Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сто солдат и две девушки |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Сергей Микаэлян |
сценарий: | Сергей Микаэлян |
видеооператор: | Владимир Ильин |
композитор: | Андрей Петров |
художники: | Борис Бурмистров, Евгений Гуков, Владислав Орлов |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
За мощной нравственной подачей материала с его противопоставлением плохой-хороший и низменный-одухотворённый, которая окрашивает восприятие фильма в цвета сопереживания, а естественные диалоги и реакции молодого пополнения придают хорошей жизненности сюжету всё же скрываются моменты поднятой, в годы краха СССР, волны разрушения и личное мнение авторов. По поводу «волны»: все «откровения» присутствующие в этом и других фильмах имели место ранее в других фильмах и в другое время, внезапно — 1942 год фильм «Фронт», 1943 год — «Антоша Рыбкин». Да, там эти «откровения» не так нажористы, но тем не менее они присутствуют и говорят правду во время событий, а не глубоко позже. Да и вспомним — на должности «главного кинокритика» «сидел» И. В. Джугашвили и в военное время навряд ли пропустил что-то невозможное в средствах массовой пропаганды.
Теперь по личному впечатлению участников войны. К сожалению человек находящийся в гуще событий на войне, переживающий все тяготы её лишений и потерь, видящий смерть накоротке — остро переживает все спорные орг. моменты, не зная общего плана. И в памяти у ветеранов остаются именно такие моменты — у их части. У других наоборот — только удальство и смешные моменты. И у всех — быт: как и что ели, где спали, как мылись, что одевали. Ну а уж моменты принципиальной и чистой честности и справедливости, даже в обычное время ценны и памятны любому.
Вот и у авторов, вероятно, остались в памяти — до конца их века — ужасы и кошмары войны, помноженные на подленькую сущность отдельных людей. К сожалению из их фильма мы не можем понять, как вообще-то победили? Откуда вдруг взялись «волкодавы» войны которые смогли одолеть крепости — КРЕПОСТИ, не обычные города — Кенигсберг и Данцинг всего по две недели на тот и другой? Да и Севастополь обратно отбили не за 283 дня. Где в фильме, хоть какие-то предпосылки на это? Или их не было? Тогда откуда взялись? Вот сидя месяцами перед неприятелем и не разведать где у него ОТ — это что? Из «таких хорошеньких» сотни солдат ни у кого не возникло и мысли об этом, не говоря уж о «интеллигентном» командире? Да его мало в штрафбат за это! Вот отдельно про штрафбаты: туда сводились только ком. состав, осужденный военным трибуналом со всего фронта. Один штрафбат, на один фронт. Состав — 800 человек, а не кучка 20 человек как показано в фильме. Дата формирования: не ранее приказа наркома обороны СССР N 298 от 28 сентября 1942 года. Действие фильма происходит ранее этого времени — летом 1942года. До этого приказа весь осужденный ком. состав, разжалованный до рядового просто отправляли на передовую в действующие части. Итак откуда взялись на этом участке фронта вместе собранные штрафники офицеры, в таком количестве и в такое время? Ещё возможно говорить о рядовом и сержантском составе собранном в то лето в ШТРАФРОТЫ, но и то приказ Народного комиссара обороны СССР N 227 только от 28 июля 1942. Так, что если поспешили с его выполнением, то возможно и были штрафники, но только рядового и сержантского состава. И вот на таких деталях начинает сыпаться весь мирок «виноватыначальники, трупамизакидали»..
В общем нет в фильме общей, объединяющей правды — а есть эпизод глупости от комбата, до рядового, в пределах одной роты и потакание «новому мЫшленнею» согласно очередному прогибу, в ущерб историчности. И как сам фильм восходит к предыдущим работам, так и являеться «благородным навозом» на которых взошли и «Утомлённые солнцем 2» и «Штрафбат» — уж какая почва, такие и вершки!
