Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.5 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Семья вурдалаков |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Геннадий Климов, Игорь Шавлак |
сценаристы: | Геннадий Климов, Игорь Шавлак, Марина Собе-Панек, Алексей Толстой |
видеооператор: | Александр Мачильский |
композитор: | Владимир Давыденко |
художник: | Виктор Симановский |
жанры: | ужасы, драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
Московский журналист приезжает в глухую провинцию. Там он поселяется в семье, где недавно умер дед Яков, укушенный вурдалаком. По древнему поверью если в течении 9 дней кто-то из семьи произнесет его имя, то он восстанет из мёртвых.
В советском кино жанр хоррора был по понятным причинам не в чести. Можно вспомнить только «Вий». С приходом перестройки появились несколько самостийных русских хорроров. Тем более в русской классической литературной традиции мистических произведений хватает.
В 1990 году начинающие режиссеры Игорь Шавлак (он же сыграл главную роль) и Геннадий Климов перенесли рассказ Алексея Толстого на российскую действительность конца 20 века. Сама по себе идея неплохая, вот только реализация подкачала.
Фильм снят за очень небольшие деньги, так что экономили буквально на всем. Правда, удалось воссоздать на экране такую затхлую, весьма пугающую атмосферу. Но, к сожалению, помимо этого фильм не может похвастать другими достоинствами. Слабая актерская игра, обрывочные диалоги, вялотекущее действие. В конце начинается некоторая движуха, но до этого все очень тоскливо.
Эту картину принято хвалить за своеобразную атмосферность и считать из-за этого недооцененной. По мне это просто довольно слабая попытка создать хоррор на российской почве. Она неплохо совпала со временем на стыке эпох и можно даже уловить при желании некие параллели. Но в начале 90-х есть более удачные подобные опыты («Упырь», «Прикосновение»). В западном кино даже при микроскопическом бюджете умудрились делать картины, ставшие классикой хоррора. У нас же, несмотря на отдельные приличные образчики, полноценной жанровой традиции в кино нет до сих пор.
5 из 10
20 марта 2019
«Семья вурдалаков» — это первая работа Игоря Шавлака в качестве режиссера, и нужно отметить, весьма нетипичная для русского кинематографа 90-х.
Это вольная экранизация рассказа Алексея Толстого «Семья вурдалака» написанного в 1839 году.
На экране молодой журналист, живущий в Москве. Он приезжает в деревушку и селится в семье, в которой недавно умер дед. А через несколько дней этот дед возвращается домой, вот только ведет он себя весьма странным образом.
Помимо мистической сюжетной линии, в фильме также присутствует любовная, и, на мой взгляд, недостаточно раскрытая. Любовь у героев какая-то пассивная, ненастоящая. Этим объясняются и некоторые нелогичные поступки главного героя и обида его возлюбленной.
Несмотря на то, что фильм снят весьма скромно, и я полагаю, на собственные средства, в нем есть ощущение того, что ты смотришь ужасы. Это тягостная атмосфера, холодные тона, жуткая фигура деда смотрящего в окно — действительно создает дискомфорт при просмотре. Но в то же время, несмотря на небольшой хронометраж, фильм кажется невероятно затянутым. Все герои, кроме возлюбленной журналиста — уж очень скучные и бесхарактерные персонажи. А потому и картина получилась не впечатляющей, хотя для этого у неё были все задатки.
Рассказ «Семья вурдалака» экранизировался несколько раз и нельзя сказать, что фильм 1990 года — это лучшая экранная версия.
17 февраля 2018
Снять добротный ужастик сложно. Хотя бы по той причине, что у каждого зрителя своё понимание страха, свой, так сказать «порог».
Перестройка подарила нам очень странное кино. И среди него можно найти атмосферные ленты, способные оставить мощный такой отпечаток в душе. Из фильмов ужасов того периода я бы выделил «Прикосновение» и «Семью вурдалаков», о котором и идёт сейчас речь.
