Среди старых сериальных проектов 'Королевство' Ларса фон Триера - один из тех, который безусловно достоин просмотра.
Он состоит из 13 серий по часу длительностью. Это три сезона, выход которых оказался растянут на десятилетия. Первые 2 сезона по 4 серии вышли в 1994 и 1997 г. А третий аж в 2022 г.
Несмотря на то, что первый сезон празднует в этом году свой 30-летний юбилей, 'Королевство' совершенно не выглядит устаревшим и утратившим актуальность.
В центре внимания тут сотрудники отделения нейрохирургии одной датской больницы. Это, как заявляется, передовое технологически оснащенное медицинское учреждение. Заставка сообщает зрителям, что больница построена на полях, которые раньше использовались для отбеливания ткани. И на этой территории спрятано зло, которое уже пробудилось.
Завязывается повествование вокруг пациентки симулянтки по имени миссис Друссе. Женщина вроде-как умеет общаться с духами. И в лифте больницы она слышит плач какой-то девочки. Это обстоятельство не оставляет ее равнодушной и заставляет приступить к активным поискам этой девочки. Ее смерть окажется связана с именем основателя этой больницы жуткой историей.
Другой центральный герой - это шведский врач, который недавно провел неудачную операцию и оставил маленькую девочку практически в вегетативном состоянии. Он пытается скрыть документацию об операции, чтобы избежать разбирательств, но вскоре решит обратиться к африканской магии, чтобы решить свою проблему.
А еще в 'Королевстве' есть юный интерн, который отрежет голову трупу. Есть сотрудница, которая забеременела от потустороннего существа и родит от него жуткого монстра. Есть патологоанатом, который пойдет на немыслимое, чтобы обзавестись печенью умирающего человека. Есть тайное сообщество врачей, которые организовали нечто вроде масонской ложи. Есть два человека с синдромом Дауна, которые моют посуду и знают о духах и всех прошлых и будущих мистических событиях больницы... Не говоря уже о мистической карете скорой помощи, которая каждый вечер появляется на пороге больницы.
'Королевство' предлагает зрителям погрузиться в историю, где ни один из персонажей не олицетворяет норму. А потустороннее становится с каждой минутой все более логичным и нормальным по сравнению с обыденным.
Первый сезон обрывается буквально на самом напряженном моменте - герои рожают, умирают, уезжают, сходят с ума и проводят обряд экзорцизма. Параллельно по больнице ходит высокопоставленная комиссия, становящаяся свидетелем всех безумств, творящихся в стенах якобы самой лучшей больницы Дании.
А во время титров выходит сам Ларс фон Триер и с загадочной улыбкой комментирует показанное и призывает зрителей быть готовыми принять и зло и добро. И такой финал, ничего толком не объяснивший и резко оборвавшийся, парадоксальным образом оказывается идеальным завершением, не вызывающим раздражение.
Второй сезон начинается с заявления, что дух первого сезона улетучился. А третий с недовольного причитания охранника реальной больницы о том, что сериал привлекает сюда кучу неадекватных людей, не понимающих, что все это выдумки идиота Ларса фон Триера.
Рейтинг 'Королевства' - более чем заслуженные 8,2 в IMDB. У сериала есть американский ремейк 'Королевский госпиталь' 2004 г., над созданием которого работал сам Стивен Кинг. Но повторить магию Ларса фон Триера ему не удалось - это авторский уникальный проект. Одно из первых его громких творений, в котором страхи отражаются с помощью сатиры, за сатирой прячутся смыслы, а смыслы вытесняются сомнениями.
Не пожалейте свое время на этот старый-старый сериал, который словно сам превратился в бессмертное привидение, легко дышащее свежестью и оригинальностью.
