Посредник
7.3
6.9
1990, фантастика, боевик
СССР, 3 ч 38 мин
В ролях: Инара Слуцка, Валерий Сторожик, Андрей Тарасенко, Дмитрий Матвеев, Евгений Редько
и другие
Нависший над землей загадочный шар становится источником несчастий. После встречи с посредником этого шара люди становятся подвластны злой силе. Однако влияние посредника не распространяется на сумасшедших и детей. Сережа и Настя решают предотвратить катастрофу - и с помощью инженера Замятина спасают Землю от вторжения злого Разума...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Посредник

год: 1990
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Ильшат Шугаев
композитор:
художник: Олег Краморенко
жанры: фантастика, боевик
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 22 декабря 1990 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 3 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, боевик

Отзывы критиков о сериале «Посредник», 1990

Посредник (1990)

Казалось бы, 1990 год, но советский фильм необычен. Фантастика в реальном времени. Единство времени, места и действия. Безусловно, этот материал сильней подобных американских фильмов, где все только в футурошоке утонуть могут, беспомощно уцепившись «-за-под-прилавком в супермаркете»).

Красновато-коричневый оттенок плёнки выигрывает, возникает стереоскопический объём вручную совмещённых аэрофотоснимков. Человеческому глазу такого стереоэффекта хватает для полноценного восприятия.

Был бы фильм черно-белым, была бы зрительная «грязь», а с таким тонированием всё воспринимаемое уже тревожно. Как пособие-диафильм, только не «умей действовать в очаге поражения», а скорей «разведка в очагах поражения». И нет необходимости предъявлять вульгарно-внешние признаки угрозы, т. к. всеобъемлющее поражение довлеет надо всем живым, запертым в ареале города.

Гулко-обваливающиеся звуки от UFO пришельцев-захватчиков похожи на «звуки апокалипсиса» внутри Земли.

Всегда найдутся те, кто не поддаётся. Их может быть мало, но они есть всегда. Ага.

Социально-активные советские подростки, обретающиеся по тирам… да что ты будешь делать!

Евгений Редько с мировосприятием «святого» бродяжки, находка для фильма. Околачиванием своим раздражал Пришельцев. Он слышал звуки Космоса…

… Нервно рассмеялась, когда подросток обронил: «Надо же. Дядя Паша предатель». А врач ему ответила: «Бывает». Дядя Паша, Киселёв, он же Альгис Матулёнис, он же «Угол 1» — брутальный водитель хлебного фургона.

Смотритель тира, по ходу бывший снайпер, актёр Виллор Кузнецов, с профессиональной осанкой держит оружие, я почитала про него, мхатовский актёр, но какое-то время служил в закрытом городе Арзамас-16. Молоток! То есть не молоток, а «Квадрат 100».

Что еще можно сказать? Александр Мирер написал повесть о том что советский инженер, это самый геройский и грамотный инженер среди инженеров Мыслящих Миров. С отменными свойствами памяти, даже если некоторое время сам к себе не имел доступа.

10 из 10

11 февраля 2021

На перевале уже выпал снег. Но очень медленно.

Доброго времени! С первых моментов фильма, понимаешь, что досмотреть до конца его захочется. Но не ради сюжета, сопереживания или отдыха. Я не против неторопливых кадров и мхатовских пауз, если они понятны и наполнены смыслом или созерцанием. Когда эти вещи в тумане от авторов, начинаешь забавлять себя рассматриванием окружающего мира и здесь сразу же находишь себе пищу для ума и развлечение. В киноляпах, не стыковках сюжета, нелогичности, неправдоподобии и всей другой мелочи, которую вряд ли бы заметил, будь всё побыстрее или разнообразней.

Киноляпов в Голливуде или другом зарубежном кино тоже предостаточно, но когда картина родная все нестыковки замечаются проще. Путаное место действия собирает на себя свой ворох неправды. Впечатление, что режиссер видел обобщенное место действия, небольшой городок, где-то там. Но забыл предупредить об этом оператора, декораторов и др. службы, которые собрали ассорти социалистических республик. На пользу фильму это не пошло. Кому сейчас лет эдак т…цать может и не заметят, постарше поймут. Вроде бы и Советский союз, но для сюжета подстроены такие вещи, какие в союзе были под большим сомнением. Вывод прост. Хочешь неторопливое кино? Собери профессиональную группу декораторов, реквизиторов, гримеров кадра. Или фильм будет похож на игру — найди 10-ть отличий. И так, с увлеченным поиском всевозможных нестыковок я и просмотрел три серии. Забавная игра — авторам спасибо!

