Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Идеальное преступление |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Игорь Вознесенский |
сценарий: | Зиновий Юрьев |
видеооператор: | Анатолий Буравчиков |
композитор: | Марк Минков |
художники: | Евгений Канев, Феликс Ростоцкий |
жанры: | фантастика, детектив |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Мне очень жаль, что у фильма такой низкий рейтинг. В принципе замечательное кино. Подбор актёров, на мой взгляд — просто идеален. И каждый хорош. Нет ни одного, кто бы переигрывал или недоигрывал. Режиссёр из Москвы и актёры прибалты: получилась очень хорошая «гремучая смесь». Хотя здесь есть и русские и даже один грузин, фильм получился ну какой-то совсем не советский. Вообще у меня сложилось впечатление, будто я смотрю какой-то иностранный фильм с хорошо знакомыми нашими актёрами. Каждый тут на своём месте и каждый определённый типаж: и положительные и отрицательные роли. Саундтрек Марка Минкова вроде не затейливый, но подходит идеально: какой-то минорный и контрастный ко всему происходящему.
Если учитывать, что фильм вышел в 1989 году, на фоне бесчисленных и безликих «чернух», которые к сожалению только и выпускались нашим кинематографом в то время и которые в общем то и убили советский кинематограф, я поставил
10 из 10
хотя появись фильм лет на 10—20 раньше, во времена хороших советских фильмов, я бы такую оценку бы не ставил. И при этом всё довольно дёшево. «Москвич-2141» на фоне «заграницы» будущего немного впечатление портит, но я думаю, что это тоже от недостатка бюджета и вполне простительно. А в остальном, современным бы российским кинематографистам научиться так фильмы делать, при их то деньгах.
30 января 2017
К детективам в советском кинематографе было неоднозначное отношение. Их вроде бы и смотрели, но почитали за картины второго сорта. Если, конечно, это было не «Место встречи изменить нельзя» или комедии с лёгким криминалом, вроде «Берегись автомобиля» или «Кавказской пленницы». Каждый год выходил не один «Инспектор ГАИ» про наших жуликов или «Королева бриллиантов» про ихних воротил, сплетенных в единую кровеносную систему со всем буржуазным строем. В первых отмечались штатные артисты студий «Мосфильм» или имени Горького, не получившие у знаковых режиссеров роли Гамлета или Штирлица, во вторых прибалтийские товарищи с великорусской озвучкой добросовестно изображали прогнивших западных барыг и мафиози.
Режиссер Игорь Вознесенский старательно снимал и те, и другие вариации кинопреступлений. Нарушители исправлялись в «Признать виновным», постовые преследовали бандитов во «Внимание! Всем постам…», детской преступности отдана дань картиной «Где ваш сын?». Завершающим аккордом стал документальный проект «Криминальная Россия», где препарировались замыслы разных реальных Чикатил. Зарубежным нарушениям закона уделено внимание в «Фирме приключений» и «Идеальном преступлении».
Последняя картина снята, не мудрствуя лукаво, по отработанным Рижской киностудией штампам. Честный, и поэтому бедный, адвокат (Ремигиус Сабулис) расследует дело невинно осужденного клиента (Ромуальд Анцанс). Он, разумеется, выходит на спрута, запустившего свои щупальца и в мэрию, и в прессу, и в полицию и храбро бросает ему вызов. Наивная дочь преступного босса (еще не задумывавшаяся о карьере помощницы народного целителя Елена Проклова) и несколько честных самаритян оберегают по мере сил главного героя от преждевременной, до появления финальных титров, пули в голову. Каждый зритель, несомненно, поаплодировал отважной восьмидесятилетней пенсионерке в инвалидной коляске, револьверным выстрелом уложившего коррумпированного сержанта полиции на пороге своей гостиной. И отметил значимость газетного слова.
А так как на дворе уже переминался 1989 год, то создатели фильма даже раскрутили одну, уже безнадежно забытую фирму, на аренду двух компьютеров, работу которых гордо демонстрировали в картине. Например, в графическом редактором целую минуту инструментом «Ластик» торжественно стирали изображение лобной доли головного мозга. А ещё пошагово загружали фотографию и даже вводили текст корявой стилизацией под почерк. Правда, для этого в сценарий пришлось внедрить фантастический блок с электронным судом, что немного нарушило девственность чистого зарубежного детектива, но ведь компьютерные технологии того стоили.
Вроде бы, детективы во времена Советского Союза смотрели. Тем более, те, где ездили на «Мерседесах», пили кока-колу и курили сигары. Вот только в памяти они оставляли след, аналогичный теперешним «Скандалам. Расследованиям» или «Пусть говорят». Какая-то деталь, вроде шляпки подружки главного героя, всплывет иногда, к месту не к месту, да знакомый типаж заставит на секунду призадуматься. Конечно, если авторам удалось зацепить зрителя романтическим прыжком в пропасть («Мираж») или классической агата-кристиевской основой («Мышеловка»), то есть шанс избегнуть забвения. А, если, как в «Идеальном преступлении», сделать упор на порочность буржуазного государства, то итог предсказуем. Несмотря на то, что фильм неплохо уложился в жанр, и более-менее появляется на каналах отечественного кино, на его можно выйти лишь совершенно случайно. Сарафанное радио интернета на этой волне не работает.