7 мая 2024
The Riget Exodus, 2022
Directed by Lars von Trier
Спустя более чем 20 лет выходит 3 сезон единственного сериала от культового режиссера и без преувеличения арт иконы. Параллели с 'Твин Пиксом' напрашиваются сами собой. История обоих сериалов оборвалась на 2 сезоне. И во время самых интересных событий. Но естественно сериалы разные, хоть между ними и есть схожести. Схожи они похожей историей и некоторыми элементами, которые присутствуют в обоих шоу. Стоит заметить, что и сам Триер не скрывал того, что его сериал вдохновлен творением Дэвида Линча и Марка Фроста. Тогда в 1994 году сериалы подобного уровня были еще в новинку и Ларс фон Триер стал одним из первопроходцев высшей категории сериалов. И тогда никто не ожидал, что он снимет подобное. Три первых больших его фильма были идеальны с технической точки зрения и предельно серьезны, хоть иногда и мелькала частичка юмора. В 'Королевстве' же видны новые технические приемы: ручная камера, отсутствие выстраивания кадра заранее путем раскадровок. То есть, съемка в чистой импровизации. А в самом сериале было много юмора и абсурда. Для режиссера-это очень нетипчиная работа, учитывая что обычно Триер придерживается реализма, а сами его картины мрачные и пугающие за редкими исключениями. В 'Королевстве' же присутствует самый настоящий сюрреализм. С выходом 1 сезона Триер стал настоящим народным любимцем. Ну ведь правда, невозможно не влюбится в того обаятельного и дерзкого человека в смокинге (по слухам, ниже смокинга Ларс был в трусах), который пересказывал в титрах случившееся в серии и просил принимать как божественное, так и дьявольское. Годом позже, в 1995 году, вместе с Томасом Винтербергом они создали легендарный манифест Догма 95. И некоторые приемы этого движения можно найти в 'Королевстве'. Еще позднее вышел 2 сезон, который публика приняла чуть хуже. Но, по моему мнению, 2 сезон ничем не уступает 1. К сожалению, 3 сезон снять не удалось из-за смерти главных актеров. Съемки продолжения были просто невозможны.
И вот в 2022 выходит 3 сезон. Многое изменилось за это время, включая самого режиссера, но талант и мастерство Триера остались неизменны. Ларс мастерски выкрутился в плане сюжета. Продолжить линии, которые оборвались, он никак не мог и пошел на интересный ход. Героиня Бодиль Йёргенсон, которую зовут Карен, смотрит финал 2 сезона 'Королевства' и недоумевает из-за такого резкого конца. И она решает лично посетить больницу 'Королевство'. Стоит отметить, что эта актриса играла Золотое сердце другого фильма Триера - 'Идиоты' и звали ее тоже Карен. Вполне вероятно, что это та же самая героиня. И что немаловажно, фон Триер награждает свою героиню лунатизмом, что отсылает к его трилогии Депрессии и 'Дому который построил Джек'. Все происходящее в 3 сезоне вполне может быть сном. А Карен может символизировать зрителя, которому очень уж интересно, чем все закончилось. Ларс фон Триер очень любит своего зрителя и не держит его за дурака. Каждый может находить в его фильмах что-то свое и интерпретировать произведение, как того пожелает. Ну или вовсе стать во время просмотра соавтором кинополотна. Те, кто хорошо знаком со мной, знают, что Триер один из моих любимых режиссеров и что я являюсь его фанатом. Его фильмы оказывают на меня терапевтическое действие, иногда шоковое. После его фильмов я не ухожу прежним. Триер своими работам проникает внутрь меня и задевает сокровенное. Ну вернемся же к 'Королевству'. Карен приходит в больницу, ей открывает дверь перелетная птица, и изображение меняется. Появляются характерные для сериала теплые тона. И Карен пытается завершить то, что не завершила ее предшественница. Так начинается Исход. На мой взгляд, в 3 сезоне юмор стал еще круче. В нем много сцен, от которых я смелся в голос. И особенно мне понравился герой Хелмер младший или же просто 'Полумер' в исполнении Микаэля Персбрандта. Эта роль будто писалась под него. Чего только стоит его взгляд, которым он смотрит на датчан. Неприязнь к датчанам передалась от его отца Хелмера Старшего. Его ненависть обыграна отлично. А за самим 'Полумером' всегда интересно наблюдать, а их дуэт с Анной бесценен. Также Триер не мог пройти мимо и не выстебать современные тренды и тенденцит в политике Западной Европы. Ну и в особенности Швеции. Тут тебе и стеб 'этнического разнообразия' выбора гендеров и харассмента. Доходит до того, что 'Полумер' запрещает использовать слова он и она и призывает всех обращаться к пациентам просто оно. Из-за этого случается настоящий кавардак. А зрители могут смеяться со всего того абсурда, что видят на экране. Затем нам показывают, что 'Полумер' не придерживается взглядов, которые пытается навязать, а под конец и вовсе оказывается приверженцем чуть ли не фашисткой идеологии. Очень порадовал Ларс Миккельсен. Он играет главного врача, который проводит политику открытых дверей в больнице, но сам же закрывается на множество замков. Настоящим подарком было увидеть в 3 сезоне любимцев Триера - Уиллема Дефо и Удо Кира. Хоть их и мало, но они запоминаются. Исход - невероятно смешное, абсурдное и с небольшой частичкой печали представление. Видно, что Триер отрывался как мог. 'Королевство: Исход' отличается от последних его работ своей лёгкостью. Ну а самое главное, смотря сериал, я чувствовал себя хорошо и смеялся от души в очень непростое время. Я очень благодарен Триеру за это. А финал 'Королевства' получился прямо в духе Мастера. 3 сезон можно считать рождественской сказкой от фон Триера, которая заставляет смеяться даже в темноте. Очень надеюсь, что это не последняя работа маэстро, и мы еще увидим его следующие произведения искусства. Этот человек с его кинокартинами очень сильно повлиял на меня, и хочется пожелать ему долгих лет жизни, крепкого здоровья и чтобы он не переставал радовать своих поклонников.
