Рейтинг фильма | |
![]() |
7.1 |
![]() |
7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сумо достало! |
английское название: |
Shiko funjatta. |
год: | 1992 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Масаюки Суо |
сценарий: | Масаюки Суо |
продюсеры: | Сёдзи Масуи, Хироси Ямамото |
видеооператор: | Наоки Каяно |
композитор: | Ёсикадзу Суо |
художник: | Кёко Хэя |
монтаж: | Дзюнъити Кикути |
жанры: | комедия, драма, спорт |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
15 января 1992 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 45 мин |
Сумо — одна из главных примет японской культуры, понимаемых как аутентичная. Правда, последние 20 лет сделали эту борьбу более узнаваемой и привычной в разных регионах, ведь двери самой элитной лиги не просто распахнулись перед борцами из разных сторон, но те стали диктовать в ней стиль и моду.
Конечно борьба толстых мальчиков или мужчин связана с разными странами, но именно в Японии она обрела культовый статус. обросла множеством ритуальных условностей, мелочами доведенного до перфекционизма церемониала. Сумоисты истинно культурные герои, и никто как бы не замечает чудовищной, по сути, гиперболизации телесности, которая на самом деле как бы исчезает, когда борцы сходятся на поединке, и внешне неповоротливые туши, оказываясь в родной среде, как неуклюжий на суше тюлень становится в воде изящнее пантеры в беге, демонстрируют странную красоту действа, задача которого всего лишь выпихнуть за пределы борцовского круга соперника.
При этом в фильме сумо выглядит достоянием и гордостью «старперов», ведь молодежь стала на редкость космополитична, ее вкусы и интересы продиктованы набирающим силу глобализмом, и что спасет от окончательной деградации и вылета из самого низшего дивизиона некогда блиставшую команду? Правильно, набор фриков и лузеров, каждый из которых воспринимает сумо или как повинность, или как возможность социализации, но никак не философию борьбы.
Не надо забывать, что это комедия, и весьма смешная. Конечно же, некая глубинная суть сумо раскрыта в ней поверхностно, буквально, на ряде примеров. Но авторы явно не хотели большего, им было важнее сделать из национальной борьбы ее экспортную версию, неслучайно ведь одним из членов команды становится американский студент, отзывающийся о японской культуре весьма пренебрежительно. Однако если помнить, что перед нами фильм из серии «и последние станут первыми», набор фриков и лузеров может и должен превратиться в настоящую команду. Ясно, что поистине героической версией подобной истории выступают «Семь самураев», но с очень сглаженной проблематикой, приспособленной под непритязательного и необязательно японского зрителя. Ждать откровений от такого фильма невозможно, но он по-своему мил и по-хорошему развлекателен. Действительно, несмотря на очевидно стилизованный мотив превращения набора случайных людей в красу и гордость родного университета, фильм заставляет не только улыбнуться и посмеяться, но и вызывает сентиментальное по своей природе ощущение определенной родственности с героями на экране. Несмотря на все наше несовершенство, мы иногда, пусть чисто случайно, добиться результата, которого не ждали и сами. Идея не нова, но «Сумо достало» и не претендует на какое-то новаторство, реализуя своеобразную версию «американской мечты» как мечты японской.
29 октября 2016