Бакенбарды
7.6
7.4
1990, комедия
СССР, 1 ч 40 мин
6+

В ролях: Виктор Сухоруков, Александр Медведев, Владлен Бирюков, Ольга Алабышева, Ольга Самарина
и другие
Стремительно набирает силу только что возникшее в провинциальном городке общество пушкинистов. Основное отличие каждого — это пушкинские бакенбарды и отливающий серебром набалдашник элегантной трости. Они шагают, шагают и шагают. И их уже много, их не остановить.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Бакенбарды

год: 1990
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Сергей Некрасов
композитор:
художники: Павел Пархоменко, Наталья Замахина
монтаж:
жанр: комедия
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Видео к фильму «Бакенбарды», 1990

Видео: Фрагмент (Бакенбарды, 1990) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Отзывы критиков о фильме «Бакенбарды», 1990

«И долго буду тем любезен я народу…»

Фильм «Бакенбарды» смотреть смешно и жутко одновременно. Слишком честно. Слишком понятно. Слишком узнаваемо. Все эти течения пушкинцев мцырей, капелл, бивней суть одно и то же — это тот самый русский бунт, бессмысленный и беспощадный. В преддверии пушкинского дня фильм воспринимается особенно остро.

Картина Юрия Мамина вышла в 1990 году, возможно, «перестройка» и «перекройка» страны несколько помешали фильму обрести популярность, но, дело здесь скорее в том, что такую резкую карикатуру на себя общество просто не способно выдержать. Режиссер безжалостен в своей сатире и не делает скидок не только власти и русской идее, но и Пушкину. Хотя, поэт все же избежал строгого суда потомков — досталось от создателей фильма той ширме с вывеской «Пушкин», которой прикрываются герои фильма.

«Бакенбарды» настолько прицельно бьет, безошибочно угадывая самые болезненные точки, что рассуждение о нем и препарирование его «идейно-художественного своеобразия» причиняет почти физическую боль говорящему. Но боль эта, конечно, несколько смягчается, благодаря анестезирующему действию гомерического смеха над абсурдом нашего бытия (прежде всего, бытия российского, но и общечеловеческого тоже). Фильм не только предвосхитил всеобщее помешательство, когда с каким-то безалаберным размахом страна отметила 200-летие Александр Сергеевича, но и до горечи в горле напоминает атмосферу ремарковских «Трех товарищей» с вечными сборищами разноцветных группировок. Впрочем, эту последнюю ассоциацию режиссер даже не пытается скрыть и прямо намекает нам на нее. Наверняка, он делает это в большей степени для себя, а не для зрителя: не от того, что не доверяет нам, а от того, что ему самому хочется кричать.

Возможно, во многих городах страны возникают ситуации с памятниками, как в моем родном Нальчике, но от этого не становится легче, когда смотришь на памятник Пушкину на одноименной улице или слышишь бесконечные рассуждения о роли Лермонтова для черкесов. Все вытравливается и обращается в пыль, заурядность правит бал, а бесславные потомки скачут в каком-то угаре с шашкой наголо. Фильм, «Бакенбарды», конечно, не о поэзии в чистом виде, но ведь и о поэзии тоже. И после него хочется повторить слова Поля Валери, в которые ты, может, до сих пор не особо верил: «Поэзия всегда была и остается привилегией узкого круга посвященных». Наверное, так оно и есть, потому что маршировать по улицам Заборска во фраках и тростью под строки «Мой дядя самых честных правил» — это как-то совсем уж глупо…

Сложно сказать, что больше всего поражает в фильме: непревзойденная ли игра Виктора Сухорукова, смех ли как способ преодоления страха, гротескность ли показанного и увиденного, или то, что игра в переодевания и присвоение себе права на окончательную истину именно благодаря ношению определенной одежды приобретает сегодня новые формы. Вот и в моем родном городе юноши и девушки в национальной одежде идут мимо памятника Пушкину (изготовленному, кажется, в полный рост поэта) и порицают тех, кто, по их мнению, не живет в ладу с наставлениями предков. С чьим авторитетом они поступают так же, как герой Виктора Сухорукова с именем Александра Сергеевича — просто выставляют щитом для собственного тщеславия.

3 июня 2018

Новые субкультуры

Выбор сюжета для Юрия Мамина не случаен. Как можно подумать на первый взгляд, в связи с большими переменами еще в СССР, с окончанием холодной войны в стране развивается множество течений и субкультур. В фильме одни представлены спортивно-хулиганским клубом, другие — клубом «эпатажа», третьи — клубом почитателей творчества А. С. Пушкина. Но, как и все, последние слишком радикальны в своих действиях и вызывают недовольство жителей некогда спокойного и тихого городка. В фильме четко представлено, что достаточно яркого лидера, бредовых лозунгов и можно свершить любой переворот, и только потом все поймут то, что «король-то голый».

Использование документальных кадров, съемок с рук, рок-музыки и нестандартных операторских ходов делают фильм шагом вперед в киноиндустрии того времени. Конечно, «перестроечное кино» нельзя назвать большим достижением в кинематографе СССР, но оно было, и теперь можно оценить по прошествии времени все положительные и отрицательные моменты пласта.

