгому запрягания. Правда чуть позже, действие разгоняется чуть ли не до первой космической и удивляет все новыми и новыми особенностями, которыми так славятся фильмы скандального режиссера. Хотя, повторно смотреть «Смерть и девушку», названную в честь композиции Шуберта, игравшую в моменты когда главную героиню насиловали, будет не так интересно и увлекательно как в первый раз, а это уже можно считать небольшим, но все таки недочетом.
В остальном, кино получилось очень мощным. Прежде всего это касается самой истории и безупречных диалогов, на которых по сути и держится все повествование, так как все действия разворачиваются практически в одном помещении, а именно в уютном домике Эскобаров. Благодаря всем этим аспектам, складывается сильный психологический накал, способный слегка напугать даже при отсутствии как таковой крови. При этом, здесь очень велика концентрация жестокости и откровенности, сочащиеся буквально из каждого кадра и являющиеся неотъемлемым атрибутом жанра хрестоматийного триллера. Но даже при таком жанре, «Смерть и девушка» больше тяготеет к серьезной драме, обличающей внутренних демонов и преследование грехов из прошлого, не оставляющих человека до самой смерти. Сама эта идея достаточно проста, но Полански ее так мастерски разыгрывает и доводит каждую новую сцену до нового уровня напряжения, что остается только удивляться его потрясающему мастерству в создании накала страстей на ровном месте.
Что касается основной интриги и финального откровения, тот тут каждый зритель должен сам для себя выбирать кому симпатизировать и кого считать сумасшедшим в сложившейся ситуации. К тому же, все хитросплетения сюжета поднимут со дна прошлого еще множество подводных камней, дающих очередной повод подумать над выбором своих симпатий. Но даже блестящий сценарий и прекрасная режиссура не смогут вылиться в достойный фильм без участия хороших актеров, с коими здесь проблем не возникает. По сути, «Смерть и девушка» это сцена для трех персонажей и самым ярким из таковых получилась героиня в исполнении Сигурни Уивер. Она давно слывет непревзойденным мастером сильных эмоциональных образов, способных не только разыграть трагедию, но и хорошенько прижать к ногтю и даже начистить рыло любому взрослому мужику.
В роли последнего здесь оказался великий Бен Кингсли, идеально вписавшийся в образ доброго доктора Миранды, попавшего под горячую руку жены своего нового знакомого. Ему было очень тяжело играть, так как большую часть времени он проводит связанным, но столь мастеровитому исполнителю было достаточно открытых глаз и пронзительной мимики. Не испортил общую картинку и Стюарт Уилсон, хотя на фоне харизматичных коллег он смотрелся немного тускловато.
В общем же, «Смерть и девушка» является очень достойным камерным триллером с мощными сценами психологического характера и с постепенно увеличивающимся накалом страстей, выливающимся в финале в настоящее откровение, открывающее сразу все карты. Кино очень сильное, но слишком уж Полански затянул начало, да и интрига при повторном просмотре улетучится, ну а в остальном все было на приличном уровне, так что оценка такая:
8 из 10
26 августа 2013
Чили, 1992 год. Времена диктатуры позади, но призраки из прошлого, терзающие ее жертв, все еще живы. Душевные и телесные раны невыносимо болят и даже люстрация не есть спасением для большинства. Полина Эскобар, живущая с мужем, адвокатом Герардо в доме у маяка, вспомнила этого маленького человека с тихим голосом. Доктор Роберто Миранда, доктор-садист, проводивший зверские опыты на своих жертвах, доктор, убивший в Полине сочувствие.
Триллер «Смерть и девушка» 1994 года снят Романом Полански по одноименной пьесе Ариэля Дорфмана. И хотя фильм является очень камерным и по сути театральным, картина имеет невероятный саспенс, который достигается благодаря напряженной работе оператора Тонино Делли Колли и отличной игре актерского состава, включающего в себя Сигурни Уивер, блестяще сыгравшей Полину, Стюарта Уилсона, исполнившего роль Герардо, и Бена Кингсли, как всегда восхитительно сыгравшего роль доктора Миранды. Сюжет ленты вертится исключительно вокруг этих трех героев и по структуре картина напоминает суд, причем суд Линча с единственно правильным в данной ситуации приговором. Актеры в ленте играют очень реалистично, с надрывом, отчего фильм смотрится как срез реальной жизни.
