Рейтинг фильма | |
IMDb | 8.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Анекдот |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Ефим Абрамов, Низами Мусаев |
сценарий: | Ровшан Агаев |
продюсер: | Айдын Имрани |
видеооператор: | Багир Рафиев |
композитор: | Джаваншир Кулиев |
художник: | Назим Гаджиев |
монтаж: | Тамара Нариманбекова |
жанр: | драма |
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 декабря 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 13 мин |
Фильм интересен запечатлённым набором шелухи заполнившей мозги населения 1\6 части суши к 1989 году. Постепенно, но наращивая усилия с 1984 года, кто-то целенаправленно разрушал всё возможное в понятийном (идеологическом) поле общества. Этот кто-то, будучи не на виду, обладал достаточным влиянием и ресурсом, чтобы внедрять постепенно необходимые паттерны в социум. Зачем? Для приобретения ещё большей власти, ещё большего влияния.
На роль такого «серого» кардинала вполне подходит персонаж Расима Балаева. В фильме он дан с обрезанным, не видным авторам функционалом. Достоверней, такой образ «решал», раскрыт в сериале «Чёрный ворон» — персонажи Архимед и особенно Шеров — более позднем, а значит имевшим большую базу для изучения уже свершившегося вопроса, утверждения таких персон во власти. Что персонаж Балаева, что Романцева существуют на стыках власти официальной и финансовой, у последнего показан больший круг взаимодействия — это: теневики и чиновники, иностранцы и силовики, торговцы и промышленники.
Взаимодействуя, весь этот «кагал» заинтересован был в воцарении себя любимых, без каких-либо условий и ограничений со стороны населения. И именно ими были начаты кровавые между-усобицы по всей стране. Степень кровавости которых зависела лишь от процента оставшихся «родимых» пятен капитализма или ещё пуще — феодализма, на конкретной территории, у конкретного населения, начавшим движение «вперёд» от «каббалы коммунизма» к «светлому» будущему, оно же тёмное прошлое.
Но авторы не видят прямой связи между таким решалой у них в фильме и «народным бунтом». При том, что документальные кадры волнений в Баку 1989 года, следуют сразу после вскрытия истинного лица хозяина города. Творцы реагируют эмоциональным протестом, вполне по подростковому. Поэтому и серьёзнейшие конфликты, им современные, разрубают лихо, на белое и чёрное — как это им представляется. Тем и ценен фильм — слепком умонастроений 15-18 летних, которые скакали против АЭС, пели о батюшке Ленине, разложившимся на плесень и на липовый мёд, пересказывали байки «Огонька» друг другу.
Подростковый бунт — как он есть, зафиксированный на плёнку. Ярко выраженное на отделение важных, требующие глубокого анализа и внимания явлений от упрощённого эмоционального видения — «за всё хорошее, против всего плохого».
Возможность воспитать умение видеть и анализировать, а не хотеть и чувствовать, была предоставлена, нашей страной, творческой интеллигенции в полном объёме — почти бесконтрольно, года с 1958-го. Вместо того чтобы воспитывать Советского человека = человека нового, гражданина будущего, наши творцы стали культивировать общечеловеческие эмоциональные чувства — причём каждый со своим пониманием их. Привнося в творчество себя — полностью, с «родимыми пятнами» — чего-там только не было, относясь к «заказным» работам по продвижению идеологии как к каторге — что опосредованно передавалась зрителю/читателю/слушателю, творчески лишь возбуждаясь, когда можно «засветить» своё личное я.
Так и получилось, что погружая социум в чувственно-эмоциональное, авторы обезоружили его перед эгоистично-собственническим. Мало-того культивировали его, выделяя его изображения в произведениях, создавая эмоционально-положительный ореол.
Вполне конкретные проблемы общества, авторы чрезмерно утрируют, попутно очерняя всё, до чего могут дотянуться.
Подобно пубертатному индивиду авторы отрицают всё, что сами же, ещё недавно и восхваляли. Двойственность нелогичная, непоследовательная, свойственная детству. И эта двойственность — мнений и действий, уже давно бурлила в среде 'властителей дум' (на деле же - культиваторов чувств), вырвавшись на волю, вот в таком всё-разрушающем виде.
За точный сборник всевозможной грязи и сумбура в смыслах общества 1989 года — конечно 8.
За отсутствие хоть малейшего анализа причин и следствий, в том числе и собственных действий авторов — 1.
4 из 10
2 октября 2024
Перед зданием горкома собрались жители нового микрорайона, в котором не оказалось канализации. В актовом зале здания комсомольские активисты готовятся дать отпор неформалам. В приёмной своей очереди ожидают руководители разных организаций. В то же время, в лифт заходят трое неизвестных…
Фильм очень необычный. Несмотря на то, что это драма, я давно так не смеялся. Интересно смотреть было до самого конца, создатели всё удивляли и удивляли. Невозможно было угадать, что будет дальше. Порой это не то сон, не то игра воображения или же бред сивой кобылы. Но, чёрт возьми, как это к месту. Когда уже почти привык к этим закидонам, герои вдруг перешли на французский… Вот уже и фильм кончился, но создатели и тут удивили, рассказав о самих себе в очень занимательной форме.
Не ожидал от азербайджанцев, знатно порадовали. Начало-то было так себе, беготня какая-то — шоу Бенни Хилла, не иначе. Однако это быстро прекратилось и началась серьёзная драма. Драма, но просто напичканная юмором. И кино совсем не кажется длинным, ибо не скучно. И актёры молодцы, ничего необычного, но все справились. Подвергся ли фильм цензуре, не ясно. Ибо фильм вовсе должны были запретить, а создателей расстрелять за антисоветчину (о чём они и сами говорят, в той самой концовке). Но СССР потихоньку заканчивался и фильм таки вышел.
10 из 10
20 октября 2018