Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Рисовые люди |
английское название: |
Neak sre |
год: | 1994 |
страны: |
Камбоджа,
Германия,
Франция,
Швейцария
|
режиссер: | Рити Панх |
сценаристы: | Эва Дебуас, Shahnon Ahmad, Рити Панх |
продюсеры: | Жак Биду, Пьер-Ален Мейер |
видеооператор: | Жак Букен |
композиторы: | Жан-Клод Бриссон, Марк Мардер |
художники: | Nhean Chamnaul, Vuong Kyry |
монтаж: | Андре Давантюр, Мари-Кристин Ружери |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $43 511 |
Мировые сборы: | $43 511 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 мая 1994 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 5 мин |
«Рисовые люди» — пронзительная и тяжёлая драма камбоджийского режиссёра Рити Панха о жизни одной семьи из маленького камбоджийского села.
Камбоджа — это аграрная, малоразвитая страна в Юго-Восточной Азии. В 1975 году в стране к власти пришли леворадикальные «красные кхмеры», что желали превратить государство в «аграрный рай». Однако путём избавление от всего западного, технического, просветительского…
Рити Панх показывает на примере одной семьи жизнь тогдашних крестьян. Людей рисовых полей. Дети рождались в рисовых полях, играли с рисом. Люди взрослели в рисе, женились на этих полях, рождали своих уже детей, болели, но продолжали его выращивать. Там же и умирали. «Мы родились, чтобы выращивать рис. Мы не знаем другой жизни» звучат, как наказание, слова главного героя.
В фильме режиссёр молчит о красных кхмерах и проблемах страны, но картина показана так, чтобы у зрителя возник вопрос «а разве можно так жить?». Семья Поэв и Ом одна из тысяч камбоджийских семей, которые застряли в поле и не знают иной жизни. С потерей кормильца в семье единственные крупинки счастья и достатка стали стремительно угасать. Вдова сошла с ума от горя, и на старшую дочь взвалилась вся забота о шести сестрах и других не менее важных детях — рисовых колосьях. Молчаливо, без лирики и пафоса, слово документальный фильм, Рити Панх кричал, рассказывая об ужасах людей, которые застряли в веке 15 или 16. И плохо не то, что маленькая девочка не знает, есть ли жизни за полями, а отец рассказывает ей про ледяную неприступную гору, дальше которой он не уходил. А то, что в любой миг из-за неурожая или непогоды, случайной смерти кормильца жизнь просто погаснет, семья разрушаться. Исчезнет человек.
Коммунистический коллективизм был хорош, когда людям приходилось объединяться для совместных целей — уничтожить наводнивших поле змей или крабов. Но когда в большой семье случилась беда, коммунизм рухнул, никому не стала нужна сошедшая с ума женщина и её семь дочерей. Каждый сам за себя.
10 из 10
24 апреля 2017
- Мы родились, чтобы выращивать рис. Мы не знаем другой жизни. Наша жизнь может быть только такой.
Камбоджийская документальная драма режиссера и сценариста Ритхи Паня представляет собой адаптацию повести малайзийского автора Шахнона Ахмада, действие которой происходит в малайзийском штате Кедах. «Рисовые люди» — это история семьи из сельской глубинки в Камбодже после Красных кхмеров, которая пытается вырастить урожай риса.
Красные кхмеры — крайне левое политическое течение аграрного толка, чья идеология зиждилась на возврате к сельскохозяйственному типу производства и неприятии всего западного и современного. Пополняли движение в основном подростки 12—15 лет, лишившиеся родителей и ненавидевшие горожан как «пособников американцев». Все граждане были обязаны работать. Вся страна была превращена в трудовые сельскохозяйственные коммуны с 18—20-часовым рабочим днём, в которых местное бедное и среднее крестьянство и согнанные из городов люди в тяжелейших условиях занимались малоквалифицированным физическим трудом — в основном высаживанием риса. Так что Поэв, герой фильма, не лукавил, говоря, что для них нет другой жизни.
Панх оставил всю политику за кадром: при просмотре «Рисовых людей» не возникает мыслей о государственном устройстве Камбоджи, которое обуславливало такую безрадостную жизнь граждан. В центре повествования — трагедия одной семьи; кто заинтересуется истоками проблемы, тот столкнется с трагедией целого народа.
На самом деле, страшно становится даже тогда, когда ставишь себя на место одного-единственного человека, занятого выращиванием риса. Мало того, что само по себе получение урожая напрямую зависит от капризов природы, так еще и для облегчения крестьянского труда не делается абсолютно ничего. Работать — так босиком, ничего, что змеи. Пахать — на волах, к черту заморские трактора. Заболел — так жди, может, придет к тебе шаман, поколдует. Может и не прийти, кстати. Лекарства? Очки? Новая комфортная рабочая одежда? Не, не слышали.
Фильм снимался в камбоджийской деревне Камреанг, провинция Кандаль, расположенной на берегу Меконга, недалеко от Пномпеня. В съемках были задействованы как профессиональные артисты, так и простые люди. Если отвлечься от ужасов социального положения людей (а это нелегко), то можно насладиться картиной выращивания риса от вспахивания до обмолота — познавательно и интересно. После такого понимаешь, что жить в российской глубинке и выращивать картофан — просто рай земной; просто надо знать, с чем сравнивать.
Таким образом, лента Панха не просто познавательна с социально-политической точки зрения, но и трогательна — с чисто человеческой. Более того, ее художественная ценность полностью оправдывает номинации на «Пальму» и «Оскар».
3 февраля 2013