Кстати, автором четко подмечено развитие таких субкультур. Это повальное движение в стране того времени. В подвалах организовывают тренажерные залы, а творческие люди в поисках себя шокируют население своими шедеврами. Потом которые действительно признаются таковыми. В фильме показано быстрое перевоплощение спортсменов в эстетов, любителей поэзии. Достаточно было только отрастить бакенбарды. Такие тенденции существуют во все времена, многие думают, что меняя в себе какую либо черту, они становятся кем-то другим.

6 из 10

19 июня 2016

Аааах Аааалееександр

Потрясающий фильм, сценарий, операторская работа, игра актеров, а самое главное — замысел. Как круто показано, что можно прикрыться какой-то безобидной идеей (на первый взгляд), купиться на нее и не заметить, как вырастили у себя под боком тирана.

Мне кажется, фильм был актуальным и тогда, во время перестройки, когда важно было не допустить опять, чтоб на смену «Пушкину» пришел «Маяковский», и сейчас. Он на одной волне, простите за тавтологию, с фильмом «Эксперимент 2: Волна». Все, что было сказано в этих фильмах, будет важно всегда, ведь диктатура — это не ветрянка, которой переболеть можно лишь один раз.

Нравятся в фильме исторические параллели, например, когда слышишь «ночь длинных тростей», то на ум сразу приходит событие под названием «ночь длинных ножей». Или провокация с плакатами над их «штабом» у меня четко ассоциируется с поджогом Рейхстага.

10 из 10

12 декабря 2014

Жуткая комедия.

Фильм невероятный! Местами смешной, а в целом — умный, грустный и даже страшный! В жанрах ему везде пишут «комедия», но это, в первую очередь, настоящая драма, а также сатира, гротеск — все сложно намешано, и самое печальное, что фильм своей актуальности не потерял, и вряд ли потеряет. Не так важно, чья физиономия на плакате, можно и под именем Пушкина строить аналог гитлерюгенда.

Роль Виктора Сухорукова — это что-то невозможное, настолько он органичен, стопроцентное попадание в образ! Мне этот актер давно нравится, и в этом фильме его игра достойна всяких похвал!

Кто умеет думать над фильмами, кому небезразлично, в каком обществе он живет — посмотрите обязательно. Жаль, что этот фильм не очень широко известен, после просмотра многие поймут, почему. Считаю, что те, кто еще не видел этого фильма, не могут считать, что знают российское кино 90-х. Ханжам и пуританам фильм вряд ли понравится.

«Что они скоты, так за это статьи нет». «Милиция закрывает глаза, а я думаю — жмурится от удовольствия!»

10 из 10

3 июня 2014

Пушкин — наше все (с)

Превосходная идея у фильма. В целом, редкий случай, когда именно идея является главным наполнением фильма. Не сюжет, не игра актеров и тем более не спецэффекты.

Последняя волна русскоязычных трагикомедий. Самая откровенная, правдивая, самая едкая и отчаянная. Старых ограничений больше нет. Новые еще не появились. До девяностых люди искусства СССР/России хотели, но не могли говорить честно, сейчас — могут, да не хотят, а вот как раз в первой половине девяностых — еще хотели и уже могли.

И вот Мамин и Лейкин сняли этот слегка сюрреалистический фильм, а Сухоруков сыграл в нем.

Создать агрессивную идеологию очень легко. Любая идея, даже самая абсурдная или самая невинная (Пушкин — разве это плохо?). Харизматичный лидер, понаглее и без моральных тормозов. Знаки принадлежности к идеологии позанятнее (трости, бакенбарды — шик). И хотя бы полсотни молодых людей, не знающих, куда жизнь свою употребить.

Любая идея, позволяющая кого-то бить, оставаясь при этом как бы невиновным в осознании своей правоты и при поддержке единомышленников — слишком большое искушение для очень многих людей. Особенно молодых. Особенно душевно неразвитых, но даже «нормальные» тоже могут, не видя иной перспективы — поддаться. Иллюзия того, что ты кому-то нужен — основная заманиловка разнообразных сект и идейных движений.

Фильм, вообще-то, жутковатый и по сути — хотя и без рейтинга — не для детей точно. Но вот подросткам и юношеству, желающим понимать механизмы управления людьми — чтобы не стать жертвами подобных идеологических диверсий — стоит напрячься и посмотреть. Не как художественное произведение, скорее как научпоп по социальной психологии.

А то ведь так легко не заметить, что под новой идеологией, правильной — Маяковский это же совсем не Пушкин, верно? — все те же механизмы, все те же люди, все та же ложь.

9 декабря 2013

Сплошные кавычки и 1990-й

Посмотреть фильм «Бакенбарды» мне посоветовал мой лучший, ныне, увы, покойный друг. Этот удивительный человек при жизни всегда «подкидывал» мне «что-нибудь эдакое» (книгу, кино) в качестве пищи для ума. «Бакенбарды» — из той серии.

