Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Медведь — липовая нога |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Дмитрий Наумов, Валентин Телегин |
видеооператор: | Леонард Кольвинковский |
художник: | Валентин Телегин |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 5 мин |
Хоррор-фантазия по мотивам русской народной сказки.
Языческий страх, много ли мы знаем о нем? Что таится за темными гранями казалось бы давно знакомых, и кажущимися традиционными, наших народных сказок? Страх, выползающий из тьмы времен и берущий холодными пальцами мертвеца за горло. Страх, когда кажется персонажи данной истории (конкретно — медведь), не кажется представителем злых сил. Но есть прочтение в контексте с другой силой, таинственной и необъяснимой, силой природы, которая, как известно, не имеет конкретного лица. Авторы данного мультфильма что-то об этом знали точно, закодировав свое послание в виде самого странного и страшного мультфильма эпохи перестройки.
Зоохорор в Советском Союзе по сути был предоставлен в кино лишь лентой «Злой дух Ямбуя» (1977 г.), про медведя-людоеда, а позже были сняты ещё два мульт-хоррора, и, что интересно, оба про медведей. Про «Медвежуть» мы уже писали, а вот мультик «Медведь — липовая нога» 1990 года я для себя открыл лишь недавно, посмотрел и был шокирован. В 1990 году жанр ещё советского ужаса только зарождался, а вот в мультипликации решили видимо не ждать, и уже активно внедряли приемы хоррора.
Я же знал более традиционную и добрую версию данной сказки «Медведь — липовая нога» (1984 г.), где незадачливый мишка попадает в улей лапой и не может от него избавится. Искренняя и добрая прорисовка, в отличии от версии 1990 года, который по отзывам помнящих его, все однозначно называют хоррором. Тому способствует и более чем странная и пугающая визуальная сторона в стиле теневой марионетки. Мультфильм явно не детский, потому что здесь собрано всё, что способно напугать и шокировать зрителя; мутный, с вкраплениями белого, фон, ещё более увеличивающий кошмар от изображения, пустые глаза всех поголовно персонажей, светящиеся недобрым светом, странные часы с кукушкой, которые при приближении медведя к домику пожилой пары начинают предупреждающе бить. Звуковое сопровождение вместо привычной музыки состоит из скрипов и шорохов, и что удивительно, саспенс зашкаливающий именно в ожидании чего-то необратимого, страшного, чем оказывается вломившийся в домик стариков одноногий медведь.
К развалу Советского Союза мультипликация агонизирующей страны отметилась целым рядом шокирующих произведений, в основном для взрослых, страшные образы и аллегории стали нормой в мультипликации для взрослых, но даже и не только для взрослых. Видимо это было своеобразное отражение всех тех нехороших процессов, происходящих в стране. В кино режиссеры тоже пробовали себя в новом жанре, но значительно меньше. Мультипликация как жанр искусства к метаморфозам хоррора или фантастики более пластична, и тем страшнее в ней звучат подобные образы.
Возвращаясь к нашему мультфильму; никакая критика однозначно не скажет — как же, в каком контексте прочесть здесь образ медведя? Тотемное животное? Некое божество, принявшее подобный облик? Очевидно другое, перед нами некая протоязыческая трактовка вроде бы известной сказки. Чем-то очень уж древним и жутким несет с экрана от подобной интерпретации. Тут как бы вроде и нет положительных героев, старик и старуха вроде бы убаюкивают кричащего ребенка, но почему-то и от этого тоже веет необъяснимой жутью, по крайней мере родства между ними не прочитывается. Вломившийся в дом стариков медведь, вопреки ожиданиям, никого не съедает, а вообще сразу бросается убаюкивать ребенка, будто бы специально явился на его плач, откуда-то из темных глубин языческих дебрей.
Абсолютно странный, жуткий, не поддающийся никаким законам логики мультфильм, как впрочем и многая другая подобная анимация той непростой поры. Но разве не ценно нам сегодня, что новый русский хоррор развивался не только в кино, но и в мультипликации? Ценно, очень ценно. Мы по сути имеем два параллельных направления, и имеем возможность сравнивать, как это развивалось и там и там.
