Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Игроки XXI |
год: | 1992 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Сергей Юрский |
сценарий: | Сергей Юрский |
продюсер: | Давид Смелянский |
композитор: | Василий Немирович-Данченко |
художник: | Давид Боровский |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 59 мин |
Театральная постановка Сергея Юрского «Игроки XXI» стала для меня очень занимательной и, не побоюсь этого слова, захватывающей. Хотя должен сказать, что первые сцены я тяжело преодолел из-за слишком медленного введения в экспозицию. Спектакль был поставлен 1 января 1992 года на сцене МХАТ им. Чехова. Что же касается телеверсии, то снята была она в 1993 году в цвету в двух частях, каждая из которых имеет хронометраж пятьдесят девять минут. Что же особенно меня порадовало, это то, что существует также аудиоспектакль, который будет поднимать мне настроение с утра по пути в университет.
Сценарий написал народный артист РСФСР Сергей Юрский по пьесе Николая Васильевича Гоголя «Игроки». Этот факт меня приятно удивил, так как Николай Васильевич больше писал фантастические прозы. Узнав об этом еще из вступительных титров, я сразу же нашел комедию самого таинственного классика русской литературы, напечатанную впервые в издании «Сочинения Николая Гоголя» 1842 г. Как только я приступил к чтению пьесы, на глаза бросились некоторые нестыковочки: действия в пьесе русского прозаика происходят в комнате городского трактира, тогда как в спектакле все действия начинаются в гостинице на берегу моря. Кроме этого, великий драматург еще в первом явлении знакомит нас с человеком по фамилии Ихарев, который входит в комнату в сопровождении трактирного слуги Алексея и своего собственного, Гаврюшки. Сергей Юрьевич в своей постановке с первых секунд знакомит нас с женщиной, которая является горничной, т. е. трактирный слуга Алексей из сочинения Н. В. Гоголя в спектакле преобразовался в горничную по имени Аделаида Ивановна. Во второй сцене мы наблюдаем за человеком, который оказывается слугой Ихарева, а уж после них появляется и сам герой. Должен признаться, что, не смотря на все эти пертурбации, текст пьесы практически не претерпел никаких существенных изменений, что не может не радовать.
В некую гостиницу поселяется профессиональный карточный игрок по фамилии Ихарев, который вознамерился обчистить обывателей на восемьдесят тысяч рублей, как и в последний раз, когда играл в банчик. Леонид Алексеевич Филатов прекрасно воплотился в роль этого самодовольного, не лишенного ума, заядлого карточного игрока. Все его движения, жесты, мимика очень точно передали образ, который у меня сложился при чтении пьесы. Но больше всего, конечно же, в этом персонаже мне нравится его речь. А язык у Леонида Алексеевича, если мне будет позволено так выразиться, без костей. Например, «Аделаида Ивановна, у меня тетка — родная сестра моей матери, тоже Аделаида Ивановна» или «Господа, позвольте вам не позволить» и т. д. Великолепную игру советского и российского актера театра и кино Леонида Филатова мне посчастливилось видеть в спектакле Сергея Евлахишвили «Мартин Иден», в которой он чертовски убедительно сыграл очень эрудированного человека с языком без костей — Бриссендена. Поэтому появление этого талантливого актера, который является и кинорежиссером, в спектакле Сергея Юрского, внесла свою положительную лепту в мое осмысление данной работы. Также хотелось бы отметить безукоризненную такого актера как Вячеслав Невинный, сыгравший роль Кругеля, которого я прекрасно помню по роли продавца пива из кинокомедии Леонида Гайдая «Не может быть», где он спел песню «Губит людей не пиво, губит людей вода», которая до сих пор у людей на устах. Кругель и двое его собратьев по уму в лице Александра Калягина и Александра Яцко разыгрывают перед Ихаревым спектакль, благодаря которому оставляют нашего героя у «разбитого корыта». В конце мы также узнаем, что горничная вовсе не та, за кого себя выдает, что она с самого начала была участницей заговора. Из неопрятной, неотесанной горничной она превращается в весьма элегантную, эффектную мадемуазель. Лауреат Станиславской премии Наталья Тенякова превосходно воплотила роль «трактирного слуги Алексея».
Декорации и реквизиты были созданы для максимального удобства игры актеров на сцене. Также хотелось отметить музыкальное сопровождение постановки, над которыми потрудился Василий Немирович-Данченко. Шум с улицы отлично характеризует ту или иную сцену. Например, в сцене, где Глов Михаил Александрович оглашает сумму, которую ему должны заплатить — двести тысяч, то ли звук городской сирены, то ли сирена скорой помощи отлично подчеркивает напряженность и заинтересованность персонажей. Что же касается режиссерской и операторской работы, то тут, как мне показалось, ничего интересного нет, более того работа режиссера никуда не годится. Все внимание была сконцентрирована на игре актеров и на сценарии. Например, во время игры в банчик, все действия нам показывают со спины игрока, что не позволяет зрителям наблюдать за самой игрой и за мимикой и действиями игроков. Я думаю, в этих сценах нужно было показать вид сверху.
На фоне всех великих русских классиков, Николай Васильевич Гоголь всегда выделялся необыкновенными, выходящими за рамки воображения, произведениями. Пьеса «Игроки», написанная в жанре «комедия», не стала исключением. Театральная постановка Сергея Юрского ничуть не испортила творение великого писателя, более того, привнесла некую изюминку прекрасной игрой актеров. Режиссеру удалось заинтересовать зрителей, завладеть вниманием на два часа и оставить очень теплые чувства в душе. Мораль же данного творения заключается в том, что не нужно обманывать людей, ведь в конечном итоге в дураках останешься сам. Очень точно подчеркивают зерно что пьесы, что спектакля, слова главного героя: «Странно. От чего русский человек, если не смотреть за ним, но обязательно сделается и пьяницей, и негодяем? Всегда под боком отыщется плут, который тебя переплутует».
6 марта 2020
Решил «пройтись» по фильмографии Л. Филатова после того недавно пересмотрел «Город Зеро», и про себя очередной раз отметив талантливость гения.
Как приятно было открыть для себя эту пьесу, живой театр с маэстрами Советского кино, среди которых главную роль исполнил Леонид Филатов. Будучи не знакомым с произведением Гоголя, сюжет пьесы на сегодняшний день может показаться предсказуем «пытливому» современному зрителю, уж довольно много было снято авантюрных голливудских фильмов с тех пор, но это ни сколько не заставляет терять интерес к постановке, ведь тут же «живая» игра актеров, которой можно наслаждаться и наслаждаться, да и сама по себе пьеса любопытна, иронична, смешна. Если вы любите театр, и творчество Л. Филатова, вас несомненно порадует эта пьеса.
Порадовал и В. Невинный своим персонажем, и его не спроста брошенная фраза: » От невинных удовольствий я всегда не прочь!», которую зрители в зале отметили аплодисментами. Вообще в данной постановке достаточно юмора, и комизма. С. Юрский конечно же внес свой вклад, не только как постановщик данной пьесы, но и небольшой ролью, после которой как не вспомнить «Великого комбинатора».
Благодарен, что при помощи любимых звезд кино, могу прикоснутся к произведениям Классиков, на чтение которых не находишь время. Если я не ошибаюсь, эта одна из последней ролей Леонида Филатова в театре и кино перед его болезнью, из-за которой ему пришлось оставить сцену. Низкий ему поклон!
Только лишь за звездный состав «ветеранов» Советского Кино и их игру мои твердые
10 из 10
18 февраля 2013