Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Радиоболтовня |
английское название: |
Talk Radio |
год: | 1988 |
страны: |
США,
Канада
|
слоган: | «Слово может покалечить» |
режиссер: | Оливер Стоун |
сценаристы: | Эрик Богосян, Оливер Стоун, Тад Сэвинар, Стивен Сингулар |
продюсеры: | А. Китман Хо, Эдвард Р. Прессман, Грег Стрэнджис, Дайан Шнайер, Сэм Стрэнджис, Нил Уайзман |
видеооператор: | Роберт Ричардсон |
композитор: | Стюарт Коупленд |
художники: | Мило, Эллен Мирожник, Бруно Рубео, Дерек Р. Хилл |
монтаж: | Дэвид Бреннер, Джо Хатшинг |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 4000000 |
Сборы в США: | $3 468 572 |
Мировые сборы: | $3 468 572 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 декабря 1988 г. |
на DVD: | 13 января 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Очень талантливый, но столь же едкий и ершистый Барри работает на далласском радио, где ведет ночное разговорное шоу. Ему звонят разные люди, странные люди и он за словом в карман не лезет. Ему угрожают, его оскорбляют — что же, так ему даже интереснее. Он отвечает жестко, хлестко, бросает трубки, но люди любят слушать его, примерно как любят трогать языком больной зуб. Да, больно, но ничего не могут поделать и продолжают слушать, потому что он реально хорош.
Мне кажется, роль радиоведущего Барри- вершина актерской кинокарьеры Эрика Богосяна. Это, что называется, его лучший образ. Он сам написал пьесу, по которой Оливер Стоун снял фильм и ставил ее на Бродвее. Если вы заинтересуетесь настолько, что соберетесь посмотреть — смотрите пожалуйста в оригинале с субтитрами. Его голос — это нечто. Если сравнивать этот фильм с выпущенными годом ранее «Днями радио» Вуди Аллена — это будут при схожей тематике полностью противоположные полюса. У Аллена фильм из середины XX века, теплый, добрый и ламповый, как радиоприемники тех лет. У Стоуна же лезут наружу все черти, которые просыпаются в людях после захода солнца.
8 из 10
26 августа 2019
В середине 80-х годов прошлого столетия в неофициальный список топовых режиссёров вихрем ворвался Оливер Стоун. Вначале карьеры он снял парочку фильмов ужасов («Захват заложников» и «Рука»), но затем переквалифицировался в постановщики более серьёзный картин, которые вызывают всеобщее одобрение и уважение, особенно в среде критиков. Так впервые о Стоуне заговорили после военной драмы «Сальвадор» (1985), затем было положено начало так называемой «вьетнамской трилогии» лентой «Взвод» (1986), получившей высочайшие оценки. Оливер Стоун знал о чём снимал — он и сам был ветераном войны во Вьетнаме. Финансовая драма «Уолл-стрит» (1987) только укрепила позиции Стоуна.
И вот во второй половине 80-х выходит четвёртый по счёту фильм режиссёра, получивший название «Ток-радио» (известен ещё также, как «Радиоболтовня»). По своему внешнему облику он больше похож на пьесу, так как действие развивается в очень ограниченном количестве локаций, кроме того основным содержанием фильма являются диалоги. Диалоги эти происходят в ночное время, когда провокационный ведущий Барри Чэмплен принимает звонки от слушателей и вступает с ними в дискуссию. Барри Чэмплен довольно резкий ведущий, он не стесняется в выражениях, он практически издевается над своими собеседниками, высмеивая их в прямом эфире, условно говоря, каждый позвонивший может ощутить «плевок себе в лицо», потому что Барри не скупится на хлёсткие выражения и не прикрывается маской корректного и социально сдержанного гражданина. Тем самым, Барри заполучил армию поклонников и скандальную славу, но и врагов у радиоведущего стало немало.