13 августа 2023
'Больница Королевства находится в болотистой местности. Когда-то здесь были пруды для отбеливания, где отбельщики замачивали огромные полотнища тканей. Это место постоянно было окутано туманом испарений. Потом здесь построили больницу. Отбельщики уступили место врачам и учёным, лучшим умам страны и самым современным технологиям. И по завершении трудов больницу нарекли 'Королевством'. Теперь здесь утверждалась жизнь, а невежество и суеверия были изгнаны из бастионов науки. Возможно, это высокомерие и упорное отрицание потустороннего стали чрезмерными, поскольку холод и сырость постепенно возвращаются. В прочном современном здании наметились первые признаки усталости. И хотя ни одна живая душа ещё не знает об этом, но врата в 'Королевство' вновь открываются...'
Прошло несколько лет со съемок предыдущего сезона. Но при этом наш сезон является прямым продолжением предыдущего, бесшовным, то есть начинается там, где закончился предыдущий.
В прошлом сезоне мы однозначно выяснили, что духи, приведения и т.д. существуют. В этой части откровенного бреда, отвратительного и прочего становится больше. В прошлом был баланс, но в этом со сверхъестественным и прочим уже явный перебор. Всё превращается в откровенный сюр, то есть неправдоподобия слишком много становится.
Я не знаю, кому в действительности может такое понравится... мне реально интересно кому, как и Твин Пикс. Да, за всем этим можно с интересом смотреть (что-то вроде: когда же это всё закончится), дожидаясь окончания, чтобы не возвращаться к сему творению. Но чтобы был интересен сам сюжет... и тем более пересматривать такое. Кому (кроме автора, не удивлюсь, если и он сам не пересматривал, если только ради съемок продолжения)?
Но что я могу сказать, я сам не перечитываю свои рецензии, как правило, если только после того, как они загораются зелёным... красные не тянет читать. Многие актеры почему-то свои фильмы не смотрят, наверно, если знаешь, как оно снималось, готовилось, то вся очаровательность фильма теряется... да и на себя не все хотят смотреть. А вы часто пересматриваете свои фотографии, где только вы?
Меня зовут rinatkhamatov, и я желаю вам отличного киновечера.
***
В остальном сериал продолжает иносказательно, а иногда и явно говорить о проблемах здравоохранения, врачебных ошибках и успехах, взаимоотношениях докторов, некой политике в руководстве больницей/больничной системой и т.п.
24 марта 2023
Больница. Старый способ съемки, зернистая плёнка. Что-то потустороннее... или нет. Обычное учреждение здравоохранения, Клиника? Или нечто большее? Врачи, которые пытаются спасти жизни? или люди, которые используют пациентов в своих целях? а может, бесцельно сосуществуют с больными?
Пациенты болеют и умирают. Кто-то притворяется больным, но зачем? Один из ведущих врачей распознаёт ошибки других, но сам не ошибается ли? Странные мойщики посуды, мудрее всех прочих. Остальные мудрецы же сериала, как дети, совершающие ошибки и прикрывающие их собственным воображением о добре и зле.
Есть полтергейст, но не кажется ли нам всё это? Стечение обстоятельств, шум лифта, звон пружин, игра света и сквозняка сотворяют в нашем воображении Нечто. Но существует ли оно? или мы просто не доспали, сошли с ума, хотим верить в то, чего не существует? Хорошо, что пока не в психушке.
Больница, как живой организм, впитывает души убиенных. Да или нет?
_
Странный сериал. Настолько странный, что даже автор это понимает, а потому появляется в кадре, пытаясь что-то разжевать. Это не ломание четвертой стены, а скорее своеобразное пятое измерение.