Как захватить чужую планету разумных существ? В настоящее время, голливуд научил нас, вам расскажет любой ребенок. Что делать при десантировании пришельцев в СССР никто не знал, поэтому героям фильма стоило это придумать самим. Как смогли, так и придумали. Однако, чтобы правдиво «высадить» космический десант на Землю нужно самому стать космодесантником. А у авторов фильма перевоплотиться в космодесантников не вышло. Или авторы-космодесантники не смогли договориться. Отсюда ощущение нелогичности, а так же нет веры в происходящее. Говоря шуткой давней давности: «Подводная лодка в степях Украины!» Но, в отличие от этого самого голливуда, «десантура» на части никого не разрывает, не убивает, головная боль и только. Гуманно и это класс!

Время фильма отдельная тема, заслуживающая внимания. Времени в фильме как-бы нет. От медлительности и тягучести кадра, от разности пленки и замечательной работы костюмеров и «пожарных с шлангом», общей постановки сцен, время в фильме то ускоряется, то замедляется. День смешался с автовокзалом, а снежный перевал, наверное, Карпатских гор, с зеленой травкой на поле. Такая вот фантастическая страна СССР без времени и границ!

Жаль, что в этой великой стране, пусть в провинциальном, но все же городке с 4-х этажной больницей, многоэтажными домами, солидным кинотеатром и администрацией живет всего три подростка до 14-ти лет. Три! Четвертому 15-ть! Ну, давайте простим авторов за этот промах. Просто все остальные подростки союза республик снимались в Электронике и Ералаше. А чтобы им было не страшно ходить в «Посреднике» по улицам, как говорил великий комбинатор: «Не бойтесь! Я дам вам парабеллум!»

Такого общения героев балансирующего на грани простоты, открытости, доброты с одной стороны. И дикости, и равнодушия с другой стороны, я не встречал в кино. Таких слов и диалогов уже не будет, мы стали очень другими. Поэтому фильм заставляет постоянно сомневаться в нем. Может шедевр? Скорее только своего времени, для отдельной категории лиц. На момент появления фильма, мне было столько же, сколько героям подросткам. Подростку понравился вертолет и авторалли, а в 2018-ом понравилось играть в киноляпы. Авторам и актерам фильма здоровья! С уважением и легкой грустью от сырого, мелкого, назойливого дождика!

3 из 10

9 апреля 2018

Пример того, как не нужно снимать фильмы, после Тарковского.

Данный фильм я смотрел в детстве, где-то в 90-х, и тогда я этот фильм не смог понять, для ребёнка это совершенно неинтересный и скучный фильм. И вот, пришла пора пересмотреть сей опус, дабы составить своё мнение о самой странной отечественной фантастике, снятой в период кризиса.

«Посредник» — показывает нам то состояние СССР, в котором он находился в момент перед развалом. Повсеместная бедность и дело даже не в декорациях (возможно это художественный замысел), а в том нищенском бюджете, на который пытались снять хорошую фантастику. Аж 3 серии! В первую очередь эта бедность заметна по постоянно меняющейся кинопленке, часть фильма снята на цветную пленку, ну а большая часть снята на черно-белую с применением фильтра сепия. Поначалу даже думаешь, что это такая авторская задумка, художественный приём и т. д., но посмотрев весь фильм, понимаешь, что это было сделано из соображений экономии средств. Режиссер просто не смог себе позволить даже дешевую цветную пленку. И даже в финале, все сцены идут в сепии, хотя логично было бы применить цветную.

Второй промах это ужаснейшее озвучивание фильма, такого плохого звука я ещё не слышал. Не знаю какая муха укусила композитора и команду озвучки фильма, но применить ко всем звукам эффект эха это самое бредовое решение. Словно тот человек, что сводил звук для фильма, впервые познакомился с эффектом «эха» и «фланжер», и игрался с этим эффектом как малое дитя. Новый синтезатор ему подарили что-ли? Хочется поругать и композитора, на весь фильм он смог родить всего 1 фоновую мелодию, которую просто начинаешь ненавидеть к концу фильма. Слушать эти завывания 218 минут просто невозможно. Если к примеру взять Тарковского и его фильм «Сталкер», там тоже присутствует весьма специфическая музыка и шумы, однако композитор Эдуард Артемьев, постарался на славу, его музыка создавала незабываемую атмосферу. А вот композитор в фильме «Посредник», явно зря получал свои деньги за работу над этим фильмом.

Сценариста и режиссера так же стоит поругать за бессмысленные диалоги и часто встречающиеся ненужные сцены, которые можно было бы не включать в фильм. Все эти: долгие взгляды в пустоту, молчание, длительные сцены на которых ничего не происходит. В общем затягивание серии по времени, видимо у режиссера была задача обязательно снять 3 серии и не меньше.

Пожалуй, я не буду описывать сюжет и игру актеров, так как об этом уже говорили другие люди.

Кстати что касается общей бедности фильма, даже устройство «посредник» и то сделано из дерева или гипса. Выглядит очень примитивно. Неужели нельзя было сделать пару экземпляров из метала и хорошенько обработать? Этот фильм словно некий студенческий арт-хаусный проект, когда инвентарь делают из мусора валяющегося под ногами, но для студентов это было бы простительно. В итоге создалось впечатление, что весь бюджет фильма ушел на полеты настоящих боевых вертолётов. Это единственное, что выглядит отлично и профессионально в этом фильме.