Сценарий был написан Эриком Богосяном, который находился под впечатлением от убийства ведущего Алана Берга в 1984-ом году приверженцами расистской идеологии. Вначале эта история была подведена под театрализированную постановку и вышла в качестве пьесы. Но затем при посредничестве Оливера Стоуна «Ток-радио» было адаптировано под художественную экранизацию. Надо сказать, что Богосян в совершенстве овладел своим персонажем, ведь он ещё и играет главную роль в фильме, и никого не оставляет равнодушным: им либо восхищаешься за его характерную свободу мысли и слова, либо же ненавидишь, считая его позором от радиовещания. Можно ещё добавить, что Стоун и Богосян в образе Барри Чэмплена нашли друг друга, ведь сам режиссёр никогда не ставил себя в рамки и часто в своих фильмах открыто критиковал правительство. Что же, творчество может существовать и в таком виде.
По себе во время просмотра «Ток-радио» заметил один интересный факт: я замирал в ожидании, когда же главный герой снова будет беседовать со слушателями, но вот звонить такому человеку желания не было — с чего это вдруг захотелось бы быть униженным и оскорблённым? Прислушиваясь к Барри, отмечал, что доля правды в его словах имеется и он бы, наверное, сказал, что если боитесь этой самой правды, то можете меня не слушать, мне плевать на вас с самого высокого здания. Это было бы в характере Барри. И вот таким образом главный действующий персонаж становится весьма интересным, если не сказать интригующим, он никогда не повторяется, и пусть он хам, но хам не только свободомыслящий, но ещё и откровенный. До «Ток-радио» актёр Эрик Богосян у меня ассоциировался строго с фильмом «В осаде 2: Темная территория» (1995), где он сыграл главного злодея, но после «Ток-радио» Богосян представляется только Барри Чэмплен и никем иным.
И можно достаточно долго высказывать своё мнение по поводу основного персонажа и сыгравшего его актёра, но надо пару строк уделить и иным действующим лицам. Среди именитых актёров можно узнать Алека Болдуина и Джона К. МакГинли, исполнивших роли работников радио. Всё неплохо, со своими задачами справились, но ждать чего-то особенного от них не приходится, всё же в «Ток-радио» во главе угла находятся Барри и его эфиры. А вот Майкл Уинкотт прямо-таки поразил. Может он несколько и карикатурно воплотил образ недалёкого юношу, продукта своей эпохи, которому вряд ли предстоит найти хорошую работу и добрую семью, но этот персонажа был настолько выразительным, что вызывал немало крайне живых эмоций. После увиденного становится жаль, что Майкл Уинкотт так полностью и не раскрыл свой потенциал.
В общем, очень даже неожиданный фильм от Оливера Стоуна, который вне всяких сомнений заслуживает внимания. Вряд ли он кого-то оставит равнодушным, ведь у микрофона Барри Чэмплен, а он лишит девственности ваши ушки!
8 из 10
6 ноября 2017
Этот фильм по своей стилистике напоминает «Двенадцать разгневанных мужчин» Сиднея Люмета. А по своей сути, фильм перекликается с резкими обличительными одновременно ироничными и жесткими фильмами Лины Вертмюллер, да и вовсе с итальянскими комедиями 70-х.
Герой Эрика Богоссяна провоцируя своих радиозрителей раскрывает нерв агрессии, каждый раз неожиданно умея сгладить все углы. И всех это устраивает, ибо играя в конфликт люди снимают психологическое напряжение. Но, при всем этом герой не забывает о стороне политической. Захыватывая определенный срез общества наш герой не может не заметить и обострить некоторые проблемы.
Это, прежде всего — отчужденность, равнодушие, беспечность и агрессия к близким. В угоду публике, Эрик Богоссян занимает позицию шута, единственного человека при дворе, который может позволить себе называть вещи своими именами. И понимая свою исключительную важность он находится в перманентном одиночестве и фрустрации. Каждый раз вскрывая все более и более актуальные пласты социальных проблем, Богоссян не может предсказать итогов своего квеста. И это обстоятельство сближает его с Ленни Брюсом.