Что действительно интересно смотреть тут? Занимательно, к чему всё приведёт. Как это всё, раскрутившись, остановится... чем закончится почти скандинавская история. Больничная история с почти нуарным оттенком полтергейстного детектива.
23 марта 2023
Третий сезон 'Королевства' - удивительная история о том, как игра с фан-сервисом постепенно превращается в бесконечно гениальное высказывание о неизбежности смерти
Фанаты 'Королевства' ждали третий сезон 25 лет. Ларс фон Триер, конечно, без дела не сидел, но к своему главному тв-проекту вернулся спустя десяток фильмов. Совсем тезисно, почему 'Королевство' - культовая вещь:
- классно вписанный в скандинавское пространство 'Твин Пикс'
- прообраз всех будущих медицинских ситкомов типа 'Клиники' или 'Доктора Хауса', 'Я лечу' или 'Интерны'
- первый на моей памяти подобный сплав реально жуткой мистики и реально смешной комедии
- самое успешное в Европе авторское кино, которое хитрец фон Триер выдал за тв-сериал
- орден двух стран за полное изнасилование шуток про датско-шведское противостояние
'Королевство' первых двух сезонов - это безумный дайджест странных и максимально неестественных образов. Зацикленный на науке онколог решает пересадить себе гепатосаркому для изучения. Шведский сноб устраивается в датскую больницу, чтобы каждый день в бинокль смотреть в сторону родины и кричать в небеса 'Датские ублюдки!'. Талантливый нейрохирург шантажирует интерна украденной из морга головой пациента. А еще там гаитянские вуду-жрецы, ребенок с лицом Удо Кира, полоумная фрау, ищущая духов в лифте, и два посудомойщика с синдромом Дауна, болтающих на философские темы.
За людей, которые начнут смотреть 'Королевство' сразу с третьего сезона, страшно. Машинка в больничку может и не довезти. Фон Триер создал культовый продукт, начиная с бросающей в дрожь заставки про болота, на которых выстроена больница 'Королевство'. Раньше там отбеливали белье, а пары, сгущавшиеся в топях, создавали саван вечного тумана. Прошли века. Отбельщики уступили место врачам и исследователям - науке и лучшим умам Дании. Но древнее зло уже пробудилось...
Фон Триера обязательно будут сравнивать с Линчем. Третий сезон 'Твин Пикса' вышел тоже спустя большой перерыв, но он пошел совсем другим путем. Датчанин даже не притворяется, что снимает что-то современное. Если смотреть сезоны подряд, то третий, снятый в 2022-м, выглядит как прямое продолжение второго, сделанного в 1997-м. Ручная камера, намеки на Догму 95, болезненная сепия. Фон Триер делает вид, что никаких 25 лет не было
Главная проблема - смерть почти всех главных актеров. Фон Триер выходит из ситуации очень просто - меняет их на похожих, где-то сына на отца, шведа на шведа, седую старушку на седую старушку. Смерть - так естественна, что не имеет смысла обращать на нее внимания. Изящное решение сложнейшей задачи.
'Королевство' ныряет в сплошной фан-сервис. Новый Хельмер - это сын старого Хельмера, приехавший в Данию, чтобы забрать прах отца и ровно пять раз (по одному за каждую серию) прокричать 'датские ублюдки'. Вместо чудаковатого главврача Мойсгора такой же чудик Понтопидан. Датскую мисс Марпл мадам Друссе заменили на абсолютно такую же Карен.
Фон Триер нагло вводит мультимедийность. Та же Карен смотрит по ТВ первые сезоны 'Королевства', критикует осла и придурка Триера. В палаты, где развивается фильм, водят туристов. Ну вы поняли, чтобы посмотреть, где 'этот идиот Триер снял то самое 'Королевство'. Старые кадры входят в новые, герои-двойники, доведенные до конца даже малейшие интриги.
И при всем при этом фан-сервис - лишь маскировка. Полное опровержение факта, что фон Триер сдал и ушел в саморефлексию, а значит постарел. Финал фильма оставляет абсолютное ощущение великого, понятного на уровне чувств, но не выражаемого ими или, тем более, словами. Это, правда, похоже на ломку после линчевских шедевров вроде 'Твин Пикса' или 'Малхолланд Драйв'.