Безусловно, это кино далеко от американских ужастиков. Оно не гламурное, не модное, оно в чём-то очень даже неказистое (действие происходит в глухой деревне; плёнка оставляет желать лучшего; никаких вам тут особых спецэффектов). Но у картины есть один весомый плюс: она атмосферна. Впечатлило это тревожное поле с высоченными колосьями пшеницы, впечатлили купола на фоне холодного грязно-розового неба, впечатлило настроение мрачности. В фильме почти нет обыденных разговоров, праздности. Диалоги достаточно редки, а работа оператора, в чём-то такая угловатая, становится изюминкой. Этакий хороший артхаус с погружением в нужную атмосферу.
Получилось странно, поэтично, жутковато. Но фильм сугубо для ценителей и тех, кому надоели штампованные красивые ужасы, что нам дарит набивший на этом жанре руку, Голливуд.
7 из 10
5 августа 2017
Сложно судить фильм не зная первоисточника, особенно, когда впечатление негативное.
Во- первых, не понравился сюжет.
Молодой жизнерадостный журналист накануне собственной свадьбы отправляется в Богом забытую глухомань, нащелкать несколько горячих кадров о мистических событиях тех мест. Проводник по пути к месту расквартирования усиленно пичкает его страшилками, которые наш герой слушает чуть ли не с зевотой. Мол, и не такое видали.
А вот дальше начинается горяченькое, а именно, скука смертная.
Увидев с какой овечьей покорностью многочисленное семейство восприняло внезапный визит дедушки Якова, вся интрига моментально пропала, осталось лишь сидеть и тупо ждать конца вместе с героями картины.
Завершенных диалогов в картине практически нет, почти все они заканчиваются не произнесенной фразой: угадай, что я имел в виду.
Съемку в тумане — это вообще конек многих отечественных страшилок, но здесь в тумане практически весь фильм из-за отвратительного качества пленки.
3 из 10
11 января 2016
Случайно наткнулся на это кино. Это неповторимый фильм, так в этой стране больше никогда не снимут. Я бы из отечественной, условно говоря, «мистики» отдал этой картине второе место (на первом — «Господин оформитель»). Здесь изумительно все, изумительны даже недостатки, например, не очень хорошее качество, «червячки» на пленке и проч. Мне во многом этот фильм напомнил итальянскую классику ужасов, т. е. фильмы Лучио Фульчи, а особенно, Марио Бава. У Бава есть фильм «Три лица страха», во второй новелле которого разыгрывается примерно такой же сюжет. Но я считаю, что данная картина лучше этой итальянской классики, которую я так в полной мере и не смог полюбить. В ней была стильность, с которой ничто не сравнится, но была нудность. Здесь нудности будет даже побольше, но и это здесь доставляет удовольствие. Удовольствие совершенно специфическое, очень, скажем, «национальное». Я оч. много времени провел в деревне, все мое детство там, и кое-что я застал, что сейчас уходит или уже навсегда ушло. Я видел эти портреты родственников и зеркала в черных рамах, которые на веревочке висели наклонно относительно стены в деревенских домах. В этом фильме все это есть, весь этот антураж, который не может быть понят не-русским.
Статичные пейзажи в данной картине великолепны. Река в тумане, плывущая по этой реке лодка. Православная заброшенная церковь на фоне истлевающего неба. Я видел все это, когда был ребенком, видел год за годом. Уникальное чувство тоски, которым тебя одаривает русское кладбище, никаким взрослением и никаким цинизмом из себя не изведешь.
Данное кино — обо всем этом напоминает. Я считаю совершенно изумительным саундтрек. Он минималистичен, тут нет хорошей и запоминающейся музыки, но тут есть основная тема — голос старика-упыря, что-то вроде «бу-у», и это «бу» рефреном идет через всю картину, как главная звуковая тема. Это «бу» настолько выразительно и эффектно, оно пугает до онемения; ей богу, какой-нибудь микс, сделанный на основе этого потустороннего выкрика, мог бы стать шедевральной интродукцией к дет-метал песне.
Фильм дает слабину ближе к концу, когда начинается некая «динамика». Фабульно в данном случае все оправдано, спору нет. Но это губит атмосферность, которой картина брала с первых минут. Лучше бы он остался тем аморфным, полубессюжетным болотом, которым был вначале, но что-то мне подсказывает, что кино следует посмотреть еще раз, и тогда, может быть, мнение насчет концовки у меня изменится.
