| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Ночь грешников |
| год: | 1991 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Вадим Костроменко |
| сценарий: | Дмитрий Костроменко |
| видеооператор: | Николай Ильчук |
| композитор: | Владислав Кладницкий |
| художник: | Александр Денисюк |
| жанры: | мелодрама, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 26 мин |
'В свои двадцать шесть лет он был девственником, совсем не знал женщин как таковых, и никогда не бывал в публичных домах. Когда-то в свое время ему пришлось выдержать тяжелую и трудную борьбу с бунтующей плотью, но постепенно воздержание перешло в привычку, и выработалось спокойное, совершенно безразличное отношение к женщине'. (Леонид Андреев 'Тьма')
Для советского кино крайне нехарактерным явлением было перемонтирование картины. Но именно это случилось с данным фильмом. Сегодня посмотреть последнюю режиссёрскую работу Вадима Костроменко можно в двух версиях: первая с названием 'Ночь грешников' и хронометражём 86 минут; вторая с названием 'Высшая истина бомбиста Алексея' и продолжительностью 130 минут. Вторая версия - это полноценный двухсерийный фильм, в котором указан литературный источник лёгший в основу сюжета. Зачем понадобилось резать картину, выбрасывая из неё интересный для понимания главного героя материал - загадка...
На первый взгляд может показаться, что тема, лёгшая в основу сценария, - это исключительно продукт 'вседозволенности' в кино, стартовавшей в СССР вместе с Перестройкой. Однако это не так. Далеко не так. Хотя в сценаристах значится сын режиссёра - Дмитрий Костроменко - на самом деле сюжет на 90 процентов является адаптацией короткой повести родоначальника русского экспрессионизма - Леонида Николаевича Андреева. Повесть 'Тьма', написана в 1907 году, когда Андреев, после участия в революционных событиях 1905 года, и последующего ареста, вынужден был выехать в Германию, а затем на Капри, - к Максиму Горькому.
Фильм не копирует повесть целиком, но прекрасно передаёт 'дух и букву' литературного первоисточника. Сценарист Дмитрий Костроменко слегка изменил текстовую тональность, чтобы сделать акцент на визуальную часть происходящего на экране. Оба главных персонажа - Любка (Людмила Шевель) и Алексей (Руслан Кахруманов) - весьма точно соответствуют литературным героям. Любка: 'профиль у нее был простой и спокойный, как у всякой порядочной девушки, которая задумалась'. Алексей: 'высокий, широкоплечий и бледный; особенно бледен казался под верхним светом электрической люстры его упрямый лоб и твёрдые выпуклости щёк'.
Режиссёр бережно сохраняет литературную основу, как бы укутывая героев словесным плетением своеобразного творческого стиля Николая Андреева, умело сочетающего различные литературные направления. Кое-что сценарист изменил, кое-что добавил. И это совершенно правильно, потому что некоторые моменты повести выглядят несколько архаичными, а какие-то просто неприемлемы для реалий 1990-х годов, когда создавалась картина.
Фильм снимался в последний год существования Советского Союза, и это не могло не найти отражения в сюжете. Приближаясь к развязке этой драматической истории, зритель прекрасно понимает, каким должен был финал. Единственная сложность заключалась в том, как именно сможет режиссёр реализовать зрительские ожидания. На мой взгляд, Вадим Костроменко сделал это просто блестяще, не допуская ни разночтений, ни кривотолков, тем самым делая и Любу и Алексея победителями в ситуации, когда победить попросту невозможно...
2 марта 2025