Камень
6.7
6.9
1992, фэнтези, драма
Россия, 1 ч 23 мин
16+

В ролях: Петр Александров, Леонид Мозговой
В некоем Доме-музее работает сторожем странный молодой человек. Однажды ночью в ванной он встречает другого странного человека, похожего на некоего известного писателя. Тот самозабвенно моется, на требование паренька покинуть помещение госучреждение отвечает нечленораздельным бормотанием...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Камень

год: 1992
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Александр Буров
композиторы: ,
художник: Владимир Соловьев
жанры: фэнтези, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 сентября 1992 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 23 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, драма

Постер фильма «Камень», 1992

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Камень», 1992

Проводы в «Великую полночь»

Ткут, ткут свои тенёта на просторах Всемирной паутины поклонники творчества А.Н. Сокурова. Что ни текст - то описание ощущений от фильма. Ну и нам, заправским вурдалакам, приговорённым товарищем Б.Н. Ельцина к пожизненной энтропии, никто не мешает созерцать эти модернистские полотна с «Кинопоиском» наперевес.

Зомби по имени Антон (Леонид Мозговой) истомно позирует ночной прохладе. У изголовья его взгляда маячит нелепый фэйс сторожа (Пётр Александров), прикованного к ялтинской резиденции некоего литературного классика то ли скудным жалованием, то ли скукой смертной. Молчат пыльные клавиши фортепиано, худеют занавески. То ли дело останки доктора Чехова - тактильные, говорливые, неуемные. Труп примеряет сорочку, свежий воздух и водочку - сторож примеряется взглядом к освободившейся могиле. Вернувшийся с того света оказывается сибаритом, оставшийся на этом - отрицателем чистого (как ялтинский снег, конечно) мортализма, платоновским мечтателем, взыскующим к блаженному посмертию.

Режиссёр выжал из своих творений всю воду, дабы обточить «Камень». Никаких лишних полутонов, предельная лиричность интонации, кристальная ясность сюжета (спасибо автору сценария, Ю. Н. Арабову) - и, при этом, импрессионисткая форма, суровость композиций, пугающие глубины кадров. Тут тени беседуют друг с другом, корячась в смыкающей пространство мизансцене. Тут презираются постулаты Бора и крупный план слетает с орбитали в общий. В черно-серо-белой фактуре столько же сокуровской деловитости, сколько в заранее записанной на съёмочной площадке 5-минутной тишине.

Деформируя изображение, Александр Николаевич не стремится к реформации киноязыка: кто-то мыслит «наброшенный» им на экран муаровый узор как призрачную вуаль, кто-то - как надоедливую и непреодолимую москитную сетку. Так или иначе, пропорции реальности переварены временем-кракеном; авторским то бишь. «Счастливые часов не наблюдают» - а бытие? Ни живых, короче, ни мертвых, только скомканный оптикой журавль, да желание остаться с фильмом наедине. С его героями не грех сесть на хвост хайдеггеровской «Великой полночи» - и отставать, опаздывать, мешкать. Мне было очень страшно это смотреть.

29 мая 2023

Духоносность классического искусства

Можно сказать, что «Камень» образует с картинами «Круг второй» и «Тихие страницы» своего рода трилогию о связи прошлого и настоящего, о тупиковости материалистического мировоззрения и культуры и поиске связей духовных связей с классической культурой, не отравленной советским опытом. «Камень» вышел на экраны в 1992 году, был восстановлен Сокуровым в режиссерской редакции в 2009 году, но остался незамеченным как в начале 90-х, так и в конце нулевых, и тем более сейчас. Название предыдущей картины Сокурова указывало на то, что для русской культуры начинается новый круг ада, советский период был лишь первым, «Камень» же углубляет и расширяет тему ненужности культуры в новой России.

Появление Чехова в ночном ялтинском доме-музее не вызывает у его сторожа никакого интереса, великий писатель остается чужим в своем доме и в том времени, в которое он попал. Этот дом — хранилище классической духовности, самостоятельный, третий герой этой камерной драмы с участием всего лишь двух актеров. Здесь, в отличие от «Круга второго», музыка звучит постоянно, одухотворяя и наполняя смыслом черно-белые аскетичные и статичные (с едва заметными движениями камеры) планы. «Камень» — один из самых пронзительных и загадочных фильмов Сокурова, как это не шло вразрез с его прошедшими лентами, он — о преодолении смерти, о бессмертии.

