Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.3 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мёбиус |
английское название: |
Möbius |
год: | 1993 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Матти Гешоннек |
сценарий: | Матти Гешоннек |
продюсер: | Оттокар Рунце |
видеооператор: | Михаэль Эпп |
композитор: | Ульрих Гумперт |
художник: | Хелен Хоенсее |
монтаж: | Марлис Дюкс |
жанр: | фантастика |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 апреля 1993 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
… четвёртое измерение не только находится внутри нас, но и мы сами находимся внутри него, то есть существуем в четырехмерном пространстве. Успенский П. Д. Новая модель вселенной
Рассказ Армина Джозефа Дойча «A Subway Named Moebius»/«Лента Мёбиуса», в силу «говорящей» фамилии автора — американского профессора астрономии, едва ли мог быть обделён вниманием немецкого кинематографа, отдавшего ему дань уважения, пусть и не первым, а лишь пять лет спустя после советской экранизации.
В этой адаптации автор сценария и режиссёр Матти Гешоннек перенёс действие в Берлин. Поскольку прямой пересказ вновь уложился бы в короткий метр, то сюжет был значительно расширен: появились романтическая и политическая составляющие, а также драматическая семейная история, но центральной темой по-прежнему осталось таинственное исчезновение метропоезда. На сей раз У21 — одного из 257 составов, перевозящих пассажиров берлинской подземки. Вместе с поездом пропали 48 пассажиров, ан нет, 49. Причём это была сотрудница российского посольства, что переводило инцидент из области мистики в политическую плоскость. Неспокойны и улицы Берлина, заполненные митингующими и хулиганствующими молодчиками.
Автор выстроил сюжет, как типичный детектив. Частное расследование проводил профессор математики, системный теоретик Кросс (Йорк Гудзун), срочно приглашённый в Берлин Надей (Корина Кирчхофф) — ассистенткой Нобелевского лауреата в области физики профессора Штрапе — по его поручению. Но Надя откровенно неровно дышала к Кроссу и всячески давала ему об этом знать, причём едва ли не открытым текстом. То намекала, что её спальная находится по соседству с кабинетом профессора, а то приглашала его скоротать вечер за бутылкой вина. Стоит отметить, что грёзы одинокой женщины бальзаковского возраста были реализованы не в полной мере, а посему она ретировалась, а попросту сбежала. Жаль, что кино снимали не те немцы, и коронные das ist fantastisch сцены не вошли в картину. Целомудренный автор ограничился лишь смятой постелью и тем самым лишил себя поездки в Канны. Тем временем расследование Кросса текло более успешно, с присущей немцу аккуратностью и системностью. Присутствующим в фильме руководящим кадрам: сенатору Лагерфельду (Петер Ауст), начальнику метрополитена Арнольду (Гюнтер Лампрехт) и начальнику полиции отведены роли несколько гротескных антигероев, заботящихся лишь о собственных шкурных интересах.
В отличие от других экранизаций, здесь нет злоупотребления словом топология — частью геометрии, изучающей свойства фигур или пространств. Нет даже профессора тополога, но есть физик и математик. По утверждению последнего, исчезновение поезда произошло в связи с пуском новой линии, сделавшей систему метро уникальной, ставшей столь сложной, что её нельзя контролировать и, как следствие, состав с пассажирами находится в четвёртом измерении. Для пущей наглядности была склеена и продемонстрирована известная из школьного курса математики лента Мёбиуса без начала и конца, с одной бесконечной поверхностью, а также показаны простейшие фокусы с ней. Впрочем, при чём здесь метро, так и осталось до конца неясным. Без доброй Бутылки Клейна вряд ли разберёшься. В самом рассказе нет такой вульгарной трактовки. Там лента Мёбиуса используется, скорее, как простейший наглядный пример — символ. Понятно, что рельсы метро ни коим образом не способны превратиться в ленту Мёбиуса, а поезд не может передвигаться кверху колёсами, презрев законы гравитации. Тут вам не американские горки.
Актёры, задействованные в фильме, со своей задачей справились, хотя их игра и отличалась сдержанностью, но это уже вопрос менталитета. Особых всплесков таланта на общем фоне не наблюдалось. Довольно интересен звучащий бэкграундом городской джаз.
Данное прочтение известного рассказа значительно отличается от авторской концепции, но тоже по-своему интересно. В целом получилось не так уж и плохо, но о другом. В фильме поднята тема социальной ответственности учёного. Имеет ли он право удовлетворять своё любопытство, если речь заходит о безопасности многих людей? Вряд ли есть однозначный ответ на сей вопрос, ибо, как говорил герой фильма:«Истина непостижима».
5 из 10
22 января 2014