Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мертвая хватка |
английское название: |
Baxter |
год: | 1988 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «Beware of the dog who thinks» |
режиссер: | Жером Буавен |
сценаристы: | Жак Одиар, Жером Буавен, Ken Greenhall |
продюсеры: | Патрик Годо, Ариэль Зейтун, Дэниэл Дешам |
видеооператор: | Ив Анжело |
композиторы: | Марк Хиллман, Патрик Роффе |
художники: | Доминик Малере, Вероника Мелери, Жан-Паскаль Шалар |
монтаж: | Мари-Жозе Одиар |
жанры: | ужасы, комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 января 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
«Я Бакстер. И жизнь у меня собачья. Дома я сижу на цепи, а выводят меня только на поводке. Хозяйка боится меня. Я чую запах ее страха. Она думает, что я сошел с ума. А ведь я хороший мальчик. Я думаю, без людей моя жизнь была бы куда лучше. Мне не нужны люди…»
После просмотра данного фильма, в голове моей возникла мысль, «а что если моя собака строит планы против меня?» Но посмотрев ей в глаза, я понял, что ничего зловещего на данный момент ей в голову не приходит. По крайней мере, пока… чего не скажешь про глаза-бусинки Бакстера. Сначала, наш четвероногий индивидуум смотрит на зрителей своими черными маленькими глазками, которые выражают лишь боль, страх, грусть… Но потом, посмотрев в глаза Бакстера чуть дольше, можно увидеть жестокость, хладнокровность. Фильм «Мертвая хватка» крайне оригинален, не часто можно увидеть фильм, где «главный герой»- пес. Причем заметьте, настоящий пес, а не какой-нибудь компьютерный, плюшевый или пластилиновый! И это еще не все, этот бультерьер ведет со зрителями разговор на философские темы! Впрочем, если бы в фильме отсутствовал мальчик-флегматик, Бакстер был бы единственной персоной, которая возбудила во мне удивление… Ан, нет! Мальчик удивил меня еще больше. Этот маленький негодяй (негодяй — слабо сказано) поклоняющийся Гитлеру, действительно разжигал во мне злость, такого гада я в жизни не видел, это значит, что мальчик превосходно справился с ролью главного злодея в фильме. Но, мне кажется, лучше всех в фильме сыграл пес.
«Мертвая хватка»- невероятно простой на первый взгляд и совершенно иной если вникнуть, понять… этот фильм не для широкого круга людей и таким останется надолго. В конце, я лишь хочу выразить благодарность режиссеру, что снял такое необыкновенное кино, композиторам, написавшим саундтрек точно подходящий к напряженной (в некоторых моментах) атмосфере фильма, оператору, за великолепную съемку, сценаристам, монтажеру, актерам и конечно же — псу Бакстеру, без которого, фильм был бы не таким интересным и волнующим!
10 из 10
P.S. «Beware of the dog who thinks»
14 августа 2011
Крайне необычное кино, к сожалению, не получившее, пока, должной известности. Среди имён создателей знаменито лишь имя сценариста Жака Одияра, впоследствии ставшим крупным европейским режиссёром («Пророк», «Читай по губам»).
Бакстер. Так звучит оригинальное название, такова кличка рассказчика и главной действующей морды фильма — милого бультерьера, склонного к логическим умозаключениям проистекающих из «неестественных» мыслей. То, что Бакстер — животное и у него, где у людей лицо, морда — самой собой разумеется. Но абсолютно все «человеческие» персонажи здесь тоже не имеют лиц. А если сравнивать их жизненную философию со своеобразной циничной логикой пса, то и на ярлык морды они рассчитывать не могут.
Далеко не первый фильм, в котором природа человеческого самосознания как хозяина мира сравнивается и противопоставляется узкому рефлекторному мышлению более низкого, по развитию, организма. Обычно в таких случаях человек остаётся в дураках. Не то, чтобы это отражало реальное положение вещей, но зато лучше воздействует на «катарсические» мышцы. Однако, «Бакстер» задавший с первых минут тон чёрной комедии по ходу действия, превратившийся в жестокую бескомпромиссную драму, говорит об иных вещах. Новаторство и неизбежная сложность восприятия в том, что пёс не противопоставляет себя двуногому социуму и не строит из себя нуарового циника, пользуясь волшебным допущением авторов, подаривших ему внутренний голос. Он не осознаёт и не понимает природы своих желаний и рефлексов. Он не функционирует на контрастах, хоть и мыслит себя автономно. Наличие людей для него такая же неприятная неизбежность, как инстинкт размножения. Поэтому он учится получать удовольствие от их внимания, позволяя собачьим рабским идеям брать вверх над осознаваемым индивидуализмом. Дело осложняется тем, что в хозяева ему достаётся прилежный подросток фанатеющий от Гитлера, которому нужен не ласковый щенок, а настоящий убийца.
Время в картине условно. Нет ни одной ярко выраженной приметы, по которой можно было бы определить года действия. Единственная дата — упоминаемый эпизод самоубийства Гитлера и Евы Браун, отправивших с собой на тот свет любимых собачек. Всё. Мы знаем, что была война и она закончилась. Но вот насколько давно она была.… Это могут быть 50-е, 80-е (когда вышел фильм) или нулевые годы. Пригороды в Европе будто законсервированы и обречены, быть раем для злодейств подростков, пробуждения самосознания у животных и тотального отупения обывателей.
Совершенная композиция менее чем за 1,5 часа демонстрирует нам детство, молодость, зрелость и старость разнообразных эпизодических персонажей функционально сливающихся в одну отдельно взятую скучную судьбу, возрождаемую из поколения в поколение. И лишь двое не хотят играть по правилам, выстраивая собственную модель миропонимания не сопоставимую с царством окружающей серости. И нет ничего удивительного, что одна из этих моделей фашистская, а другая иезуитская («цель оправдывает средства»). Неудивительно, что между их носителями возникает духовная близость. Но интересы рефлексирующего пса — гедониста неизбежно вступят в противоречие с воззрениями маленького фюрера. И один из них, с такой же неизбежностью, будет жестоко убит. Убит для того, чтобы оставшийся мог вписать свою шальную индивидуальность в естественный круговорот социальных явлений. Он станет частью очередного цикла, который, как нам известно, ведёт к очередному перерождению жестокости, халатности, самолюбования.
Когда количество изображённых на экране моральных уродов в скорлупках добродетельных буржуа переступает черту появляются монстры вроде Гитлера. И что прикажете делать в такой обстановке маленькому Бакстеру, который и всего-то хочет, что бегать по лужайкам и нюхать землю? Что делать Бакстеру, главным несчастьем, которого было родиться собакой с генетической установкой подчинения человеку? Конечно же, жить как человек. Тогда, авось, пронесёт. Но, если Бакстеру не захочется плясать под глумливую дудку недоростка садиста? Что, если он задумается и вспомнит другой генетический код? Возможно ли это, вообще…
Обманчиво простой, без сцен насилия, но мощный по атмосфере и жестокости фильм, ключ к которому сразу не подберёшь. Только досмотрев до конца удивительный рассказ философствующего пёсика, можно выражать мнение по поводу обоснованности необычной морали этой шедевральной истории.
10 из 10
4 декабря 2010