P.S.: Единственное, что смутило: откуда в той глуши, которая показана, девушка с сексапильным макияжем и обдуманной хорошей прической? Но это, хоть и неправдоподобно, добавляет сходства с той самой подчеркнутой «стильностью» итальянской классики.
12 декабря 2015
Ну не знаю… Наверное, я в чём-то не разбираюсь. Иных объяснений положительным отзывам здесь — не нахожу.
Убого. Неатмосферно. Отсутствие игры актёров в принципе. Одно из трёх: или режиссёр всерьёз полагал, что кромешная темнота на экране в протяжении 90% времени фильма — фактор «плюс» для ужастика, или страшный дефицит бюджета по статье «декорации», или — во что мне верится больше — творческое скудоумие создателей фильма. Лично я уже вышел из возраста, когда достаточно темноты, чтобы нагнать жути.
Про музыку уже тут писали другие рецензенты. Главное. Осталась непонятой мною необходимость наличия главного героя. Он не нужен. На протяжении всего фильма он не делал практически ничего, чтобы просто не снять фильм «летающей» камерой.
В фильме было всё. И пугалки, и спецэффекты, и даже Сизый Нос из Буратино. Но у Жигулей тоже есть руль…
1 из 10
7 мая 2015
Даже не знаю, чем конкретно мне нравиться этот фильм. Почему я остановился на нем. Обычно пишешь мне понравилось, потому что мне понравились основные события. Основными событиями тут можно назвать приезд молодого журналиста в сельскую глушь, чтобы по заданию редакции написать газетную статью, правда не очень понятно какие новости могут быть в таком богом забытом месте, и кажется странным ехать за новостями из большего современного города где кипит жизнь, много народа, в эту вымершую провинцию, на этот чуть ли не хутор, где на всю округу полтора человека дед который его встретил и сопровождал через кладбище, и разговаривал с ним на соответствующую тему про покойников, да семья у которой он остановился на хуторе.
Но как оказывается резон ехать туда есть… Газете срочно понадобилась какая — то страшная статья о потустороннем, а у этого молодого человека специализация такая ездить по страшным местам, как например Афган снимать горы гробов, просто тянет его к смерти и опасности. Тем более страшные новости — это хлеб всех журналистов, хорошо расходятся. И не потому что народ жаден до страшилок, дело не в этом… Просто страшные новости — они кажутся важными. Поэтому в новостях очень часто используют этот прием нагонять страху, говорить быстрым голосом, сопровождать это тревожной музыкой, будто сейчас небо на землю упадет. Обычно этот прием завладевает вниманием, и даже если ты знаешь о нем все равно нет нет да прислушаешься, да уделишь журналистам внимание — а не случилось ли чего? Не началась ли ядерная война?..
Вот наш быстрый на ногу и бесстрашный журналист и поехал в глушь, а глушь это и есть сердце России и в деревне два главных места — кладбище, да церковь при ней… Да и живут там только бабки старые которые только что и говорят да как они умрут, да с кем их рядом похоронить, больше ничего в жизни не интересует. В глуши особенно явно виден этот круговорот человеческих жизней и смертей. Да и темп жизни в отличие от города другой, темпа нет, людей нет, тишина, только и думать что о боге, да о душе. Очень насыщенное духовностью место… Ну а там где Бог, там и нечистая сила. В глуши, да и в сердце русского человека — это все неотделимо. В общем путь к Богу довольно мрачен, скорбен и лежит через убийственную жизнь в провинции, где и без кладбищенских упырей то тошно, кошки на душе скребут, еще если тучи зайдут, холодом повеет или сыростью с туманом и дождем так совсем мрак.