Фон Триер не мнит себя Богом, потому что ему скучна стерильность. Скучны границы юмора. Что это вообще за юмор такой, если нельзя шутить про Сатану, экскременты или ампутантов? Границы придумали скучные люди, испуганные и несвободные. Если у Фон Триера есть табличка над изголовьем кровати, то она точно об этом
Сказать, что финиш парализует = промолчать. По моим ощущением, финал 'Королевства' - одна из самых парадоксальных концовок в истории тв-контента. Фон Триер снова начал кайфовать. Для меня именно так происходит прикосновение к искусству, к шедевру. Нечто очень плохо осязаемое нашим человеческим инструментарием - наших органов чувств крайне мало, чтобы до конца прочувствовать замысел и потаенные смыслы.
Фон Триер серьезно болен. Ларс слишком долго притворялся дьяволом, что зло на самом деле прикоснулось к нему. И если третий сезон 'Королевства' - последнее, что снимет датчанин, то это абсолютно гениальный финиш главного ублюдка в истории кино. Он жестоко обошелся с концовкой. Настолько, что (мне хочется в это верить) нет шоураннера, не завидующего ему.
Шоу закончено. 'Королевства' больше нет и уже точно не будет. Как похоже и не будет скоро самого Ларса Фон Триера. Но вряд ли он об этом сильно грустит. В своих вселенных фон Триер - дьявол и бог, а значит он снова примет и добро, и зло
14 января 2023
Главное условие гипнотизируемого, это то, чтобы он хотел сам быть загипнотизированным. Так и с фильмами Ларса Фон Триера. Если у вас нет желание принять Ларса, то просмотр его картин для вас станет пустой тратой времени. Триер всегда отличался изобретательностью не зря у него два Технических гран-при Канского фестиваля за фильмы «Преступный элемент» и «Европа», это два эстетически и технически выверенных фильма, которые обязан посмотреть каждый, кто хоть каким боком относится к кино, потому что таких изобретателей сейчас почти нет. Но разговор пойдет не о этих картинах, о мини-сериале «Королевство», который соединил в себе десяток жанров.
На выходе мы имеем два сезона. Первый более сконцентрированный и взвешенный, в котором банкетов руководит режиссер, сразу чувствуется тяжелая рука Триера. Второй он отдает на растерзание актерам, и картина превращается в некий капустник, задача Триера здесь свести все сюжетные ниточки. Сам режиссер говорит, что больше всего ему понравилось работать над первым сезоном, актерам пришлось положиться полностью на режиссера и его видение. Что касается второго сезона, то здесь актеры взяли вверх, потому что уже играли персонажей, которые им Триер разжевал в первой части. Режиссер потерял интерес, потому что визуально фильм остается в своей стилистики. Здесь больше юмора, но так же и мистики. Теперь мы к духам относимся с симпатией, фильм перестает нагнетать нечто зловещее со стороны.
Была речь о третьем сезоне, в котором Триер хотел вернуть прежнюю жесткость, заявленную в первом. Собственно поэтому у второго сезона такой неоднозначный конец, который на общем фоне от просмотренного не вызывает тех эмоций, которые хотел вызвать режиссер. Третий сезон так и не вышел.
Техническая составляющая фильма так же не исключена изобретательности. Триер использует свои излюбленные приемы в избытке, но дешевизна телеспектакля дает о себе знать. Тут как раз включается та часть зрительского восприятия, когда он должен простить автора в силу возможностей. А то что это именно возможности, а не бестолковость автора, вам скажут предыдущие фильмы автора. Радует что такие киноэксперименты попадают на экраны телевизоров и сняты именно с подачи телевизионных предприятий, благодаря которым есть Фассбиндер, Вендерс и т. д. Здесь телевидение шагнуло дальше, чем наше Российское, где мы можем наблюдать однообразные передачи и телесериалы.
Так же «Королевство» стало шагом к Догме-95. Это манера съемки. В «Королевстве» они могли отснять полтора часа материала разговора между двумя докторами, а в фильм входили только выборочные в общей сложности две минуты. Кстати такой монтаж стал для меня открытием, когда за короткий промежуток времени нарушением монтажа, мы можем передать долготу длительности беседы.
«Королевство» — это фильм приятное открытие. Смотреть или нет. Думаю смотреть, если вы поклонник Триера и киноман.
24 декабря 2017
Нет, это не сериал, они вас опять обмануть пытаются. Это многосерийный полный метр (к слову, серии тут очень длинные, потому как сдвоенные). Да, мы любим и фон Триера тоже, более того, даже если с его поздними полными метрами у вас не сложилось, то «Королевство» правда посмотреть стоит, это — одна из немногих его работ в духе «Европы», потом он так уже снимать не будет.