Хотя «верхние», эмоционально-духовные аспекты расставлены верно и показаны увлекательно, но картинка распадается при ближнем рассмотрении на натуралистические детали и детали окрашенные желчью характеров авторов о пережитых военных испытаниях.
7 из 10
14 апреля 2019
Фильм снят на волне перестройки. Может первые попытки ЧЕСТНО рассказать окопную правду, именно честно, а не в угоду «новым веяниям». Показать не отдельного героя, а срез, дать панораму разношерстных личностей, тех мальчишек-новобранцев, которые целыми классами после выпускного вечера уходили на фронт и из всего выпуска чудом возвращались двое-трое покалеченных навсегда оставившие свои души в этих окопах.
Повествование идет в основном глазами Али Буланиной (Майя Мелдере) чистой и не порочной комсомолки, которая выросла на романах про Павку Корчагина и Джека Лондона, пропитанная насквозь романтикой и верой в светлые идеалы чести, любви, правды. И это не гипербола, это поколение наших бабушек и дедушек, которые выросли на бурной стройке СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО и не прилипала к ним грязь и смрад. И она не одна такая, вокруг нее такие же не целованные, юные, где-то беззащитно романтичные, еще не умеющие воевать, способные только бежать и пытаться стрелять куда-то «туда», которые сгинули в ломке страшного сорок первого!
Окопная реальность не похожа на эти светлые идеалы, но эти молодые солдаты несут их в себе, а выделяющаяся уже тем, что она девушка, Аля словно конденсирует на себе и в себе этот посыл нравственной чистоты, того светлого образа, ради которого эти мальчишки и надели свои гимнастерки.
В войне вообще нет ничего человеческого и очень во многом она бессмысленна, в бессмысленных бомбежках, в не имеющих смысла жертвах, в атаках «для поддержания боевого духа», вообще сюрреалистична почти всегда для отдельного своего винтика, для отдельного солдата!
И наверно чудо, что наши дедушки после этой войны остались людьми, сберегли в себе человеческие доброту и любовь. Как и чудом оставшиеся в живых покалеченные главные герои, новобрачные без свадьбы и медового месяца.
Смотрите и помните о наших дедах и бабушках, о том, как досталась нам эта Победа, почему это ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА!
5 октября 2013
Я понимаю, что фильм очень легко раскритиковать. Во времена перестройки начиналось разоблачение советского режима, поэтому в фильме есть и плохой советский командир, посылающий солдат на убой под бомбёжку ради сохранения высокого «духа», и участие штрафбата в кровавой атаке, и кучи бессмысленно бегущих на единичные вражеские немецкие доты советских солдат и. т. п.
Тем не менее для плюсом является то, что режиссёр и сценарист сам принимал участие в Великой Отечественной войне и показал свои воспоминания и ощущения боёв под Ржевом. В съёмках принимали участие солдаты Ленинградского военного округа, автор фильма безусловно стремился воссоздать те же лица участников ржевских боёв, и я считаю, что это ему удалось, как и передать дух того времени.
В картине показаны невежественные и малограмотные солдаты, и интеллигентные, и разных национальностей. Тем не менее, малограмотные солдаты не настолько вычурны, как у Михалкова в «Предстоянии» или «Цитадели». Несмотря на некоторую малограмотность, для них не чуждо понятие чести, защиты родины и даже благородство, которое они проявляют при отношении к санинструктору Буланове.
Спилберг не стоял рядом с сценами боёв из этого фильма. И всё же они лишены пафоса, нет показушного обращения к какой-нибудь известной военной фотографии, как к «Комбату», и уж тем более не бросаются на позиции с черенками от лопат или с одной винтовкой на двоих.
Эффект увеличивает то, что мой прадед, неграмотный крестьянин, погиб в марте 1942 года где-то так на одной из таких новгородских «полянок».
»-Прошу представить меня к медали, к боевой награде!
-За какой такой подвиг?
-В атаку ходил!
-Все ходили — обычное дело.
-Никак нет, товарищ сержант. То что для всех обычно — для меня подвиг.»(с)
26 апреля 2012