Ну и конечно же в этой семье кто-то недавно умер и справляют 9 дней, для деревни это обычное дело, обряд, вся семья пропитана суевериями, они всерьез верят что покойник может вернуться, если помянуть его имя в суе. И не удивительно в таком гнусном месте и правда начнет развиваться паранойя, да и что не говори неприятно торчат на хуторе одним, нет нет страх да и зайдет в душу особенно ночью, когда кроме тебя никого, а вокруг воет ветер или странные шорохи, не очень приятно, разыгрывается фантазия и их можно интерпретировать как хочешь. В общим и правда ему приходиться иметь дело с вурдалаками, а вурдалак — как известно оживший мертвец, который возвращается в свою семью и пьет у них кровь. В общим не самую лучшую семью выбрал журналист, чего доброго и он станет не наблюдателем, а участником той страшной истории которую собирался написать.
В этом фильме самое ценное это контраст города и глуши, он такой сильный, что глушь выглядит как другое измерение, как провал во времени. И герой словно бы попадает из реальной жизни в не реальную, которая больше похожа на вязкий страшный сон. Все что случается с героем и реально и не реально, и ему и самому не понятно было ли все что с ним произошло на самом деле или показалось.
12 декабря 2014
В Советском Союзе, даже в последние его годы, фильмы ужасов не жаловали. «Советскому человеку это не нужно», вот и все, поэтому наш кинематограф абсолютно не знаком с жанром. Однако бывают и очень приятные исключения.
«Семья Вурдалаков» — это адаптация рассказа, автором которого является А. К. Толстой. С его произведением я пока еще не знаком, поэтому сравнивать экранизацию и рассказ не смогу. Само собой, это не точная экранизация, хотя бы потому, что события перенесены в конец 80-ых начало 90-ых годов. И, хоть хоррор как жанр в СССР не особо жаловали, данный фильм представляет собой качественный мистический и пугающий фильм ужасов. В фильме нету рек крови и оторванных конечностей, нет выскакивающих из-за угла монстров, но некоторые сцены смотрятся очень даже жутко. Общая картинка — темные цвета, пейзажи — тоже подкидывают дров в топку, и при просмотре возникает ощущение тревоги, навеянное общей мрачностью картины. А фильм и правда мрачный. На экране царят темные цвета, тени и безысходность; скрипы и шорохи в ночной темноте звучат как-то необычно, а пугающе; а силуэты самих вурдалаков, удаляющихся прочь от дома, пугают вдвойне. Финальная сцена фильма вообще поражает, на общем фоне отсутствия жестокости заметно выделяясь и доставляя нужные эмоции — страх и тревогу.
С технической стороны фильм сделан хорошо и качественно, но есть ставший уже классическим минус: это качество. Общая дешевизна пленки и явная нехватка осветительного оборудования здесь на лицо. Нет, здесь вы не увидите полностью темных кадров, но фильм очень темный и мрачный — но местами от этого прибавляется жути, особенно в последней сцене. Так что еще неизвестно, плюс ли это, или минус. Ну и, само собой, не пытайтесь найти этот фильм в HD, потому что выпускался он явно только на VHS.
Подводя итог, скажу: фильм действительно жуткий, но по вкусу придется далеко не всем. Любителям гуро тут делать явно нечего, но вот те, кто ценят атмосферу, возможно обзаведутся новым любимым фильмов. Фильм больше для ценителей, но и на рядового зрителя может произвести впечатление.
8 из 10
29 октября 2014
Но забыли капитана два военных корабля:
Потеряли свой фарватер и не знают, где их цель.
Проза Г. Миллера и песни «Агаты Кристи» — все, что надо для глубокой депрессии, ведущей к успешному самоубийству. «Хорошая крыша», которая летает сама то, что надо для успешного страноубийства. «Национальное кино отражает психологию своего народа более прямым путем, нежели другие искусства» — писал в «Психологической истории немецкого кино» З. Кракауэр и кинематограф с каждым годом подкрепляет это утверждение все новыми и новыми лентами. В СССР не было не только секса, но и фильмов ужасов, «Вий» счастливым исключением, таким, же как «крайне левая позиция в половом вопросе». Щекотать нервы «скованным одной цепью, связанным одной целью» счастливым советским людям было незачем, ведь «тень Люциферова крыла» никуда и никогда не пропадала. Да и «черная кровь» исправно бежала себе по венам. Однако иногда эта кровь становится алого цвета и все начинало бурлить и пузыриться. Вся эта булькающая противоречивость должна была куда-то деваться и выбулькнула она, в том числе в искусство. Неяркий и теперь уже позабытый фильм Г. Климова и И. Шавлака «Семья вурдалаков» снятый по мотивам почти одноименной повести А. К. Толстого траурно-яркий пример дерьмократии, как предчувствия.