Сказать, что фильм понравился, слишком как-то банально. «Мне понравился репортаж про цунами на Курилах…» Это — как извержение вулкана — увидел и остановился, разинув рот. Но..! Если бы не одно маленькое «но». Все, кому в 1990-м было «до шестнадцати и старше», через это так или иначе прошли лично, так сказать. С той или другой строны этих самых постперестроечных «баррикад». Люберы, хиппи, панки, металлисты, рокеры-байкеры, брейкеры, рэперы (рэп тогда уже был и в России), как мухи из личинок вылупились под «белым солнцем» идеологической пустыни конца 80-х, начала 90-х. А навстречу им «домашние мальчики», девочки-институтки, работяги, пенсионеры, какие-то солженицынцы-сахаровцы, нацменьшинства, милиция… Одни ломали, другие пытались что-то непонятное строить, третьи лили крокодиловы слезы, четвертые надрывали глотки; первые наступали, вторые улепетывали без оглядки…; иные благоразумно помалкивали: «А что если… вдруг… опять?…»

Меня, видевшего все это не на экране, а в «реалити», как принято «выражовываться» сегодня, «зацепила» одна фраза, уже в финале картины, в устах В. Сухорукова, что-то вроде: «Деньги с нашего счета…» Вот-вот. Пока остальные занимались вышеозначенными делами, кое-кто, не будем показывать пальцем, потихоньку украл нашу Родину. Не Пушкина со всеми классиками (зачем они им?), а просто материальные ценности — взял и «положил в свой личный карман» — так примерно у Булгакова про «коммунальные пельмени»? «Заводы-пароходы» и проч. под шумок перетекли из коллективной собственности в личную… «И грянул бой…»

Сегодня нам остается только истекать желчью или ностальгией — кому как удобно — глядя на танк Т-34 с надписью по борту «доп. конверсия», въезжающий в желтый домик умалишенных совков, стукнутых по голове «пыльным мешком перестройки».

10 из 10

28 февраля 2013

Не дура, а сударыня

Провинциальный город Заборск раздирают на две части враждующие группировки. Первая из них — «Капелла»: пестрые неформалы, устраивающие абсолютно феерические шоу, замешанные на сексе и нонконформизме. То они шествуют по улицам с гробом, «хороня невинность», то изображают массовые расстрелы, то исполняют песню про органы, аккомпанируя, собственно, органами, да так, что современным битбоксерам и не снилось… Яркие, хулиганистые провокаторы, они — мечта каждого подростка и страх каждого родителя. Вторая банда — «Бивни», тупые качки, которые дни напролет тренируются в подвале, упражняясь на самодельных тренажерах из батарей отопления, а по ночам выходят из сумрака, отлавливая зазевавшихся «капеллистов».

Вот в такую обстановку попадает, едва сойдя с поезда, молодой человек Александр, проведший здесь детство, а затем отчаливший в культурную столицу. С ним — его друг и наставник Виктор. Оба уже достаточно окультурились и готовы нести свет в массы, точнее — идеи великого русского поэта Александра «Наше всё» Сергеевича Пушкина в головы местного быдла. Умело манипулируя враждой двух группировок и настроениями горожан, Александр и Виктор постепенно прибирают к рукам «Бивни» и изгоняют прочь «Капеллу». Поначалу всё это выглядит довольно невинно: марширующие по улицам отряды в одежде пушкинских времен, декламация стихов, культурные мероприятия, ночное патрулирование во избежание хулиганства. Но мало-помалу в газеты просачиваются словечки вроде «фюрер в бакенбардах», «пушкин-югенд». До общества постепенно доходит, во что превратилось безобидное общество ценителей поэта. Кто мог подумать, что фашизм можно построить даже на самой культурной и нравственной платформе? Ладно бы еще — коммунизм…

Центральный персонаж Виктор, которого играет его тезка Сухоруков, тот самый «фюрер в бакенбардах» — очень неоднозначная личность. Казалось бы, его стремление во что бы то ни стало навести в городе свои порядки диктуется исключительно амбициями, но в то же время огонек в глазах выдает, что идеи Пушкина для него — не пустой звук. Какие монологи он выдает порой, граммар-наци подписались бы под каждым словом!

- Чацкий-то как раз владел великим и могучим. Он умел смутить знатную чернь не видом голой задницы, а сильным, вдохновенным словом. А ныне это смешно, потому что не только прекрасные здания порушены — мозги порушены, вот что страшно.

Но признаем — диктатор во многом подобен шаману. Он должен верить в то, что говорит, иначе ему не увлечь за собой других. Полагаясь на поддержку наивных идеалистов вроде Александра, нетрудно сколотить крепкий костяк глуповатых, но мускулистых адептов режима, и совершенно неважно, какая идея лежит в основе: культурное наследие, национальное превосходство или что-либо еще. Главное при этом — изгнать диссидентов, заклеймив их предателями, а уж потом можно и позаимствовать у них парочку идей. «Капелла» частенько сверкала трусами, но делала это без какого бы то ни было идеологического подтекста. А вот если на трусах изобразить соратников Пушкина — это же совсем другой коленкор, судари!

В сухом остатке: у Мамина получился неплохой фильм, который, вопреки прогнозам тогдашних критиков, не ушел в забытье, став неактуальным. Кстати, где-то я слышала словечко «югенд», стоящее рядом с именем одного известного политического деятеля. Что бы это значило, а?..

17 августа 2012

Пушкин и тоталитаризм

Может ли А. С. Пушкин стать символом тоталитаризма? Казалось бы вопрос глупый, как поэт написавший «Во глубине сибирских руд храните гордое терпение…» может стать олицетворением несвободы? А ответ не так однозначен, при желании и соответствующем подходе можно и из любого поэта сделать символ несвободы и авторитарной власти. И уже вопрос не в том Пушкин А. С. это, Лермонтов М. Ю., а может Маяковский В. В., главное, в какое русло направить их творчество, на несение в массы доброго, вечного или сделать орудием личной власти и строками поэта прикрыть амбиции.

