Рейтинг фильма | |
![]() |
6.4 |
![]() |
6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Обморок |
английское название: |
Swoon |
год: | 1992 |
страна: |
США
|
слоган: | «Was it a crime of passion? Or a passion for crime?» |
режиссер: | Том Кэлин |
сценаристы: | Хилтон Элс, Том Кэлин |
продюсеры: | Том Кэлин, Джеймс Шеймус, Кристин Вачон, Питер Вентуорф, Лорен Залазник |
видеооператор: | Эллен Кёрас |
композитор: | Джеймс Беннетт |
художники: | Тереза ДеПрез, Стэйси Джонс, Джессика Хастон |
монтаж: | Том Кэлин |
жанры: | драма, криминал, биография |
|
|
Финансы | |
![]() |
250000 |
![]() |
$340 147 |
![]() |
$340 147 |
Дата выхода | |
![]() |
23 января 1992 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 32 мин |
В мае 1924 вся Америка была шокирована произошедшим в Чикаго жестоким убийством 14-летнего Бобби Брауна, совершенным двумя молодыми людьми, состоявшими в любовной связи. Оба из обеспеченных еврейских семей, оба учились на юридическом факультете и являлись поклонниками теории Ницше о сверхчеловеке. При этом наибольшим потрясением для общества стал мотив, толкнувший Ричарда Лёба и Натана Леопольда на совершение преступления. Вернее, отсутствие мотива. Ими двигала не ненависть, не похоть, а лишь скука и желание доказать самим себе, что они способны без сожалений отнять человеческую жизнь и избежать правосудия.
Несмотря на одну жертву, Леопольд и Лёб по сей день находятся в верхней части списка самых опасных преступников Америки, а их дело является одним из наиболее известных в судебной практике. Недаром, в разное время к нему обращались и Альфред Хичкок в фильме «Веревка», и Ричард Флайшер в «Насилии», однако оба раза тема гомосексуальности преступников стыдливо умалчивалась. Том Кэлин решил пойти иным путём и поставил ее во главу угла, во всех подробностях описав схему доминирования и подчинения, лежавшую в основе отношений Натана и Ричарда и толкнувшую их на совершение убийства.
В то же время Кэлин старается придать своему произведению облик документальности, строя сюжет на цитировании дневниковых записей и показаниях свидетелей. Для наибольшего погружения в эпоху в ход идут приглушенный звук и светофильтры, придающие этому монохромному полотну эффект зернистости старой пленки и делающие недавно отснятые кадры практически неотличимыми от используемых в фильме документальных съемок. Одновременно режиссер напоминает о связи эпох то и дело мелькающими в кадре пультами телевизора и кнопочными телефонными аппаратами. Впрочем, у них может быть и иное предназначение, поскольку за этими оригинальными режиссерскими находками и идеально выстроенной картинкой, напоминающей стилизованную съемку для мужского журнала, невозможно разглядеть отношение Кэлина к происходящему. Создается впечатление, что, боясь собственной неопытности, он не решается дать оценку персонажам и их преступлению. Хотя уже в «Дикой грации», своем втором и на сегодняшний день последнем полнометражном фильме, вновь взявшем за основу биографическую историю, иллюстрирующую падение человеческих нравов, режиссер выражает негативное отношение к героям фильма, избегая красоты и чувственности в изображении любовных сцен между ними и демонстрируя неизбежность вымирания их испорченного рода. Там он смело проводит четкую грань между красотой окружающего мира и уродством порока и не боится вкладывать в уста персонажей реплики, отражающие авторский взгляд на проблему.
Пока же в «Обмороке» Кэлин лишь бесстрастно наблюдает за происходящим, что не мешает ему отлично передавать атмосферу, создавая по-настоящему импрессионистское кино с почти осязаемыми эмоциями персонажей. Это и ощущение всепоглощающей скуки, в попытке избавиться от которой любовники совершают сначала легкие преступления вроде битья витрин или краж со взломами, а затем переступают последнюю черту, лишая жизни ребенка и обезображивая кислотой его тело. Это и страх Натана утратить расположение возлюбленного и готового на все ради удовлетворения его страсти к разрушениям. Это ужас законопослушного и богобоязненного обывателя, из года в год овладевающего своей женой в миссионерской позиции, которому вдруг открывается неприглядная, шокирующая правда о мире богатых извращенцев. Это, наконец, страсть, существующая между любовниками. Та страсть, которая выглядела настолько откровенной и бесстыдной, что, казалось, зал суда при их взглядах друг на друга обращался в ложе для любовных игрищ.