В этом фильме западный дух еще не перебивает русский. Ужас в нем подобен запаху сырой земли из свежевырытой могилы, окутывает, как погребальный саван, но вместе с тем нагнетает скуку на современный, тренированный западными лентами мозг. «Не поймет и не оценит, гордый взор» иноплененный строгие лики святых с глазами Врубелевского «Демона», прелесть заброшенной просвещенными атеистами церкви и обретенную, на грани потери жизни или рассудка, веру. Так же «в молоко» уйдет и самонеочевидная загробная подоплека. Режиссер в гости пригласил вурдалаков, упырей, но не удержался от игр с противоречиями, терзавшими страну. Главный герой не просто отправляется в деревню, он отправляется в другой мир, где покойник за столом хоть и пугает, но не удивляет, а попасть туда можно, переплыв реку с Хароном в лаптях. Остров Нигде на реке текущей в Никуда. А за мистикой извечный разрыв между городом и деревней, верой и суеверием. Единственно яркой и понятной остается только кровавая символика, которая справедлива для всего, что прячется от звезды по имени «Солнце». В этом фильме еще сильны мотивы славянской мифологии Афанасьева и «Истории сношений человека с дьяволом» Орлова. Никаких прилизанных вампирчегов, только ужас, скрытый в склепе под церковью, «сверкающей адским огнем» и деревянными крестами, скрипящими на погосте. Реальность в нем рвется острыми ногтями, как натянутый целлофан. А смерть самоочевидна и предрешена. Повествование не отличается бодростью или яркостью, все тихо, мирно, по мертвецки. Краски темны и тягучи, а финал не дает ответов, то ли журналисту приснилось, что он сумасшедший, то ли сумасшедшему, что он журналист. Но не исключен вариант, что все было на самом деле и время текло, как «расплавленный винил», а клыки вампира перерезали ночью чью-то глотку.
Полковнику никто не пишет, небо все так же пахнет сапогами, а чтобы счастье было для всех и даром кто-то должен попасть в «мясорубку». «Семья вурдалаков» еще не российское кино, но уже и не советское. Фильм междумирья и межвременья во всех внутренних и внешних смыслах. Возможно и не обладающий художественной ценностью произведения киноискусства, но интересный представитель бурления идей и нравов конца века, как роковая (ударение ставится по желанию) музыка.
И осталось в их мозгах только сила и тоска.
Непонятная свобода обручем сдавила грудь.
И не ясно, что им делать: или плыть, или тонуть.
Корабли без капитана, капитан без корабля,
Надо заново придумать некий смысл бытия.
Нафига?
«Агата Кристи»
30 марта 2013
Очень чистый фильм. Чёрт возьми, это так снято по-русски, что аж сами вурдалаки какие-то свои, родные!!
Множество отрицательных отзывов в сети… Ну, это, на мой взгляд, от непонимания этой самой чистоты = русскости, как, безусловно, главной доминанты фильма, и до всякой даже ещё его, при этом, конкретики!
Да и вообще ведь в этом фильме вся конкретика — в шорохах, скрипах, таинственных звуках, прекрасно-унылых просторах, роскошной неспешности движения событий = камеры, отсутствии вот этой самой, ничтожащей существенное, суетливости, тотально шикарном минимализме!