Сюжетная линия, вообще-то, не нова — госпиталь, полузакрытого типа, очень специфично подобранная команда персонала, да и сами пациенты очень и очень нетривиальны, но — суть не в этом. Это ж вам не «Клиника», и не «Доктор Хаус». Это — история очень хитро сплетённая, где события сорокалетней давности очень органично перемежаются ныне происходящими, каждый персонаж заведомо зачем-то для сюжета нужен, но пока сам не знает — зачем именно, все они, если судить по существу, упрятаны в памяти двух героев, мальчика и девочки, которых в юном возрасте нам так же показывают, и, по сути, именно с их позиции на эту историю мы и смотрим как бы со стороны, ничего лишнего и не необходимого для развития дальнейшего сюжета нам вообще не показывают; в общем и целом — если бы мы не знали, что это фон Триер, мы бы подумали, что это — Линч, и что это либо приквел, либо сиквел, либо какие-то дополнительные материалы к «Твин Пиксу».
Но, как вы понимаете, всё совершенно не так, но вот если судить и по сюжету, и по картинке, реально такое впечатление складывается.
10 января 2017
В гигантскую больницу Копенгагена прибывает известный шведский нейрохирург доктор Хелмер. Однако в результате непростительной ошибки, совершенной Хелмером, его юная пациентка Мона впадает в продолжительную кому. Чтобы выйти сухим из воды, не запятнав безупречную репутацию, хирург решает вступить в таинственное Братство — тщательно законспирированную (наподобие масонства) ритуальную организацию для избранных медицинских светил.
Оппонентом Хелмера выступает молодой хирург Хук, который вскоре начинает догадываться, что больница представляет собой секретную лабораторию, в которой проводятся опасные и ужасные эксперименты, а в лифтовых шахтах и подвалах витают духи загубленных жизней.
Одни странности множат другие. Так Джудит, подруга Хука, после сверхбыстрой беременности рожает взрослого мужчину, похожего, как две капли воды, на давно уже почившего основателя больницы. Тот в своё время погубил маленькую девочку, чей дух уже много лет не дает покоя обитателям госпиталя…
После стилистически выверенных и чисто синефильских картин один из лидеров европейского интеллектуального кино, датчанин Ларс фон Триер поставил четырехчасовую чёрную мистическую комедию ужасов. Впрочем, с не меньшим основанием её можно назвать готическим хоррором с реверансами в сторону классических оккультных триллеров Фридкина, Доннера, Хупера, Ардженто, Ромеро и прочих канонизированных представителей жанра.
Вместе с тем «Королевство» может стать настоящим пиршеством для истинных киногурманов, способных вдохновляться тем, что им ещё не приходилось видеть и что зачастую не укладывается в привычные рамки. Страшный и кровавый коктейль из саспенса, кича и гиньольного юмора являет собой уникальный образец американского визионерства и европейской метафизики.
Не случайно фильм тут же окрестили ответом Старого Света на «Твин Пикс» Дэвида Линча, пленившего двумя годами раньше Америку, да и не только её одну. «Королевство» представляется едва ли не самым завораживающим творением телевизионного кино 1990-х годов, обыгрывающим связь реальности и потустороннего мира. Фильмы такого рода как раз и определяют перспективы развития и точки пересечения авторского и массового кино.
Великий датский мистификатор, любящий всякого рода манифесты и называющий себя «мастурбатором серебряного экрана», именно после «Королевства», нетрадиционно модифицирующего понятие Зоны (в кафкианском понимании), был окрещён «фон Триллером». А в Америке, вдобавок ко всему, его тут же включили в число самых перспективных в коммерческом отношении постановщиков.
3 октября 2012
Сразу надо сказать, что это крайне забавный фильм! Сам по себе, его жанр не поддается определению. Здесь намешан и детектив, и комедия, и ужастничек, любовная история и еще черт знает что. Все же главным жанром я выделила для себя комедию, даже скорее, сатиру. Ну ТАК весело было практически в каждой серии, а режиссер, выглядывающий из-за занавеса в конце вызывал даже приступы хохота.
Теперь, собственно, нельзя обойти вниманием самого режиссера.
Никогда не понимала, что творится в этой безумной голове! ОТКУДА Ларс фон Триер берет идею для своего очередного фильма? Выбор тем для его произведений поддается ОЧЕНЬ странной и крайне запутанной логике. Надо быть таким же оригинальным и гениальным, чтобы выдумывать одна за одной абсолютно не схожие по тематике фильмы. Одна тема объединяет творчество Триера- изучение человеческой природы, однако автор находит НАСТОЛЬКО разноплановые приемы изображения этой темы, что уловить это на первый (да и на второй) взгляд крайне трудно.