Не могу не отметить также саундтрек Войцеха Киляра, еще больше усиливающий в картине напряжение.
Я рекомендую этот отличный фильм, рассказывающий о справедливости и цене истины, всем поклонникам авторского кино и необычных триллеров и я не думаю, что лента Вас разочарует.
10 из 10
23 июля 2012
В 90-е года прошлого столетия знаменитый Роман Полански снял три картины. Стартовой стала эротическая драма «Горькая луна», которая повергла первоначально в шок поклонников режиссёра. Заключительной в те года стала мистическая картина «Девятые врата», где постановщик вновь обратился к излюбленной своей теме по поводу существования тёмных сил. Между двумя этими фильмами он выпустил психологический триллер «Смерть и девушка».
Эта картина, по оценкам критиков, стала чуть ли не худшей среди всех работ Полански. Все обратили внимание на чрезмерное углубление в театрализованную постановку. Несмотря даже на то, что фильм действительно был снят по пьесе Ариэль Дорфман. Многие также отметили абстрактность происходящего: непонятная страна (похоже, что это Латинская Америка), невнятная политическая обстановка (произошёл переворот?) и странноватые отношения в семье героев фильма (так уж получилось у них что ли?).
Однако, Полански не был бы Полански, если бы не умел шокировать своих зрителей. У него есть не один фильм, который смело ассоциировался с театральной постановкой. Непонятная страна — это, конечно, впервые, но вспомните, как Полански любит погонять своих героев в разных кинокартинах: всё происходящее случается в разных государствах на разных континентах, поэтому задумка с неизвестностью — это ему простительно. Тем более, что Ариэль Дорфман — аргентинка, а в то время в Южной Америке часто случались перевороты или хотя бы попытки провести их, что весьма раскачивало весь континент. Но а теперь самый главный козырь в руках критиков: странная семья. А где же вы выдели у поляка, родившегося в Париже, что-то другое? Везде олицетворением его картин были выходящими за рамки события, ставящие главных героев в такие положения, что обычному человеку и в голову не пришло бы это. Полански мастерски играет с обывателем, словно проверяя его возможности, окажись простой человек в столь неожиданной ситуации, что всегда приводило к тому, что зритель подсознательно ставил себя на место героев Полански.
К тому же Полански не изменил себе и в «Смерти и девушке» играли актёры разных географических школ. Если особой роли персонаж Стюарта Уилсона (англичанина) в эмоциональном плане восприятия картины не имел, то вот тонкая психоборьба между американкой Сигурни Уивер и англичанином Беном Кингсли — это настоящее наслаждение. Тем более, что роли у них были довольно неоднозначными в их кинокарьерах. Ведь все запомнили Уивер как хладнокровную актрису с железобетонным взглядом, а тут она больше похожа на психопатку с манией преследования. А Бен Кингсли тот вообще за год до премьеры «Смерти и девушки» играл еврея во время Второй Мировой войны («Список Шиндлера»), а тут ему предъявляются такие обвинения, что они явно сродни мерзавцам из концлагерей. И именно игра актёров, причём всех троих, наверное, лучшая грань в фильме. Буря эмоций — это Вы всё получите от главных героев фильма.
В общем, фильм не стал лично для меня чем-то слабым от Романа Полански. Его стиль в картине прослеживается от и до. Психологический триллер вышел на славу.
8 из 10
1 сентября 2011
Фильмы о мести одни из самых распространенных в жанре триллера и это творение тоже не является исключением. Скорее даже, в нем нет ничего исключительного. Женщина, подвергнутая ужасающим пыткам вызывает жалость, ее муж-карьерщик пренебрежение, а доктор, вокруг судьбы которого и построен фильм смешанные чувства. Поначалу кажется, что он невиновен, далее что виновен, но интрига как таковая не заставляет почувствовать шок, смятение, ужас, да хоть какие то эмоции в кульминации фильма.
Детектив построен неинтересно, диалоги скучноваты, все лежит на поверхности. Метафора со сброшенной машиной словно решает исход фильма. Уловки так банальны что даже говорить о них не хочется.
Построен фильм так, что в начале и конце видна сцена, в которой из глаз героини текут слезы. Если это кого то искренне задело, то я вам завидую.