Режиссер Юрий Мамин снял гротесковую комедию на тоталитарное общество, все недостатки или достоинства выглядят гипертрофированно, где изначально свободу олицетворяла разнузданная «Капелла», а ретрограды были представлены туповатыми «Бивнями», а дальше показано как серой массой можно управлять, приложив идею и мозги. И тогда город вздрагивает от поступи «Клуба любителей Александра Сергеевича Пушкина», и власть санкционирующая создание клуба пушкинистов уже не может остановить «фюрера» литературоведов сметающего «мцырей» как конкурентов и политических противников, и шантажирующего саму власть. А люди, которых на фоне происходящего опрашивают журналисты, уже и не знают что лучше «Капелла» с сексуальными шествиями или диктующий волю «фюрер» Витя. Очень тонко Мамин подметил такие общественные аспекты как недовольство неизвестной свободой, и приветствие светлой идеи Пушкина, и первоначальную эйфорию от наведения «порядка» твердой рукой, и отрезвление от эйфории, когда приходит понимание сути происходящего. Актеры, занятые в фильме сыграли выше всяких похвал, Виктор Сухоруков («фюрер» Витя) задолго до «Брата» раскрыл свою харизматичность характерного актера, а Александр Лыков явил образ Штыря приспособленца идущего в кильватере силы, покинувший страну и снимающийся во Франции Александр Медведев в роли идеалиста показал тот электорат, который веря в чистоту идеалов, ведет к вершине, таких как Виктор, и нельзя не отметить Анатолия Журавлева в роли грубой физической силы поддерживающего таких «фюреров».

После первого просмотра этого фильма прошло достаточно много времени и с годами, когда я его пересматриваю, понимаю — ни методы, ни суть политических приемов не меняется, можно ходить с барабанным боем под любыми флагами и идеями, вопрос только в градусе объявленного властью террора, можно мягко с учетом демократических свобод, а можно методом 37 года, когда жернова перемалывают людей, невзирая на социальное положение, пол, возраст. Юрий Мамин снял не столько гротеск, сколько показал, куда могут завести самые лучшие побуждения, и не только «Майн Кампф» может стать символом мракобесия, но и великий русский поэт А. С. Пушкин. Жутко.

10 из 10

9 января 2012

О «Бакенбардах»

Ночь длинных тростей, или Кодекс Пушкина

Сюжетная основа фильма такова: двое молодых людей, два носителя Идеи — почитания гения Александра Сергеевича Пушкина, два столичных пропагандиста приезжают в провинциальный город за свежими последователями. Путем тонких манипуляций пушкинистам удалось собрать все неформальные объединения в свой мощный идеологический кулак. «Отряд не заметил потери бойца» — отряд не заметил, как из любителей изящной словесности вырос в военизированную и бакенбардированную шайку. Финал картины венчает шествие пушкинцев, разжалованных до маяковцев, и фраза — «Все только начинается».

Первое впечатление о фильме самое обманчивое. Я посмотрела его дважды: очень хороший, убедительный, логичный, в то же время фантастичный, красочный и сумасшедший фильм. Кому придет в голову снять такой ужасный памфлет на человека? Юрий Борисович Мамин сказал: я-де вам открою вашу сущность, сущность глупую, зависимую, ничтожную в своей ограниченности. Покажу, что вас можно и должно пасти как неразумное стадо, потворствуя первейшим вашим желаниям и порочным прихотям. Действительно, для смены одного убеждения другим пастухам стоило лишь кнутом преподать «Бивням» искусство палки, а «Капелле» — искусство нового массового юродства, катания на велосипеде в сюртуках. Неужели человек настолько слаб, что не в состоянии бороться с громадами сладкой, пусть и убедительной, лжи? Он потерялся в море этих сфер влияния, его носят из стороны в сторону прохладные информационные потоки.

В фильме есть множество приманок, PR-приемов, на которые ведутся действующие лица: яркие выступления идеологов; выделяющая, красивая и нехитрая атрибутика; акты массовой демонстрации своей индивидуальности — парады, игры с дубинками, художественная самодеятельность на основную тему; паломничество к «святым местам»; обустройство собственной штаб-квартиры с моделью идола.

Довольно грубо выглядит процесс вырождения PR в наглядную и незатейливую пропаганду. В романтическом прошлом остались декламативные ямбы и хореи. На смену им пришли скучная однозначность лозунгов, густая пена у ртов идеологов, жесткая система тотального подчинения.

Мне кажется, что природа любой социальной группы предполагает наличие идеи. Самые концентрированные мы называем религиями, и иногда, крайне неохотно, используем выражение «национальная идея». Декабристы топтали Сенатскую площадь за идеал новой, свободной России, народовольцы охотились за «Освободителем» во имя социализма, русские матросы потопили «Варяга» в Желтом море, защищая свое Отечество.

Наш век отличается тем, что не ставит свой последний луидор на zero, но по указке жадных выскочек жертвует прорве всю сумму медленно, отсчитывая каждый франк. В наш век невозможна социалистическая революция, однако процесс последовательной продажи всего, нами непосильно нажитого в прошлом, налицо. Мне кажется, что в России могут иметь влияние группы, подвязанные на национальные и религиозные идеи превосходства.