31 марта 2017

Русские не сдаются

По мотивам романа Александра Мирера «Главный полдень». Удивительно, что никто ничего не слышал об этом режиссере. А ведь он сотворил настоящее чудо. Нужен несомненный талант, чтобы из примитивной советской фантастики 70-х годов создать, без преувеличения, настоящий арт-хаус.

Сделанный в мрачных грязно-коричневых тонах, фильм, пожалуй, достоин сравнения с работами Андрея Тарковского и Александра Сокурова. Тяжелая гнетущая атмосфера ожидания неминуемой катастрофы, усиливается безумной и депрессивной музыкой джазового квартета Владимира Чекасина. Фильм вышел в момент крушения целой эпохи в жизни нашей страны, что только усилило трагизм ситуации. Фильм о моральном выборе, о том, что далеко не каждого человека можно вот так запросто подчинить чужой воле, если даже обыкновенный подросток способен не задумываясь отдать жизнь ради спасения человечества.

Сюжет картины, между тем, прост и банален. Злобные пришельцы собрались в очередной раз захватить нашу планету, но в этот раз решили начать не с Нью-Йорка или Лос-Анжелеса, как это у них, у пришельцев принято, а с неприметного маленького городка в российской глубинке. На первый взгляд, это было умное решение, поскольку, когда они начинают вторжение с Америки, то на их пути тут же оказывается Уилл Смит, а он парень серьезный и любит бить плохих инопланетян по мордасам.

План у пришельцев был простой. Они изобрели способ внедрять свое сознание в мозг другого существа с помощью некоего хитроумного прибора. Но, как вскоре выяснилось, в России тоже не лаптем щи хлебают. Не перевелись еще на Руси тимуровцы и мальчиши-кибальчиши, а эти ребята посерьезнее, чем Люди в Черном. Так что инопланетные захватчики и здесь получили на орехи и в следующий раз, очевидно, начнут вторжение с Эфиопии.

21 февраля 2017

«Тарковщина»

Этот фильм я смотрел ещё подростком, то есть 25 лет назад. Помню свои чувства состоящих из примеси любопытства и страха. Тогда на меня он произвёл довольно сильное впечатление.

Сейчас же я испытываю другие чувства.

Поймал себя на мысли, что всё очень затянуто, длинные кадры, долгая остановка на предметах и образах, затянутые панорамы и долгая пауза с жутким звукорядом. Наверно 25 лет назад это было очень круто и оригинально. Видимо режиссёр с оператором хотели «поиграться» в Тарковского. Насколько у них это получилось не мне, диванному эксперту, судить.

Таких «тарковских» планов, мне кажется, можно наклепать тысячу.

Например: «Камера на асфальте снимает грязную лужицу, в которой отражается серое небо. Это депрессивное серое небо рассекает чёрный ворон, с жутким карканьем улетающим прочь. И вдруг в лужу медленно падает красная роза, которая меняет цвет на чёрный. Рядом с ней звонким гулом падает дымящая гильза. Камера поднимается вверх и останавливается на крупном плане главного героя. Его лицо ничего не выражает, только в глазах чувствуется печаль и страх. Камера отъезжает назад и мы видим цветную панораму из рассыпанных на асфальте красных роз и лужицы крови главного героя.»

Всё! Посредник 2 снят!

Конечно, если мы говорим о намёках, то весь фильм пропитан предчувствием перед крахом великой империи. Постапокалиптический, грязный, депрессивный город, как отражение происходящих экономических и политических процессов в стране. Также конечно прослеживается мысль о «светлом будущим», которое дадут нам инопланетяне, и которые, наверное, являются прообразом каких-то внешних спасателей.

О таких скрытых смыслах будучи подростком, я даже и не подозревал.

Я подумал, а почему же сейчас так нелепо и нудно смотрятся такие длинные «тарковские» планы. Мне приходит мысль, что сейчас по другому снимают видеоряд. Сейчас картинка должна быть живой, пульсирующей и активной. Такие долгие философские видеопанорамы наверное остались только в авторском кино. Кто-то сказал, что картинка не должна быть дольше одной минуты, иначе зрителю будет скучно.

Нас приручили, что кино это движение и активность.

Я помню как-то смотрел один из последних «Терминаторов». Полтора часа, что-то бегало, кричало, взрывалось и шумело. За полтора часа я так и не понял что произошло на экране.

Плохо это или хорошо, нельзя наверное сказать однозначно.

«Тарковщина» как приём видеосъёмки, мне кажется, давно исчезло из кино, на смену пришли другие методы и техники.

Посредник хороший фильм, если бы только его урезать в два раза, а не пытаться на долгих планах и длинных панорам выстроить какую-то космическую псевдофилософию, приправленную бредовейшим, жутким и какофоническим звукорядом.

