Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Брызги шампанского |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Станислав Говорухин |
сценаристы: | Станислав Говорухин, Вячеслав Кондратьев |
продюсер: | Владимир Москалейчик |
видеооператор: | Геннадий Энгстрем |
композитор: | Николай Корндорф |
художники: | Василий Щербак, Давид Виницкий, Сергей Воронков |
монтаж: | Нина Васильева |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Ещё один старый, советский, достойный значимости и важности темы Великой Отечественной Войны, фильм «Брызги шампанского» Станислава Говорухина, который он снял по повести «Отпуск по ранению» замечательного писателя, участника войны Вячеслава Кондратьева.
На первый взгляд бросается в глаза смысловое противоречие двух названий повести и фильма. Но это только на первый взгляд. Пехотного ротного лейтенанта Володьку, как звали героя его солдаты на передовой, получившего отпуск по ранению, поражает несоответствие жизни в тылу и на фронте, где полегла его рота, а он был тяжело ранен подо Ржевом, и здесь, в Москве, где, если нужным образом «подсуетиться», то можно устроить себе вполне безопасную и сытую жизнь.
Главную роль лейтенанта Володьки впечатляюще исполнил Алексей Бурыкин, будучи в те годы ровесником своего героя, двадцатилетним студентом Школы-студии МХАТ. За время своего двухнедельного отпуска по ранению, который провёл у матери дома, он встретился с друзьями и новыми людьми, увидел военную Москву, отличную от привычной, довоенной. Он, воевавший под Москвой и защищавший её, был возмущён услышав историю про 16 октября 1941 года, — день пика паники в городе. Его удивляют хорошо одетые и сытые молодые люди призывного возраста — завсегдатаи столичного ресторана, куда завёл его старый приятель Сергей, а ныне Сергей Иванович, коммерческий директор чего-то, которого играет Олег Меньшиков. И это всего в двухстах километрах от передовой, где льётся кровь ожесточенного Ржевского сражения. Но, в то же время, в той же Москве есть и другая жизнь и другие люди. Он видит молоденьких девчонок, вчерашних школьниц, добровольно идущих в военкомат, что бы остаться не в тихом и благополучном тылу, а скорее попасть на передовую, и принять участие в борьбе с врагом своей посильной помощью мужчинам. Очень сильным в этом фильме оказался драматический эпизод покаяния лейтенанта перед вдовой погибшего по его вине сержанта, где в нехарактерной для неё, но прекрасно сыгранной роли, я увидела Татьяну Догилеву.
Лейтенанту Володьке самому приходится решать стоящий перед всеми мужчинами вопрос степени личного участия в ожесточённой войне. Стремительно развившийся у него роман со студенткой Тоней, дочерью генерала, роль которой играет Антонина Венедиктова, даёт ему возможность воспользоваться предложением генерала продолжить службу у него, тем более что его тяжёлое ранение даёт ему моральное право на это. Тем более на этом настаивает его мать (Людмила Крылова) и особенно сама Тоня. Как лейтенант Володька решит это чрезвычайно важный для него и его близких вопрос вам предстоит узнать и оценить самим, посмотрев этот фильм (хотя лучше сначала книгу прочесть, особенно молодому поколению, никогда не слышавшему о таких событиях в Великой Отечественной Войне).
Абсолютно любой фильм, начиная от трагического и до комедийного, содержит рассказ о какой-либо человеческой истории, по степени понимания и интереса к которой можно судить об успешности фильма. Увиденная мной в фильме «Брызги шампанского», так называлось модное довоенное танго, история краткого отпуска по ранению лейтенанта Володьки, показывает реальную жизнь в военной Москве 1942 года, когда вражеские полчища уже откатились, но ещё не так далеко, всего лишь до Ржева, где на защиту столицы встали роты под командованием таких молодых лейтенантов, многим из которых не суждено было состариться.
Моё уважение к С. Говорухину, его замечательный фильм «Брызги шампанского», как и многие другие, ещё раз подтверждает его режиссёрский талант и безошибочный выбор достойной литературной основы для сценариев. Очень советую посмотреть этот фильм, тем более что, у меня есть ощущение, что его мало кто видел.
Вот всё-таки странно, что даже в дни празднования Дня Великой Победы не показывают такие фильмы по телевизору. Смотрим одно и то же. Да, хорошие фильмы, сильные, достойные, но мы их уже наизусть выучили. А ведь как оказалось, довольно много фильмов посвящено ВОВ, но о них мало кто знает. И это печально.