Где я в этой структуре? Пока на ведомой стороне.

16 октября 2011

Вот, он стал Пушкин, а мы — никто!

Третий фильм Юрия Мамина. В отличие от первых двух картин режиссёра, сценаристом выступил не Владимир Вардунас, а, дебютировавший на этом поприще, Вячеслав Лейкин. Какой же получился дебют!

Шманегин с Членским!

Уездный городок Заборск. Мирное сонное существование простых советских граждан нарушается с завидным постоянством. Нарушителей несколько. Первый из них — неформальная молодежная группировка «Капелла». Они яркие, оригинальные и брутальные. Они феерят, не уважая ни власть, ни простых людей. Они хоронят невинность, имитируют массовые расстрелы, устраивают вульгарные шоу посреди улицы и нарушают покой честной милиции прямо из камеры предварительного заключения. Самое обидное — с точки зрения закона это простое хулиганство и ничего поделать с этим нельзя. Вторые — качки из группировки «Бивни». Интеллектом они не обременены, поэтому всё свободное время качают мускулы, бьют «Капеллу» и всячески норовят угодить за решётку. Так бы продолжалось ещё долго, если бы…

… Если бы в родной город не вернулся молодой Александр и его новый друг Виктор. Они носят бакенбарды, костюмы, шейные банты, белые перчатки и трости с тяжёлым набалдашником. Трость — не просто часть имиджа. Трость делает маленького человека великим. Они цитируют Пушкина и хотят изменить мир. Заборск — подходящее место для начала «окультуривания» населения. Но может ли культура выйти за рамки? Юрий Мамин вместе с Вячеславом Лейкиным попробуют ответить на этот вопрос.

Жить нужно идеалами!

Идеалы, как и Пушкин, — наше всё! Но что будет, если произойдёт их подмена? Что станет, если Пушкина представить как заядлого дуэлянта, бабника и умелого фехтовальщика тростью? Что будет, если эти идеалы привить нескольким десяткам людей с помощью трости или цитаты. Что получится, если к власти придёт Фюрер с бакенбардами. Получится, как вариант, остросоциальная трагикомедия, которая будет актуальна во все времена. Ведь культура и бескультурье вечны и их постоянное столкновение просто неизбежно. Иногда и культуре полезно оголить кулаки.

Забавная получилась кинофантазия на тему Пушкина. Фанатичный Виктор Иванович уже окончательно запутался. Любое действие он трактует своим собственным «кодексом Пушкина», порой приписывая А. С. у самые фантастические действия. Не всегда понятно: действительно ли он во всё это верит или это просто инструмент манипулирования, который, на примере собственной фанатичности, становится очень заразным для окружающих. Виктор Иванович — собирательный образ типичного маленького человека, которому удаётся получить в свои руки власть. На его примере нам показывают, что ничем хорошим, кроме сумасшествия этого самого маленького человека, такие истории не заканчиваются. В этом свой символизм, ведь в те годы было более, чем достаточно, подобных «маленьких людей».

Никто, ничто и звать никак, а шляпу надел и личность.

Отдельных аплодисментов заслуживает идея реализации восхождения на трон. Метод «пушкинского окультуривания» — это, во-первых, смело. Не каждый педант оценит иронию над великим русским поэтом, что автоматически записывает каждого второго педанта в недоброжелателя фильма. Во-вторых. Это очень оригинально. Посмотрите сценку встречи клуба «АСП» и «Мцыри». По-моему, это просто гениально! В-третьих, это символично для своего времени, когда происходил наплыв чужеродных субкультур (яркий тому пример «Капелла» и «Бивни»). «АСП» — намёк на то, что у нас есть и кое-что своё, родное, историческое, о чём не стоит забывать и от чего не стоит отказываться. Ведь в противном случае можно получить и по башке. Да-да, Александр Сергеевич так делал постоянно! В наше время тоже происходит наплыв культур, пусть и других, но значения это не имеет и фильм настолько же актуален более двадцати лет спустя.

Кроме смысловой нагрузки фильм просто приятно смотреть. Очень ярко и нестандартно для своего времени в частности и для советского кинематографа в целом реализованы выступления «Капеллы. Это действительно яркие и неординарные шоу. Также на высшем уровне сделаны редкие музыкальные номера. Это целые пятиминутные шоу, не хуже современных дорогих видеоклипов. Видно, что Мамин подошёл к процессу с душой. А чего только стоят костюмы! Что может быть лучше, чем лицезреть колону в ногу шагающих «пушкиных»? Смотрел бы и смотрел. А лучше бы и сам прошёлся вместе с ними.

Казалось бы, что можно ждать от фильма с названием «Бакенбарды»? Многие сразу заподозрят, что перед ними настоящий шедевр? Я заподозрил и рад, что подозрения оправдались. Не забудьте посмотреть этот гениальный фильм. Виктор Иванович и его трость строго рекомендуют!

А на барабане у нас субъективные

10 из 10

1 июля 2011

Считаю «Бакенбарды» лучшим советским и российским фильмом, а Виктора Сухорукова — лучшим советским и российским актёром. Да и во всём мире, по моему мнению, Виктор Иванович тоже входит в первую пятёрку.