7 из 10

13 декабря 2015

Времена

Эх, были времена… Когда есть время что-нибудь вспомнить из далекого детства, то само собой, в своих воспоминаниях проявляется ностальгия. В первую очередь, эта ностальгия особенно проявляется, когда размышляешь о прошлом, о школе, о друзьях-одноклассниках, о той самой серой осенней обстановке в городе, когда на улице слишком пасмурно и мрачно, серо и уныло и что особенно ярко выражено, — это грязь, лужи, хмарь и монотонность самого времени.

С этим вступительным повествованием, я даю свою особенную рецензию к данной картине.

В возрасте 13 лет я, посмотрев все три серии этого, казалось бы на первый взгляд скучного и унылого фильма, я увидел на экране свои грязные, заставленные кучами всяких ящиков и другого подобного хлама, улицы, обшарпанные стены домов, разбитые дороги, вымощенные ухабами и рытвинами и многое другое что мне особенно запомнилось тогда в детские годы 80-х, с такими бытовыми на тот момент перестроечными условиями. Да. Я жил в таком военном городке и учился в там школе. Вроде бы на тот момент у меня не было особенного удивления, глядя воочию на экран, увидев всю эту специфическую обстановку данной картины. В те времена, конца 80-х, в городке также можно было увидеть таких же полусонных, бледных, мрачных и почти голодных людей, когда продукты были в дефиците, когда по вечерним улицам бродили одинокие и неизвестные личности со странными телодвижениями и различными неуклюжими взмахами конечностей. Такие же лица подростков из числа молодежи, угрюмые, задумчивые и молчаливые, у которых было только одно развлечение — погонять на мотоциклах «Ява» или «Минск». И в конце концов, характерные монотонные звуки, наиболее подчеркивали такую» красивую местность» того меланхоличного и застойного времени.

И вот, в процессе такой ностальгии, которая без сомнения вызывают меланхолию, я через 20 лет случайно еще раз посмотрел этот фильм и многом задумался. Есть над чем подумать и поразмышлять. Я не стану сильно критиковать политику нашей страны, ее государственное устройство и дальнейшие перспективы. Я напишу следующее: мне почему-то стало невыносимо горько за то, что многое сейчас стало забытым. Мы все ратуем за хорошую и роскошную жизнь, за изобилие всяких развлекательных средств и комфорта, за различные вкусные яства типа всяких чизбургеров и напитков и за то, чтобы было мало всяких сложных жизненных проблем у каждого из нас.

А что было тогда? В те времена? Многие о многом стали забывать. Естественно, уже давно поменялся уровень жизни, люди стали другие, у молодежи, как правило, свои цели — получать массу всяких удовольствий от жизни и т. д.

Я хочу особое внимание в фильме «Посредник» обратить на лица подростков, таких как главный герой Сергей Беленький, его девушка Настя (Олеся Судзиловская) и третий их приятель. Глядя на них, их возраст на экране кажется значительно старше своих лет. Это еще подчеркивается таким не цветным, а серо-коричнево-белым изображением. Они все худые но стройные, подтянутые, молчаливые но энергичные и готовые прийти на помощь и помочь в сложных ситуациях и наконец расстаться с жизнью за спасение человечества. Даже инопланетное вмешательство оказалось бессильным против них. И даже тот субъект, вроде бы выживший из ума, ведущий асоциальный и никому непонятный образ жизни, появляющийся в своем темном измятом балахоне и в шляпе, также пытается помочь маленькой осиротевшей девочке, у которой мать стала носительницей чужого инопланетного разума. Этот странный субъект показан в фильме как грустный, с худым, вытянутым лицом, но очень внимательным, пристальным и резким, порой пугающим взглядом его глаз и смирившейся со своей судьбой человек. Он вызывает скорей всего жалость чем насмешку.

Таким образом, я хотел бы подвести итог своего повествования. Времена меняются. Фильм «Посредник» снят на мой взгляд хорошо. Т. е. я ставлю ему хорошую оценку, т. к. его смотреть можно под соответствующее настроение, особенно тем, кто желает окунуться в воспоминания ностальгии и забвения.

8 из 10

22 декабря 2012

Здесь красивая местность

«Посредник» (1990, реж. Владимир Потапов), невероятно удачная экранизация повести Александра Мирера «Главный полдень» (1969 г.), в свое время поразил рецензента, бывшего тогда в весьма юном возрасте, неповторимой сценой первого контакта обывателя с Иным Разумом, случайно подсмотренной по телевизору и намертво впечатавшейся в память. «Что это, черт побери, было?», захотелось воскликнуть в тот момент. Хотя, в первом классе я, наверное, не употреблял таких оборотов… В любом случае, теперь, спустя пару десятков лет, воскликнуть хочется именно так.

