Рейтинг фильма | |
![]() |
6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Опасные каникулы |
английское название: |
An le zhan chang |
год: | 1990 |
страны: |
Гонконг,
Филиппины
|
режиссер: | Эрик Цан |
сценарий: | Йин Нэм |
продюсер: | Эрик Цан |
видеооператор: | Джингл Ма |
композитор: | Мэн Йи Лам |
художник: | Фан Ин |
монтаж: | Ма Кэм, Sun Kit Chu, Chai Sek |
жанры: | ужасы, боевик, триллер, драма, криминал |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
6 января 1990 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 36 мин |
Люблю фильмы из серии «Как страшно жить в/на [поставить название страны]'. «Цивилизованное» человечество продолжает уничтожать само себя даже в двадцать первом веке, и конца и края этноконфессиальным и этнополитическим конфликтам, государственным переворотам, гражданским войнам не видно. Всегда удивляют истеричные вопли о том как плохо и отвратительно жить в России, тогда как многие страны целыми десятилетиями захлебываются в крови от внутренних междоусобных распрей. Повезло как утопленнику, например, Филиппинам. Нищая страна в Юго-Восточной Азии пережила немало. После суровой японской оккупации во Второй Мировой Войне жить бы и жить, наслаждаясь независимостью, но нет — диктатура Фердинанда Маркоса, постоянные попытки военного переворота, проблемы с повстанцами-исламистами и повстанцами-коммунистами, продолжающиеся аж с 69-го года, благо густые филиппинские джунгли позволяют успешно скрываться и чегеварить годами.
Фильмов про повстанцев плодовитые филиппинские кинематографисты настрогали очень и очень прилично, проблема лишь в том что почти все киношки сделаны для внутреннего рынка — на тагальском языке и за рубежом не показывались за редким исключением. В нашем же случае речь про совместный проект Гонконга и Филиппин — «Опасные Каникулы», режиссером которого выступил Эрик Цан, известный многим как смешной пухлый коротышка из фильмов с Саммо Хунгом. Он же сыграл главную роль — гида группы китайских туристов, захваченных в плен повстанцами. Сценарист фильма Нэм Йин (брат известного режиссера Ринго Лама) всегда радовал зрителей жесткими, бескомпромиссными и мрачными историями. Полный Контакт, Школа в Огне, Тюремное Пекло — эти названия хорошо знакомы ценителю гонконгского кинематографа. И в этот раз талантливый автор порадовал бодрой отмороженностью и цинизмом.
Начинается фильм чуть ли не как американская комедия «про путешествия». Группа гонконгских туристов на Филиппинах весело проводит время в автобусном туре. Компания подобралась разношерстная — добрые дедушка и бабушка с внучком; двое здоровенных близнецов с материка, не говорящих на кантонском диалекте, из-за чего их никто не понимает кроме гида; пара полицейских; несколько триадовцев; несколько девушек разной степени тупости и гламурности, ну и так далее. Гид-главгерой неуклюже клеится к гиду-девушке, туристы покупают у филиппинских солдат, патрулирующих улицы, военную форму — те с радостью раздеваются до трусов (а чё, за казенное имущество бабки же платят!), бандит самоутверждается, тыча всем в лицо своими золотыми часами, все шутят, всем весело, все отдыхают. То что где-то поблизости «шалят» филиппинские коммунисты мало кого волнует. Как оказалось — напрасно. Остановившись в ночном клубе, туристы стали свидетелями перестрелки повстанцев, совершавших в этом же клубе покупку оружия и неожиданно нагрянувшей полиции. Поскольку к полицейским прибыло подкрепление, «партизанен» берут в заложники туристов и, затолкав тех в автобус, везут в свой лагерь в глубине джунглей. Там их хотят обменять на одного из своих, взятых в плен правительством.
Вот тут и начинается самая интересная часть фильма. Лидер повстанцев в круглых очочках, начинает просто-напросто «жечь напалмом» почти сразу же — несмотря на католическое вероисповедание и внешность преподавателя биологии у младших классов, дядька крайне жесток и суров. Первого из туристов, рискнувшего вступить в переговоры, он «награждает за отвагу» пулей в лоб. И далее, на протяжении всего фильма, заложников продолжают хладнокровно пускать в расход по поводу и не очень. Причем в отличие от голливудских фильмов подобного рода, где всегда знаешь кто останется в живых к финальным титрам, гонконгское кино полно сюрпризов, ибо формула «умереть может каждый» появилась задолго до экранизации всеми любимого произведения жизнерадостного дедушки Джорджа Р. Р. Мартина. Сцены убийств, изнасилований и избиений в фильме пугают не изощренностью и кровавостью (кого в наше время удивишь насилием на экране?), а какой-то обыденностью, будничностью, а также весьма эмоциональной реакцией персонажей на происходящее — актеры постарались, хотя некоторые типично азиатские переигрывания все же имеют место быть. Отличной получилась сцена с игрой в «русскую рулетку», напоминающая подобную из фильма «Пуля в Голове» и столь же впечатляющая по своему накалу. Да и вообще, кто скажет что ситуаций, показанных в фильме, не случается в реальности? Вот это-то и пугает.
Проблемы у фильма начинаются когда заложники решают бороться за свою жизнь и, сбежав из-под охраны, добираются до арсенала повстанцев. К слову, вооружена филиппинская герилья просто прекрасно, любая частная военная компания позавидовала бы — чего только у них на складе нет, я даже начал высматривать — не лежит ли в закромах ядерная боеголовка? Дорвавшись до «стволов» бойкие китайчонки показывают повстанцам такого рэмбо-первую кровь что остается лишь недоуменно пожать плечами, ведь каких-то несколько часов назад туристы округлившимися от ужаса глазами смотрели на дула автоматов, нацеленные на них, и разве что маму не звали, а сейчас они уже укладывают пачками тех, кто с легкостью крошил в винегрет полицию и явно имел неоднократные стычки с регулярной армией. На месте филиппинцев я бы обиделся- это что же у них армия и полиция — такой отстой? Или китайцы настолько круты? Ну ладно в команде туристов есть и полицейский и триадовец, явно имевшие дело с оружием, но пухлый гид-коротышка, обращающийся со стволами аки тертый спецназовец — это сильно, конечно. Если уж китаец-гид так крут, то насколько же сурова тогда китайская армия? Последняя четверть фильма — это почти не прекращающийся экшен, что само по себе хорошо, но сильно контрастирует с реалистичным и жестким началом и серединой. Собственно это и есть главный недостаток фильма. Людям, которые при просмотре перестрелок в фильмах любят думать «так не бывает», фильм не понравится однозначно. Остальным, в частности преданным ценителям азиатчины вроде меня, а также уставшим от размазывания розовых соплей по экрану и бесконечных хэппи-эндов — маст хэв. Еще хотелось бы отметить отличную песню «Anak», которая в фильме звучит дважды — в исполнении Алана Тама и собственно, в филиппинском оригинале Фредди Агиляра — в титрах. Лирическая такая песенка, отлично вписалась.
И да, не поеду я на Филиппины.
13 мая 2015