Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Губернаторъ |
год: | 1991 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Макеранец |
сценаристы: | Леонид Порохня, Леонид Андреев |
видеооператор: | Николай Банько |
композитор: | Александр Пантыкин |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 9 мин |
Этот фильм снят на основе повести Леонида Андреева. В ней писатель обратился к теме тогда модной и скандальной: терроризму, унесшему жизни очень многих высших и рядовых чиновников царской России. Однако писателя интересовал не дешевый антураж подобной темы, но проблема личности. Тот, в кого стреляют или кидают бомбу, со стороны левака-террориста мог рассматриваться только как объект, бездушный исполнитель государственной воли. Писателя интересует человек, волею судеб оказавшийся в подчеркнуто экзистенциальной ситуации.
Именно это и перенес на экран режиссер «Губернатора» Владимир Макеранец. Его также не интересует «модность» темы (вспомним, что к 1991 году Советский Союз был раздираем стихийными да и спланированными городскими волнениями, по отношению к которым власть себя вела не совсем адекватно, что по-своему скатализировало процесс распада страны), но внутренний мир своего героя, допустившего фатальную ошибку и пытающегося понять, как теперь жить дальше, когда ответственность полностью легла ему на плечи. В отличие от лейтмотивного изображения чиновников в русском искусстве губернатор показан хорошим, образованным, умным и совестливым человеком. Он понимает, что никогда не докажет, что не причастен к случившемуся и идет навстречу своему фатуму. Это в фильме вполне успешно удалось сыграть неплохому артисту Борису Химичеву.
Недостаток же фильма вполне понятен, он типичен для кинолент, опирающихся на литературный материал. Дело в том, что повесть Андреева очевидно психологична. Главное в ней не внешнее действие, но то, что происходит в душе героя. А вот это передать по-настоящему на экране не удалось, поэтому сюжет фильма провисает и выглядит временами невразумительным. Камера мечется между главным героем и второстепенными, мешая обстоятельно раскрыться первому и лишь намечая пунктирные и явно неполные портреты вторых. В этом и сказалась слабость сценария и некоторая неопытность режиссера. Тем не менее можно говорить о весьма оригинальной версии изображения в кино дореволюционной России. Это фильм не о том, кто прав, а том, как оставаться человеком, будучи в определенной степени заложником как системы, так и судьбы.
2 февраля 2014