Мы будем с нашим героем на протяжении нескольких часов его жизни. И все это время наш герой практически непрестанно будет говорить. Это может утомить даже любителей политической истории, проводящих параллели между этим фильмом и курсом Рейгана. Наверное, тут можно было бы выжать нечто более яркое и эффектное, но Оливер Стоун также больший акцент уделит вопросам политическим. Тем самым, резко ограничив потенциал фильма.
При потере актуальности, этот профессионально сделанный и выверенный фильм оказывается никчемной «вещью в себе» лишенной онтологического дискурса, набором удачных импровизаций. То, что несколькими сюжетными ходами не только захватил, но и раскрыл Гиллиам в «Короле-рыбаке», тут «размазывается» на неполные два часа просмотра.
4 из 10
30 июля 2015
Что сказать об этом фильме? Из пяти — пять. Из десяти — десять. Оливер Стоун поставил его по пьесе Эрикa Богосяна «Ночной эфир», которая с большим успехом шла на Бродвее. Сам Богосян и исполнил в фильме главную роль. Стоит упомянуть, что картина была отмечена наградами на Берлинском Кинофестивале, фестивале «Независимый дух», а также получила премию ассоциации кинокритиков Чикаго и итальянского синдиката киножурналистов «Серебряная лента».
Основой для сюжета пьесы стало убийство радио-ведущего Алана Берга из Денвера, совершенное радиослушателем.
Актерский состав также впечатляет. Хочется выделить молодого Майкла Уинкота, второго «самого величайшего кино-злодея всех времен» и Джона МакГинли, которого Стоун снял минимум в четырех своих фильмах.
Фильм состоит не только из достаточно напряженного и статичного сюжета, но и из шикарнейших диалогов и монологов (прошу прощения, стенул один из них у одного из блоггеров, перепечатывать самому — это катастрофа), уверен, что счастливчики, узревшие театральную версию, были просто в экстазе:
«.. Верите или нет, вы чувствуете это лучше меня. Я хочу виселицы. Я — лицемер. Я взываю к искренности, а сам лгу. Я осуждаю систему, но одновременно лелею ее. Я жажду денег, власти и славы. Я жажду рейтингов и успеха. Я не насылаю проклятий на тебя или мир. Это правда. Я мог бы сказать «извини», но не хочу. Кто я? Кажется, публика спрашивает: «Кто ты такой, черт возьми?». Почему ты набрасываешься, как стая волков, Да потому что сам не могу взглянуть на то, что творю. Да, мир — ужасное место. Да, рак и загрязнение убивают вас. Да, война грядет. Да, мир катится в ад, и вы в первых рядах. Вы все зажмурились, но вам это нравится, не так ли? Вы очарованы кровавыми подробностями. Вы заворожены собственным страхом. Вы наслаждаетесь наводнениями и автомобильными авариями, непрекращающимися катастрофами. Вы счастливы, когда другие испытывают боль. И вот для чего я здесь, не так ли? Я здесь для того, чтобы взять вас за руки и провести сквозь темный лес вашей собственной ненависти, гнева и унижений.
Я делаю государственно-важную работу. Вам так страшно. Вы как маленькие дети под покрывалом. Вы боитесь буки, но не можете жить без него. Ваши страхи, ваши собственные жизни превращаются в развлечение. В следующем месяце, миллионы людей станут слушателями моей передачи, а мне не о чем с ними говорить! Замечательные технологии в нашем распоряжении. Но вместо того, чтобы достичь невероятных высот, мы проверяем, насколько низко можем упасть. Насколько глубоко в бездну сможем погрузиться. О чем вы хотите поговорит, хм?
О бейсбольном счете?
О домашних питомцах?
Об оргазмах?