Его «Королевство» можно рассматривать с двух точек зрения: относительно всего остального творчества режиссера, и просто как явление кинематографа.
Собственно, как творение неуемного датчанина
«Королевство» не похоже не на один фильм Триера. Он отдаленно напоминает лишь «Эпидемию», да и то, только мотивом гипноза и призраков. К тому же, немногие культовые режиссеры рискуют снимать сериалы, какими бы хорошими они не были. Исключение составляет, разве что Линч со своим «Твин Пикс» (если есть кто то еще- просветите). Но устоявшиеся стереотипы точно не для Ларса. Этот человек может сделать все, что угодно, если только ему захочется. Собственноручным написанием сценариев практически ко всем своим фильмам, он избавляет себя от неинтересных и просто лишних аспектов истории, которую собирается перенести на экран. Назовите еще хоть одного, подобного ему, возмутителя кинематографического спокойствия? Своим «Королевством» Ларс не только снискал международную славу и признание, но и возвел свое мастерство на новый уровень. Сказать честно, я не могу пока понять выше ли этот уровень других его работ, но это точно нечто другое.
Режиссер снимает фильм во вполне стандартной манере, с применением некоторых уже устоявшихся в кино приемов сюжетного построения. Например, это неожиданные финалы «на самом интересном». Честно говоря, это удивило меня более всего- вышло вполне «стандартное» кино, если применять это определение именно относительно Триера. Для него это абсолютно не свойственно- практически никаких идейных «заскоков», если можно так выразиться. Опять же, не ново и ведение параллельно нескольких сюжетных линий, развитие взаимоотношений героев, некоторые «фишки» сюжета. Однако, это нисколько не делает фильм Триера банальным. Ларс приправляет эту насыщенную солянку свойственным ему едким юмором и фирменной манерой съемки типа «домашнее видео», приглушая при при этом цвета пленки. Все это он уже проделывал и в «Эпидемии», и в «Картинах освобождения», и в «Элементе преступления». Пожалуй, именно техническая сторона произведения- отличительная черта, по которой можно сказать, что это фильм именно Триера.
Собственно, как явление кинематографа.
Как сериал, «Королевство» смотрится практически на одном дыхании. Ты видишь 1—2 серии, а потом уже не можешь оторваться- хочется скорее узнать, что же будет дальше? Самый жирный плюс я поставила бы создателям за умнейший юмор, которым пронизана вся лента! Такое гармоничное сочетание тонкой иронии сегодня, к сожалению, встретишь не так часто, как хотелось бы.
Отдельно надо сказать про героев. Каждый персонаж крайне интересен! Для меня не было «любимых» или «нелюбимых» действующих лиц. И все же чуточку больше остальных я симпатизировала Хельмеру в неподражаемом исполнении Эрнста Хуго-Ярегора. Этот герой доставил мне массу положительных эмоций.
Еще стоит сказать, что абсолютно не правы те, кто считает «Королевство» европейским «Твин Пиксом»! Лишь тема отдаленно схожа, но главное различие сериалов- атмосфера. «Твин Пикс»- нечто темное, порочное, затягивающее в свое нутро, абсолютно безрадостное. «Королевство» же очень динамично, живо, оно не угнетает, несмотря на некоторые «спиритические» мотивы, оно своеобразно искрится. Это вполне жизнерадостный фильм.
Следующим пунктом отмечу, что опять же, не считаю, что вторая часть Триеровского сериала вышла хуже. Она чуть более другая. Это можно заметить лишь «под микроскопом». Во второй части действие становится более стремительным и события разворачиваются в ускоренном темпе, однако различия практически не видны. Обе части находятся на одном уровне.
Конечно, не возможно не выразить сожаления о невозможности состояться третьей части «Королевства». Тему еще есть куда развивать, но… Сожалею об уходе из жизни исполнителей двух главных- двух самых ярких и замечательных ролей! Без них уже никогда не будет прежнего Королевства…
В общем, спасибо гениальному Триеру за его творение! Это весьма поучительно, интересно, захватывающе, загадочно- в общем, даже и на сериал то не тянет. В хорошем смысле слова.
P. S. Отдельное спасибо за «фишку»- Ларса в конце каждой серии. Так приятно было видеть его собственной персоной! В моей версии фильма финальные речи не переводились, так что я ничегошеньки не поняла!
