| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Сенсация |
| год: | 1993 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Борис Горлов |
| сценарий: | Владимир Вардунас |
| видеооператор: | Николай Строганов |
| композитор: | Андрей Сигле |
| художники: | Владимир Костин, Валерия Волынская |
| жанры: | фантастика, семейный, детский |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 26 мин |
Жизнь не стоит на месте. 'Политические ветры' влияют не только на содержимое карманов граждан, но и на 'содержимое' их умов. 'Новые экономические реалии' формируют новые стереотипы поведения, к которым наиболее восприимчивы дети. Они легче и быстрее взрослых адаптируются к быстроменяющемуся миру, по возможности, извлекая из этих перемен собственную выгоду. Всё это прекрасно продемонстрировал 'детский, семейный, фантастический' фильм Бориса Горлова 'Сенсация'.
Борис Сергеевич Горлов окончил ЛГИТМиК (курс Г. Товстоногова) в 1987 году, поэтому начало его режиссёрской карьеры совпало с 'глобальным переломом' этических ценностей в Советском Союзе. Отсюда и его первые работы: 'Кома' (1989) - драма о лагерях и доносах и 'Человек со свалки' (1991) - драма о перестроечной жизни. Для своего третьего фильма Горлов пригласил сценариста Владимира Вардунаса, у которого уже имелся опыт работы в комедии: 'Фонтан' (1988), 'Анекдоты' (1990), 'Летучий голландец' (1990). Но на постановках детских картин Вардунас не работал. В какой-то мере это сказалось на ленте 'Сенсация', потому что поведение подрастающего поколения (на второй год после развала СССР) выглядит чересчур прагматичным.
Теперь немного о сюжете: лесник Юрий Савушкин, которого отлично сыграл Алексей Петренко, много лет работает в заповеднике. Работа ему нравится, потому что леснику есть дело до каждой 'букашки-таракашки' на вверенной ему территории. То он побеседует с молодым лосем, то щуку-старуху подкормит чем Бог послал, то утку вызволит из неожиданного плена.
Однажды этот размеренный устоявшийся быт нарушается новостью, что в заповеднике обнаружено странное существо, которое давно известно коренным жителям под именем 'Михрютка'. Вообще-то слово 'михрютка' в 'Словаре русских синонимов' означает 'слабак, плюгавец, мозгляк, задохлик'. Почему создатели фильма выбрали именно это слово сказать сложно (при условии, что я его правильно расслышал при просмотре), но оно вполне соответствует показанному в картине существу.
Впрочем, сами непоседливые дети, весьма охочие до всякого рода приключений, называют его иначе - 'Глазюка', потому как глаза этого существа светятся, - что в темноте, что под водой, - как две яркие фары. В этой части фильма всё предельно ясно. Странности начинаются чуть позже, когда дети (родившиеся и воспитанные в СССР) рассуждают о том, как поступить с 'чудом природы'. Одни предлагают поймать и продать американцам, чтобы 'путешествовать по миру'. Другие предлагают поймать и продать финнам 'за большие деньги'.
Меркантильность юннатов удивляет и даже поражает, если всё время помнить год создания ленты - 1993! Поражает и другое, - когда один из подростков предлагает в бинокль подглядывать за купающимися девочками, которым едва ли исполнилось 12 лет! Справедливости ради следует сказать, что ничего 'такого' камера не показала, но сам эпизод вызывает искренне удивление - разве в СССР в детском кино могли такое показать?!
К счастью, другого 'компромата' в картине я не нашёл, да и закончилась она целиком и полностью в духе доброго советского кино. Однако червоточинка в душе осталась. Потому что настоящие культурные и воспитательные ценности не должны иметь привязки к 'политическим ветрам'. Нельзя - в угоду политическому строю - превращать алчность в адаптивность, а жадность трансформировать в 'коммерческую жилку'. Главная задача детского кино - воспитание, прежде всего, сострадания к 'братьям нашим меньшим', тогда и к своему окружению дети будут относиться подобающе...
22 ноября 2024