Снятый в мрачной эстетике конца 80-х — начала 90-х, вызывающий череду визуальных ассоциаций — от сноходческих планов Тарковского, до оформления обложек ПСС Стругацких (худ. Владимир Любаров), выпущенного в том же, «переломном» году. Эстетика пыльных коридоров и призрачных АЗС, парадных лестниц и глухих подворотен, облупленной краски, ржавой арматуры, растрескавшегося бетона, штабелей гнилых ящиков, скелетов автомашин, припорошенных осенью разбитых дорог и заклеенных выцветшими газетами разбитых окон. Если и не документальный портрет эпохи, то уж точно — моментальный снимок Сознания Эпохи.

В нем невольно мерещатся отсылки ко всем лучшим фильмам о Вторжении-из-Космоса — уже прогремевшие карпентеровский The Thing и кауфмановский Invasion of the Body Snatchers, и еще не снятые на тот момент — родригесовский The Faculty и шьямалановский Signs.

В нем чудятся (и тут уж точно — неспроста) интонации романов Уэллса и Уиндема.

Все это — будто навеянная грибницей с голосом Джоди Фостер, обморочная хмарь, пасмурная иллюзия, выход из которой в одной из серий культовой франшизы пытается найти специальный агент Фокс Малдер, пытается, да никак не может найти.

Нарочито артхаусный момент с появлением мистического проводника в образе мима (!) невольно вызывает в памяти едва ли не самый пугающий уровень в начиненном аллюзиями на западный хоррор-кинематограф шутере Blood — тоже своеобразного памятника своей эпохе. Все это, как принято теперь говорить, «напрочь сносит башню».

Фильм, сделанный на сломе эпох. На разбитой провинциальной дороге здесь встречается ГАИ-шная «копейка» с серпасто-молоткастым советским гербом на борту и юные «байкеры», украшенные англоязычным значками, взъерошенные вестники новой эпохи. Тогда они назывались еще «рокеры», хотя и не совсем понятно было, какой именно Рок они знаменуют.

Тут есть, конечно, некий «притчевый», дидактический привкус — на пути Вторжения зомбифицированных сограждан, вооруженных универсальными гаджетами, становятся люди-знаки: городской дурачок, бывалый старик, двое нахохленных разнополых подростков, интеллигенты средних лет — врач и инженер — символы своего времени, стремительно уходящего в никуда, в прошлое. Герои сомневаются в себе и в реальности происходящего, но чужого мертвеца вовремя догадываются приковать наручниками. В авангарде сил зла — исполком и милиция, громада «камаза» коршуном атакует хрупкий иж-5 «планету», самым удобным местом для массового пленения разумов является кинотеатр, а тестом на человечность — наличие в голове необходимого кол-ва дури, чтобы хихикать над выкрутасами Чаплина, «подчиняются те, кто привык подчинятся» и ветер от винтов проходящих на бреющем армейских «крокодилов» игриво задирает платье случайной девчонки…

При этом, сам сеттинг происходящего, узнаваемые детали (это ведь не там, «у них» в штате Орегон, это все — «наше», это у нас!), бытовые нюансы (инопланетный гаджет, давший заглавие фильму, годится советским боди-снетчерам не только для дистанционного подчинения сознания, но и чтоб с размаху раскурочить окно похищаемой тачки) не дают усомниться в реальности происходящего. Не дают оторваться от просмотра — несмотря на многозначительные паузы, все эти игры с ритмом пространства и нарратива и общую протяженность ленты (с разбивкой на титры между сериями — 3,5 часа).

Фильм про Большие Перемены, приходящие в маленький город. Это всегда пугает, это всегда жутко, несет ли эти перемены рухнувший в лес НЛО, или пылит, звеня бубенчиками, бродячий цирк доктора Лао, или призрачный черный паровоз несет в разрывах пара протяжные рулады каллиопы — something wicked this way comes. Надвигается беда. И это чувство знакомо всем — в особенности тем, кому посчастливилось родиться в эпоху Больших Перемен.

Хотелось бы добавить, что какие бы хтонические силы ни пробудились, и как бы странно тут все ни складывалось после развала Союза, местность здесь по-прежнему — красивая.

3 июня 2012

На грани провала.

Убеждён, что читатели согласятся со мной в том, что найти дилогию А. Мирера в книжном варианте на данный момент времени очень сложно. Не любят у нас сегодня переиздавать умную фантастику.

В основе фильма и произведения лежит оригинальная и нечасто встречающаяся идея т. н. «кочующего сознания». Ничего удивительного в этом нет, учитывая, что человечество до сих пор так и не определилось с определением этого таинственного слова «сознание». На память в качестве сравнения приходят АБС и их «Волны гасят ветер» (мирная эволюция и сосуществование) и близкие по духу одноимённые роман и экранизация Р. Хайнлайна «Кукловоды» (агрессия, паразитизм, захват планеты). Но вернёмся к фильму.