Фильм сочетает в себе сразу несколько жанров: он и крутой боевик, и потрясающе смешная комедия, и в то же время очень серьёзное кино с глубоким смыслом, заставляющее зрителя задуматься о многом. И в этом фильме собраны все плюсы каждого из этих жанров. «Бакенбарды» были актуальны тогда (в 1990 г.), но не менее актуальны и сейчас. Здесь наглядно продемонстрировано, что неадекватный фанатизм — это плохо, а любой замысел, даже самый лучший, может испортить неправильная реализация. Есть в фильме и отсылка к националистическому обществу «Память», очень известному в те времена. Помните, в конце фильма, когда «пушкинцы» схватили журналиста (его играл сам режиссёр Юрий Мамин): «А память? Память мы должны оставить?»

Отдельно хочется сказать про Виктора Сухорукова. Этот фильм стал для него триумфальным и показал, что он — актёр от Бога. И это была его первая большая роль в кино. До того момента — до 38 лет — отношения с кино у Виктора Ивановича не складывались: ему не предлагали больших ролей, и сначала Юрий Мамин не хотел брать его даже в «Бакенбарды», полагая, что главный герой должен быть моложе. Сейчас это кажется просто невероятным — для сравнения, это то же самое, как если бы А. В. Суворова прогнали из армии за профнепригодность. Но, к счастью, справедливость восторжествовала, и Виктор Иванович достиг заслуженного успеха. Где-то писали, что он стал популярным после фильма «Брат». Не знаю, не знаю: увидев «Бакенбарды» (в январе 1992 г.), я уже после этого воспринимал его как суперзвезду мирового класса.

Впрочем, в этом фильме не один Виктор Сухоруков, а все сработали на «отлично» — все, кто приложил руку к созданию фильма. Огромный им респект.

10 из 10

25 июня 2011

Сила на слом

Вот с трудом я обычно смотрю фильмы советского кинематографа. Однако «Бакенбарды» зацепили сразу: поначалу тем, что для конца 80-х это был весьма смелый шаг, затем интересом в духе «а как же все было?» и уже в процессе просмотра появился тот самый, киноманский интерес. Заявленный жанр немного удивляет — комедия. Да, конечно, здесь много иронии и тонкого юмора, но лично у меня не поворачивается язык назвать картину комедией. По сути это драма. Кино с юмористическими, сатирическими элементами, не личная, но драма целого поколения, целой страны, целой эпохи. Это история о том, как извращается, изменяется, направляется любая идея. Как бессмысленная сила обращается в нужном идеологам направлении и идет напролом. Так происходят перевороты, так начинаются войны, так воспитывается потребитель. Любую, самую просветительскую и гуманную идею можно направить против чего-то. Или кого-то. Крестовые походы. Вторая мировая война. Не зря в фильме звучит сравнение с гитлерюгендом. Помимо основной идеи фильм пестрит и другими актуальными мыслями. О псевдопатриотизме людей, малообразованных и едва осведомленных о русской литературе и истории — мне понравилась отдельно.

Я редко отмечаю актерскую игру, но не упомянуть сейчас Сухорукова было бы преступлением. Его мастерство потрясает, заставляет не просто верить, но и хотеть верить. Один из его первых монологов перед будущими пушкинцами — квинтэссенция эмоций. Его игра заставляет буквально за доли секунды перейти от улыбки к едва сдерживаемым слезам сопереживания и искренней его любви к Пушкину.

Итак, подведу итог: это фильм, который возродил лично во мне веру в советские фильмы, а уж это дорогого стоит.

8 из 10.

17 мая 2011

Очень даже оригинальный фильм отечественного производства, о котором к сожалению знают не так много людей. По телевизору я его точно не видел и только случайное упоминание на одном из сайтов посвящённых авторскому кино я узнал об этом фильме. А фильм в итоге очень даже философского содержания, есть там различные параллели как на политические доктрины, так и на философские течения.

Сам сюжет фильма изобилует интересными поворотами и логическими выводами, заранее предсказать каким будет конец не получится, слишком уж запутанно всё это. И если честно, у меня возникли ассоциации с фильмом Банды Нью-Йорка, конечно тематика совершенно разная. но какие моменты определённо угадываются, пускай и в Бакенбардах это порой выглядит куда ироничнее, чем в фильме с Ди Каприо.

7 из 10

Рекомендую к просмотру всем любителям оригинального и нестандартного кино, которые вызывает на определённые размышления, а в данном случае вообще бросает вызов любым крайностям нашего далеко не идеального общества…

10 января 2011

Пушкинизм

Юрий Мамин славится любовью к изучению болезней общества, его проблем, отклонений и всевозможных несуразностей. Возможно наиболее полно уникальный талант режиссёра воплотился в лентах «Фонтан» и «Бакенбарды». В первой, на примере дряхлой ленинградской многоэтажки, показан целый комплекс расстройств Советского Союза эпохи перестройки. Картина злободневна, заострена, в первую очередь, на реалиях того времени, от чего сегодня кажется своеобразным анахронизмом. Круг проблематики второй ленты стал уже, однако сложность, масштабность и значительность затронутых вопросов, делают работу актуальной и по сей день. Вопросы эти — существование молодёжных группировок и неформальных объединений, роль, место и содержание идеологии в обществе. Трагический XX век подготовил богатейшую почву для размышлений на эти темы. Опыт авторитарных и тоталитарных режимов, замешанных на идеологиях всех видов, коммунистической, нацистской, социал-демократической, консервативной и т. д. и т. п. лёг в основу ленты Мамина, не случайно возникшей на излёте советской эпохи. Картина как бы подвела некую черту, вывела некие итоги из политического опыта XX в., но одновременно и заглянула в будущее, предостерегла от повторения ошибок.