7 апреля 2014
Фильм наталкивает на неоднозначные размышления. Как поклонник оригинальной повести хотелось бы вменить создателям недостаточное развитие волнующей составляющей многих сцен: главный герой, шарахающийся от собственных умозаключений и, на пару с читателем, мечущийся в развивающейся мании преследования во время продумывания и осуществления плана побега из своей невольной обители (которая, к слову, на экране вовсе не выглядит паноптикумом), в фильме заменен довольно хладнокровным героем боевика из словно вышедшим из многих прочих образцов киноискусства того времени (к тому же достаточно черствым, чтобы, в отличие от своего литературного предшественника, спаси умирающего Айвона своим присутствием в больнице:)). Впрочем, развитию паранойи бедного адвоката никак не способствует образ преследователей, которые почти всё время, кроме, пожалуй, последних минут картины кажутся, скорее, не хитрыми и расчетливыми представителями могущественной организации, а группой громил, всегда идущих напролом. Другими словами, в угоду актуальности сюжета веяниям времени в некоторых немаловажных аспектах пострадала адаптация, заметно снижая градус моего личного восприятия происходящего.
Справедливости ради стоит отметить, что основная концепция вселенной электронных судей, вырождающихся юристов и системы реабилитирующей социализации (асоциализации?) преступников передана на твердую девятку: чего стоит только сцена ужаса Измененного слуги профессора Ламонта в момент разламывания Рендолом куска мяса или контраст старого и нового Гереро. Также не подкачало отображение философии относительности добра и зла, пусть она и звучит из уст паиньки-профессора и боевой старушки, а не пронизывается тонким, но блестящим шилом через всех персонажей от тюремного надсмотрщика до самого главного героя.
В силу своей молодости, с моей стороны было бы слишком субъективно оценивать достойный кинопродукт той эпохи, ожидая от него всей полноты художественной передачи предшественников и последователей, не взирая на современные ему ценности. Моя оценка:
6 из 10
2 августа 2012
1989 год… время надежд, время Перемен. Начало новой эпохи суперкомпьютеров, искусственного разума и достижений нейрохирургии открывающих перед человечеством невиданные доселе перспективы.
На фоне этого, перед нами разворачивается сложная и динамичная по накалу детективно-криминальная история о деятельности мафиозных групп и преступных «сильных мира сего».
Несмотря на то, что Игорь Вознесенский, коренной москвич, снял этот фильм на киностудии имени Горького в Москве, приглашение на часть заглавных ролей представителей прибалтийской школы актерского мастерства автоматически перевели фильм в категорию «Прибалтийский детектив» наделив его большей степенью свободы в диалогах и раскрепощенности в откровенных сценах, добавив ему нуара, а не чернухи, в ряде мрачных сцен и «саспенса» в развитие сюжета…
Темы, освещаемые перед непритязательным зрителем, пришедшим посмотреть боевичок-детективчик, фильм, как мне кажется, раскрывает совсем нерасслабляющие.
Их перечень вообще способен был бы сформировать отдельный билет на кандидатском экзамене по философии:
Здесь и проблема нравственности в принудительном изменении психики людей, и оценка роли искусственного интеллекта в жизни общества и высота планки морали при соотношении величин заработка к величине причиненного зла…
В общем, если абстрагироваться от экшна, происходящего на экране, а ловить в диалогах смысл, и думать-думать -думать, начинаешь понимать, что в раннюю пору своего творчества, да еще и в такой нелегкий для страны период, автор выпускал продукт значительно талантливее, чем «Криминальная Россия» в его же исполнении середины 90-х годов…
Фильм занимает достойное место в ряду хороших картин, представительниц «советского детектива», хотя бы благодаря своей неоднозначности.. .
Пусть будет
7 из 10
7 мая 2011
Фильм смотрел в кинотеатре еще в советском прокате. Картина произвела очень хорошее впечатление. Интересна, в принципе, сама идея так называемого «идеального» преступления. Нельзя подкупить судью — сфабрикуем улики, обманем машину. Похоже, для злого человеческого гения, изобретательности и изощренности, главным мотивом которых служат месть, ненависть и корысть, действительно не существует преград. Но все же, как выяснилось, врага тут можно бить его же оружием, что и доказал адвокат Язон Рондол. В картине хорошо сбалансированы экшн и драматическая составляющая. Всего ровно столько, сколько надо. В связи с этим нельзя не отметить хорошую режиссерскую работу Игоря Вознесенского. Помню, что очень неплохое впечатление произвела и музыка Марка Минкова. Нет претензий и касательно актерских работ В частности, думаю, роль в этом фильме Елены Прокловой — одна из ее лучших. Понравились и собственно Язон Рондол в исполнении Римилиуса Сабулиса, а также Александр Вокач (которого я помню прежде всего по роли фон Вышимироского в «Двух капитанах»), сыгравший профессора Ламонта.
Отдельного упоминания заслуживают использованные в фильме компьютеры. В 1989 году смотревшиеся как чудо техники, к 2010-му они, скорее всего, заняли свои места в музейных коллекциях, На них сегодня не посмотришь иначе как с ностальгией. А компьютерная игра, в которую режутся санитары, наверняка уж и вовсе вызовет улыбку у сегодняшних знатоков и любителей современных крутых компьютерных игрушек. Но было, было…
До сих пор не собрался перечитать первоисточник, на основе которого был снят этот фильм — повесть Зиновия Юрьева «Полная переделка». Надеюсь в ближайшее время наверстать упущенное.
А фильму ставлю
10 из 10
3 апреля 2010