Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Страсти по Владимиру |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Марк Розовский |
сценарий: | Марк Розовский |
видеооператор: | Константин Рыжов |
художник: | Евгений Гуков |
монтаж: | Ирина Гороховская |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 2 мин |
На днях исполнилось 44 года со дня смерти Высоцкого. Уже больше прошло времени с момента, как его нет, чем лет он прожил на земле. И всё же фигура его не меркнет, стихи и песни не устаревают, а образ остаётся любимым многими поколениями, несмотря на попытки некоторых демонизировать его.
«Страсти по Владимиру», пожалуй, один из первых фильмов о нём, вышедший ещё в советское время, хотя и на излёте коммунистических лет. Поэтому и буквы на крыше всё не складываются в нужную формулу. Что на себя обращает внимание в первую очередь – никто из чиновников не произносит фамилию поэта, только приходящие-уходящие – Эра, Махоня, Рита. Разве только Игорь уже в исступлении клянёт Высоцкого. Страх перед фамилией ничего не напоминает?
Второе позабавившее – вслед за непроизнесением имени не произносится и причина, по которой концерт следует отменить? перенести? снять объявление? Да, Игорь Николаевич периодически твердит про Таганку, блатные песни и прочее, но в целом-то что такое? А просто не надо. Не рекомендуется. Это как «традиционные ценности». Вроде всем понятно, а что это, никто не знает.
Третье несомненное достоинство фильма – блистательные фразы. Розовский постарался на славу («как вам не стыдно, вы лжунья, вы же дама в возрасте, ветеринар труда!», «артистка тоже мне, Сара Сенбернар!», «ты так думаешь или это твоё мнение?», «скоропостижно вышел из кабинета» и т.д.). Наверняка старшие товарищи увидят ещё очень много неуловимого, что было приметой позднего застоя («ваше распоряжение, но под мою ответственность, нормально, по-нашему, по-советски, круто»). Опять же это сибаритство начальничка и попытка спихнуть всю ответственность на других, опять эта трусость, подобострастие перед начальством и грубость с подчинёнными, снова, в конце концов, блат и мздоимство. Какие образы у других – подхалим и хамелеон Стасик (Сергеевич), секретарша тире любовница, подчинённый – хитрый, расчётливый, но заискивающий, учёные – обязательно лохматые и пьющие. Портрет эпохи? А ушла ли она?
Почти два часа фильма идут в одном кабинете. Почти всё экранное время занимает чудесный Долинский и его неисчерпаемая харизма. Хотя и другие актёры показали себя на высоте (чего стоит Вера Улик со своей финальной фразой, ставшей в нынешнее время мемом).
Финальный эпизод видится немного спорным. Противопоставление отдельного эпизода в отдельном НИИ скорбным страницам истории века целой страны – шаг очень рискованный, хотя и небезосновательный.
Ну и завершающая реплика фильма – «разрешаете разрешить?» позволяет мне больше ничего не писать об этом замечательном фильме.
10 из 10
31 июля 2024
Картина Марка Розовского «Страсти по Владимиру» — это не просто комедия или вернее трагикомедия. Это абсолютно точно и совершенно верно: чумовой фильм. Весьма допуская тот факт, что держится он на игре Владимира Долинского, но зато какая это игра. Пропустить такую классную режиссуру и игру Долинского, значит не увидеть шедевр!Сейчас такое кино не снимают и хоть оно перестроечного времени, но талант, как говорится, не пропьёшь. А уж таланта Владимиру Долинскому не занимать. Если добавить сюда огромную самоотдачу, вышеупомянутого артиста, то получится на редкость фантастическое кино!С течение времени оно никоим образом не устарело, как в художественном смысле, так и по тем впечатлениям, которые оно воспроизводит в душе. Фильм «Страсти по Владимиру» — это нетленка, да-да, та самая, нетленка, как и всё творчество поэта, музыканта и актёра. Думаю сам Высоцкий, оттуда с неба, захотел, чтобы спустя 10 лет после того, как он покинул этот мир, о нём вышел фильм, заглавную роль в котором сыграл его тёзка Долинский.
Мы ведь знаем, что в то время, в какое жил Владимир Семёнович, его запрещали. А он всё равно умудрялся давать концерты. И фильм нам расскажет о том, как, каким образом, на каком основании Высоцкий был под запретом. Но рассказ этот носит отнюдь не душещипательную историю, а выложен так, чтобы мы получили настоящий кайф от просмотра. И Розовскому это удалось с лихвой. Не знаю, но весьма вероятно, что на какой-то миг душа Высоцкого переселилась в Долинского и получился такой зажигательный фильм, такая великолепная атмосфера и аура, что не погрешу — буду пересматривать!Высоцкий жил и пел на разрыв аорты, также играет и Долинский. И другие актёры, глядючи на Долинского тоже понемногу подтягиваются. И это не может не радовать. Не может не вселять надежду на то, что у нас есть порох в пороховницах. Ну, а сцена, когда Долинский разговаривает по телефону и обновременно со своей секретаршей и говорит`обрыдло», должна быть внесены в анналы жанра. И разве я, простой смертный, могу снизить хоть какую-то десятую ?Да ни в жизнь!