Итак, зададимся, вместе с авторами картины, вопросом, способна ли идея, пусть даже самая прекрасная и возвышенная, но возведённая в культ, доведённая до рамок идеологии, сделать общество и человека лучше? Картина отвечает нет, ни в коей мере, и убедительно это доказывает. Главные герои создают в провинциальном городке Заборске молодёжный клуб АСП (Александр Сергеевич Пушкин). Возвышенные идеалы, устремлённые вдаль глубокомысленные взоры, беседы о предназначении человека и личности, думы о судьбе многострадальной матушки России… Всё верно, разумно и благородно, да к тому же ещё и высококультурно, духовно. Но всё это оказывается лишь ширмой, прикрытием. Беседы о высоком сочетаются с отправлением естественных нужд. Забота о сохранении культурного наследия идёт рядом с абсолютизированным «русским традиционализмом», нетерпимостью иного искусства. Новых членов клуба пленяют вовсе не строки великого поэта, а фокусы, сопровождающие чтение стихов. Способность трости летать и быть «великолепным оружием» притягивают сильнее любых высоких помыслов, иначе говоря, внешние атрибуты подменяют содержание.

Вскоре АСП обрастает всеми признаками радикального милитаристского объединения: железная дисциплина, марши, хоровое чтение стихотворений, символика, ритуалы, культы, мифы, насилие, террористические акции, уничтожение несогласных и т. д. Аналогии с нацистами, фашистами, большевиками, ку-клукс-кланом и многими другими очевидны. Всё это, освещённое именем Пушкина, прикрытое, сведёнными до пропагандистских лозунгов, отрывками из его произведений, свободно развивается в маленьком Заборске, поддерживается властями.

Принципиальный момент — делают ли строки Пушкина членов общества его имени лучше, умнее, духовно богаче? Вовсе нет. Оказывается, что»… дум высокое стремленье» вполне естественно может сочетаться с торгашеством, попойками, мордобоями, изнасилованиями, «ночью длинных тростей». Пушкинизм оказывается ни чуть не лучше любого террора.

Но при чём здесь Александр Сергеевич?! Как Ницше, как Маркс он имеет весьма условную связь с творимым под его именем насилием, и это возможно главная мысль картины. Идеология, сочетаемая с диктатурой, террором, не имеет имени. Не зря в финале ленты, после разгрома общества Пушкина, мы видим его создателя во главе марширующей колонны нового общества. Шляпа и бакенбарды заменяются начисто обритой головой, элегантный костюм — жёлтой кофтой, был Пушкин, стал Маяковский. Какая в сущности разница? Изменился идол, кумир, идеология — осталась.

В одном из жарких споров картины, герой Сухорукова вдохновенно восклицает: «не только прекрасные здания порушены, мозги порушены, вот что страшно…» И действительно страшно. Когда «мозги порушены», готова почва для любого «-изма», от нацизма и большевизма, до пушкинизма и маяковизма, а значит не миновать угрозы терроризма и тоталитаризма. Лучше фильма Мамина это доказывает современность.

10 из 10

20 декабря 2010

Искусство сатиры. В наше время редкость.

Случайно мне попалось это Мамина творение, на тот момент не знал, что это автор таких картин как «Фонтан» (еще в детстве понравился), «Окно в Париж», «Праздник Нептуна», но увидев любимого актера Сухорукова решил посмотреть и остался доволен. На самом деле это особый стиль русской сатиры, едва ли увидишь западную сатирическую комедию хорошую, да и скорее всего она будет нам не так понятна как наше кино.

Фильм получился отличный даже не смотря на некоторое «безцензурье» в начале, было бы ошибкой отнести этот фильм к чернухе, обличающей все жалкое существование советского народа — кино совсем не про это. Скорее этим фильмом Мамин нас предупреждал о проблемах неформальных группировок с которыми в наше время уже с трудом можно сладить (скинхеды, сектанты и т. д.). Особенно когда те объявляют «ночь длинных тростей»!

Все таки нужно показывать такое кино, оно поучительно для нас, в отличии от того же сериала «школа» (там только лишь пропаганда всего самого плохого для молодежи).

11 июня 2010

Пушкин — наше всё!

Намедни довелось посмотреть удивительное творение Юрия Мамина `Бакенбарды`. Жанр заявлен, как комедия. На мой взгляд, это очень скромное определение для подобного фильма. `Бакенбарды` — совершенно безумная смесь фарса, сатиры, сюра и мюзикла, пропитанная довольно серьёзной идеей.

Действие фильма разворачивается в небольшом городке Заборске. Большая часть молодёжи города (в том числе и дети уважаемых родителей) является членами неформальной группировки под названием `Капелла`. Не имеющая определённой цели, `Капелла` бесчинствует на улицах: вызывающе одетые парни и девушки, потрясая плакатами, устраивают дикие спектакли, пьют, орут, буянят, чуть ли не прилюдно предаются разврату — в общем, таким негативным образом выплёскивают свою молодую энергию. Они берут массой — их невероятно много, жители Заборска опасаются их и стыдятся: но как водится, фактически ничего для этого не предпринимается, даже милиция не в силах справиться с беспорядком.