И ещё одно, касающееся, впрочем, многих фильмов того времени, здесь оно только дополнительно оттеняется сельской линией, — это, именно, городские пейзажи и прочие антуражи бесприютного, но такого интимно близкого быта, ностальгически внятного тем, лучшие годы которых совпали с, объективно, вроде бы, далеко не лучшим для их страны временем…
9 из 10
26 декабря 2010
Я помню, начинал смотреть этот фильм лет в 11, но тогда мать, увидев на экране Шавлака, переключила канал и сказала, что все его фильмы низкосортные и недостойные просмотра. Недавно, посмотрев-таки его полностью, я, честно говоря, был очень удивлен. Шавлак в те времена, бросал вызов повседневно снимающимся русским мыльным боевикам и мелодрамам, которые штопались у нас в те времена, как на конвеере. И вот собрав никому неизвестных актеров, лично взяв режиссуру в свои руки, Шавлак сумел добиться своей цели. Естественно в СССР он снискал славу чуть-ли не худшего фильма за всю историю отечественного кинематографа. Да и не мудрено, фильм получился действительно жутким. Что-то все-таки есть зловещее в ночных зимних российских поселках, после этого фильма я бы не рискнул разгуливать там по ночам. В этом смысле, особенно эффектно смотрится сцена, когда вурдалаки смотрят на главного героя из-за деревьев, снято так, что у меня аж похолодело внутри. С самых первых кадров, фильм манит своей мрачностью, сюжет достаточно необычный и лицезреть нечто подобное мы можем далеко не каждый день. Насилия здесь практически нет, можно выделить разве-что горящего человека (эта сцена, кстати, тоже снята в лучших традициях жанра), но фильм бьет не этим. Во время него очень не мешало-бы поразмышлять, подумать и посочувствовать. Очень болезненное кино. Игорь Шавлак и помогавшие ему энтузиасты — молодцы.
8 из 10
23 мая 2010
Я впервые посмотрела этот фильм на широком экране в достаточно юном возрасте. С одной стороны, всё время ощущала леденящий холодок внутри до жути, а с другой, радость, что увидела что-то своё родное, истинно русское…
Фильм был снят по мотивам рассказов А. К. Толстого и адаптирован к реальности 90-х. Но как ни странно, я не особенно заметила эту разницу во времени. Кроме того, он является одним из первых русских фильмов в жанре ужасов, уже только ради этого стоит его посмотреть… Кадры из фильма навеяли в сознании массу образов, расплывчатых картинок и даже запахов…
Глухая деревушка, а если точнее, «глухомань» с одним деревянным домом, и со всеми вытекающими отсюда последствиями: непростой деревенский быт, старая «одежонка» и прочее. То есть, богом забытое место, разрушенная церквушка, пустырь, темнота, холод …жуть, да и только, но по-русски! А в доме запах дерева, и люди все простые — русские. Вроде бы ничего, жить можно, но деда схоронили, а тут еще какой-то журналист навязался со своим общением, и началось… Скрип дверей, половиц, шорохи, вой собаки, загробные потусторонние голоса… жуть, да и только, но по-русски! А дальше уж кто как захочет, «фантазия в полет». Я погрузилась в старинные русские предания, столкнулась со старушкой-шептуньей, увидела как ведунья, развесив свои пучки из травок, мешает вонючее варево, вспомнился «Вий» Гоголя и одноименный фильм 1967г., не знаю почему…
Правильно говорят, что первое впечатление наиболее сильное, а по юности — ещё и острое, а у меня так и случилось при просмотре этого фильма. Кому к душе популяризированные образы американского хоррора, фильм покажется наивным, можете не смотреть. Однако лично я считаю, посмотреть не помешает, ведь по-русски… Итак, за то, что память греет и за полёт моей фантазии
8 из 10
24 мая 2009
«Семья вурдалаков» был снят по мотивам произведения Толстого Алексея «Семья вурдалака». Действие событий режиссер перенес в наши дни. Молодой журналист по долгу службы приезжает в богом забытую деревню, останавливается у семейства в котором глава — отец, скончался. И начинают происходить странные вещи.
Развитие событий мне показалось довольна вялым и не нагнетающим страх, как это делает произведение, по которому снят фильм. Возможно, это из-за совершенно безобразного звукового ряда, испортившего все впечатление от картины.
На мой взгляд, ошибочно было переносить действие в современность и нагнетать ужас посредством «пугающей» музыки.
2 из 10
15 марта 2009