Все скучно, неинтересно, не ново, банально, как-то не доделано. Радует только игра актеров. Только за нее
6 из 10
17 октября 2010
Перед нами самый раскритикованный и недооцененный фильм Романа Полански. Мало того, что он получил не самые одобрительные отзывы критиков, так еще и с треском провалился в прокате, и оказался несколько подзабыт большинством зрителей. Я сам об этом фильме узнал совершенно случайно, и поначалу не особо хотелось смотреть, но так как я люблю камерные триллеры и фильмы этого режиссера, так что вскоре приступил к просмотру.
И каково было мое удивление, когда оказалось что это один из лучших фильмов этого режиссера и один из лучших представителей жанра. Хотя фильм все же несколько своеобразный и крайне на любителя.
В первую очередь интересна смысловая часть. Вот только для ее понимания, нужно забыть про такую злобную штуку под названием «политика». Я эту штуку терпеть не могу и вам не советую. Так вот, если рассматривать этот фильм с точки зрения политики, то он дрянь полнейшая, вроде как это агитация демократии и бла-бла-бла. Но на самом деле фильм совершенно о другом, он про то, как ужасно меняет жизнь человека насилие. И еще про то, что любые поступки имеют свои последствия.
Сюжет, в общем, довольно прост. К супружеской паре по воле случая приходит некий человек, по голосу, запаху и любимым выражениям которого, женщина начинает подозревать его в том, что он много лет назад изнасиловал ее, завязав глаза. Дальше начинается полная жесть, сначала у мужчины угоняют машину, после чего его связывают и пытаются выбить из него признание. Вроде бы, какое нам до этого дело? Но смотреть действительно очень интересно, до самого конца так и не понятно, правду он говорил или нет. И что самое интересное, даже финал оставляет двойственное ощущение, как будто и это было неправдой. Еще очень порадовали отлично прописанные диалоги.
Почти все действие происходит всего лишь в одном доме, но как я сказал ранее, смотреть фильм все равно очень интересно и ни капли не скучно. Очень радует атмосфера, без излишнего мрачняка но и безо всякого пафоса и налета Голливуда. Саундтрек довольно красивый, хотя музыка играет только в начале и конце. И фильм по-своему очень красивый, особенно запомнился кадр в финале, когда главные герои стоят у воды.
Ну и про актерские работы надо упомянуть отдельно. Сигурни Уивер мне всегда очень сильно нравилась, но после этого фильма я зауважал ее еще больше, сыграла она отлично. Очень сильно порадовал Бен Кингсли, здесь он главный актер, переиграл всех, очень яркая роль, одна из самых лучших в его карьере. Стюарт Уилсон сыграл послабее остальных, но все равно он очень хорош, самая запомнившаяся роль в его карьере.
Вывод: очень напряженный и атмосферный психологический триллер. Один из лучших в своем жанре, и один их лучших фильмов в карьере Романа Полански. Всем советую!
Оценка:
10 из 10
27 августа 2010
Триллер «Смерть и девушка» Полански снял в 1994 году. Действие происходит в Чили в 1992 году. Бывшие оппозиционеры — Герардо и Паулина (Сигурни Уивер) — живут себе спокойно далеко за городом. Герардо — видный юрист, и занимается преступлениями пиночетовского режима. Паулина, которая пережила застенки чилийского тоталитаризма, обладает рядом психических расстройств, который мешает её нормально жить. Однажды к ним в гости приезжает врач Роберто Миранда (Бен Кингсли), который, по мнению Паулины, пытал её в секретных тюрьмах 25 лет назад. Является ли Миранда преступником, или это всё плод психических расстройств Паулины, зритель узнает только в конце.
«Смерть и девушка» — сильное психологическое произведение. Лично я реально сидел в напряжении весь фильм и гадал — действительно ли Миранда пихал Паулине электроды в одно интересное место или это не он? Сам фильм снят в одной комнате, в кадре только три актёра. Ленту очень легко перенести на сцену и выдать её за спектакль. Но большинство сюжетных поворотов угадывается, а потому больших восторгов испытать нельзя. С точки зрения политики, так фильм вообще слаб. Основная мысль ленты такая — вот как только придут к власти либералы и демократы, так сразу наступит рай на земле. На деле же режиссёру удалось доказать обратное — уж больно смешным выглядел видный либеральный юрист в реальной жизненной ситуации, и уж больно хорошо показано, что русский офицер чилийский преступник бывшим не бывает.