Своей лентой Сокуров показывает, что прошлое живо: удалив советский период ножницами отрицания, новая Россия не смогла восстановить утраченную связь с досоветским прошлым, классическая культура оказалась не востребована в условиях рынка. Несчастный, безымянный сторож в исполнении все того же Петра Александрова (сыгравшего Малянова в «Круге втором») воплощает собой рахитичное постсоветское настоящее, равнодушное к жизни и смерти: он даже не спрашивает Чехова о его книгах, почти не говорит с ним, хотя будь я на его месте, я бы засыпал Чехова вопросами и восторгами.

Великий писатель в этой картине витален, исполнен жизни, интеллигентен, привязан к материальным радостям (как например, пронзительны сцены, в которых он хочет разжечь камин, или одевается в свою прежнюю одежду), но он все больше ощущает свою чуждость в мире, в который пришел (заметим, в теле). Здесь высокая культура никому не нужна: в доме никто не живет, и видимо, почти никто не посещает, однако, само присутствие сторожа рядом с Чеховым, аура духа великого писателя возвышает его. Герой Александрова едва заметно одухотворяется, воспаряет над земным, также и Чехов в блистательном, нюансированном исполнении Мозгового, проникается драмой российского безвременья.

Здесь кроется ответ на вопрос, почему Чехов, а, например, не Толстой: Чехов лучше всех выразил пустоту времени, ожидание, томление духа под бременем материального, потому, попадая в наше время, он будто оказывается в сконцентрированном мире своих произведений, в атмосфере тоски, доведенной до предела. В Чехове, в том, что он олицетворяет и несет с собой, говорят Сокуров и Арабов, больше жизни, чем в нашем жидком времени, прошлое, классическое искусство живее всех живых (потому в фильме звучит музыка Чайковского из оперы «Евгений Онегин» — средоточие русской культуры, а также музыка Моцарта и Малера), оно способно вдохнуть жизнь даже в самую разочаровавшуюся и отчаявшуюся душу, какой и является душа сторожа и каждого из нас.

Почему «Камень»? Камень — это нечто твердое, незыблемое, неменяющееся, речь, видимо, идет о твердыне духа, подлинной духовности, о прочности и неизменности великого прошлого, которое олицетворяет здесь Чехов, и которому приобщается герой Александрова и сам зритель. Сокуров и Арабов после серии своих танатологических, безысходных фильмов о бездуховности и распаде мира в «Камне» создали настоящий гимн духу, бессмертию, победе высокого над низким. Не питая иллюзий по отношению к рыночной действительности, погрязшей в варварстве и насилии, преодолев советскую бездуховность, они обратились к живительному роднику классики и доказали, что она способна питать людей и сейчас.

6 мая 2020

Дух Чехова

Вообще уловить то, что хотел сказать этим фильмом режиссёр довольно трудно, но нужно попытаться.

Для начала хочется отметить главного героя астенически бледного безымянного юношу в исполнении Петра Александрова. Знакомого зрителю по другому фильму Сокурова «Круг Второй». Собственно в фильме есть намёк на то, что безымянный герой Петра Александрова это тот же юноша из фильма Круг Второй. В интернете я пытался проследить судьбу данного человека, но не нашел о нем почти ничего кроме упоминания о том, что он непрофессиональный актер. Что как бы усиливает нечто призрачное в образе юноши. Вообще сам типаж Петра Александрова это очень русский типаж этакого лирично-меланхолического подростка, который вообще часто используется режиссёром в других его работах. Но именно в этом фильме Пётр Александров это не человек, а скорее дух. Скорее всего, в нём режиссер видит нечто пока не явленное. Как бы человека, которому ещё предстоит воплотиться в реальной жизни. Или не человека, а образ ещё неявленной постсоветской России? Трудно сказать.

Сокуров снял очень буддийский фильм. В нём нет сюжета как такового, упор сделан на визуальный ряд. Операторская работа придаёт фильму медитативность. Это как бы фильм-медитация. И если допустить что это буддийский фильм, то становиться понятно, что место, где юноша встречает Чехова это некое бардо, потусторонний мир мёртвых. К слову сказать, что это объясняет всё и даже ощущение нематериальности обстановки, которое совпадает с потусторонней нематериальности описанной Сведенборгом.

Почему именно Чехов? Почему не Толстой? Или на худой конец Достоевский, который гораздо лучше понял Россию, чем Чехов, который был скорее чем-то английским по духу, чем русским. Чехов был последним великим писателем той России. Которую мы потеряли. И, следовательно, он должен быть первым, кто бы вернулся в Россию после крушения СССР и открытия России. Учитывая время создания фильма. В этом смысле ясно, что Сокуров оптимистически относится к Царской России и видит советский период не как нечто логически следовавшее за тираническими тенденциями Царской Россией, а как нечто искусственное и чуждое. И если так думать, то фильм внезапно обретает смысл. Визит Чехова к юноше, который и есть эта призрачная неявленная постсоветская Россия это не какая-то там случайная встреча. Это дружеская долгожданная встреча слабого исстрадавшегося Чехова со своей исстрадавшейся Родиной. Такие дела.