25 апреля 2010
Наконец-то заборол «Королевство». Потенциальным зрителям, если такие найдутся, следует быть готовыми к восьми эпизодам желто-серого, реализованного в лучших триеровских традициях наплевания на всемозможные консервативные штуковины, вроде съемок недрожащей камерой, линейных смен планов и человеческого освещения, действа, и все это — общей продолжительностью около девяти часов. Поверьте, легко не будет.
Главным фанпиком «Твин Пикса», как известно, считается демонизирующая пернатых фраза «совы не те, чем кажутся». Поскольку «Королевство» — прямой конкурент «Твин Пикса» по линиям Америка — Европа, Линч — Триер, нечисть языческая — христианская, датский сериал тоже обязан обзавестись каким-нибудь смачным слоганцом: заводской — «крещение страхом ждет вас» — не годится, безвкусица. Продукт, безусловно, заслуживает бирки почище этой, но в голову лезут сплошь бессмысленные вульгарные аллюзии на манер: «олигофрены часов не наблюдают», «пингвины исчезают в полдень», «неладно что-то в датском королевском морге». Не то, все не то. «Счастья на грязном белье не построишь»? Чушь. «Саркома, здравствуй!» — даже не смешно. Давайте-ка воспользуемся подсказкой «звонок другу»:
- Hej, Ларс, рад слышать. Как девочки? Я тут пытаюсь подобрать… эээ… Какой, на твой взгляд, слоган лучше всего подходит «Королевству»?
- Прекрати меня преследовать, псих!
В общем, придется остановиться на каком-нибудь варианте из неудачных. Чем еще могли закончиться заигрывания со зрителем бунтаря от кино, кроме как его собственной финальной песней и затитровыми комментариями? А перед тем — чего только не было! Стритрейсинг на карете скорой помощи с закрашенным лобовым стеклом. Вуду, шмуду и бесовщина классическая. Студенты, укравшие голову. Мисс Марпл, гоняющая по больнице духов. Вельзевул, обламывающий себе рога, чтоб не палиться на людях. Масонское ложе, рекрутирующее новичков утиным кряканьем и обрезанием галстука. Ученый, прививающий себе саркому в исследовательских целях. Шатающиеся по коридорам привидения. Два дауна — парень и девушка — обсуждающие происходящее и явно знающие больше, чем положено посудомойщикам. И главная фобия фон Триера — падающий самолет, который так и не упал, не считая хвостовой части, рухнувшей на машину шведа-консультанта, постоянно брюзжащего и неоднократно уличенного в разговоре по душам с собственными экскрементами. И да, чуть не забыл, — медсестра, родившая в ночь и не сына, и не дочь, не мышонка, не лягушку, а готового Удо Кира.
Первые четыре серии злоупотребляли дешевым полтергейстом со всеми полагающимися запугиваниями зрителя, поэтому выглядело сие несколько набившим оскомину, но, будто разглядев свой недочет, фон Триер во второй половине ввел дополнительные силы нечисти из числа демонов-резервистов, отрядив их на ристалище зла то ли с добром, то ли с медработниками, чем придал сюжету абсурдные нотки, превратив, к счастью, штампованный мистический ужастик в недурную собой черную комедию.
Понравился ли сериал? Стал бы я его смотреть, если бы его снял не фон Триер? Является ли он он значимым для кинематографа? Да, нет, возможно. Оглянувшись на наследие датского забияки, подведем итоги. Наверно, все-таки датчанин выпадает из гонки за звание лучшего мирового режиссера из ныне живущих, и «Королевство» — не тот фильм, который дает фору.
8 из 10
1 ноября 2009
Посмотрев оба сезона, всего 8 серий, вдруг ощущаешь, как жаль, что Триер не снял продолжение.
На первой серии были сомнения, смотреть или нет. Нажать кнопку выключения останавливало лишь то, что это Триер. Но… все что стало происходить дальше затянуло целиком и полностью, именно затянуло!
Пересказывать сериал — неблагодарное занятие. По эффекту могу сравнить, наверное, только с Твин Пикс. И здесь Королевство победит.
Доктор Крюгер с его брюзжащей фразой — «датская мерзость». Или Друссе, напоминающая Миссис Марпл. Проделки студентов. И потусторонние силы. Любовь и интриги. Трансплантация печени и пропажа головы трупа. В эти 8 серий Триер уместил столько увлекательных событий, что оторваться невозможно!
Небольшой «минус» все таки есть. На мой взгляд с мистикой во второй части есть перебор, но это сериал не испортило.
И хочется еще раз сказать — как жаль, что продолжения не будет.
10 из 10
9 июня 2009