10 из 10
21 февраля 2018
Молодой лейтенант Володя после ранения подо Ржевом едет в отпуск к матери в Москву, где в разгар войны идёт почти мирная жизнь — очереди за водкой и пивом, рестораны для номенклатурной аристократии, вечеринки, девушки… Но Володе от этого слегка не по себе. А, может, и не от этого…
Прошедший незамеченным фильм Станислава Говорухина не то, что бы открывает нечто новое в военной теме — в конце концов, тема мирной жизни в войне всплывала и раньше, в Летят журавли или же в относительно недавнем к тому времени Человеке с аккордеоном, но все же стоит немного особняком.
Во-первых, потому что «тыловые крысы» показаны не в густо гротескных красках, а почти по-человечески. Всё-таки в военных фильмах всегда солировали фронтовики, а фон чаще выступал обрывочно, типично и бесхарактерно, даже в признанных шедеврах. Говорухин во многом его очеловечил, хотя и не без перекосов. Тут тебе и безымянные перебивающиеся случайной выпивкой и заработком инвалиды (Лев Борисов), и «золотая молодежь», далекая от осознания трагедии войны, воспринимающая ее большей частью витально, и лишившаяся жениха невеста (Светлана Рябова), видящая его едва ли не в каждом вернувшемся с фронта, и юная романтичная девушка-максималистка, ожидающая фронта как помолвки. Но два персонажа показаны ещё глубже — дипработник Сергей (Олег Меньшиков) и генеральская дочка Тоня. Во всяком случае, они выбиваются из своей среды. Первый является образцом естественного и социально поощряемого прагматизма, заставляющего трезво смотреть на своё место в действующем порядке — мир в тылу для него естественен, даже нормален. И он всеми силами старается убедить в этом Володю, казалось бы ещё не утратившем юношеского максимализма (в духе тех же «тыловых крыс»). Однако Говорухин разворачивает историю так, что Сергей, скорее, пытается убедить не друга, а самого себя и успокоить свою совесть. В известной мере тем же занимается и Тоня, принадлежащая, с одной стороны, к миру той самой золотой молодёжи, а с другой — с отцом и братом военными… Для неё раненый лейтенант — это не просто увлечение пришедшим с передовой и выбивающимся из привычного для неё ряда парнем. Это способ оставить в живых хоть одного вырвавшегося из мясорубки человека и тем искупить своё существование в тылу…
Вот тут пора ввести и вторую боевую во всех смыслах единицу — собственно лейтенанта Володю. Правда, возникает определённая сложность — то ли этот мальчик в исполнении Алексея Бурыкина плохо сыгран, то ли режиссёр задаёт высокую планку взросления своего персонажа, потому и делает пафосно невыносимой сцену в ресторане, почти пристегнутую постельную сцену и болтающуюся по ходу действия первую любовь (?) лейтенанта и его мать (хотя в финале она своей репликой озвучивает главный сюжетный поворот). Странно, что именно в этих сомнительных с художественной точки зрения эпизодах и появляется стремление парня выразить злость за свои мучения (отнюдь не физические), быть близким с неродным, но ментально пережившим схожее человеком и уйти от неприятных разговоров с близкими до войны людьми… Влюбленность для него и вовсе шанс избавиться от пережитого (папа возлюбленной — чин высокий, к тому же предлагается боевая часть), тем более что он-то вроде уже и заплатил кровью… Однако же оказывается, что и здесь есть ему укор. Неслучайно опасаясь именно этого, Володя откладывает встречу с вдовой товарища. Но поезд на передовую решает за него. Своеобразно повторяется лейтмотив Ростоцкого из «А зори здесь тихие» о старшине Васкове, несущем крест за 5 девчонок, и выражен в уходящем вдаль вагоне…
Говорухин и автор сценария-фронтовик Вячеслав Кондратьев дают два маяка для зрителя — город Ржев, ставший символом огромных потерь нашей армии, и танго «Брызги шампанского», в котором сквозит пьянящее мирное забытье. Нетрудно догадаться, что выберет лейтенант, труднее ему было делать этот выбор, тем более что вряд ли найдётся советский человек, не знающий великих строк Твардовского… О том и кино.