Самым главным отрицательным моментом картины является затянутость по времени. В свою очередь «затянутость» это общая проблема, которой присущи следующие аспекты: 1) Камера слишком долго «наезжает» или сосредотачивается на лицах главных героев. Зачем? Ведь в диалогах ничего выдающегося они не сообщают, значит, о передаче внутренних переживаний с помощью мимики не может быть и речи. Возможно, это было бы оправданно в том случае, если бы был закадровый голос, читающий «мысли вслух» но его нет. 2) Общая «атмосфера» города. Зритель вынужден долго всматриваться в мёртвый советский закрытый город с одиночно появляющимися на улице жителями с унылыми лицами и общими планами улиц, пригорода и т. д. Всё это наводит на мысль о какой-то эпидемии ещё до захвата. 3) Обращают на себя внимание какие-то медленные, словно нехотя, разговоры всех персонажей фильма. Такое впечатление, что в городе живут «депрессивные тормоза», а не нормальные люди. В сравнении с ними инопланетяне выглядят и ведут себя гораздо бодрее (может такой контраст сделан специально?).

Актёры. Как ни странно инопланетяне почти все понравились. А вот главного героя — подростка хочется хорошенько встряхнуть, чтоб проснулся и начал действовать или хотя бы точнее выражать свои мысли. Единственный герой, который будет до конца понятен зрителю это инженер радиотелескопа Замятин. Правда, передать эмоции зрителям от его геройского поступка режиссёру не удалось.

Все выше перечисленные недостатки картины наводят на мысль о том, что режиссёр хотел придать фильму статус арт-хауса (акцентирование подолгу на предмете или человеке, нарочито медленные диалоги, присутствие умалишённого как «лучика оптимизма» в серости городской жизни и т. д). Но если в авторских проектах всё это имеет скрытый смысл, то здесь все эти детали оказались пустыми от и до. Считаю, если уж взялся делать много серий, тогда уж будь любезен сделать дилогию как в оригинале А. Мирера и не трать время и нервы зрителя, пичкая его своим взглядом, которого на самом деле нет.

Вы спросите: а есть хоть один плюс? Конечно — идея, обозначенная в самом начале рецензии. Правда, надо было показать не СССР на грани краха 90 — х, а спокойный счастливый период застоя 70 — х. Разница была бы на лицо, и за такой стабильный мир хочется сражаться с нечистью, диктующей свои условия миропорядка.

Музыка слишком навязчива и психоделична, причём всё время повторяется одна и та же мелодия. Под конец фильма она начинает реально раздражать.

Вывод: фантастический фильм с интересной идеей бескровного захвата Земли, но к сожалению, досмотреть до конца его может только фанат от фантастики, искушённый многочасовым арт-хаусом, хотя здесь им и не пахнет.

5 из 10

25 января 2012

Зачем?

Есть впечатление, что этот фильм сняли лишь ради того, чтобы освоить большое количество выделенной пленки.

Потому получилось несколько серий. Потому получились очень затянутыми все сцены. Если человек падает и говорит «Я — Треугольник Одиннадцать», то он будет падать минимум минуту, чтобы зритель, стало быть, оценил весь ужас происходящих с ним пертурбаций и «потерь себя». Причем чтобы оценил не единожды, а многократно, для особо непонятливых. Первая сцена такого пошиба — она же вообще первая сцена в фильме — безусловно, завораживает. Но далее возведенное в ранг режиссерского стиля такое постоянное замедление и излишнее акцентирование внимания зрителя на каких-то деталях этим самым замедлением утомляют и свидетельствуют лишь о крайнем неуважении и нелюбви к зрителю… Не стоит пытаться снимать интеллектуальное кино, ориентируясь на непонятливого зрителя.

Я читал цикл «Дом скитальцев»… Мирера можно воспринимать по-разному. Но в любом случае Мирер писал «Главный полдень» в первую очередь как книгу-действие. Подчас очень сложно найти баланс между действием и мыслями. Но в ленте баланс перекошен в сторону даже не пауз для размышлений, а просто пауз. Или это воспринимать как смакование и воспевания действия? И смакование с воспеванием настолько сильны, что нужно на любое действие смотреть столь долго, выискивая все подробности? Длинные сцены уместны у Кубрика и у Тарковского. Но здесь явный перебор. Не видна режиссерская задумка на это, не видна.

Что касается смысловой нагрузки картины — эти полупрозрачные намеки на Замятина… Можно учесть даже некий дополнительный смысловой слой (был ли он, не был) — некая аналогия с перестройкой… Все это выглядит по меньшей мере жалко.

Накручивать на Мирера постфактум то, чего не было — занятие неблагодарное. Фильм-предостережение вышел мертворожденным.

3 из 10

30 июня 2011

Почему именно так?