29 августа 2019
На повзрослевшую голову стала понимать, что сказочка-то построена по всем канонам триллера: схватка с чудовищем, окончившаяся неудачей, возмездие — око за око, зуб за зуб. Саспенс, разумеется, присутствует в достатке. И еще страшнее неизбежное приближение медведя как обычно происходит в фильмах и книгах ужасов, когда злодей уже находится в доме и возможности убежать или выгнать его никакой. А песенка «скырлы, скрылы» лично для меня страшнее всех фредди крюгеров, сайлент хиллов и дедайтов вместе взятых до сих пор. В детстве мне это хотя и не было так страшно, но фильмы ужасов не воспринимались абсолютно никак, а наши сказки всегда вызывали ощущение дискомфорта. В довершение ко всему довелось мне в детстве посмотреть еще и этот мультфильм, весьма вольно интерпретирующий сюжет сказки. Снято очень гнетуще, как ночной кошмар, представленный тенями на стенке. Забавно, что мультфильм представляет собой еще более чистый миф, чем традиционный пересказ сказки — помимо всего прочего причина появления медведя в доме не называется. Конец достаточно неожиданный (как я его понимаю): вместо того, чтобы съесть старика и старуху, а заодно и их чадо, медведь просто подходит к колыбельке и начинает ее качать, убаюкивает ребенка, после чего медленно засыпает сам. Не будем углубляться в представление о медведе как о тотеме, который, собственно, и съел покусившихся на него деда и бабку (ну или неудачно попытавшийся это сделать в более гуманных версиях). Тогда получается, что медведь взял ребенка под свое крыло, точнее лапу. В мультфильме присутствует еще много символов, использованных то ли нарочно, то ли подсознательно — старики, кормящие кукушку, которая запускает часы, внезапно замирающий механизм часов при приближении медведя («час пробил»), обрывающаяся нитка при непосредственном его появлении, страшная колыбельная, под которую медведь убаюкивает ребенка (можно еще вспомнить песню, в которой колыбелька падает с Мирового Древа вместе с ребенком в Средний Мир), полное отсутствие речи и глазных яблок, что тоже зачастую является чертой того света в мифах и сказках и многое другое.
Все-таки восхищаюсь я крепкими нервами наших предков, которые рассказывали друг другу такие сказки. И еще больше радуюсь, что живу не в древнем языческом мире.
18 января 2014
Да. Советская мультипликация всегда славилась использованием сюрреалистических образов. Некоторые из них были сами по себе достаточно мрачными, но этот явно превзошёл мои ожидания. Следующие пять минут вы увидите не менее мрачную и не менее жуткую экранизацию знаменитой русской народной сказки. В мультфильме нет никаких цветов, кроме мутно-белого и чёрных силуэтов персонажей. Глаза у всех героев светятся каким-то недобрым светом, словно они какие-нибудь зомби из фильма ужасов. Музыка в этот мульт заглядывать вообще не решила, только скрипы и шорохи. Диалогов тоже нет, хотя старик и старуха явно говорят друг с другом. Наиболее страшной сценой была концовка, когда одноногий медведь ввалился в дом и начал качать хнычущего маленького внука старика и старухи, сам медведь смотрит вверх своим безумным взглядом, а за кадром слышна какая-то колыбельная песня. Когда начались титры, ребенок начинает смеяться. Видно, одноногий медведь успокоил его. Выглядит достаточно жёстко, да и вообще, все пять минут хронометража, выглядят не как сказка, а как какое-то паранормальное явление, напичканное доверху мрачными образами.
Не знаю как, но видно авторы мультфильма увидели эту сказку с самой мрачной стороны. Есть и более светлый и оптимистичный вариант экранизации 1984 года образца, но и этот заслуживает уважения, хоть и обе не полностью приближены к оригиналу.
Детям, а также людям со слабой психикой не смотреть. Я и сам долго был под впечатлением от этого мульт-хоррора.
26 июня 2013