Именно эта страсть сделала их одним целым, превратила в монстра, совершившего преступление, план которого составил Натан, а осуществил — Ричард. Они словно повторили историю древнееврейского Голема, слепленного из глины и управляемого тем, кто, по одной из версий, вкладывал в его уста табличку с заклинанием. Недаром, именно во рту прячет обручальные кольца Натан во время шутливой церемонии венчания с возлюбленным, а несколько лет спустя, уже после смерти Ричарда, он вновь вкладывает символ верности в рот покойному.
Отношения влюбленных порой изображены настолько чувственно, что некоторые критики рассмотрели в этом желание Кэлина романтизировать тех, кого привыкли считать чудовищами. Они же увидели в действиях Леопольда и Лёба бунт против общества, рассматривавшего гомосексуализм как нечто, стоящее вне закона, и тем самым толкнувшего их на совершение преступления. Однако можно предположить, что режиссер всего лишь хотел показать, как далеко может завести страсть и беспрекословное подчинение в любовных отношениях. Недаром, вся последующая жизнь Натана, отсидевшего в тюрьме более тридцати лет, стала искуплением греха за совершенное убийство, продолжившимся даже после его смерти — Кэлин завершает фильм фразой о том, что глазные яблоки Леопольда после его смерти были пересажены слепой женщине.
12 марта 2015
1. Поскольку гомосексуализм во времена, представленные в фильме, являл из себя нечто запретное и гонимое, то значит, принимая это в себе, гомосексуалисты как бы отдавали себя всему преступному, отвергая скуку. Соответственно, персонажи этого фильма:
Преступник Натан, преступник в природе своей, любитель птиц(отсылка на Хичкока?)
Праздный Ричард, согласившийся участвовать во всех затеях своего друга.
Сначала они тайно встречаются, потом занимаются мелким грабежом, затем убивают, ну и дальше по привычному сюжету.
3.«Умерла мама, я больше не еврей»
Персонажи воплощают в себе многое, они: евреи, геи, преступники, атеисты. Стандартный набор? Они общаются с трансвеститами(?),не знаю, были ли они тогда? Ведь это не ориентация, это скорее целая субкультура. Сводили ли раньше татуировки? Хочется спросить, а не много ли взяли на себя создатели фильма? Остается только наедятся, что они действительно знали что делали, знали тему, а не руководились лишь желанием сильнее эпатировать.
4. Фильм построен в манере записей из дневника, отрывками, показывающими значимые и не значимые события из жизни любовников, а между тем приводятся сами записи. Однако со временем этот стиль постепенно сходит на нет, уступая место раскручивающимся событиям. Это отличный прием для захвата внимания!
5. Первые минуты — я поверила. Костюмы, прически, все выдержанно в нужном стиле. Кажется, там были использованы реальные кадры старых лет, что добавляет атмосферы. Насколько я могла судить, фильм не очень то красивый, возможно, моему восприятию воспрепятствовало плохое качество картинки. Но даже если представить все четче, все равно глазу неприятно. Некрасивые кадры с некрасивыми, некрасиво лежащими предметами. Какой-то слишком серый, вспомнить даже «Контроль» Корбайна, он тоже черно-белый, но такой сочный!
6 из 10
9 июня 2012
Это весьма необычная картина, особенно, для своего времени — 1992 год. Она революционна, она необычайно дерзкая. Она вынесла на всеобщее обозрение низкие поступки людей с ангельскими лицами, которые давно имели место в жизни, но в силу моральных ограничителей никогда не переносилась на широкий экран.
Двое молодых людей, состоящих в гомосексуальных отношениях, испорченные и развращенные жизнью, постоянно проверяют свои силы, принимая участие в различных преступлениях. Поначалу они имеют под собой только лишь разрушение чьей-то собственности, кражи, но ничего серьезного. Их азарт перестал контролироваться нормами морали, они вошли в раж, их никто не мог вычислить. И они решают перейти на новый уровень — убийство.
Здесь показано все не только как исторический факт, но и анализируется с психологической стороны, хотя весьма туманно, оставляя нам пространство для размышлений.
Весьма утонченная игра, запоминающиеся лица актеров, потрясающее музыкальное сопровождение. Так же немало важен исторический аспект, затрагивающий и проблемы того времени, относительно вероисповедания, принадлежности к сексуальным меньшинствам.
Это, конечно же, фильм не для всех, но ценители арт-хаусного кино смогут оценить его по достоинству.
6 из 10
7 марта 2011