Ваш пафос. Я ненавижу каждого из вас. Вы — ничто, абсолютное ничто. Ни мозгов, ни силы, ни будущего. Ни надежды. Ни Бога. Единственное, во что вы верите, это я. Что от вас останется, если у вас не будет меня? Я не боюсь, видите? Я прихожу каждую ночь, делаю свое дело, говорю о том, во что верю! Я говорю о том, кто вы такие. Я должен. У меня нет выбора. Вы меня пугаете. Я прихожу каждую ночь, довожу вас до слез, я оскорбляю вас, я уничтожаю вас, а вы возвращаетесь за новой порцией. Что с вами не так? Почему вы продолжаете звонить? Я больше не хочу этого слышать. Перестаньте говорить! Убирайтесь! Вы — кучка трусливых, бесхребетных, нетерпимых, дрожащих, пьяных, бессонных, параноидальных, отвратительных, извращенных, любопытных, непристойных звонильщиков. Вот кто вы такие. Ну и черт с вами! Мне не нужен ваши страх и тупизна. Не дождетесь! Не стану тратится на вас. Бисер перед свиньями. Если у кого-нибудь есть объяснение, зачем я говорю про…»
31 марта 2013
0:00. -Итак, на часах у нас уже полночь, в эфире — программа «Полуночник», а я, Бэрри Чэмплен, сижу в студии и жду ваших звонков, дорогие психи…
- Бэрри, меня зовут Джон, знаешь, я живу в Бронксе, так вот — вижу наркоманов каждый день и…
- Ты хочешь спросить меня о том, что я думаю насчет наркотиков? Думаю, если их запретить окончательно, продаваться они будут еще активнее.
- Но…
- Люди всегда будут колоться, а такие как ты их за это упрекать.
80-е были сложным временем для Америки: консерватор Рейган, установивший в Штатах свои порядки, сумел не то угадать, не то силой запечатлеть в мозгу обывателей стереотипные «идеалы». Снятый в конце десятилетия фильм Оливера Стоуна — слепок настроения этого времени. Бесчисленные звонки главному герою фильма, циничному и острому на язык, в полной мере раскрывают палитру эмоций и страхов американцев того времени. Основанный на реальных событиях сценарий Богосяна повествует о множестве важных вещей, которые актуальны по сей день… как бы это обыденно не звучало.
Слово может ранить, может убить. Эпоха информации в 80-е лишь зарождалась, возможность свободно высказать свое мнение в эфире еще казалась редкой, необычной, притягательной. Интернет еще не раскинул свои щупальца, низведя ИМХО гражданина до чиха или зевка — оно звучало остро, тревожно и резко, как кашель туберкулезника. Мнение, острое, резкое, прямо высказанное — вызывало резкое недовольство масс, осложненное общей человечесткой привычкой ставить во главу угла себя и нетерпимо относиться к другим: что поделать! так было, и так есть сейчас.
Чэмплейн — своеобразный пророк: слова его чаще всего режут слух, чем ласкают его, но они постепенно переворачивают сознание общества, ибо в них звучит правда. Естественно — своеобразная правда своеобразного пророка, который работает не столько на истину, сколько на рейтинг, на всемогущую заповедь «людям всегда нужно шоу». И как-то забывает, что самое грандиозное шоу — смерть того, кто посмел эту правду озвучивать.
В руках Оливера Стоуна театральная постановка стала замечательным фильмом, со свойственным режиссеру буйством красок, жестким монтажом, ухищрениями операторской работы. Но все же текст Богосяна в его собственном исполнении царит над всем, завораживает зрителя, придавая ленте интимный, камерный, доверительный характер. Оторваться невозможно, вплоть до последнего, прошибающего до дрожи монолога и ввергающего в состояние приятного шока финала.
Фильм «Ток-радио» похож на тонкий троллинг: нехитрая мораль о насквозь прогнившем обществе подается в нем одновременно и метафорически, и открытым текстом, что называется в лоб. Трагично-ироничная история про нежелание слушать правду, ставшая лучшим фильмом Стоуна. Почему? Да потому что это правда.
16 апреля 2012