10 из 10
22 декабря 2013
Первое, о чем я хотел бы сказать, это то, что оказалось, я не умею писать положительные рецензии, выяснилось — я не умею хвалить фильмы. А этот фильм именно из категории тех, которые возможно только хвалить. Вообще, после того, как я посмотрел, я понял, что это лучший фильм из тех, что я видел в своей жизни. И теперь я с гордостью могу заявить, что «Страсти по Владимиру» — мой любимый фильм. Стоит заметить, что это вообще лучший фильм про советскую эпоху и лучший фильм о Владимире Семеновиче.
Больше всего фильм поразил своей правдивостью. Я был сильно удивлен тому, как точно, с каким сарказмом показан советский бюрократический аппарат. Я, надо сказать, очень критично отношусь к фильмам, подробно анализирую работу режиссера, актеров, монтаж, сценарий, затронутые темы, конфликты, перипетии. И в этом фильме все это — гениально. Как точно подобраны актеры: чиновник Владимир Долинский со своей неисчерпаемой харизмой, ехидная Галина Борисова, секретарша, которой все «обрыдло», «железный» Шурик — герой Александра Лукаша — тот, который позже, в 90-е, станет предприимчивым бизнесменом, Вера Улик в роли чувственного культорга, любящего поэта Высоцкого, конформист Стасик, которого блестяще сыграл Игорь Старосельцев — словом, все основные представители эпохи, просто блистательно сыгранные артистами. Я удивлен, я никогда не смотрел такого кино, где бы актеры так заразительно играли.
Что касается режиссерской работы Марка Розовского. Она точна, она расписана по ходам, словно шахматная задача. С одной стороны, фильм очень прост, потому как 98 % времени действие происходит в кабинете чиновника Игоря Николаевича, но с другой стороны видны не обычные решения, например, камера то и дело показывает надпись на противоположном здании, каждый раз она меняется, и каждый раз рабочие не могут составить предложение верно. Но и то, что все действия разворачиваются в одном кабинете: в нем происходит завязка конфликта, здесь происходит кульминация, развязка, концовка — стоит назвать особенностью, но уже особенностью сценария. Поговорим подробнее о сценарии. Известно, что сценарий написал сам Марк Григорьевич. Якобы, этот случай реально имел место в ДК Новокузнецка. Сам сюжет фильма достаточно прост, с первого взгляда, но и потом оказывается, что так оно есть.
Намного интереснее конфликт: действо вокруг приезда в НИИ запретного Высоцкого. Интересно, как же герои найдут его решение, в пользу кого он окончится? С самого начала мы видим два лагеря: чиновники и народ. Первые — с утра напевают песни Высоцкого, утверждают в тайне друг от друга концерт. Для вторых — Высоцкий — всё, они готовы протестовать, в случае отмены конфликта. И тут начинается борьба двух сил — балаган, сумасшедший дом, «бред собачий», — как говорит культорг Эра Георгиевна. Какой абсурдизм, какая сатира! И да, в начале смешно, искренне смешно, но по мере завязки конфликта, его нарастания, уже не смеешься. А когда конфликт достигает пика — плачешь и машешь головой, соглашаясь с каждым словом секретарши Ритки, железного Шурика, Эры Георгиевны. Три блистательных монолога, монологи, не задающие вопросы, а отвечающие на них, говорящие нам о внутреннем содержании советского режима, всей эпохи. До слез трогают слова Ритки о том, как моряки услышали в далеком индийском порту Высоцкого и расплакались, как дети, потому что Он — для них родина. Блистательны слова Эры Георгиевны: «Товарищи, мы кто? Мы не люди? Мы рабы? Рабы что ли?», на что слышим ответ: «Мы не рабы. Рабы не мы» (или немы, тут кому, как хочется). Как зацепило, какие точные, лаконичные фразы. И третий монолог, призыв комсомольца Шурика разрешить Высоцкого, чтобы он перестал быть героем. А ведь, это же правда. И, наконец, развязка: фраза Махони ««Ой, Вань, смотри какие клоуны, нет, я, ей-богу закричу» в отношение Игоря Николаевича и Стасика. А они и вправду клоуны, не иначе.
В заключении скажу: все, все, все, кто читает эту рецензию, но еще не смотрел фильм, я вам настоятельно советую, посмотрите, и вы не пожалеете, это самый лучший фильм про советскую эпоху. Это фильм, который действительно рассказывает о Высоцком, как о великом поэте XX века, как о явлении, подобно явлению Христа народу, как о Родине для миллионов людей. «Он — для них Родина… Не вы, не я — Он…»
10 из 10
5 января 2012