В итоге лента сильна психологически, слаба политически, и абсолютно обычная с точки зрения кино. Смотреть не рекомендую, хотя ничего страшного в кино нет. Сигурни Уивер даже пару раз показывает свои железы, а это уже плюс.
7 из 10
18 апреля 2010
Латиноамериканская страна без названия. Остров с маяком. Женщина дома одна. Она готовит ужин. Остров вздрагивает от начинающейся бури, тревожно вспыхивает маяк. Она тушит свечи, нервно задергивает шторы, наглухо закрывает все окна. Она тревожно ждет…
Эта женщина Паулина — одна из тех бесчисленных пострадавших от военной хунты. Ее тело отмечено ожогами от сигар, лишено возможности родить, а душа изранена настолько, что тревожные вспышки ужаса никогда больше ее не оставят в покое. У нее есть муж, которому она посвятила себя, из-за его идей, ради него, ради его безопасности она оказалась в камере пыток.
В настоящие дни ее муж Херардо — преуспевающий политик, имеющий большой вес и шансы. Кажется, ей тоже больше ничего не угрожает. Ей незачем было запираться дома без света, ничего не произошло, это ее муж вернулся домой, а в непогоду ему помог случайный знакомый… Этот голос, нет, она не забудет его никогда.
Она будет обвинителем, судьей и палачом. Ее муж должен будет пройти путь от адвоката до карателя, до человека, не знающего, как поступить. А обвиняемый — доктор Роберто Миранда, на протяжении всего суда в этой закрытой комнате будет красноречиво и правдоподобно убеждать в своей невиновности.
Около 20-лет назад некий доктор при тюрьме насиловал ее, избитую, подвергнутую пыткам военными, много раз, сколько ему хотелось, а потом ставил ей музыку, приятную классическую музыку, он ставил ей «Смерть и деву». Она, будучи молодой девушкой, полуживая, находилась вместе со смертью в той самой камере пыток хунты. Кроме его голоса и той музыки она не помнит ничего. Ее доказательства звучат как полный бред.
Их всегда будет только трое. Только они втроем должны решить: виновен ли он? Что с ним сделать, если он виновен?
Вообще, я не люблю политические фильмы, но смотрелось с интересом. Несмотря на то, что действительно, кроме троих героев, нет больше никого. Я также никогда не любила Сигурни Уивер, но она, не будучи латиноамериканкой, сыграла убедительно. Как и Бен Кингсли, как и актер, исполнивший роль супруга. Фильм смотрелся тревожно, с интересом, до самого конца не давая возможности ответить на его главный вопрос.
7 из 10
19 декабря 2009
«Смерть и девушка» — самая недооцененная картина Романа Полански. Еще бы, ведь фильм — настоящий артхаус, камерная вещь, больше похожая на театральную постановку. Очень сложно рассчитывать на успех фильма, все действие которого происходит в замкнутом пространстве с участием трех актеров, но, думаю, настоящие ценители хорошего кино не пройдут мимо.
Режиссер рассказывает шокирующую своими подробностями историю об ужасах военной диктатуры, царившей в 70-е годы в одной из стран Южной Америки. Причем делает это не визуально, а при помощи диалогов, написанных Ариэль Дорфман, автором одноименной пьесы, по которой, собственно, и снят данный фильм. Главным действующим лицом Полански делает женщину средних лет по имени Полина Эскобар, жертву тоталитарного режима, подвергшуюся в молодости чудовищным пыткам на допросах тайной полиции. Муж Полины — Герардо, высокопоставленный чиновник, возглавляющий комиссию по отслеживанию политических преступников, причастных к расправе над невиновными людьми, всеми силами пытается помочь жене забыть прошлое, но Полина безутешна. Ее искалеченная душа и бесплодное тело жаждут отмщения уже много лет. Однажды судьба подбрасывает ей такой шанс, когда на пороге их дома в один ненастный дождливый вечер оказывается некий доктор Роберто Миранда, очень похожий на того самого доктора из прошлого, применявшего бесчеловечные опыты на своих пациентах, в том числе и на Полине…
Наверное, справедливо, что «Смерть и деву» (именно так стоит переводить название фильма, отсылающее к знаменитой композиции Франца Шуберта, столь трагически отозвавшейся в судьбе главной героини) поставил именно Роман Полански — человек, чье детство, как известно, прошло в немецких концлагерях. Кому, как ни ему, знать, что такое боль, ненависть и страх. Кто, как ни Полански, может показать абсолютное зло во всех его проявлениях, не будучи при этом пафосным. Из ныне живущих режиссеров — наверное, никто.