26 мая 2017
«Брызги шампанского» — одиннадцатая полнометражная лента Станислава Сергеевича Говорухина, для которого он сам написал сценарий по повести писателя-фронтовика Вячеслава Леонидовича Кондратьева «Отпуск по ранению», впервые напечатанной в 1980 году в журнале «Знамя». Повесть почти автобиографичная, потому что в 1942 году 132-я стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев, вела тяжёлые бои подо Ржевом. В апреле того же года был награждён медалью «За отвагу» за то, что в бою за деревню Овсянниково после гибели командира взвода под ураганным огнём противника поднял бойцов в атаку, при этом, лично уничтожив 12 немецких солдат и броском гранаты выведя из строя станковый пулемёт противника. В повести Кондратьев рассказал всё так как было на самом деле, когда за каждую сожжённую дотла деревеньку погибали порой десятки тысяч солдат, и окрестные поля были забиты «подснежниками», как называли тогда эти навалы трупов местные жители. «Я убит подо Ржевом…» Не случайно Александр Твардовский избрал для своей смертной темы подмосковный городок Ржев, возле которого были ранены и будущий писатель Вячеслав Кондратьев, и его герой лейтенант Володька.
«Долгие годы у нас не больно жаловали эту добытую с боем окопную правду. С каким яростным энтузиазмом науськанные высоким армейским начальством литературные стервятники клевали её — это, мол, «очернительство», «дегероизация», да и что вообще мог видеть солдат из окопа, кому интересна, кому нужна его приземлённая правда? А это была правда тех, кто на своих плечах вынес главную тяжесть жестокой и великой войны, заплатив за победу тысячами тысяч юных жизней. Окопная правда — это народная память о пережитом на тех смертельных рубежах, где между нами и врагом была лишь ничейная земля. И если молодые поколения, действительно захотят знать её, эту горькую и высокую правду, — пусть читают «ржевскую» прозу Вячеслава Кондратьева.» (Л. Лазарев) В самой картине о страшной «окопной правде» сказано немного: разговор с генералом «Как же так? Мы положили всю бригаду!..», которого нет в повести, и поведение лейтенанта, отлично характеризуемое всего одной строчкой из сцены в ресторане: «Но на Володьку уже накатило — такой обиды он не ожидал, и глаза начали наливаться кровью».
Действительно, фильм заметно отличается от традиционного «киновзгляда»: «Нечасто видели в Москве вот таких — прямо с передовой, обработанных и измочаленных войной, в простреленных, окровавленных ватниках, в прожжённых, заляпанных двухмесячной грязью сапогах… И на Володьку смотрели. Смотрели с сочувствием. У некоторых пожилых женщин появились слёзы, но это раздражало его — ну чего вылупились? Не с тёщиных блинов еду. Небось, думаете, что война — это то, что вам в кино показывали…» Станислав Говорухин, снявший десятью годами ранее великолепную картину «Место встречи изменить нельзя» (1979) прекрасно понимал, КАК нужно подавать видеоматериал, чтобы зрителя «пробрало» до печёнки. И всё же, при всём уважении к имени режиссёра, его работа выглядит эмоционально слабее, нежели первая экранизация творчества Вячеслава Кондратьева — «Сашка» (1982). Понимая, где был лейтенант, и что перенёс, не могу согласиться с его поведением в тылу.
Касается это и сцены в ресторане (с чего он решил, что все присутствующие — непременно «шкуры»?), и — главным образом — в отношении с любимой девушки, одноклассницы Юли (Наталья Щукина). Как-то слишком легко всё получается у Володи: целует одну, проводит ночь со второй, а потом оказывается в постели у третьей, при этом, до последнего откладывая визит к жене погибшего однополчанина. Подобное поведение характеризует героя далеко не с лучшей стороны. Мне кажется, Станислав Говорухин слишком «выборочно» подошёл к повести, сильно «обеднив» её, хотя поднятая тема, сама по себе, заслуживает глубочайшего уважения. «Иду туда — в изломанную рощу — рубеж исходный для атак, где быть убитым было проще, чем как-то раздобыть табак…» («Деревни русские…», Вячеслав Кондратьев, 1961 год).
«Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели. Кто в атаку ходил, кто делился последним куском, тот поймёт эту правду, — она к нам в окопы и щели приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском. Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают эту взятую с боем суровую правду солдат. И твои костыли, и смертельная рана сквозная, и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат…» («Моё поколение» Семён Гудзенко)
7 февраля 2016