А фильм реально хороший.

10 из 10

9 апреля 2016

Далёкие голоса, застывшие жизни

В родной ялтинский дом возвращается хозяин. В его образе можно без особых усилий угадать черты Антона Павловича Чехова. Смущает только то обстоятельство, что его появление происходит в другую эпоху. Дом уже давно превратился в музей, который охраняет молодой сторож, а помимо него там живёт только голенастый журавль — символ вечности.

Фантомный Чехов произносит пару едва слышных фраз: «Руки холодные», «Как скрипят половицы», «А колбасы больше нет? Что, уже всю съели?», — и, не приводя в особое смятение сторожа, так же незаметно испаряется. Режиссёр не ставит точки над i, оставляя пространство для разных трактовок: то ли дух Чехова возвратился в родную обитель, то ли от полного одиночества сторож начал бредить или грезить…

Сокуров обратился к сценарию своего постоянного автора Юрия Арабова «Чехов. Последний год». Фильм стал центральной частью трилогии, начатой «Кругом вторым» (1990) и завершённой «Тихими страницами» (1993). Именно здесь режиссёр доводит до предела минималистскую эстетику и склонность к медитативности в пограничной зоне между жизнью и смертью, что сорбируется квинтэссенцией именно в «Камне».

Это мир чёрно-белых фактур, приглушённой речи, сдержанных звуков (кажется, что заявленная в титрах музыка Чайковского, Моцарта, Малера и вовсе отсутствует), стёртого изображения, искажённых очертаний, смещённых ракурсов, размытых границ и до крайности заторможенных героев. Поэтому можно утверждать, что стилистику определяет атмосфера сна, материализованная иллюзия или мистика. Особую роль сыграл оператор Александр Буров, который немало поэкспериментировал тут с изображением.

Сюжет едва проглядывает, уступая первенство иным компонентам: форме, изображению и звуку. Баланс между мистикой и обыденной метафизикой всё-таки склоняется в сторону последней: в аутичных, ускользающих образах ещё брезжит земная жизнь, живые и мёртвые не расстаются у последней черты, а устремляются дальше, в неведомое измерение, созданное воображением Сокурова.

Сокуров лишь укрепил этим фильмом статус одного из самых своеобразных художников мирового кино, который не боится непопадания в тональность времени, и чьи картины не понимать нельзя, их можно либо чувствовать, либо не чувствовать.

24 декабря 2012

Камень преткновения

Есть такие фильмы, которые надо смотреть независимо от того хотите вы этого или нет. Просто надо заставить себя. Потом поймете что так было нужно. Тем более, что их совсем немного.

Сразу оговорюсь — я не поклонник Сокурова и даже не представляю, что такие есть на самом деле. Вообще обыденные слова плохо применимы к его творчеству. Это объясняет дружное молчание критики в адрес его работ. Получается, как если «на пальцах» пытаться объяснить что-нибудь вроде теории относительности.

А уж фильм «Камень» — явление в кинематографе, удивительное даже в сравнение с другими его работами. Полное отрицание реальности как таковой. И это в начале 90-х! Когда актуальность, злободневность и этот самый пресловутый реализм (уже не соц-, еще не кап-) были основными критериями ценности. А здесь — просто еще один взгляд в Вечность.

Лично у меня сложилось впечатление, что Сокуров хотел, чтобы этот фильм посмотрело как можно меньше зрителей. Судите сами — мало того, что сюжет пересказать невозможно, так ведь картинка какая! Все черно-белое, размытое, искаженное, плоское. Изображение как-будто вытянуто по вертикали и обрезано по бокам. Кроме того, ощущение такое как-будто пленка очень старая. Чтобы добиться этого пришлось применить специальный объектив и специальный способ обработки.

Предупреждаю тех, кто захочет посмотреть фильм в один присест — не стоит. Это лекарство от реальности надо принимать в гомеопатических дозах.

30 апреля 2009

Фэнтези Камень на экранах кинотеатров с 1992 года, премьера состоялась более 32 лет назад, его режиссером является Александр Сокуров. Список актеров, которые снимались в кино: Петр Александров, Леонид Мозговой.

Страна производства - Россия. Камень — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.