`Капелле` противопоставлена другая группировка — `Бивни` (туповатые качки), которые по ночам отлавливают членов `Капеллы` и жестоко их избивают, борятся с хулиганством не менее хулиганскими методами, так сказать.

В один прекрасный день в Заборске появляются два престранно одетых молодых человека с блестящими тростями в руках и пышными бакенбардами на лице. Это Виктор и Александр, основатели `АСП` (клуб любителей А. С. Пушкина), желающие, как минимум навести порядок в городке, и, как максимум — во всей России. Интеллигентным, литературно подкованным молодым людям, отлично владеющим своими тростями, как оружием и использующим в качестве речёвок стихи незабвенного Александра Сергееича — довольно быстро удаётся переманить `Бивней` на свою сторону и сделать из них настоящих `Пушкинистов`: они надевают плащи и шляпы, отпускают бакенбарды (неотъемлемый атрибут!) и берут в руки трости… Движение набирает обороты, любителей АСП — всё больше и больше, а сама группировка становится всё более мощной и агрессивной. И уже непонятно, кто опасней: разгульная `Капелла` или строгие `Пушкинисты`…

Питерский режиссёр наглядно продемонстрировал, что используя определённую, пусть даже и абсурдную идею, девизы и лозунги, а также имея во главе лидера — фанатика, можно сколотить банду несокрушимой силы. И народ последует — и глазом не моргнёт! Главное, правильно организовать свою деятельность: выбрать нужный момент, оказаться в нужное время в нужном месте… В нашей стране — это вообще `нормальное` явление.

Картина построена на хорошем `стёбе`: тут вам и мюзиклы, типа `Пушкин-блюза`, и марши под `Мой дядя самых честных правил…`, и соответствующая движению атрибутика: матрёшки `семья Пушкина`, плакаты с мускулистым поэтом, а уж трусы `неделька` с изображением друзей Александра Сергееича — заслуживают низкого поклона с непременным битьём чела об пол.

Сухоруков в роли одержимого лидера Вити здесь настолько на своём месте, что иного `Пушкиниста` и представить нельзя.

Вообще, `Бакенбарды`, снятые в неспокойном 1990 году, своего рода фильм — предсказание. Когда посмотрите — поймёте, о чем речь. Полезная картина. Рекомендую к просмотру.

8 из 10

17 ноября 2009

Баки

Кого выберем мы чтобы следовать вперёд? Того, кто любил Россию, того, кто был светилой, того единственного неповторимого Пушкина! Пушкина?

Фильм попал в точку, ничего не бывает просто так гласность, Горбачёв дал нам гласность, но есть и оборотная сторона медали.

Просто железного занавеса, наше «переменное» поколение начали беситься, будто как из бутылки «Пепси» полилась пена, пена свободы, пена безграничных возможностей, но как мы будем этим всем распоряжаться?

Возникновение неформальных движений, да это было и есть! Господин Мамин попал в точку, этим кричащим фильмом, что все устои рушатся под человеческой рукой, свободы нет, всегда есть лидер, который распоряжаться нашей свободой, всегда есть тот, кому именно это нужно!

Нужно, что у нас была видимость свободы, нужно чтобы было всё и нечего вместе.

Мамин — отличный режиссёр, и он искренне показал, во что это выльется!

Оценка — смотреть всем!

16 февраля 2009

Суперфильм Юрия Мамина!

Совершенно неожиданно, буквально на днях я столкнулся с этим шедевром. Очень хорошо, что такое кино бывает у нас. Все от сценария до великолепной игры актеров, работы художника, оператора, костюмеров! А сколько выдумки в декорациях.

А сколько В-ТОЧКУ-ПОПАДАТЕЛЬНОГО и предвидения? Ведь фильм сделан в 1989 г! Как можно было угадать этих «Пушкинистов»- нашистов, этих идейных преследователей ВСЕГО! И опять звучит «Пушкин — это наше ВСЕ» в связи с 209-летием со дня рождения. Ничего не имею против А. С., но ужасно, что Жирики, Шариковы и иже с ними в качестве лозунга могут взять все, что угодно и люмпен-толпа подхватит.

Так и хочется сказать: Будьте бдительны, смотрите «Бакенбарды»!

Жаль, конечно, что в остальных фильмах Ю. Мамин сильно сдал, особенно в минисериалах («Русские страшилки», «Горько»), но и за одни эти «Бакенбарды» — огромное спасибо!

9 июня 2008

Комедия Бакенбарды появился на свет в далеком 1990 году, более 34 лет тому назад, его режиссером является Юрий Мамин. Список актеров, которые снимались в кино: Виктор Сухоруков, Александр Медведев, Владлен Бирюков, Ольга Алабышева, Ольга Самарина, Анатолий Журавлёв, Елена Руфанова, Константин Комаров, Виктор Михайлов, Светлана Письмиченко, Алина Немченко, Георгий Клюев, Василий Аземша, Геннадий Бордачёв, Алексей Рыбин.

Страна производства - СССР. Бакенбарды — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.