Смутное воспоминание детства: отец и брат внимательно смотрят фильм, спорят, а я смотрю (мне 9—10 лет), ничего не понимаю. Помню ту атмосферу тоскливой безысходности, которой веяло от фильма. И вот через 20 лет посмотрел снова. И тут вопрос: почему именно так? Почему снято именно так? Так неторопливо, бесцветно, нарочито уныло? Ответ у меня только один: видимо режиссёр опосредовано, через приёмы киноволшебства (а ведь именно Магия кино заставляет нас смотреть и сопереживать), исподволь доносит до нас замысел — а может быть, таких как мы не стоит спасать? Что хорошего в той жизни, которую лишает нас носитель: грязь, разруха, неверие ни во что (для 1990 года очень острый вопрос). Конечно добро должно победить, даже в таком далёком от киносказок фильме, как «Посредник», но, в традиции Советского/Российского кинематографа, ценой человеческой жизни, как минимум одной.

Фильм мрачен, тягуч, велик. Фильм для тех, кто смотрел «Сталкер», «Письма мёртвого человека», «Гадкие лебеди». Другим категориям зрителей противопоказан.

Фильм завораживает своей операторской работой. Снят прекрасно. Фильм завораживает звуковым оформлением, ощущение, что всё снималось только ради звуковых эффектов.

И ещё мне кажется, что у инженера Замятина не случайно именно такая фамилия, ведь не зря именно он произносит главную фразу фильма «Человека нельзя сделать счастливым насильно» — выжимку из знаменитой антиутопии Евгения Замятина «Мы». Не знаю, как инженера звали в литературном первоисточнике, к сожалению, не читал, но в фильме метафора налицо. Тем более, если я правильно помню, рассказ был написан задолго до экранизации и мир там спасли пионеры, а здесь мы видим подростков, головы которых совсем не забиты идеологией, напротив, все ходят в джинсах, ездят на мотоциклах, у главного героя на груди значок «I love you», да и подруга его, прекрасная Олеся Судзиловская, далека от образа Ксанки из «Неуловимых». Наоборот, весь фильм наполнен атмосферой декаданса, как в личностных, так и в общечеловеческих масштабах.

Такой фильм могли снять только в СССР. Спасибо создателем за это.

20 марта 2011

Фильм для детей 80-х

Помню, смотрел этот фильм в начале 90-х. Самому было тогда 15 лет, и фильм поразил своей необычностью и сюжета, и атмосферы, и игрой актеров…

К тому времени во всю развилось кабельное телевидение со Звездными войнами, Брюсами Ли и Джеки Чанами. А Посредник был абсолютно не похож на все эти боевики. Кажущаяся поначалу занудность сцен, к середине фильма начинает затягивать. Сюжетная линия выстроена так, что быстро начинаешь себя представлять на месте главного героя и думать — а смог бы ты противостоять такому нашествию?!

Может быть такие фильмы и были нужны тогда детям 80-х. Фактически Посредник — это предвестник той бури, которая пронеслась над страной в начале 90-х.

Очень жаль, что современный российский кинематограф не способен воспроизводить подобные вещи и еще больше жаль, что этот фильм не показывают по ТВ.

10 из 10

27 октября 2010

Зачем так долго

Только пересмотрел фильм. Конечно, можно долго рассуждать о том, что пришельцы лишают человека души и тому подобные вещи.

Нескольких вещей понять не могу:

1. Зачем так затянуты все сцены? Не эпизоды, а именно сцены. Все эти взгляды в никуда, застывшие позы и т. п.?

2. Почему фильм получерно-белый? Пленки нормальной не было?

В общем, все то же самое можно было бы сложить в полтора часа времени, добавив чутка драйва. Смысл фильма от этого нисколько бы не изменился.

Понравились съемки полетов военных вертолетов. Классно.

3 февраля 2010

О переселении душ

Принципиальным отличием литературного первоисточника фильма от его западных предшественников является способ, которым пришельцы овладевают телом своей жертвы. У Хайнлайна в «Кукловодах» людей оседлывают «наездники», во «Вторжении похитителей тел» и его многочисленных римейках — происходит замена клонами настоящих людей.

В книге же Миррера происходит подмена человеческой души на душу чужого существа. Тело остается тем же самым, никаких внешних изменений или признаков наличия паразитов.

Собственно именно эта подмена душ и стала сутью и смыслом фильма «Посредник»

В фантастику была прочно вплетена мистическая линия — в фильме о сути и цивилизации пришельцев ничего не сказано, мы знаем о них не больше того, что знают сами герои фильма. Все остальное можно воспринимать по разному — и способность к воскрешению и таинственные фразы «Представляешь, скольких они уже закопали. Счастливчики, они еще ничего не знают». Плюс массовый экзорцизм в финале…

При первом показе фильма многие кивали в сторону Сокурова — мол, очередное подражание мастеру. Действительно, определенное сходство с «Днями затмения» есть. Правда, кто сейчас помнит «Дни затмения», кроме киноведов? А все по тому, что у Сокурова атмосфера никак не коррелировала с содержанием фильма.

В «Посреднике» же звуковой и видеоряд полностью совпадают с мрачным смыслом самого фильма и достаточно четко воспринимается зрителем.