Надо отдать должное Поланскому — пытаясь расквитаться с «призраками прошлого», он не впадает в демагогию и не становится палачом, помогающим вынести вердикт героине Сигурни Уивер. Наоборот, он как бы деликатно отходит в сторону, превращая дом Эскобаров на полтора часа в живое воплощение суда, где, как и полагается, есть подсудимый (Миранда), адвокат (Герардо) и обвинитель (Полина). С той лишь разницей, что подсудимый может быть застрелен на месте, если не признается в своем прошлом и не покается в совершенных грехах.
Благодаря гениальной игре Бена Кингсли вы не за что не догадаетесь, был ли виновен его герой в выдвинутых против него обвинениях, или же Полина все-таки ошиблась. Вся правда доктора Миранды раскроется за пару минут до финала, содержание которого, я вам, разумеется, описывать не буду, дабы не портить впечатление перед просмотром.
Но, несомненно, самым сильным звеном картины стала Сигурни Уивер, исполнившая одну из лучших своих ролей. Достаточно взглянуть в ее глаза, чтобы увидеть всю ту боль и отчаяние, что разъедают ее героиню. Монолог Полины о чудовищных пытках, примененных над нею доктором-садистом, в том числе 14-ти (!) изнасилованиях, не оставит зрителя равнодушным. Оружие для нее лишь способ доказать правду, не больше, не меньше — да это не законно, но на ее месте любой поступил бы также. Уивер своим пугающе достоверным перфомансом доказывает, что она не только лейтенант Рипли (хотя и в «Чужих» она была великолепна), но и мощная драматическая актриса, способная на самые неожиданные роли.
Стюарт Уилсон, играющий ее мужа не настолько известен широкой публике, в отличии от своих экранных партнеров, но и он держится молодцом, удачно показывая баланс, который приходится соблюдать его герою на протяжении всего фильма. Являясь юристом по образованию, да и просто законопослушным гражданином, он не может вот так легко позволить Полине убить незнакомого им доселе человека, и в тоже время он хочет поверить жене, что это именно тот, кто покалечил ей жизнь. В таком случае Герардо окажется полностью на стороне супруги, но пока вина подсудимого не доказана, будет всячески защищать его, чего бы это ему не стоило.
Снятая по всем законам «классицизма», то есть единства пространства, времени и места, картина Поланского продолжает тему замкнутых пространств, смакуемую режиссером на протяжении всей его карьеры («Тупик», «Отвращение», «Жилец»). Здесь эта составляющая доведена до предела — зрителю предстоит полтора часа любоваться интерьерами дома Эскобаров, лишь два раза покидая его пределы, в начале и в конце фильма. Сей факт наверняка отпугнет многих от просмотра «Смерть и девушка», но уверяю вас, благодаря интересному сюжету и интриге, закрученной вплоть до финала, а также мастерству оператора Тонино Делли Колли (того самого, что снял «Однажды в Америке», «Хороший, плохой, злой» и «Жизнь прекрасна») дающего потрясающие крупные планы лиц актеров, которые здесь играют так, что кажется, будто это и не кино вовсе, зрителю не должно быть скучно. Если конечно вы не считаете скучными такие картины, как «Веревка», «Бешеные псы» и «12 разгневанных мужчин», действие которых тоже подчинено определенным рамкам времени и места.
Не лишайте себя возможности оценить не самую лучшую (если сравнивать ее с «Китайским кварталом», «Пианистом» и «Ребенком Розмари»), но и не самую худшую (по сравнению с «Неистовым», «Пиратами» и «Оливером Твистом») картину Романа Полански, ставшую, возможно, самой личной и интимной в биографии великого режиссера, а оттого и непризнанной, ведь, как известно, все, что является личным и интимным для каждого из нас, становится абсолютно чуждым и непонятным большинству.
7 из 10.
27 сентября 2009