Так о чем, собственно кино?

А о чем может быть фильм, снятый в самое черное время страны? Конечно, именно об этом — о быстрой и незаметной (для большинства) подмене одной сущности другой, совершено чуждой первой.

13 декабря 2009

Я бы не назвал это фантастикой…

С первого взгляда складывается впечатление, что это и впрямь такая дешёвая фантастика… глупые пришельцы, брошенные в грязную жижу совкового пригорода…

храбрые подростки на мотоциклах разруливают ситуацию и подвергают злостных завоевателей в бегство… есть всё, совместимое с ужасом — дождливая заправка, ребёнок, брошенный жестоким монстром, вселившимся в его мать, непробиваемый лидер злодеев, воплощенный в водителе хлебного фургона, проницательный и честный старик-заступник, местный, бесполезный для пришельцев дурачок, едкий джаз и самопожертвование…

Казалось бы всё просто до тошноты, но фильм забирает своей атмосферой. Спервого кадра от него веет тайной романтикой… Всё происходящее кажется слишком близким, как будто наблюдаемое в соседнем дворе, но вместе с тем, абсолютно невозможное, нереальное…

Фильм поразил меня сразу же, с первого просмотра и не отпускает до сих пор…

10 из 10

21 октября 2009

«Дом скитальцев» forever!

Фильм, вернее, сериал, помнится, меня сильно разочаровал своим тягучим минимализмом и серой заунывностью, что, впрочем, скорее всего, связано с яркими впечатлениями от книжки-оригинала, прочитанной мною за много лет до выхода фильма.

Книжка та называлась «Дом скитальцев» и представляла собой весьма смелое для советского времени творение. Состояла она из двух частей, очень сомнительных с идеологической точки зрения. Местом действия первой части, представляющей собой некий римейк «Вторжения похитителей тел», является вовсе не загнивающий запад, что было бы типичным трюком советских писателей-фантастов тех лет, а провинциальный СОВЕТСКИЙ ГОРОДОК. А что это означает? А то, что злые пришельцы могли вселиться как в тела рядовых советских граждан, так и в тела представителей органов защиты правопорядка, армии, флота, и даже в тело члена партии…Рискованно. Но захватывающе. И спасают человечество от космической чумы опять же не доблестные представители МВД, СА, ВМФ, ВВС и ОБХС а простые школьники, которых, как оказалось, космическая зараза не берет.

Вторая часть, к счастью не экранизированная, того хлещи. Пришельцы после неудачи блиц крига готовят эшелонированное крупномасштабное нападение на Землю. Но не тут-то было! Двое школьников из первой части вселяются в тела пришельцев и попадают на их основную базу, где строятся корабли для захвата Земли. Перескакивая из тела в тело, школьники занимаются широкомасштабной диверсионной деятельностью, ознаменовавшейся полным разгромом инопланетной гадины в ее же собственном логове.

Жанр — смесь шпионского романа и космической оперы. Жанры, прямо скажем, не приветствовавшиеся в нашей литературе. Но книжку каким-то образом издали, я ее прочитал и сколько ж уже лет то и дело подмечаю в голливудских фильмах цитаты из этого нетленного произведения. Последние «Космический десант» (сцены гибели космического флота) и Джон Малкович (сцены, когда Малкович сопротивляется захвату своего сознания). «Дом Скитальцев» forever!

7 из 10

25 января 2009

Кто писал рецензию?

Должен сказать, что это не какая-нибудь там третьесортная мистика.

И нет там никакой «злой силы». В этом «шаре» находятся разумы инопланетной цивилизации, методично захватывающей планету за планетой. С помощью так называемого «посредника» они высаживаются на планете, выбранной для вторжения, а точнее разум инопланетянина захватывает тело разумного обитателя планеты. Мозг сумасшедшего и ребенка почему-то не поддается инопланетному вмешательству.

В фильме нет спецэффектов. Снято очень просто и дешево. Саспенс строится по принципу «Ведьмы из Блэр»: мы не видим врага, но он рядом, среди нас (точнее в нас). Считаю, что это один из лучших фильмов перестроечного периода. С удовольствием посмотрел бы его еще раз, но, к сожалению, не могу найти.

Кстати в описании к фильму не указано, что он многосерийный (не меньше трех серий).

10 из 10

11 мая 2008

Фантастика Посредник появился на свет в далеком 1990 году, более 34 лет тому назад, его режиссером является Владимир Потапов. Список актеров, которые снимались в кино: Инара Слуцка, Валерий Сторожик, Андрей Тарасенко, Дмитрий Матвеев, Евгений Редько, Альгис Матулёнис, Дарья Сидорина, Денис Членов, Виллор Кузнецов, Валерия Устинова, Юрий Брешин, Ян Янакиев, Артем Карапетян, Виталий Зикора, Николай Сысоев.

Страна производства - СССР. Посредник — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.